Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становление человека, - говорится там, - глубочайшая тайна, до сих пор со­вершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как "постепенно", "переход" лишь маскируют ее. Можно, конечно, фантазиро­вать по поводу возникновения человека, однако эти фантазии очень быстро оказываются несостоятельными: представление о человеке всегда уже есть в момент, которому относят его становление". Потому, продолжает он, "ось мировой истории... может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей". Сам же этот факт "сводится к тому, что человек осознает свое бытие в целом, самого себя и свои границы... он ставит ради­кальные вопросы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцен­дентного мира" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С. 32-33).

Действительно, ретроспективное обобщение субъективного опыта чело­вечества, а также определяемой им исторической практики позволяет нам утверждать, что на протяжении всей известной нам истории людьми двигала не только потребность в выживании и самосохранении (естественная по­требность), но и противоестественная потребность в достижении
25

абсолютной свободы самополагания по векторам отношений "человек - при­рода", "человек - общество", "человек - человек", "человек - время", "человек - пространство". Эта потребность находит свое постоянное и разнообразное выражение в идеальных конструкциях априорного, внеэмпирического про­исхождения - всемогущего, вневременного, вездесущего и самодостаточного Бога, Абсолютной Идеи, Кощея бессмертного и, наконец, в вожделенном эффекте сказочного "щучьего веления".

Иными словами, люди всегда демонстрируют недовольство наличной данностью, не только потому, что она угрожает их выживанию и самосохра­нению, но и потому, что она не соответствует этому абсолюту, накладывает на человека "границы", которые он постоянно стремится преодолеть. Чита­тель, будучи ориентирован на анализ прошлого именно с этих позиций, без труда обнаружит тенденцию общественной практики, отражающую несо­мненный прогресс и заинтересованность человечества в наращивании степе­ни свободы самополагания человека по названным векторам отношений. Для наглядности привлечем его внимание хотя бы к прогрессу в покорении про­
странства и времени, начало которому, по-видимому, положило изобретение колеса и гужевого транспорта, нашедшее продолжение в XX деке в форме освоения космического пространства. Напомним: большинство достижений человечества в сфере расширения свободы самополагания не имело под со­бой мотивов самосохранения. Более того, очень часто эти прорывы стоили их инициаторам огромных жертв или огромного риска.

Итак, цивилизационный подход покоится на следующих аксиоматических основаниях:

  1. Мотивы общественных изменений имеют двойственную природу -
    создание искусственных механизмов, удовлетворяющих общечеловеческую
    потребность в самосохранении и выживании в условиях изменения окружающей природной и социальной среды; наращивание свободы самополагания по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - пространство и время", ведущее к поступательному преодолению естественных границ человека как биологического, природного существа.

  2. Эти два типа детерминантов социальных изменений (истории) являются универсальными, общечеловеческими в хронологическом и простран­ственном отношении.

  3. Соответственно, постижение истории необходимо сочетает в себе
    процедуры объяснения (реконструкцию объективных причинно-
    следственных связей) и понимания - проникновение в содержание идеаль-­
    ных субъективных смыслов, априорно, внеэмпирически направляющих че-­
    ловеческие действия.

  4. Бесконечное разнообразие форм и уровней достижений, наблюдаемое
    в мировом сообществе, на пути реализации этих двух фундаментальных


26

общечеловеческих потребностей объясняется бесконечным разнообразием природно-климатических, геополитических, геокультурных условий среды их реализации.

Почему же мы называем такой подход к историческому процессу циви-лизационным? Как он соотносится с понятием "цивилизация"?

Мы исходим из буквального значения слова "цивилизация", которое в начальном латинском значении определяет "городской, государственный, гражданский" образ жизни, противопоставляя его "лесному, дикому, грубо­му" (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен
до наших дней. М: Дрофа, 1997. С. 4-6). Таким образом, цивилизация пред­полагает1 такое состояние человеческого общества, при котором основные сферы жизни людей творчески внеприродио организованы в силу внеприрод-ных, уникальных потребностей и возможностей, которыми обладает чело­век. Короче говоря, цивилизация есть все то, что возвышает человека над природой, т.е. совокупность идеальных и .материальных условий, созданных человечеством помимо природы для удовлетворения, как естественных., так и неестественных потребностей.

К идеальным условиям прежде всего относится мир абстрактных симво­-
лов, смыслов (устный и письменный язык, мифы, религия, обыденное знание
и знание научное, представленное в виде различных теорий, идеология, мо­
дели рациональной организации коллективного взаимодействия и противо­-
борства и т.п.). |

Материальные условия включают в себя совокупность орудий труда, средств транспорта и информационной коммуникации, искусственную жи­лую среду, одежду, пищу, лекарства, искусственные материалы и т.д.

Соответственно, процесс наращивания искусственных возможностей (идеальных и материальных) реализации человеческих потребностей мы бу­дем называть цивилизационным процессом.

П. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОНН0Г0 ПОДХОДА К ОБЪЯСНЕНИЮ И

ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ?

Напомним, что приоритетной задачей изучения истории в нашем курсе считается поиск логики исторических изменений, раскрывающей макро-исторические закономерности и объясняющей бесконечное разнообра­зие типов цивилизационного развития, наблюдаемое и в хронологическом (стадиальном), и в синхронном планах. Каким же образом помогает нам ре­шить эту задачу цивилизационный подход?

Во-первых, цивилизационный подход акцентирует человеческое изме­рение истории, когда исходным, субстанциальным "двигателем" обществен­ных изменений выступает не столько противоречие между производитель­ными силами и производственными отношениями (К. Маркс), сколько


27

противоречие между наличной данностью и идеальными смыслами-абсолютами, присутствующими "в глубинах человеческого сознания" (К. .Ясперс). При этом определяется и главный универсальный смысл-мотив истории - расширение свободы самополагания человека. Таким образом, че­ловек вновь превращается из послушного орудия внешних сил в "меру всех вещей". Тем самым мы получаем ответ на вопрос: каковы единое, универ­сальное содержание и направленность исторического процесса?

Во-вторых, преодолевается известный релятивизм (неопределенность) в оценке достижения различных культур и народов на пути исторического развития. Универсальным критерием общественного прогресса становится степень свободы самополагания человека по векторам отношений "человек -природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - время", "человек - пространство". Отсюда лидерами мирового цивилизационного прогресса можно считать те страны и народы, которые добились наиболь­ших достижений в сфере оптимизации природопользования и природоохра­ны, в области здравоохранения и всестороннего саморазвития человека, в плане социальной справедливости и защищенности людей от произвола го­сударства и общества, гуманистической ориентации научно-технического прогресса. Это "качество" цивилизационного подхода представляется весьма важным, ибо предоставляет обществу надежный ориентир для гу­манистической самооценки и самоконтроля, формирует адекватное отно­шение к опыту других кулътурно-цшилизационных комплексов.

В-третьих, позволяет объяснить объективную природу самобытности,
уникальности цивилизации как своей, так и других стран, причины
"выбора" специфического социального порядка, воспроизводящегося на
протяжении больших исторических периодов, а также их разрушения и
становления новых. Действительно, процесс удовлетворения универсальных
общечеловеческих потребностей в самосохранении и расширении свободы
самополагания осуществляется в бесконечно разнообразных условиях, что
требует различной организации и самоорганизации всех сфер общественной
жизни.

Эти условия можно разделить на следующие типы:

  1. Природно-климатические факторы, уникальность которых предпола­гает уникальную организацию всего социального порядка, включая эконо­мическую, общественно-политическую и духовно-идеологическую сферу
    общественных отношений.

  2. Геокультурные факторы, под которыми подразумеваются особенно­сти цивилизационного наследия, т.е. предшествующей культуры, на основе
    которой формируется то или иное общество. Сюда же входит и "качество"
    культурно-цивилизационного окружения.

  3. Геополитические факторы - влияние масштабов территории, рельефа
    местности, наличия или отсутствия естественных границ (моря, горы,


28

равнины) на политическую организацию общества и функционирование по­литической власти, сюда же входят и соотношение сил с ближайшим циви-лизационным окружением, и доминирующий характер отношений с ним (конфликт, сотрудничество, изоляция, подчинение, господство).

4. Историко-случайностные факторы - роль личности, стихийных бедст­вий, спонтанно-случайностного стечения обстоятельств (например, можно достаточно уверенно предположить, что черты характера И.В. Сталина при всей объективности логики сползания социалистической России к тоталита­ризму весьма существенно повлияли на конкретные формы его воплощения: известны также влияние эпидемий чумы в средневековой Европе на характер развития стран этого региона, воздействие затяжного неурожайного периода в России на формирование ситуации общественно-политической "смуты" на рубеже ХVI-XVII вв.; вряд ли российские революции начала XX века приоб­рели бы столь быстротечный и радикальный характер, если бы обострение комплекса внутренних противоречий не совпало по времени с поражениями России в русско-японской войне и в ходе I-ой мировой).

Таким образом, цивилизационный подход указывает нам как на универсальные, общечеловеческие императивы-движители исторических изменений, так и на объективные причины бесконечного разнообразия форм, на­правлений и результатов цивилизационного процесса в различных регионах мира. .

Более наглядно влияние перечисленных факторов на формирование са­мобытных типов цивилизационного развития мы рассмотрим в ходе описа­ния "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инновационного культурно-цивилизационных комплексов Древнего Востока и античности (греко-римской цивилизации).

III. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ И САМОБЫТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ВОСТОЧНОГО"-ПИКЛИЧЕСКОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ?

На основе предшествующих рассуждений и выводов сформулируем предварительно структурно-логическую модель исторического анализа ука­занных типов цивнлизационного развития.

Вначале определим основные сферы общественных отношений, в кото­рых проявляется самобытность культурно-цивилизационных комплексов. Оговоримся, что выделение этих сфер имеет условный, формальный харак­тер и применяется лишь для того, чтобы упорядочить бесконечно разнооб­разный фактический материал и тем самым облегчить процедуру анализа и запоминания. В реальной жизни все эти сферы взаимообусловлены, перепле­тены, субординация их доминирования постоянно меняется. Это, в частно­сти, радикально отличает нашу позицию от формационного подхода, соглас­но которому во все времена и у всех народов определяющей сферой всей со­вокупности общественных отношений выступает экономический базис
29

(производительные силы и производственные отношения). Само же выделе­ние сфер жизни общества (типов общественных отношений) является клас­сическим, давно устоявшимся в обществознании. Согласно ему выделяются:

  1. Экономическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
    людей в производстве, распределении и присвоении материальных благ.

  2. Социальная (в узком смысле) сфера - отношения сотрудничества и
    противоборства людей при сохранении или при изменении социальных ста­тусов и ролей (под социальным статусом понимается соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, т.е. широ­кая совокупность показателей, отличающих положение человека или общественной группы от положения других людей и групп, составляющих данное общество (уровень профессиональной квалификации, образования, доходов, место жительства, должность, социальное происхождение, пол, раса и т.п.).

  3. Политическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
    людей при использовании политической (публичной) власти в экономиче­ских, социальных и духовно-идеологических целях.

  4. Духовно-идеологическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства людей в производстве и распределении духовно-
    интеллектуальных благ, обеспечении доминирования той или иной идеоло­
    гии.

Затем в обобщенном виде даются достаточно хорошо известные, зафик­сированные исторической и социальной наукой черты самобытной органи­зации указанных сфер, характерные для определенного типа цивилизацион-ного развития. И, наконец, предлагается каузальное (причинно-следственное) объяснение их становления и воспроизводства под влиянием уникальных природно-климатических, геокультурных, геополитических и случайностно-исторических особенностей эволюции того или иного цивили-зационно-культурного комплекса.

Приступая к описанию "восточного"

циклического и "прогрессивного'-
грско-римского и западно-христианского, типов цивилизационпого развития, сразу же оговоримся: классическая и современная историческая наука выде­ляет по различным основаниям огромное количество цивилизационных це-лостностей. 'Гак, один из наиболее авторитетных исследователей цивилиза­ций Арнольд Тойнби далеко не однозначен в определении их числа и типов. В различных его работах мы встречаем указание на наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13 цивилизаций мировой истории. И в каждом случае он по-своему прав, т.к., например, в рамках христианской цивилизации мы можем выде­лить католическую, протестантскую и православную цивилизации, а в рам­ках западноевропейского культурно-цивилизационного комплекса-особые, существенно своеобразные формы проявления западноевропейской цивили­зации в масштабе отдельных западноевропейских и североамериканских

30

государств-наций. Это бесконечное разнообразие является объектом, прежде всего описательной исторической науки и страноведения.

Наша же задача сводится к выделению устойчивых, чрезвычайно дли­тельно воспроизводящихся макротипов цивилизационного развития, кото­рые со множеством условностей принято до сих пор коротко называть Вос­током и Западом. Понятно, что речь идет отнюдь не о сторонах света, а о различных формах и способах цивилизационного развития.

В современной исторической науке принято считать, что к "восточному" - циклическому типу развития относятся следующие культурно-цивилизационные комплексы - индо-буддийский (большинство стран Юго-Восточной Азии во главе с Индией), арабо-исламский (весь исламский мир, включая Чечню-Ичкерию) и китайско-конфуцианский.

Древний Восток - совокупность государств, народов и племен, раски­нувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Вре­менем возникновения этого цивилизационного комплекса большинство со­временных ученых считают рубеж IV и III тысячелетия до н.э., а именно, время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии (подробнее см.: Авдиев В.И. История Древнего востока. М: Государствен­ное издание политической литературы. 1948.; Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 138-156; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 46-57; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до на-