Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
исторической науки подразделялся на историческую реальность Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В качестве отдельного объекта также выступала и прошлая социальная реальность России. Мы же попытаемся охватить весь исторический процесс целиком.
И здесь опять-таки может возникнуть недоуменный вопрос: как возможно охватить всю прошлую социальную реальность в течение одного семестра? Такая задача представляется заведомо нереальной, если вознамериться реконструировать историческое прошлое человечества во всем его многообразии, и даже в объеме школьной программы. Предмет нашего курса значительно уже. Под предметом любой науки и любого учебного курса понимается, совокупность познавательных задач, которые предполагается решить. Еще выдающийся немецкий философ Ф. Ницше в работе "О пользе и вреде истории" выделял три типа предметности исторического познания -монументальный, антикварный и критический. Основная цель монументальной предметности - изучение того, что является классическим и редким в прежних эпохах. В этом случае постигающий историю человек стремится найти в прошлом великие примеры для подражания, как бы подтверждающие принципиальную возможность их повторения в настоящем и будущем (Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Философия истории. Антология. М.1994. С. 131-143). Иллюстрация подобных познавательных.целей дана в книге О. Шпенглера "Закат Европы": "Сознание того, что... эпохи, обстоятельства, личности повторяются по типу, всегда присутствовало. Едва ли когда-либо обсуждали поведение Наполеона, не косясь при этом на Цезаря Александра... Сам Наполеон находил родственным свое положение с положением Карла Великого... Для Карла XII, короля Швеции, губительным было то, что он с юных лет носил при себе жизнеописание Александра (Македонского. - авт.)… " (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии.мировой истории. М. 1993. С. 129-131). Там же подобный подход характеризуется как фрагментарный и произвольный, ведущий не столько к истине, сколько к заблуждению.
Антикварный тип познания истории, по Ницше, характерен для тех, "кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился..." (см. указ. соч., с.136). Такое отношение к истории сродни хобби коллекционера и не носит научно-
теоретического характера, ибо не ставит перед собой цели объяснения настоящего и будущего с помощью прошлого, Вместе с тем коллекционирование и сохранение материальных и духовных памятников истории составляет необходимую фактологическую основу для ее научно-теоретического постижения. К сожалению, история как упорядоченное тем или иным способом отражение прошлого, как вариант его констатации с той или иной степенью детализации до сих пор ограничивает цели исторического познания в сфере школьного образования.
21
Подлинно научно-теоретическое отношение к истории подчинено в первую очередь целям повышения научной и социально-практической продуктивности исторического познания. Научная продуктивность предполагает достижение все более достоверного знания не столько бесконечного множества факторов, сколько логики, направленности и законосообразности социальной эволюции, выделения тех исторический явлений, которые наиболее значимы для нынешнего и будущего развития как отдельных народов, так и для мирового сообщества в целом. Только на этой основе историческая наука превращается в надежный ориентир для социальной практики, т.е. обеспечивает свою социально-практическую продуктивность.
Поэтому в предметную область (в совокупность познавательных задач) нашего учебного курса включены следующие проблемы:
-
Каковы универсальные и специфические причины социальных изменений? -
Какова общая направленность этих изменений? -
Чем определяется специфика, самобытность исторического развития
различных народов и цивилизаций? -
Каковы факторы и содержание самобытности цивилизационного развития России? -
В чем заключается и как объясняется своеобразие мирового исторического развития на современном этапе? -
Каковы внутренние и внешние предпосылки, содержание и перспективы цивилизационной модернизации современной России?
В широком смысле методология включает в себя:
-
Аксиоматические основания, т.е. совокупность устоявшихся представлений об объективной реальности и возможностях ее постижения. На
пример, к аксиоматическим основаниям можно отнести положение о первичности бытия по отношению к сознанию, а также положение о принципиальной познаваемости объективного мира. Данные суждения выступают в качестве исходных аксиом материалистического миропонимания. -
Совокупность методов, т.е. способов достижения и верификации
(удостоверения) нового знания. В историческом познании используются как
общенаучные методы, так и собственные. Наиболее распространенными являются: генетический, сравнительный (компаративный), историко-типологический, системный. Так, способом сравнения и типологизации мы можем определить существенные характеристики общности и своеобразия как отдельных этапов исторического процесса (диахронный анализ), так и социально-культурных общностей различного масштаба (цивилизации, государства, социальные группы и т.п.), проявляющиеся на одном и том же этапе развития (синхронный анализ).
Вопросыдля самопроверки:
-
Зачем необходимо историческое знание человеку и обществу? -
Чем определяется отношение людей к историческому прошлому? -
В чем, на ваш взгляд, заключаются истинность и иллюзорность основных типов исторического сознания? -
Каковы основные различия объекта и предметной области
"школьного" и "университетского" курсов истории?
Примерная тематика дляиндивидуального изучения
-
Почему меня интересует история? -
Судьба исторической науки в России: история и современность. -
Особенности исторического сознания студентов нашего вуза.
4.Мировая философия о смысле и назначении истории (выбор
концепций по желанию студентов).
ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ОБЪЯСНЕНИЮ ИСТОРИИ: НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ
Разработка пивилизационного подхода к постижению истории, предпринятая в последние годы отечественной исторической и социальной науками, во многом отражает потребность в преодолении познавательной и социально-практической ограниченности господствовавшей на протяжении всего социалистического периода историко-материадистической марксистско-ленинской концепции исторического процесса (под познавательной продуктивностью мы понимаем способность той или иной концепции, теории дать научно обоснованные ответы, объясняющие сущность актуальных для общества проблем; под социально-практической продуктивностью понимается способность концепции, теории указать на конкретные средства, ресурсы и технологии позитивного решения указанных проблем).
Отсюда основная задача данной темы сводится к формулировке аксиоматических и методологических оснований цивилизационного подхода, к демонстрации его познавательной и социально-практической продуктивности применительно к периоду становления первых цивилизаций и макротипов цивилизационного развития, которые в современной исторической науке получили название "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инновационного. Решение указанной задачи предполагает последовательное рассмотрение следующих основных вопросов:
1. Что мы понимаем под цивилизацией? Каковы основные предпосылки
возникновения цивилизационной формы исторического процесса?
23
-
В чем заключается познавательный и социально-практический потен
циал цивилизационного подхода к объяснению и пониманию истории? -
Каковы предпосылки и сущность "восточного" - циклического типа
цивилизационного развития? -
Каковы предпосылки и сущность "прогрессивного" - инновационного
типа цивилизационного развития?
/. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В отличие от исходного допущения исторического материализма, согласно которому историческое развитие (изменение) определяется только лишь объективными, внешними по отношению к человеку факторами ("бытие определяет сознание"), цивилизационный подход исходит из предположения, что историческая эволюция имеет двойную детерминацию - объективную и субъективную. Первая отражает потребность в выживании через приспособление (адаптацию) к изменчивости окружающей среды. В данном случае человеческий род имеет тот же "мотив" самопреобразования, как и все представители живой природы, включая одноклеточных и растений.
Однако способы приспособления человека уникальны, радикально отличны от механизма естественного отбора, доминирующего в живой природе. Эту способность, в частности, подчеркивает Э. Фромм, по которому человек является биологически ущербным существом, т.е. не способным биологически и психически изменяться в ответ на изменения условий бытия. (Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 45-46). Его способ выживания - создание искусственных орудий, технологий, сред и структур коллективного действия, которые "достраивают" необходимые условия, отсутствующие в природе в готовом виде. Вся история человечества - от первобытности до наших дней - дает множество примеров, иллюстрирующих данное положение (от создания примитивных орудий труда и покорения огня до покорения космического пространства). Другими словами, человечество обладает уникальной способностью искусственного, надприродного конструктивизма, позволяющей выживать и развиваться не столько путем самоадаптации, сколько путем адаптирования окружающей среды.
Эта способность многократно усиливается благодаря абстрактно символическому мышлению и искусственным средствам информационной ком
муникации (устный и письменный язык), которые позволяют организовывать целесообразную деятельность, а также реализовывать тенденцию лавинообразного нарастания инноваций, которые расширенно воспроизводятся и обогащаются в деятельности последующих поколений. Кроме того, указанные коммуникативные способности дают все более широкие возможности
24
для искусственной организации коллективного действия, которое к началу
XX века приобрело глобальные масштабы (формирование единого мирового
информационного, политического, правового, экономического, культурного
пространства).
И все же уникальность рода человеческого далеко не исчерпывается указанными качествами. Дело в том, что человеческая история имеет, если можно так выразиться, идеально-субъективную детерминацию. В отличие от природных объектов, которые эволюционируют в рамках эмпирических (естественных) причинно-следственных связей, а потому поддаются каузальному (причинно-следственному) научному объяснению, человеческие сообщества как совокупности объектов в своей деятельности далеко не всегда руководствуются только лишь эмпирическими, "конъюнктурными" потребностями в выживании. Действия человека и общества зачастую определяются (детерминируются) идеальными абсолютами - смыслами. Последние обладают двумя существенными особенностями. Во-первых, их происхождение невозможно объяснить посредством каузальной логики, т.е. через причинно-следственные связи. Во-вторых, суть их далеко выходит за рамки осознанной потребности в самосохранении как отдельного индивида, так и человечества в целом. Постигнуть эти смыслы-детерминанты невозможно путем объяснения, т.е. через реконструкцию причинно-следственных связей. Они постигаются непосредственно, благодаря возможности реконструировать и синтезировать прошлый и настоящий субъективный опыт человечества, выраженный символически. Такой способ постижения называется пониманием. '
На беспредпосылочность смыслов-абсолютов указывал философ-экзистенциалист К. Ясперс в работе "Смысл и назначение истории". "Первое