ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 4. Административное право
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки
3. Понятие и принципы государственного управления
Соотношение понятий «государственное управление» и
Теории государственного управления
Модуль 4. Административное право
Виды субъектов административного права
Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Модуль 4. Административное право
Федеральные органы исполнительной власти
Модуль 4. Административное право
1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих
Модуль 4. Административное право
Юридический состав административного правонарушения
Понятие и основные черты административной ответственности
Модуль 4. Административное право
Понятие административных наказаний, цель их назначения
Вместе с тем, существует перечень правонарушений, за которые указанные выше лица несут административную ответственность на общих с другими гражданами основаниях.
Это: нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения пожарной безопасности вне места службы, административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, некоторые другие правонарушения.
К лицам, совершившим перечисленные правонарушения, могут быть применены меры административного наказания, предусмотренные Кодексом. За некоторыми исключениями – в виде административного ареста, несовместимого с несением военной службы, и штрафа, не применяемого к военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Находясь на территории России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны
соблюдать правила, установленные для граждан РФ и российских юридических лиц.
На иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также на лиц без гражданства распространяются нормы Особенной части КоАП РФ, за исключением ряда норм, согласно которым ответственность могут нести только российские граждане и организации (например, за нарушение правил воинского учета и др.).
Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства обязаны строго соблюдать установленные именно для этих лиц правила миграционного учета, т.е. учета их перемещений, связанных с въездом в
Россию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России.
В КоАП РФ также включены нормы, предусматривающие ответственность только иностранных граждан, юридических лиц и лиц без гражданства. КоАП РФ предусматривает специфическую именно для иностранных граждан и лиц без гражданства меру административного наказания – административное выдворение за пределы Российской Федерации. КоАП РФ решает вопросы иммунитета иностранных граждан от административной юрисдикции Российской Федерации.
При этом дается отсылка к федеральным законам и международным договорам РФ. Согласно нормам международного права и основанным на этих документах двусторонним международным договорам Российской Федерации к административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала, члены их семей.
Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей. Иммунитет от административной юрисдикции
РФ распространяется также на полномочных представителей международных организаций универсального характера (ООН, ее специализированных учреждений и др.).
КоАП РФ предусматривает специальную ответственность также для собственников (владельцев) транспортных средств. В случае фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи к ответственности может быть привлечен собственник (владелец) транспортного средства.
Сообщение собственником (владельцем) транспортного средства либо подача им заявления о том, что в момент фиксации административного
правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, является основанием для проведения проверки содержащихся в сообщении или заявлении данных.
Подтверждение указанных данных является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении названных в сообщении или заявлении лиц и прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении собственника (владельца) транспортного средства.
Субъективнаясторонаадминистративногоправонарушения– это психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.
Обязательным признаком субъективной
стороны является вина.
Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения.
В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности ст. 2.2 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения. Одни правонарушения могут совершаться только умышленно, другие предполагают только неосторожную вину. В то же время есть немало правонарушений, которые могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
В статье 2.2 КоАП РФ раскрывается содержание признаков обеих форм вины: умысла и неосторожности. Наличие умышленной вины необходимо во всех случаях, когда лицо привлекается к ответственности за правонарушение, совершаемое только по умыслу.
В статьях КоАП РФ прямо указывается на ряд составов административных правонарушений, наказуемость которых наступает лишь при наличии умышленной вины (умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму - ст. 5.14; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - ст.
7.17 и др.).
В подавляющем большинстве случаев вопрос об осознании противоправности совершаемого умышленного действия не встает, поскольку обычно речь идет об очевидно недопустимых действиях, о противоправности которых широко информировано население.
В материальных
составах административных правонарушений умышленная вина, кроме осознания противоправности совершаемого действия или бездействия, включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям.
Лицо предвидит эти последствия и желает их наступления, либо сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично.
В зависимости от волевого момента различают прямой умысел, когдалицожелаетнаступленияпоследствий,икосвенный,когдаонолишьсознательно допускаетих наступление.
Неосторожнаявинасостоитвтом,что,совершаятоилииноедействие, лицо, как правило, не осознает его противоправности, но должнобылоимоглоэтоосознавать.
Различаютсядвеформынеосторожнойвины:
-
легкомыслие– это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, -
небрежность – непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.
Для выяснения, должно ли было лицо предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, необходимо установить объективные условия, в которых оно находилось.
Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития, как, например,