Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие музыкально-слушательской культуры на уроке музыки происходит в собственно музыкальной деятельности. В процессе музыкально-слушательской деятельности у школьников развивается эмоциональная отзывчивость, воображение, музыкальный слух, память. В процессе музыкально-слушательской деятельности на уроках музыки, наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Были проанализированы учебные программы по музыке, в ходе которых выяснилось, что все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.
В рамках рассмотрения развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, рассмотрены психофизические особенности и познавательные возможности
Наряду с активным развитием таких психологических особенностей, таких как память, воображение, мышление и т.д., происходит развитие творческих способностей ребенка, в том числе, музыкальных. Развитие и совершенствование основных, специальных музыкальных способностей, происходит в данном возрасте в первую очередь на уроках музыки в школе
Одной из проблем музыкального образования младших школьников является развитие слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально-слушательская культура подразделяется наследующие компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Разработка программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы музыкального образования детей, способствующие развитию музыкальной культуры ребенка
Одним из главенствующих видов деятельности в процессе урока музыки является музыкальное слушание, которое по праву считают популярным видом музыкальной деятельности, способствующий многогранному, полноценному развитию музыкальных способностей учащегося.
Пояснительная записка
Музыкально-слушательская деятельность занимает важное место в системе образования. Слушание развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает музыкальный кругозор, служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей. Во время обучения, дети знакомятся с лучшими образцами современной музыкальной культуры, образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, образцами патриотических песен учатся понимать и анализировать музыку.
Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать нетрадиционные формы уроков: лектории, концерты, театральные представления, творческие проекты, экскурсии в музеи, выставки, театры, концертные залы и т.д.
Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников.
Методологической основой программы являются современные концепции в области музыкального образования младших школьников на уроках музыки, формирования музыкально-слушательской культуры, возрастной психофизиологии.
Программа по учебному предмету «Музыка», разработана для учащихся 2 класса. Занятия по предмету «Музыка » проходят 1 раз в неделю по 45 минут.
Актуальность программы.В процессе обучения необходимо создать музыкально-педагогическую среду, благодаря которой стала бы возможной максимальная комплексная активизация мотивационного, эмоционального, познавательно- интелектуального, оценочного и деятельностного компонентов музыкально-слушательской культуры детей в их взаимосвязи, инициируя своеобразный «духовный диалог» между учащимися, учителем имузыкой.
Каждый из уроков должен представлять собой постепенное увеличение уровня сложности учебного материала и доли самостоятельности младших школьников в их учебной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы в ходе обучения наблюдалось преобладание творческого компонента в работе учащихся и учителя.
Основной целью представленной программы является развитие музыкально-слушательской культуры как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников.
Задачи:
- развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.
- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;
- использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- стремление к получению новой информации;
- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
- развитие художественного вкуса и общей культуры личности;
Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения,);
- творческий метод - используется в данной программе как важнейший
- метод эмоциональной драматургии (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
-метод смыслового видения;
-метод жизненных ассоциаций;
-метод отождествления;
-метод импровизации;
-метод художественного движения;
-метод музыкальный театр;
-метод пластическое интонирование;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания произведений искусства;
-метод музицирования;
-метод моделирования художественно-творческого процесса;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод образного видения;
- метод игры;
-метода смыслового видения;
-метод семантической «картины» стиля/рода;
-метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения;
-метод музыкального «алфавита значений»;
-метод наведения;
-метод перспективы и ретроспективы;
-метод музыкального обобщения;
-метод проектов;
-зрительный метод;
-метод сравнения;
В ходе проведения уроков необходимо, на наш взгляд, соблюдать следующие принципы:
- целесообразности,
- целостности,
- структурности,
- иерархичности,
- динамичности,
- открытости.
Форма проведения учебных занятий
Обучение осуществляется путем проведения уроков музыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации авторской программы, продолжительность учебных занятий на один год обучения составляет (34 ч).
Материально-техническое обеспечение:
- ноутбук, проектор,
- интерактивная доска;
- интернет-ресурсы.
Рассмотрев составляющие факторы по созданию программы развития музыкально-слушательской культуры школьников, мы представили содержание учебно-тематического планирования.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Темы урока | Основные виды учебной деятельности | Музыкальный репертуар | Используемые методы на уроках музыки | Дидактический материал |
1 | Россия- родина мать | Россия-родина моя | Мелодия как средство музыкальной выразительности. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке». | -метод междисциплинарных взаимодействий -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения -творческий метод - метод игры | Портрет М. Мусоргского, презентация по теме урока, музыкальный центр. |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | Куплетная форма. Запев. Припев. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него, воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластическое интонирование | Г. Струве «Моя Россия», Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!». | -метод музицирования -метод «пластическое интонирование» | Загадки о родном крае Иллюстрации к музыкальным произведениям. | |
3 | | Символы России (герб, флаг, гимн). | Рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края. Знать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради, анализировать стихотворения о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность идеятельность своих сверстников. | Гимн России. Патриотическая песня М.Глинка | -метод наведения - метод музицирования -метод музыкальных размышлений - метод сравнения - творческий метод - метод музыкального обобщения | Видеофрагмент «История России», альбомные листы для творческого задания «Символика моей страны», стихотворения о Родине. |
4 | День полных событий | День, полный событий. Музыкальные инструменты (фортепиано). | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.Раскрытие внутреннего мира, через музыкальные интонации и образы, знакомство с элементами музыкальной грамоты. Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков. | С.Прокофьев «Детская музыка», П.И.Чайковского «Детская музыка». | -метод эмоциональной драматургии - метод игры -метод жизненных ассоциаций, -метод интонационно-стилевого постижения музыки -метод слушания музыки» - метод музыкального обобщения | Загадка об инструменте фортепиано. Презентация «История возникновения инструмента фортепиано» |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | Знакомство с творчеством русских композиторов – классиков. Выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы. Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки. сопоставляя их объекты. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и природы. | Утро-вечер С.Прокофьев Прогулка С.Прокофьев, Прогулка М.Мусоргский | -метод жизненных ассоциаций -зрительный метод - метод моделирования художественно-творческого процесса -метод игры | презентация по теме урока, Видеофрагмент по теме урока, музыкальный центр | |
6 | Танцы, танцы, танцы. | Умение определять основные музыкальные жанры (танцы), Развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов. Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. | «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.Чайковский «Тарантелла» С.Прокофьев | - урок путешествие -метод музыкального обобщения -метод художественного движения -метод игры | презентация по теме урока, видеофрагмент «Танцы» | |
7 | Эти разные танцы, танцы, танцы. | Расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки, конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов. Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. | произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского | -словесный -наглядный -метод импровизации - метод эмоциональной драматургии -творческий метод | презентация по теме урока, музыкальный центр | |
8 | Эти разные марши. Звучащие картины. |
| «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский «Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев | словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности -метод импровизации -метод музыкального обобщения | Рассказ – фантазия«Что можно увидеть, слушая музыку?». Презентация по теме урока | |
9 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | Знакомство с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др. Находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, Развивать интерес к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слу-шаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой де-стельности. | «Нянина сказка», «Мама» П.Чайковский «Сказочка» С.Прокофьев «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | -метод сравнения -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения -зрительный метод | Презентация по теме урока, альбомные листы для творческого задания «Портрет мамы» | |
10 | | Обобщающий урок | Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности. Владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. | Песни, изучаемые в 1 четверти | -творческий метод -музыкальный концерт | Презентация по теме урока. |
11 | О России петь – что стремиться в храм | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | Знакомство с красотой и величием русской духовной музыки, её значением в жизни русского человека. Познакомится с историей колоколов на Руси, их значением в жизни русского человека, познакомится с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства. Устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки. Развивать навык устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов | «Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны. | -метод междисциплинарных взаимодействий -метод наведения -метод музыкальных размышлений -метод художественного движения |
|
12 | Святые земли русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский. | Знакомство с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение. Демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музыки, понимать строение муз. произведения. Понимать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | Кантата С. Прокофьева «А. Невский» Песня об А. Невском Вставайте, люди русские! Народные пес-нопения о С. Радонежском | -метод образного видения линии музыкального произведения -метод музыкального обобщения -словесный метод | Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский» Презентация по теме урока | |
13 | Утренняя молитва. В церкви. | Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Знакомство с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков. Дать представление о молитве, как о душевном откровении человека, обращении его к Богу, определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности, закреплять знания об динамических оттенках: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание. | П.И. Чайковский «Детский альбом» «Утренняя молитва» и «В церкви» | -метод наведения -метод проблемного обучения -групповая работа | Видеофрагмент «Молитва в музыкальном искусстве» Тест по теме урока. Раздаточный материал: листы бумаги. | |
14 | С Рождеством Христовым | Знакомство с историческими и музыкальными традициями православного праздника. Развитие музыкальных способностей, формирование интереса к исполнению музыки духовной направленности. Познавать разнообразные явления (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоционально откликаться на музыку духовного содержания. Выполнять задания творческого характера | «Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского Исполнять рождественские песни. | -метод музыкального «алфавита значений» -метод смыслового видения -метод отождествления | Стихи о Рождестве, презентация по теме урока. | |
15 | | Музыка на Новогоднем празднике | Формирование в учащихся эмоциональной – осознанности музыки на новогоднюю тематику.Формирование знаний о Новогодних праздниках и их особенностях. Развитие слуховых представлений через песни-хороводы. Развитие ритмических, динамических особенностей. Развитие культуры образной речи, умение следить за развитием музыкальной мысли.Отработать навыки музыкального и художественного вкуса. Воспитывать у младших школьников интерес к традициям родного края | «Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т.Попатенко, «В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация. «Новогодние игрушки» | -метод пластическое интонирование” - метод игры. -метод -музыкального обобщения | видеоролик «Веселый праздник» «Новый год», бумажные елочки, таблица «Как может звучать музыка» |
16 | Обобщающий урок. Урок контроля и коррекции знаний. | Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности. Развитие способности самовыражения обучающихся через музыкально – творческую деятельность Обогащать «музыкальный багаж» обучающихся. углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. | Музыкальный репертуар, изучаемый во II четверти. | -творческий метод -музыкальный концерт | Презентация по теме урока |
17 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | Русские народные инструменты. | Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки. Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов. Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа. Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора. Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства); | Русская народная песня «Светит месяц». «Калинка» р.н.м. | - творческий метод -метод “пластическое интонирование -метод сравнения -зрительный метод | Шумовые музыкальные инструменты, презентация по теме урока Видеофрагмент «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Стихотворения и загадки про муз. инструменты |
18 | | Музыка в народном стиле. | Знакомство с чертами русской народной музыки. Развитие музыкальных способностей, обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения. Выявление общей интонационно – образной природы народной и композиторской музыки, исполнение муз. произведений отдельных форм и жанров с опорой на нотную запись, различать музыку народную и композиторскую. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». П.Чайковский: «Камаринская «Мужик на гармонике играет» | -наглядный -метод наблюдения за музыкой -метод сопереживанияи музыкального обобщения. | Видео «Камаринская», презентация по теме урока. Камаринская Русская народная плясовая Видео |
19 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | Расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, состава оркестра русских народных инструментов. Приобретение опыта коллективного музицирования.Научиться узнавать тембры русских народных инструментов, определять на слух звучание русских народных инструментов; импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни. | Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра. | -творческий метод -метод музицирования -инсценировка - метод пластического интонировании -метод импровизации | Презентация по теме урока. Шумовые музыкальные инструменты. | |
20 | Встреча весны. | Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником «Встреча весны». Понимать особенности музыкального языка. Расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений. Развивать вокально-певческие навыки и умения при исполнении народных песен, участвовать в обрядовых действиях. Развивать творческие способности детей. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. | Масленичные песни «Блины» р.н.п. Весенние заклички «Ой, кулики, жаворонушки» | - метод игры. -метод музицирования -метод “пластическое интонирование -словесный метод | Заклички, презентация по теме урока. | |
21 | В музыкальном театре | В музыкальном театре. | Знакомство со спецификой деятельности детского музыкального театра, особенностями детской оперы. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы. развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию. Разучить арии главных героев оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». | «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы | -метод “музыкальный театр” - метод эмоциональной драматургии - творческий метод -наглядный | ноты, раздаточный материал (тест), презентация к уроку, видеоролик «Приходи сказка», видеоролик «детский музыкальный театр» |
22 | | Детский музыкальный театр | Показ театрализации «Волк и семеро козлят Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | М. Коваль «Волк и семеро козлят», С.Прокофьев «Золушка». | -«музыкальный театр» -метод музицирования | Нотный материал, костюмы для показа театрализации, декорации, презентация по теме урока |
23 | В гостях у сказки. Балет С.Прокофьева «Золушка». | Формирование целостного представления у школьников о балете, о его возможностях, средствах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра. Через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности. Развивать навыки импровизации и творчества. | «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев | - творческий метод - метод междисциплинарных взаимодействий - метод художественного, нравственно-эстетического познания произведений искусства; -метод импровизации | Презентация по теме урока, листы самооценки (в виде феи), словарь эстетических эмоций, дополнительные карточки с информацией, волшебные палочки (для дирижирования), пригласительные билеты (с терминами урока), либретто, разноцветные ноты (оценки), | |
24 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | Знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» Развивать творческие способности и мышление учащихся. Развивать позитивное отношение к классической музыке. Формированиемузыкального развития в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Люд-мила» | - метод междисциплинарных взаимодействий -метод наведения -метод эмоциональной драматургии -метод сравнения | Презентация по теме урока, Портрет М.И. Глинки, А.С. Пушкина, карточки красного и синего цвета, карточки с заданиями, словарь эстетических эмоций. | |
25 | | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства. Определять на слух фрагменты оперы, понимать слова и понятия, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам балета. | Увертюра, финал из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. | - метод междисциплинарных взаимодействий -зрительный метод -метода смыслового видения | Презентация по теме урока, Видеофрагмент «Театр», раздаточный материал (разноцветные карточки). видеофрагмент "Финал" |
26 | В концертном зале | В концертном зале. Симфоническая сказка «Петя и волк». | Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк». Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: дирижёр, оркестр, тембр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии Выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема. | С.Прокофьев «Петя и волк». | - творческий метод -зрительный метод -метод сравнения -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения | Фонохрестоматия 2 класс, схема симфонического оркестра, презентация по теме урока. Портрет С.С.Прокофьева |
27 | | М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерной инструментальной музыке. Образный мир произведений М.П.Мусоргского. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Развивать певческие способности, эмоциональное восприятие музыки. | М.Мусоргский «Картинки с выставки». | - метод междисциплинарных взаимодействий -метод музыкальных размышлений | презентация к уроку, иллюстрации картин В.Гартмана, портрет М.П.Мусорского, В.Гартмана Мультфильм «Избушка на курьих ножках» |
28 | Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40. Увертюра. | Знакомство с творчеством В. Моцарта. Формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. | Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт Симфония №40 Моцарт. | -практический -словесный -метод «сходства и различия» -метод интонационно-стилевого постижения музыки | Презентация по теме урока, портрет В. Моцарта, словарь эстетических эмоций, | |
29 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Музыкальные инструменты (орган). И всё это-Бах. | Знакомство с музыкальным инструментом - орган и творчеством И.С.Баха. Закрепление понятия интонации в музыке, как основному средству музыкальной речи, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке | Бах «Менуэт». «Менуэт» И. -С.Бах. «За рекою старый дом» И. С.Бах. «Токката» И.-С.Бах. | -метод интонационно-стилевого постижения музыки -наглядный | видеофильм «Готические соборы» ноты песни «За рекою старый дом», презентация по теме урока. Портрет И.С. Баха, словарь эстетических эмоций. |
30 | | Всё в движении. Попутная песня. | Понимание значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Показать возможности музыкальной речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепить умение определять в музыке основные средства выразительности (лад. темп, ритм и т.д.). | М.Глинка «Попутная песня», Г.В.Свиридов «Тройка». | -метод жизненных ассоциаций - метод междисциплинарных взаимодействий | Муз. материал для восприятия, раздаточный материал (листы бумаги), портреты М.И. Глинки и Г. Свиридова; репродукции картин «Движение» |
31 | Волшебный цветик - семицветик. | Научиться определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении. Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся. | Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок» | -метод сравнения -метод наведения -метод интонационного постижения музыки | музыкальный центр, презентация, цветик-семицветик, квадратики с изображением солнца и тучки | |
32 | Музыка учит людей понимать друг друга | Понимать, как музыке удается выражать что-либо без слов при помощи своих выразительных средств. Закрепить представление о выразительности «музыкальной речи», ее элементах, различать жанровые принадлежности музыки того или иного характера – песенной, маршевой или танцевальной. Развитие навыков анализа музыкальных произведений. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, мелкой моторики и речи. | Д.Кабалевский – «Наш край», «Ежик», «Клоуны», «Кавалерийская». | -творческий метод -зрительный -словесный -метод наведения -метод эмоциональной драматургии | Презентация, музыкальный центр. Раздаточный материал: карточки - шаблоны цветов. Видеофрагмент – притча о музыке. | |
33 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | Раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Г.В.Свиридов «Весна», «Осень». | -метод наведения -метод игры -метод проблемной ситуации -метод эмоциональной драматургии -метод сравнения | фрагменты рисунка на тему “Весна” презентация по теме урока, словарь эстетических эмоций. Загадка про осень, музыкальный центр | |
34 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | Формирование представлений о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. | Музыка В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. | -словесный -наглядный - метод «сходства и различия» -метод музыкальных размышлений | - Видеоролик И. Бариновой «Болезнь куклы» - Видеоролик Дениса Кириллова «Мужик на гармонике играет», презентация по теме урока. |