Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие музыкально-слушательской культуры на уроке музыки происходит в собственно музыкальной деятельности. В процессе музыкально-слушательской деятельности у школьников развивается эмоциональная отзывчивость, воображение, музыкальный слух, память. В процессе музыкально-слушательской деятельности на уроках музыки, наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Были проанализированы учебные программы по музыке, в ходе которых выяснилось, что все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.

В рамках рассмотрения развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, рассмотрены психофизические особенности и познавательные возможности

Наряду с активным развитием таких психологических особенностей, таких как память, воображение, мышление и т.д., происходит развитие творческих способностей ребенка, в том числе, музыкальных. Развитие и совершенствование основных, специальных музыкальных способностей, происходит в данном возрасте в первую очередь на уроках музыки в школе

Одной из проблем музыкального образования младших школьников является развитие слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально-слушательская культура подразделяется наследующие компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Разработка программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы музыкального образования детей, способствующие развитию музыкальной культуры ребенка


Одним из главенствующих видов деятельности в процессе урока музыки является музыкальное слушание, которое по праву считают популярным видом музыкальной деятельности, способствующий многогранному, полноценному развитию музыкальных способностей учащегося.

Пояснительная записка

Музыкально-слушательская деятельность занимает важное место в системе образования. Слушание развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает музыкальный кругозор, служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей. Во время обучения, дети знакомятся с лучшими образцами современной музыкальной культуры, образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, образцами патриотических песен учатся понимать и анализировать музыку.

Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать нетрадиционные формы уроков: лектории, концерты, театральные представления, творческие проекты, экскурсии в музеи, выставки, театры, концертные залы и т.д.

Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников.

Методологической основой программы являются современные концепции в области музыкального образования младших школьников на уроках музыки, формирования музыкально-слушательской культуры, возрастной психофизиологии.

Программа по учебному предмету «Музыка», разработана для учащихся 2 класса. Занятия по предмету «Музыка » проходят 1 раз в неделю по 45 минут.

Актуальность программы.В процессе обучения необходимо создать музыкально-педагогическую среду, благодаря которой стала бы возможной максимальная комплексная активизация мотивационного, эмоционального, познавательно- интелектуального, оценочного и деятельностного компонентов музыкально-слушательской культуры детей в их взаимосвязи, инициируя своеобразный «духовный диалог» между учащимися, учителем имузыкой.


Каждый из уроков должен представлять собой постепенное увеличение уровня сложности учебного материала и доли самостоятельности младших школьников в их учебной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы в ходе обучения наблюдалось преобладание творческого компонента в работе учащихся и учителя.

Основной целью представленной программы является развитие музыкально-слушательской культуры как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников.

Задачи:

- развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.

- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;

- использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

- стремление к получению новой информации;

- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;

- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

- развитие художественного вкуса и общей культуры личности;

Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения,);

- творческий метод - используется в данной программе как важнейший


- метод эмоциональной драматургии (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

-метод смыслового видения;

-метод жизненных ассоциаций;

-метод отождествления;

-метод импровизации;

-метод художественного движения;

-метод музыкальный театр; 

-метод пластическое интонирование; 

- метод художественного, нравственно-­эстетического познания произведений искусства;

-метод музицирования

-метод моделирования художественно-творческого процесса;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод образного видения;

- метод игры;

-метода смыслового видения;

-метод семантической «картины» стиля/рода;

-метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения;

-метод музыкального «алфавита значений»;

-метод наведения;

-метод перспективы и ретроспективы;

-метод музыкального обобщения;

-метод проектов;

-зрительный метод;

-метод сравнения;

В ходе проведения уроков необходимо, на наш взгляд, соблюдать следующие принципы:

- целесообразности,

- целостности,

- структурности,

- иерархичности,

- динамичности,

- открытости.

Форма проведения учебных занятий

Обучение осуществляется путем проведения уроков музыки.

Срок реализации учебного предмета

При реализации авторской программы, продолжительность учебных занятий на один год обучения составляет (34 ч).

Материально-техническое обеспечение:

- ноутбук, проектор,

- интерактивная доска;

- интернет-ресурсы.

Рассмотрев составляющие факторы по созданию программы развития музыкально-слушательской культуры школьников, мы представили содержание учебно-тематического планирования.

Учебно-тематическое планирование





п/п


Раздел


Темы урока


Основные виды учебной деятельности


Музыкальный репертуар

Используемые методы на уроках музыки


Дидактический материал

1

Россия- родина мать



Россия-родина моя

Мелодия как средство музыкальной выразительности.

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки.

Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.


М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

-метод междисциплинарных взаимодействий

-метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения

-творческий метод

- метод игры

Портрет М. Мусоргского, презентация по теме урока, музыкальный центр.

2

Здравствуй, Родина моя!

Моя Россия.

Куплетная форма. Запев. Припев.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него, воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово,

пластическое интонирование


Г. Струве «Моя Россия»,

Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!».

-метод музицирования

-метод «пластическое интонирование»


Загадки о родном крае

Иллюстрации к музыкальным произведениям.

3




Символы России (герб, флаг, гимн).

Рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края.

Знать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.

Узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради, анализировать стихотворения о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. 

Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность идеятельность своих сверстников.



Гимн России.

 Патриотическая песня М.Глинка

-метод наведения

- метод музицирования

-метод музыкальных размышлений

- метод сравнения

- творческий метод
- метод музыкального обобщения

Видеофрагмент «История России», альбомные листы для творческого задания «Символика моей страны», стихотворения о Родине.

4

День полных событий

День, полный событий.

Музыкальные инструменты (фортепиано).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.Раскрытие внутреннего мира, через музыкальные интонации и образы, знакомство с элементами музыкальной грамоты. Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

 Узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков.


С.Прокофьев «Детская музыка»,

П.И.Чайковского

«Детская музыка».

-метод эмоциональной драматургии

- метод игры

-метод жизненных ассоциаций,

-метод интонационно-стилевого постижения музыки

-метод слушания музыки»

- метод музыкального обобщения

Загадка об инструменте фортепиано.

Презентация «История возникновения инструмента фортепиано»

5

Природа и музыка.

Прогулка.

Знакомство с творчеством русских композиторов – классиков. Выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы.  Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки.

сопоставляя их объекты.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и природы.


Утро-вечер С.Прокофьев

Прогулка С.Прокофьев,

Прогулка М.Мусоргский

 

-метод жизненных ассоциаций

-зрительный метод

- метод моделирования художественно-творческого процесса

-метод игры


презентация по теме урока,

Видеофрагмент по теме урока, музыкальный центр


6

Танцы, танцы, танцы.

Умение определять основные музыкальные жанры (танцы),

Развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов.

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

«Камаринская», «Вальс», «Полька»

П.Чайковский

«Тарантелла» С.Прокофьев



- урок путешествие

-метод музыкального обобщения

-метод художественного движения

-метод игры

презентация по теме урока,

видеофрагмент «Танцы»


7

Эти разные танцы, танцы, танцы.

Расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки, конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов.

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского


-словесный

-наглядный

-метод импровизации 

- метод эмоциональной драматургии

-творческий метод

презентация по теме урока, музыкальный центр


8

Эти разные марши.

Звучащие картины.

  1. Основные музыкальные жанры: марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт. Расширенные представления о маршах, их стилистических особенностях и различиях. Соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов.Формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).

  2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

  3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки.

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

«Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев

словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности

-метод импровизации

-метод музыкального обобщения



Рассказ – фантазия«Что можно увидеть, слушая музыку?». Презентация по теме урока

9

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Знакомство с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.

Находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении.

Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства,

Развивать интерес к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слу-шаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой де-стельности.


«Нянина сказка»,

«Мама» П.Чайковский

«Сказочка» С.Прокофьев

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

-метод сравнения

-метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения

-зрительный метод

Презентация по теме урока, альбомные листы для творческого задания «Портрет мамы»

10




Обобщающий урок


Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности.

Владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

Песни, изучаемые в 1 четверти


-творческий метод

-музыкальный концерт

Презентация по теме урока.

11

О России петь – что стремиться в храм

Великий колокольный звон.

Звучащие картины.


Знакомство с красотой и величием русской духовной музыки, её значением в жизни русского человека.

Познакомится с историей колоколов на Руси, их значением в жизни русского человека, познакомится с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства. Устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки. Развивать навык устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов


«Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.


-метод междисциплинарных взаимодействий

-метод наведения

-метод музыкальных размышлений

-метод художественного движения

  • фотографии храмов, церквей и колоколен России

  • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»

  • фото «Катание на тройке»,

  • колокольчики.




12

Святые земли русской. Князь А.Невский.

Сергий Радонежский.


Знакомство с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение.

Демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музыки, понимать строение муз. произведения. Понимать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Кантата С. Прокофьева

«А. Невский»

Песня об А. Невском

Вставайте, люди русские!

Народные пес-нопения о С. Радонежском

-метод образного видения линии музыкального произведения

-метод музыкального обобщения

-словесный метод

Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

Презентация по теме урока

13

Утренняя молитва.

В церкви.


Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Знакомство с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков.

Дать представление о молитве, как о душевном откровении человека, обращении его к Богу, определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности, закреплять знания об динамических оттенках: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.


П.И. Чайковский

«Детский альбом»

«Утренняя молитва» и «В церкви»

-метод наведения

-метод проблемного обучения

-групповая работа


Видеофрагмент «Молитва в музыкальном искусстве»

Тест по теме урока. Раздаточный материал: листы бумаги.

14

С Рождеством Христовым

Знакомство с историческими и музыкальными традициями православного праздника.

Развитие музыкальных способностей, формирование интереса к исполнению музыки духовной направленности. Познавать разнообразные явления (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоционально откликаться на музыку духовного содержания. Выполнять задания творческого характера

«Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского

Исполнять рождественские песни.

-метод музыкального «алфавита значений»

-метод смыслового видения

-метод отождествления

Стихи о Рождестве, презентация по теме урока.


15



Музыка на Новогоднем празднике

Формирование в учащихся эмоциональной – осознанности музыки на новогоднюю тематику.Формирование знаний о Новогодних праздниках и их особенностях. Развитие слуховых представлений через песни-хороводы. Развитие ритмических, динамических особенностейРазвитие культуры образной речи, умение следить за развитием музыкальной мысли.Отработать навыки музыкального и художественного вкуса. Воспитывать у младших школьников интерес к традициям родного края



«Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т.Попатенко,

«В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация.

«Новогодние игрушки»

-метод пластическое интонирование” - метод игры.

-метод

-музыкального обобщения

видеоролик «Веселый праздник» «Новый год»,

бумажные елочки, таблица «Как может звучать музыка»

16

Обобщающий урок. Урок контроля и коррекции знаний.

Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности.

Развитие способности самовыражения обучающихся через музыкально – творческую деятельность

Обогащать «музыкальный багаж» обучающихся. углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.


Музыкальный репертуар, изучаемый во II четверти.

-творческий метод

-музыкальный концерт

Презентация по теме урока


17

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Русские народные инструменты.

Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки. Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов.

Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа. Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);

Русская народная песня «Светит месяц».

«Калинка» р.н.м.

- творческий метод

-метод “пластическое интонирование

-метод сравнения

-зрительный метод

Шумовые музыкальные инструменты, презентация по теме урока

Видеофрагмент «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Стихотворения и загадки про муз. инструменты


18




Музыка в народном стиле.

Знакомство с чертами русской народной музыки. Развитие музыкальных способностей, обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения. Выявление общей интонационно – образной природы народной и композиторской музыки, исполнение муз. произведений отдельных форм и жанров с опорой на нотную запись, различать музыку народную и композиторскую. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

С.Прокофьев

«Ходит месяц над лугами».

П.Чайковский:

«Камаринская

«Мужик на гармонике играет»

-наглядный

-метод наблюдения за музыкой

-метод сопереживанияи музыкального обобщения.

Видео «Камаринская», презентация по теме урока.

Камаринская

Русская

народная

плясовая

Видео


19

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.


Расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, состава оркестра русских народных инструментов. Приобретение опыта коллективного музицирования.Научиться узнавать тембры русских народных инструментов, определять на слух звучание русских народных инструментов; импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни.


Песня – игра:

«Бояре, а мы к вам пришли»;

«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

-творческий метод

-метод музицирования

-инсценировка

- метод пластического интонировании

-метод импровизации

Презентация по теме урока. Шумовые музыкальные инструменты.

20

Встреча весны.


Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником «Встреча весны». Понимать особенности музыкального языка. Расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений. Развивать вокально-певческие навыки и умения при исполнении народных песен, участвовать в обрядовых действиях. Развивать творческие способности детей. Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Масленичные песни

«Блины» р.н.п.

Весенние заклички

«Ой, кулики, жаворонушки»


- метод игры.

-метод музицирования 

-метод “пластическое интонирование

-словесный метод

Заклички, презентация по теме урока.


21

В музыкальном театре

В музыкальном театре.


Знакомство со спецификой деятельности детского музыкального театра, особенностями детской оперы. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы. развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

Разучить арии главных героев оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».


«Песня – спор» Г.Гладков

М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

-метод “музыкальный театр” 

- метод эмоциональной драматургии

- творческий метод

-наглядный

ноты, раздаточный материал (тест), презентация к уроку, видеоролик «Приходи сказка»,

видеоролик «детский музыкальный театр»

22




Детский музыкальный театр

Показ театрализации «Волк и семеро козлят

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита.

М. Коваль

«Волк и семеро козлят»,

С.Прокофьев

«Золушка».

-«музыкальный театр» 

-метод музицирования 

Нотный материал, костюмы для показа театрализации, декорации, презентация по теме урока

23

В гостях у сказки. Балет С.Прокофьева «Золушка».


Формирование целостного представления у школьников о балете, о его возможностях, средствах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра. Через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности. Развивать навыки импровизации и творчества.

«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев

- творческий метод

- метод междисциплинарных взаимодействий

- метод художественного, нравственно-­эстетического познания произведений искусства;

-метод импровизации 


Презентация по теме урока, листы самооценки (в виде феи), словарь эстетических эмоций, дополнительные карточки с информацией, волшебные палочки (для дирижирования), пригласительные билеты (с терминами урока), либретто, разноцветные ноты (оценки),


24

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.


Знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Развивать творческие способности и мышление учащихся. Развивать позитивное отношение к классической музыке. Формированиемузыкального развития в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

сцена из первого действия оперы «Руслан и Люд-мила»

- метод междисциплинарных взаимодействий

-метод наведения

-метод эмоциональной драматургии

-метод сравнения


Презентация по теме урока,

Портрет М.И. Глинки, А.С. Пушкина, карточки красного и синего цвета, карточки с заданиями, словарь эстетических эмоций.

25




Опера «Руслан и Людмила».

Увертюра. Финал.


Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства. Определять на слух фрагменты оперы, понимать слова и понятия, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам балета.

Увертюра, финал из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки.

- метод междисциплинарных взаимодействий

-зрительный метод

-метода смыслового видения


Презентация по теме урока,

Видеофрагмент «Театр», раздаточный материал (разноцветные карточки).

видеофрагмент "Финал"

26

В концертном зале

В концертном зале.

Симфоническая сказка «Петя и волк».

Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк».

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: дирижёр, оркестр, тембр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии

Выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема.

С.Прокофьев

«Петя и волк».

- творческий метод

-зрительный метод

-метод сравнения

-метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения

Фонохрестоматия 2 класс, схема симфонического оркестра, презентация по теме урока. Портрет С.С.Прокофьева

27




М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».

Музыкальное впечатление.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерной инструментальной музыке. Образный мир произведений М.П.Мусоргского. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Развивать певческие способности, эмоциональное восприятие музыки.



М.Мусоргский

«Картинки с выставки».


- метод междисциплинарных взаимодействий

-метод музыкальных размышлений

презентация к уроку, иллюстрации картин В.Гартмана, портрет М.П.Мусорского, В.Гартмана

 Мультфильм «Избушка на курьих ножках»


28

Звучит нестареющий Моцарт.

Симфония №40. Увертюра.

Знакомство с творчеством В. Моцарта. Формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и

музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.



Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт

Симфония №40 Моцарт.

-практический

-словесный

-метод «сходства и различия»

-метод интонационно-стилевого постижения музыки

Презентация по теме урока, портрет В. Моцарта, словарь эстетических эмоций,

29

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Музыкальные инструменты (орган).

И всё это-Бах.

Знакомство с музыкальным инструментом - орган и творчеством И.С.Баха. Закрепление понятия интонации в музыке, как основному средству музыкальной речи, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке


Бах «Менуэт».

«Менуэт» И. -С.Бах.

«За рекою старый дом» И. С.Бах.

«Токката» И.-С.Бах.

-метод интонационно-стилевого постижения музыки

-наглядный

видеофильм «Готические соборы»

ноты песни «За рекою старый дом»,

презентация по теме урока. Портрет И.С. Баха,

словарь эстетических эмоций.

30




Всё в движении.

Попутная песня.

Понимание значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.  Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Показать возможности музыкальной речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепить умение определять в музыке основные средства выразительности (лад. темп, ритм и т.д.).

М.Глинка

«Попутная песня»,

Г.В.Свиридов

«Тройка».

-метод жизненных ассоциаций

- метод междисциплинарных взаимодействий

Муз. материал для восприятия, раздаточный материал (листы бумаги), портреты М.И. Глинки и Г. Свиридова; репродукции картин «Движение»

31

Волшебный цветик - семицветик.


Научиться определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении. Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся.


Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок»

-метод сравнения

-метод наведения

-метод интонационного постижения музыки

музыкальный центр, презентация, цветик-семицветик,

квадратики с изображением солнца и тучки

32

Музыка учит людей понимать друг друга

Понимать, как музыке удается выражать что-либо без слов при помощи своих выразительных средств. Закрепить представление о выразительности «музыкальной речи», ее элементах, различать жанровые принадлежности музыки того или иного характера – песенной, маршевой или танцевальной. Развитие навыков анализа музыкальных произведений. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, мелкой моторики и речи.

Д.Кабалевский – «Наш край», «Ежик», «Клоуны», «Кавалерийская».

-творческий метод

-зрительный

-словесный

-метод наведения

-метод эмоциональной драматургии

Презентация, музыкальный центр. Раздаточный материал: карточки - шаблоны цветов. Видеофрагмент – притча о музыке.

33

Два лада. Легенда.

Природа и музыка.

Раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях


Г.В.Свиридов

«Весна», «Осень».


-метод наведения

-метод игры

-метод проблемной ситуации

-метод эмоциональной драматургии

-метод сравнения

фрагменты рисунка на тему “Весна”

презентация по теме урока,

словарь эстетических эмоций. Загадка про осень, музыкальный центр

34

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).


Формирование представлений о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Музыка

В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год.

-словесный

-наглядный

- метод «сходства и различия»

-метод музыкальных размышлений

- Видеоролик И. Бариновой «Болезнь куклы»

- Видеоролик Дениса Кириллова «Мужик на гармонике играет», презентация по теме урока.