Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становление человека, - говорится там, - глубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как "постепенно", "переход" лишь маскируют ее. Можно, конечно, фантазировать по поводу возникновения человека, однако эти фантазии очень быстро оказываются несостоятельными: представление о человеке всегда уже есть в момент, которому относят его становление". Потому, продолжает он, "ось мировой истории... может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей". Сам же этот факт "сводится к тому, что человек осознает свое бытие в целом, самого себя и свои границы... он ставит радикальные вопросы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С. 32-33).
Действительно, ретроспективное обобщение субъективного опыта человечества, а также определяемой им исторической практики позволяет нам утверждать, что на протяжении всей известной нам истории людьми двигала не только потребность в выживании и самосохранении (естественная потребность), но и противоестественная потребность в достижении
25
абсолютной свободы самополагания по векторам отношений "человек - природа", "человек - общество", "человек - человек", "человек - время", "человек - пространство". Эта потребность находит свое постоянное и разнообразное выражение в идеальных конструкциях априорного, внеэмпирического происхождения - всемогущего, вневременного, вездесущего и самодостаточного Бога, Абсолютной Идеи, Кощея бессмертного и, наконец, в вожделенном эффекте сказочного "щучьего веления".
Иными словами, люди всегда демонстрируют недовольство наличной данностью, не только потому, что она угрожает их выживанию и самосохранению, но и потому, что она не соответствует этому абсолюту, накладывает на человека "границы", которые он постоянно стремится преодолеть. Читатель, будучи ориентирован на анализ прошлого именно с этих позиций, без труда обнаружит тенденцию общественной практики, отражающую несомненный прогресс и заинтересованность человечества в наращивании степени свободы самополагания человека по названным векторам отношений. Для наглядности привлечем его внимание хотя бы к прогрессу в покорении про
странства и времени, начало которому, по-видимому, положило изобретение колеса и гужевого транспорта, нашедшее продолжение в XX деке в форме освоения космического пространства. Напомним: большинство достижений человечества в сфере расширения свободы самополагания не имело под собой мотивов самосохранения. Более того, очень часто эти прорывы стоили их инициаторам огромных жертв или огромного риска.
Итак, цивилизационный подход покоится на следующих аксиоматических основаниях:
26
общечеловеческих потребностей объясняется бесконечным разнообразием природно-климатических, геополитических, геокультурных условий среды их реализации.
Почему же мы называем такой подход к историческому процессу циви-лизационным? Как он соотносится с понятием "цивилизация"?
Мы исходим из буквального значения слова "цивилизация", которое в начальном латинском значении определяет "городской, государственный, гражданский" образ жизни, противопоставляя его "лесному, дикому, грубому" (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен
до наших дней. М: Дрофа, 1997. С. 4-6). Таким образом, цивилизация предполагает1 такое состояние человеческого общества, при котором основные сферы жизни людей творчески внеприродио организованы в силу внеприрод-ных, уникальных потребностей и возможностей, которыми обладает человек. Короче говоря, цивилизация есть все то, что возвышает человека над природой, т.е. совокупность идеальных и .материальных условий, созданных человечеством помимо природы для удовлетворения, как естественных., так и неестественных потребностей.
К идеальным условиям прежде всего относится мир абстрактных симво-
лов, смыслов (устный и письменный язык, мифы, религия, обыденное знание
и знание научное, представленное в виде различных теорий, идеология, мо
дели рациональной организации коллективного взаимодействия и противо-
борства и т.п.). |
Материальные условия включают в себя совокупность орудий труда, средств транспорта и информационной коммуникации, искусственную жилую среду, одежду, пищу, лекарства, искусственные материалы и т.д.
Соответственно, процесс наращивания искусственных возможностей (идеальных и материальных) реализации человеческих потребностей мы будем называть цивилизационным процессом.
П. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПРОДУКТИВНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОНН0Г0 ПОДХОДА К ОБЪЯСНЕНИЮ И
ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ?
Напомним, что приоритетной задачей изучения истории в нашем курсе считается поиск логики исторических изменений, раскрывающей макро-исторические закономерности и объясняющей бесконечное разнообразие типов цивилизационного развития, наблюдаемое и в хронологическом (стадиальном), и в синхронном планах. Каким же образом помогает нам решить эту задачу цивилизационный подход?
Во-первых, цивилизационный подход акцентирует человеческое измерение истории, когда исходным, субстанциальным "двигателем" общественных изменений выступает не столько противоречие между производительными силами и производственными отношениями (К. Маркс), сколько
циклического и "прогрессивного'-
грско-римского и западно-христианского, типов цивилизационпого развития, сразу же оговоримся: классическая и современная историческая наука выделяет по различным основаниям огромное количество цивилизационных це-лостностей. 'Гак, один из наиболее авторитетных исследователей цивилизаций Арнольд Тойнби далеко не однозначен в определении их числа и типов. В различных его работах мы встречаем указание на наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13 цивилизаций мировой истории. И в каждом случае он по-своему прав, т.к., например, в рамках христианской цивилизации мы можем выделить католическую, протестантскую и православную цивилизации, а в рамках западноевропейского культурно-цивилизационного комплекса-особые, существенно своеобразные формы проявления западноевропейской цивилизации в масштабе отдельных западноевропейских и североамериканских
30
государств-наций. Это бесконечное разнообразие является объектом, прежде всего описательной исторической науки и страноведения.
Наша же задача сводится к выделению устойчивых, чрезвычайно длительно воспроизводящихся макротипов цивилизационного развития, которые со множеством условностей принято до сих пор коротко называть Востоком и Западом. Понятно, что речь идет отнюдь не о сторонах света, а о различных формах и способах цивилизационного развития.
В современной исторической науке принято считать, что к "восточному" - циклическому типу развития относятся следующие культурно-цивилизационные комплексы - индо-буддийский (большинство стран Юго-Восточной Азии во главе с Индией), арабо-исламский (весь исламский мир, включая Чечню-Ичкерию) и китайско-конфуцианский.
Древний Восток - совокупность государств, народов и племен, раскинувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Временем возникновения этого цивилизационного комплекса большинство современных ученых считают рубеж IV и III тысячелетия до н.э., а именно, время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии (подробнее см.: Авдиев В.И. История Древнего востока. М: Государственное издание политической литературы. 1948.; Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 138-156; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 46-57; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до на-
Действительно, ретроспективное обобщение субъективного опыта человечества, а также определяемой им исторической практики позволяет нам утверждать, что на протяжении всей известной нам истории людьми двигала не только потребность в выживании и самосохранении (естественная потребность), но и противоестественная потребность в достижении
25
абсолютной свободы самополагания по векторам отношений "человек - природа", "человек - общество", "человек - человек", "человек - время", "человек - пространство". Эта потребность находит свое постоянное и разнообразное выражение в идеальных конструкциях априорного, внеэмпирического происхождения - всемогущего, вневременного, вездесущего и самодостаточного Бога, Абсолютной Идеи, Кощея бессмертного и, наконец, в вожделенном эффекте сказочного "щучьего веления".
Иными словами, люди всегда демонстрируют недовольство наличной данностью, не только потому, что она угрожает их выживанию и самосохранению, но и потому, что она не соответствует этому абсолюту, накладывает на человека "границы", которые он постоянно стремится преодолеть. Читатель, будучи ориентирован на анализ прошлого именно с этих позиций, без труда обнаружит тенденцию общественной практики, отражающую несомненный прогресс и заинтересованность человечества в наращивании степени свободы самополагания человека по названным векторам отношений. Для наглядности привлечем его внимание хотя бы к прогрессу в покорении про
странства и времени, начало которому, по-видимому, положило изобретение колеса и гужевого транспорта, нашедшее продолжение в XX деке в форме освоения космического пространства. Напомним: большинство достижений человечества в сфере расширения свободы самополагания не имело под собой мотивов самосохранения. Более того, очень часто эти прорывы стоили их инициаторам огромных жертв или огромного риска.
Итак, цивилизационный подход покоится на следующих аксиоматических основаниях:
-
Мотивы общественных изменений имеют двойственную природу -
создание искусственных механизмов, удовлетворяющих общечеловеческую
потребность в самосохранении и выживании в условиях изменения окружающей природной и социальной среды; наращивание свободы самополагания по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - пространство и время", ведущее к поступательному преодолению естественных границ человека как биологического, природного существа. -
Эти два типа детерминантов социальных изменений (истории) являются универсальными, общечеловеческими в хронологическом и пространственном отношении. -
Соответственно, постижение истории необходимо сочетает в себе
процедуры объяснения (реконструкцию объективных причинно-
следственных связей) и понимания - проникновение в содержание идеаль-
ных субъективных смыслов, априорно, внеэмпирически направляющих че-
ловеческие действия. -
Бесконечное разнообразие форм и уровней достижений, наблюдаемое
в мировом сообществе, на пути реализации этих двух фундаментальных
26
общечеловеческих потребностей объясняется бесконечным разнообразием природно-климатических, геополитических, геокультурных условий среды их реализации.
Почему же мы называем такой подход к историческому процессу циви-лизационным? Как он соотносится с понятием "цивилизация"?
Мы исходим из буквального значения слова "цивилизация", которое в начальном латинском значении определяет "городской, государственный, гражданский" образ жизни, противопоставляя его "лесному, дикому, грубому" (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен
до наших дней. М: Дрофа, 1997. С. 4-6). Таким образом, цивилизация предполагает1 такое состояние человеческого общества, при котором основные сферы жизни людей творчески внеприродио организованы в силу внеприрод-ных, уникальных потребностей и возможностей, которыми обладает человек. Короче говоря, цивилизация есть все то, что возвышает человека над природой, т.е. совокупность идеальных и .материальных условий, созданных человечеством помимо природы для удовлетворения, как естественных., так и неестественных потребностей.
К идеальным условиям прежде всего относится мир абстрактных симво-
лов, смыслов (устный и письменный язык, мифы, религия, обыденное знание
и знание научное, представленное в виде различных теорий, идеология, мо
дели рациональной организации коллективного взаимодействия и противо-
борства и т.п.). |
Материальные условия включают в себя совокупность орудий труда, средств транспорта и информационной коммуникации, искусственную жилую среду, одежду, пищу, лекарства, искусственные материалы и т.д.
Соответственно, процесс наращивания искусственных возможностей (идеальных и материальных) реализации человеческих потребностей мы будем называть цивилизационным процессом.
П. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПРОДУКТИВНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОНН0Г0 ПОДХОДА К ОБЪЯСНЕНИЮ И
ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ?
Напомним, что приоритетной задачей изучения истории в нашем курсе считается поиск логики исторических изменений, раскрывающей макро-исторические закономерности и объясняющей бесконечное разнообразие типов цивилизационного развития, наблюдаемое и в хронологическом (стадиальном), и в синхронном планах. Каким же образом помогает нам решить эту задачу цивилизационный подход?
Во-первых, цивилизационный подход акцентирует человеческое измерение истории, когда исходным, субстанциальным "двигателем" общественных изменений выступает не столько противоречие между производительными силами и производственными отношениями (К. Маркс), сколько
27
противоречие между наличной данностью и идеальными смыслами-абсолютами, присутствующими "в глубинах человеческого сознания" (К. .Ясперс). При этом определяется и главный универсальный смысл-мотив истории - расширение свободы самополагания человека. Таким образом, человек вновь превращается из послушного орудия внешних сил в "меру всех вещей". Тем самым мы получаем ответ на вопрос: каковы единое, универсальное содержание и направленность исторического процесса?
Во-вторых, преодолевается известный релятивизм (неопределенность) в оценке достижения различных культур и народов на пути исторического развития. Универсальным критерием общественного прогресса становится степень свободы самополагания человека по векторам отношений "человек -природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - время", "человек - пространство". Отсюда лидерами мирового цивилизационного прогресса можно считать те страны и народы, которые добились наибольших достижений в сфере оптимизации природопользования и природоохраны, в области здравоохранения и всестороннего саморазвития человека, в плане социальной справедливости и защищенности людей от произвола государства и общества, гуманистической ориентации научно-технического прогресса. Это "качество" цивилизационного подхода представляется весьма важным, ибо предоставляет обществу надежный ориентир для гуманистической самооценки и самоконтроля, формирует адекватное отношение к опыту других кулътурно-цшилизационных комплексов.
В-третьих, позволяет объяснить объективную природу самобытности,
уникальности цивилизации как своей, так и других стран, причины
"выбора" специфического социального порядка, воспроизводящегося на
протяжении больших исторических периодов, а также их разрушения и
становления новых. Действительно, процесс удовлетворения универсальных
общечеловеческих потребностей в самосохранении и расширении свободы
самополагания осуществляется в бесконечно разнообразных условиях, что
требует различной организации и самоорганизации всех сфер общественной
жизни.
Эти условия можно разделить на следующие типы:
-
Природно-климатические факторы, уникальность которых предполагает уникальную организацию всего социального порядка, включая экономическую, общественно-политическую и духовно-идеологическую сферу
общественных отношений.
-
Геокультурные факторы, под которыми подразумеваются особенности цивилизационного наследия, т.е. предшествующей культуры, на основе
которой формируется то или иное общество. Сюда же входит и "качество"
культурно-цивилизационного окружения.
-
Геополитические факторы - влияние масштабов территории, рельефа
местности, наличия или отсутствия естественных границ (моря, горы,
28
равнины) на политическую организацию общества и функционирование политической власти, сюда же входят и соотношение сил с ближайшим циви-лизационным окружением, и доминирующий характер отношений с ним (конфликт, сотрудничество, изоляция, подчинение, господство).
4. Историко-случайностные факторы - роль личности, стихийных бедствий, спонтанно-случайностного стечения обстоятельств (например, можно достаточно уверенно предположить, что черты характера И.В. Сталина при всей объективности логики сползания социалистической России к тоталитаризму весьма существенно повлияли на конкретные формы его воплощения: известны также влияние эпидемий чумы в средневековой Европе на характер развития стран этого региона, воздействие затяжного неурожайного периода в России на формирование ситуации общественно-политической "смуты" на рубеже ХVI-XVII вв.; вряд ли российские революции начала XX века приобрели бы столь быстротечный и радикальный характер, если бы обострение комплекса внутренних противоречий не совпало по времени с поражениями России в русско-японской войне и в ходе I-ой мировой).
Таким образом, цивилизационный подход указывает нам как на универсальные, общечеловеческие императивы-движители исторических изменений, так и на объективные причины бесконечного разнообразия форм, направлений и результатов цивилизационного процесса в различных регионах мира. .
Более наглядно влияние перечисленных факторов на формирование самобытных типов цивилизационного развития мы рассмотрим в ходе описания "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инновационного культурно-цивилизационных комплексов Древнего Востока и античности (греко-римской цивилизации).
III. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ И САМОБЫТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ВОСТОЧНОГО"-ПИКЛИЧЕСКОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ?
На основе предшествующих рассуждений и выводов сформулируем предварительно структурно-логическую модель исторического анализа указанных типов цивнлизационного развития.
Вначале определим основные сферы общественных отношений, в которых проявляется самобытность культурно-цивилизационных комплексов. Оговоримся, что выделение этих сфер имеет условный, формальный характер и применяется лишь для того, чтобы упорядочить бесконечно разнообразный фактический материал и тем самым облегчить процедуру анализа и запоминания. В реальной жизни все эти сферы взаимообусловлены, переплетены, субординация их доминирования постоянно меняется. Это, в частности, радикально отличает нашу позицию от формационного подхода, согласно которому во все времена и у всех народов определяющей сферой всей совокупности общественных отношений выступает экономический базис
29
(производительные силы и производственные отношения). Само же выделение сфер жизни общества (типов общественных отношений) является классическим, давно устоявшимся в обществознании. Согласно ему выделяются:
-
Экономическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
людей в производстве, распределении и присвоении материальных благ.
-
Социальная (в узком смысле) сфера - отношения сотрудничества и
противоборства людей при сохранении или при изменении социальных статусов и ролей (под социальным статусом понимается соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, т.е. широкая совокупность показателей, отличающих положение человека или общественной группы от положения других людей и групп, составляющих данное общество (уровень профессиональной квалификации, образования, доходов, место жительства, должность, социальное происхождение, пол, раса и т.п.).
-
Политическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
людей при использовании политической (публичной) власти в экономических, социальных и духовно-идеологических целях.
-
Духовно-идеологическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства людей в производстве и распределении духовно-
интеллектуальных благ, обеспечении доминирования той или иной идеоло
гии.
Затем в обобщенном виде даются достаточно хорошо известные, зафиксированные исторической и социальной наукой черты самобытной организации указанных сфер, характерные для определенного типа цивилизацион-ного развития. И, наконец, предлагается каузальное (причинно-следственное) объяснение их становления и воспроизводства под влиянием уникальных природно-климатических, геокультурных, геополитических и случайностно-исторических особенностей эволюции того или иного цивили-зационно-культурного комплекса.
Приступая к описанию "восточного"
циклического и "прогрессивного'-
Природно-климатические факторы, уникальность которых предполагает уникальную организацию всего социального порядка, включая экономическую, общественно-политическую и духовно-идеологическую сферу
общественных отношений.
Геокультурные факторы, под которыми подразумеваются особенности цивилизационного наследия, т.е. предшествующей культуры, на основе
которой формируется то или иное общество. Сюда же входит и "качество"
культурно-цивилизационного окружения.
Геополитические факторы - влияние масштабов территории, рельефа
местности, наличия или отсутствия естественных границ (моря, горы,
Экономическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
людей в производстве, распределении и присвоении материальных благ.
Социальная (в узком смысле) сфера - отношения сотрудничества и
противоборства людей при сохранении или при изменении социальных статусов и ролей (под социальным статусом понимается соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, т.е. широкая совокупность показателей, отличающих положение человека или общественной группы от положения других людей и групп, составляющих данное общество (уровень профессиональной квалификации, образования, доходов, место жительства, должность, социальное происхождение, пол, раса и т.п.).
Политическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
людей при использовании политической (публичной) власти в экономических, социальных и духовно-идеологических целях.
Духовно-идеологическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства людей в производстве и распределении духовно-
интеллектуальных благ, обеспечении доминирования той или иной идеоло
гии.
грско-римского и западно-христианского, типов цивилизационпого развития, сразу же оговоримся: классическая и современная историческая наука выделяет по различным основаниям огромное количество цивилизационных це-лостностей. 'Гак, один из наиболее авторитетных исследователей цивилизаций Арнольд Тойнби далеко не однозначен в определении их числа и типов. В различных его работах мы встречаем указание на наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13 цивилизаций мировой истории. И в каждом случае он по-своему прав, т.к., например, в рамках христианской цивилизации мы можем выделить католическую, протестантскую и православную цивилизации, а в рамках западноевропейского культурно-цивилизационного комплекса-особые, существенно своеобразные формы проявления западноевропейской цивилизации в масштабе отдельных западноевропейских и североамериканских
30
государств-наций. Это бесконечное разнообразие является объектом, прежде всего описательной исторической науки и страноведения.
Наша же задача сводится к выделению устойчивых, чрезвычайно длительно воспроизводящихся макротипов цивилизационного развития, которые со множеством условностей принято до сих пор коротко называть Востоком и Западом. Понятно, что речь идет отнюдь не о сторонах света, а о различных формах и способах цивилизационного развития.
В современной исторической науке принято считать, что к "восточному" - циклическому типу развития относятся следующие культурно-цивилизационные комплексы - индо-буддийский (большинство стран Юго-Восточной Азии во главе с Индией), арабо-исламский (весь исламский мир, включая Чечню-Ичкерию) и китайско-конфуцианский.
Древний Восток - совокупность государств, народов и племен, раскинувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Временем возникновения этого цивилизационного комплекса большинство современных ученых считают рубеж IV и III тысячелетия до н.э., а именно, время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии (подробнее см.: Авдиев В.И. История Древнего востока. М: Государственное издание политической литературы. 1948.; Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 138-156; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 46-57; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до на-