Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

исторической науки подразделялся на историческую реальность Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В качестве отдельного объекта также выступала и прошлая социальная реальность России. Мы же попытаемся охватить весь исторический процесс целиком.

И здесь опять-таки может возникнуть недоуменный вопрос: как воз­можно охватить всю прошлую социальную реальность в течение одного се­местра? Такая задача представляется заведомо нереальной, если вознаме­риться реконструировать историческое прошлое человечества во всем его многообразии, и даже в объеме школьной программы. Предмет нашего курса значительно уже. Под предметом любой науки и любого учебного курса по­нимается, совокупность познавательных задач, которые предполагается решить. Еще выдающийся немецкий философ Ф. Ницше в работе "О пользе и вреде истории" выделял три типа предметности исторического познания -монументальный, антикварный и критический. Основная цель монументаль­ной предметности - изучение того, что является классическим и редким в прежних эпохах. В этом случае постигающий историю человек стремится найти в прошлом великие примеры для подражания, как бы подтверждаю­щие принципиальную возможность их повторения в настоящем и будущем (Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Философия истории. Антология. М.1994. С. 131-143). Иллюстрация подобных познавательных.целей дана в книге О. Шпенглера "Закат Европы": "Сознание того, что... эпохи, обстоя­тельства, личности повторяются по типу, всегда присутствовало. Едва ли ко­гда-либо обсуждали поведение Наполеона, не косясь при этом на Цезаря Александра... Сам Наполеон находил родственным свое положение с поло­жением Карла Великого... Для Карла XII, короля Швеции, губительным было то, что он с юных лет носил при себе жизнеописание Александра (Македон­ского. - авт.)… " (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии.мировой истории. М. 1993. С. 129-131). Там же подобный подход характеризуется как фрагментарный и произвольный, ведущий не столько к истине, сколько к за­блуждению.

Антикварный тип познания истории, по Ницше, характерен для тех, "кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился..." (см. указ. соч., с.136). Такое отноше­ние к истории сродни хобби коллекционера и не носит научно-
теоретического характера, ибо не ставит перед собой цели объяснения на­стоящего и будущего с помощью прошлого, Вместе с тем коллекционирова­ние и сохранение материальных и духовных памятников истории составляет необходимую фактологическую основу для ее научно-теоретического по­стижения. К сожалению, история как упорядоченное тем или иным способом отражение прошлого, как вариант его констатации с той или иной степенью детализации до сих пор ограничивает цели исторического познания в сфере школьного образования.

21

Подлинно научно-теоретическое отношение к истории подчинено в первую очередь целям повышения научной и социально-практической про­дуктивности исторического познания. Научная продуктивность предполага­ет достижение все более достоверного знания не столько бесконечного мно­жества факторов, сколько логики, направленности и законосообразности со­циальной эволюции, выделения тех исторический явлений, которые наибо­лее значимы для нынешнего и будущего развития как отдельных народов, так и для мирового сообщества в целом. Только на этой основе историческая наука превращается в надежный ориентир для социальной практики, т.е. обеспечивает свою социально-практическую продуктивность.

Поэтому в предметную область (в совокупность познавательных задач) нашего учебного курса включены следующие проблемы:

  1. Каковы универсальные и специфические причины социальных изме­нений?

  2. Какова общая направленность этих изменений?

  3. Чем определяется специфика, самобытность исторического развития
    различных народов и цивилизаций?

  4. Каковы факторы и содержание самобытности цивилизационного раз­вития России?

  5. В чем заключается и как объясняется своеобразие мирового истори­ческого развития на современном этапе?

  6. Каковы внутренние и внешние предпосылки, содержание и перспек­тивы цивилизационной модернизации современной России?

В широком смысле методология включает в себя:

  1. Аксиоматические основания, т.е. совокупность устоявшихся представлений об объективной реальности и возможностях ее постижения. На­
    пример, к аксиоматическим основаниям можно отнести положение о первичности бытия по отношению к сознанию, а также положение о принципи­альной познаваемости объективного мира. Данные суждения выступают в качестве исходных аксиом материалистического миропонимания.

  2. Совокупность методов, т.е. способов достижения и верификации
    (удостоверения) нового знания. В историческом познании используются как
    общенаучные методы, так и собственные. Наиболее распространенными являются: генетический, сравнительный (компаративный), историко-типологический, системный. Так, способом сравнения и типологизации мы можем определить существенные характеристики общности и своеобразия как отдельных этапов исторического процесса (диахронный анализ), так и социально-культурных общностей различного масштаба (цивилизации, государства, социальные группы и т.п.), проявляющиеся на одном и том же этапе развития (синхронный анализ).




Вопросыдля самопроверки:

  1. Зачем необходимо историческое знание человеку и обществу?

  2. Чем определяется отношение людей к историческому прошлому?

  3. В чем, на ваш взгляд, заключаются истинность и иллюзорность основных типов исторического сознания?

  4. Каковы основные различия объекта и предметной области
    "школьного" и "университетского" курсов истории?

Примерная тематика дляиндивидуального изучения

  1. Почему меня интересует история?

  2. Судьба исторической науки в России: история и современность.

  3. Особенности исторического сознания студентов нашего вуза.

4.Мировая философия о смысле и назначении истории (выбор
концепций по желанию студентов).

ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ОБЪЯСНЕНИЮ ИСТОРИИ: НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ

Разработка пивилизационного подхода к постижению истории, пред­принятая в последние годы отечественной исторической и социальной нау­ками, во многом отражает потребность в преодолении познавательной и со­циально-практической ограниченности господствовавшей на протяжении всего социалистического периода историко-материадистической марксист­ско-ленинской концепции исторического процесса (под познавательной про­дуктивностью мы понимаем способность той или иной концепции, теории дать научно обоснованные ответы, объясняющие сущность актуальных для общества проблем; под социально-практической продуктивностью понима­ется способность концепции, теории указать на конкретные средства, ресур­сы и технологии позитивного решения указанных проблем).

Отсюда основная задача данной темы сводится к формулировке аксио­матических и методологических оснований цивилизационного подхода, к демонстрации его познавательной и социально-практической продуктивно­сти применительно к периоду становления первых цивилизаций и макроти­пов цивилизационного развития, которые в современной исторической науке получили название "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инно­вационного. Решение указанной задачи предполагает последовательное рас­смотрение следующих основных вопросов:

1. Что мы понимаем под цивилизацией? Каковы основные предпосылки
возникновения цивилизационной формы исторического процесса?

23

  1. В чем заключается познавательный и социально-практический потен­
    циал цивилизационного подхода к объяснению и пониманию истории?

  2. Каковы предпосылки и сущность "восточного" - циклического типа
    цивилизационного развития?

  3. Каковы предпосылки и сущность "прогрессивного" - инновационного
    типа цивилизационного развития?

/. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В отличие от исходного допущения исторического материализма, со­гласно которому историческое развитие (изменение) определяется только лишь объективными, внешними по отношению к человеку факторами ("бытие определяет сознание"), цивилизационный подход исходит из пред­положения, что историческая эволюция имеет двойную детерминацию - объ­ективную и субъективную. Первая отражает потребность в выживании через приспособление (адаптацию) к изменчивости окружающей среды. В данном случае человеческий род имеет тот же "мотив" самопреобразования, как и все представители живой природы, включая одноклеточных и растений.

Однако способы приспособления человека уникальны, радикально от­личны от механизма естественного отбора, доминирующего в живой приро­де. Эту способность, в частности, подчеркивает Э. Фромм, по которому че­ловек является биологически ущербным существом, т.е. не способным био­логически и психически изменяться в ответ на изменения условий бытия. (Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 45-46). Его способ выживания - создание искусственных орудий, технологий, сред и структур коллективного действия, которые "достраивают" необходимые условия, от­сутствующие в природе в готовом виде. Вся история человечества - от пер­вобытности до наших дней - дает множество примеров, иллюстрирующих данное положение (от создания примитивных орудий труда и покорения ог­ня до покорения космического пространства). Другими словами, человечест­во обладает уникальной способностью искусственного, надприродного кон­структивизма, позволяющей выживать и развиваться не столько путем са­моадаптации, сколько путем адаптирования окружающей среды.

Эта способность многократно усиливается благодаря абстрактно сим­волическому мышлению и искусственным средствам информационной ком­
муникации (устный и письменный язык), которые позволяют организовывать целесообразную деятельность, а также реализовывать тенденцию лавинооб­разного нарастания инноваций, которые расширенно воспроизводятся и обогащаются в деятельности последующих поколений. Кроме того, указан­ные коммуникативные способности дают все более широкие возможности
24

для искусственной организации коллективного действия, которое к началу
XX века приобрело глобальные масштабы (формирование единого мирового
информационного, политического, правового, экономического, культурного
пространства).

И все же уникальность рода человеческого далеко не исчерпывается указанными качествами. Дело в том, что человеческая история имеет, если можно так выразиться, идеально-субъективную детерминацию. В отличие от природных объектов, которые эволюционируют в рамках эмпирических (ес­тественных) причинно-следственных связей, а потому поддаются каузально­му (причинно-следственному) научному объяснению, человеческие сообще­ства как совокупности объектов в своей деятельности далеко не всегда руко­водствуются только лишь эмпирическими, "конъюнктурными" потребностя­ми в выживании. Действия человека и общества зачастую определяются (де­терминируются) идеальными абсолютами - смыслами. Последние обладают двумя существенными особенностями. Во-первых, их происхождение невоз­можно объяснить посредством каузальной логики, т.е. через причинно-следственные связи. Во-вторых, суть их далеко выходит за рамки осознанной потребности в самосохранении как отдельного индивида, так и человечества в целом. Постигнуть эти смыслы-детерминанты невозможно путем объясне­ния, т.е. через реконструкцию причинно-следственных связей. Они постига­ются непосредственно, благодаря возможности реконструировать и синте­зировать прошлый и настоящий субъективный опыт человечества, выра­женный символически. Такой способ постижения называется пониманием. '

На беспредпосылочность смыслов-абсолютов указывал философ-экзистенциалист К. Ясперс в работе "Смысл и назначение истории". "Первое