Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адшего школьника на величипонятого смысла. Формирование у детей ценностных ориентаций в области художественного творчества, таких как духовность, любовь, добро, честь, мудрость, возвышенность, искренность, творчество, формирование художественно-психологических и мировоззренческих установок посредством общения с музыкой возможно лишь на уровне ее глубинных смыслов.

Опора в учебном процессе на смысловое постижение музыки способствует развитию эмоционального компонента музыкально-слушательской культуры учащихся. В данном случае происходит двустороннее действие. С одной стороны, процесс постижения смысла музыки максимально задействует эмоциональную сферу ребенка. С другой, многими исследователями доказано, что глубокое осознание слушателем сокрытого в музыке смыслового содержания значительно усиливает интенсивность ее переживания [39, с.27]. Наделение звуковых структур при новых и новых прослушиваниях определенными смыслами выводит эмоциональное восприятие ребенка на новую ступень, при которой переживание музыки оказывается наиболее сильным и богатым. Только глубокое осознание художественного смысла произведения, которое, по мнению Н.В. Сусловой, сродни «медитативному переживанию», несет то, что называется катарсисом [45, с.11].

Вовлечение учащихся младших классов в творческий процесс постижения художественного смысла при каждом общени
и с музыкальным произведением является естественным и обязательным в формировании познавательно-интеллектуального компонента их музыкально-слушательской культуры, в развитии способности к осмыслению музыки, формировании знаний музыкального языка и выразительных значений его элементов. Только через осознание смысла появляется возможность приблизить младших школьников к самому высокому уровню осмысления музыки – уровню интерпретации.Именно смысл является тем духовным основанием, благодаря которому эстетическое явление приобретает ценностную значимость для личности. Сам смысл, по мнению М.С. Кагана, имеет аксиологическую природу. Можно отметить, что активизация процесса постижения духовного смысла музыки позволяет значительно повлиять на формирование оценочного компонента слушательской музыкальной культуры младших школьников. М.С. Каган, не отвергая мысли о невозможности полноценного эстетического суждения о музыке вне осознания ее структурной организации, считает, что проблема художественной ценности произведения актуализируется на уровне содержательно-смысловой стороны произведения. Качество, полнота, «крупность», значимость, позитивность внутреннего смысла произведения искусства – вот ключевые критерии художественной ценности [26, с. 432].

Невозможно поспорить с тем, что только высокохудожественная музыка воплощает высокие чувства и глубок
ие мысли. Поэтому способность младших школьников оценивать музыку, по мнению В.В. Медушевского, характеризуется возрастанием роли критического суждения о музыке, что предполагает готовность понимать смысл, цель музыкального произведения, обосновывать свое отношение к его художественной, философской, нравственной направленности [56].

Ориентирование младших школьников на самостоятельное «рассмотрение» воспринимаемой музыки с точки зрения заключенного в ней смысла в условиях не только учебной, но и досуговой деятельности, способно активизировать формирование деятельностного компонента музыкально-слушательской культуры детей. Самостоятельность ребенка в процессе постижения сложных музыкальных произведений, конечно, относительна. Однако если за время учения школьники уяснят, что назначение музыки не только (или не столько) в том, чтобы развлекать человека, звучать на дискотеках, в клубах, а в том, чтобы будоражить сердце, давать пищу для размышлений, это создаст богатую основу для будущей активности в самостоятельном приобретении знаний, мнений, позиций, суждений благодаря общению с музыкой.

Рассмотрев компоненты развития музыкально-слушательской культуры, мы выделили цепочку методов обучения, с помощью которых происходит развитие музыкально-слушательской культуры во время урока. Под методами в дидактике понимается «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и обучающихся, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала».


Следует отметить, что общепедагогические методы в музыкальном образовании имеют свою специфику, обусловленную особенностями музыки. При этом процесс образно-художественного переживания музыки выступает в качестве важнейшей характеристики целевой функции общедидактических методов, оказывая влияние на конкретизацию их формулировок.

Часто используется на уроках музыки метод дифференцируемый по источнику знаний, к нему относятся:

-практический- выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке. Форма: устная и письменная. В первой - интонация, мимика говорящего создают «иллюзию» близости словесного образа прозвучавшей музыке. Так же педагог дополнительными вопросами уточняет позицию выступающего, содержание художественного образа, доводит высказывание до уровня, на котором обобщающий вывод легко сможет сделать сам ученик. Письменные высказывания часто бывают проблемными, но откровенными и искренними, если только педагог пользуется доверием своих воспитанников.

-наглядный метод связан с воздействием музыки на эстетическое чувство ребенка в процессе восприятия. Объект наглядности: музыкальные произведения. Условие реализации: осмысление характера развития музыкальных интонаций. По своему содержанию это «метод наблюдения за музыкой» (Б.В.Асафьев), формирующий умение осмысленно воспринимать содержание музыки, следя за изменением ее интонаций [45,с.19].

Основа двигательной наглядности - музыка, а жесты, танцы, пластические и мимические иллюстрации, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания [11, с.53].

Зрительная наглядность помогает создать музыкальный образ при помощи предметов рассчитанных на зрительное восприятие: демонстрационные карточки, репродукции картин, таблицы, плакаты, диафильмы, диапозитивы, слайды, учебные кинофильмы [11, с.55].

Слуховая наглядность воспитывает умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный композитором, как условие полноценного восприятия произведения. Здесь в помощь учителю музыкальные произведения в записи и «живом» исполнении, литературные чтения, беседы.

-словесный метод -рассказ, беседа, дискуссия, в организации музыкально-слушательской деятельности занимают важное место.

Использование данных методов в организации музыкально-слушательской культуры заключается в умении ввести слушателя в атмосферу жизненных обстоятельств задумки и создания автором произведения. Педагог, ищет свои приёмы активизации слушателей, например «истолкование» музыки самим педагогом-музыкантом. Учитель доносит не только то, что заложено композитором и интерпретировано исполнителем, но и то, что под влиянием музыки должно рождаться в душе, сознании слушателя, то, что создаст его собственное творческое воображение: человеческие чувства, характер, настроение. Представляя «биографию художественного произведения» учитель подчёркивает, что это знание составляет основу художественного образования слушателей [45, с.11].


Действенным средством активизации внимания слушателей, нацеленный на успешное понимание искусства в целом, имеетметод «сходства и различия»или как так называемый приём «столкновения контрастов» (Д.Б. Кабалевский) при котором имеется в виду: а) контрастные сопоставления музыкальных произведений по настроению, по жанрам и др.; б) контрастные произведения в пределах одного жанра; в) контрасты в подаче материала[31, с.19]. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения позволяет развивать фантазию ребенка, его образное и ассоциативное мышление[31, с.21].

Среди общепедагогических методов особенно актуальными видятся сегодня в свете основных направлений Новой школы метод проблемной ситуации и метод проектов.

Метод проблемной ситуации предполагает вопросительную форму построения речи. Чтобы интерес детей от вопроса к вопросу не угасал, Д.Б.Кабалевский предлагал постепенно усложнять их; чередовать сложные с простыми, требующие ответа «вслух» и мысленные ответы-размышления.

При художественном познании музыки, задача школьника состоит в познании эмоций и мыслей, которые возникают у самого ребенка в процессе общения с музыкой, т.е. в познании личностного смысла произведения, созданию своего художественного образа произведения [56, с.57].

Это сложный и трудоёмкий процесс, однако он имеет и привлекательную сторону для обучающихся, поскольку является своего рода творчеством, открывает простор для проявления воображения воспринимающего, его способности обобщать, делать выводы.

Музыкально-педагогической наукой выработан ряд методов, обладающих большим потенциалом в музыкальном развитии обучающихся. Наряду с общедидактическими, в практике музыкального образования получили широкое распространение специфические методы, среди которых можно выделить три основных. Они были провозглашены в программе Д.Б. Кабалевского и позднее сформулированы Э.Б. Абдуллиным [3, с.46].

Метод музыкального обобщения, используется при реализации программ музыкального образования, направлен на освоение и обобщение ключевых знаний о музыке, заключенных в тематизме программы, и достижение целостности урока на основе темы четверти.

Метод эмоциональной драматургии, направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке за счет построения урока по законам художественной драматургии; Практическая деятельность обучающихся, связана с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой.