Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свободных общинников и рабов. Дело в том, что "низовья рек часто забола­чивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полу-пустыню. Кроме того, русла рек часто менялись, а разливы легко уничтожа­ли поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить боло­та, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям" (Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 11). Известный отечественный историк Авдиев так описывает организацию государственной власти, соответствующей этим объективным "вызовам" природы:

34

"Государственная власть (в Древнем Египте. - Авт.) через номархов и чинов­ников заботилась о нормальном функционировании оросительной системы, которая имела огромное значение для развития земледельческого хозяйст­ва... Уже с первых династий периодически по всей стране проводился под­счет земли, скота, людей и золота... На основе этих статистических данных устанавливались подати, которые систематически взыскивались с населения и собирались в казну царя при помощи целого аппарата податных чиновни­ков и казначеев". (Авдиев В.И. Указ. соч. С. 174).

Итак, особые природно-климатические условия объективно приводили к установлению деспотического правления, прочной зависимости человека от коллектива и государственной власти, _

Эти же обстоятельства вели к строгой социальной иерархии общества, т.к. эффективность централизованного управления напрямую зависит от же­сткой и стабильной соподчиненности - субординации.

  1. Влияние геокультурных факторов. В случае с древними цивилиза­циями Востока вряд ли можно говорить о воздействии на их общественную
    организацию и духовный мир предшествующих цивилизаций, т.к цивилиза­ции циклического типа являются автохтонными, т.е. возникшими непосред­ственно из первобытно-общинного строя, многие черты которого воспроиз­водились на протяжении тысячелетий. "Основными причинами застойности,
    вернее, крайней медлительности развития египетской культуры являются
    географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что осо­бенно важно, сильные пережитки первобытно-общинного строя"
    (Авдиев В.И. Указ. соч. С.242). Эффект культурной изоляции порождался не
    только естественными границами, но и политическими причинами - посто­янной угрозой нападений со стороны воинственных кочевников. Вспомним в
    связи с этим наиболее яркий символ культурно-цивилизационной изоляции -
    Великую Китайскую стену. Наиболее существенным пережитком первобыт­ности явилась традиция суверенного преклонения человека перед могущест­вом обожествленной природы и обожествленной земной властью, чрезвы­чайно медленное развитие личностного начала. Все это также способствова­ло становлению и длительному воспроизводству всех ранее названных само­бытных характеристик организации цивилизаций восточного типа.

  2. Влияние геополитических факторов. Как уже говорилось, большин­ство цивилизаций Востока сформировались в бассейнах больших рек. Эта
    географическая особенность предполагает появление гигантских государст­венных образований. Именно таковыми, как мы знаем, являлись древние
    Египет, Индия, Китай. Естественно, что управление и властный контроль над
    столь обширными территориями и огромными по тем временам массами на­
    селения (налогообложение, подавление сепаратистской оппозиции цен­
    тральной власти, а также многочисленных восстаний "низов") требовали
    как исключительно централизованного аппарата власти, постоянного




35

совершенствования средств и механизмов усиления экономической, соци­альной, политико-правовой и духовно-идеологической зависимости поддан­ных от этой власти, так и огромных податных поступлений в казну для со­держания громоздкого государственного аппарата и войска, которое было жизненно необходимо и для надежной защиты весьма протяженных границ, и для захвата рабов и разграбления чужих территорий.

Итак, мы видим, что цивилизации восточного типа имели ряд схожих природно-климатических, геокультурных и геополитических условий ста­новления и развития, которые и определили на многие столетия особые, со­ответствующие этим условиям черты их организации в сферах экономиче­ских, социальных, политических и духовно-идеологических общественных отношений.

В свою очередь, ориентация восточных обществ в основном на экстен­сивное освоение природных богатств и человеческих ресурсов в сочетании с всеобъемлющей закрепощенностью подданных деспотической властью и ре­лигиозно-мифологическим сознанием предопределили циклический (т.е. вос­производящий в различных формах стереотип цивилизационной организа­ции) характер их эволюции. "В таком обществе развитие идет циклами, -справедливо отмечает в связи с этим отечественный исследователь Семенни-кова Л.И. - Его исторический путь можно изобразить графически в виде пружины, где каждый виток - это один цикл развития, шаг от одного витка к другому - поступательное движение...

  1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрали­
    зации, усиление государства.

  2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами,

  3. Упадок власти, ослабление государства,

  4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привле­
    ченных слабостью государства и легкостью победы и т.п." (Семенникова
    Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. С. 53-52.). Самостоятельно
    проиллюстрировать на конкретных исторических примерах правильность
    такой оценки можно на примере истории древних Китая, Египта и т.п. (см.
    Авдиев В.И. Указ. соч. С. 139-242, 507-536; Всеобщая история государства и
    права. С.П-104).

IV. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ "ПРОГРЕССИВНОГО"-
ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ?

Этот тип цивилизационного развития в своих основных чертах сформи­ровался в лоне греческой и римской цивилизаций и затем в новых формах получил дальнейшее развитие в западно-христианской цивилизации, к кото­рой в настоящее время примыкают США, Канада, Австралия, Новая Зелан­дия и ряд других государств.


36

Не имея возможности подробно останавливаться на описании всех локальных цивилизаций данного типа, сосредоточим внимание читателя на особенностях становления и развития античного цивилизационного комплекса. Дело в том, что именно в этой культурно-цивилизационной зоне сложились наиболее зрелые предпосылки и формы прогрессивно-инновационной социальной эволюции. "Античность" в переводе с древнелатинского буквально означает "древность", "старина". В исторической науке под этим термином понимается цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима. В становлении и развитии античности обычно выделяют следующие периоды: 1Х-У111 вв. до н.э. - этап распада родоплеменпого строя, возникновение цивилизации; У11-У вв. до н.э. - т.н. архаический период (оформление зрелого рабовладельческого государства); V IV вв. до н.э. - классический период (наивысший расцвет античной цивилизации); IV- сер. II в. до н.э. - упадок античности в рамках греческой цивилизации, начало доминирования Рима.

Есть еще две существенные причины для особого интереса к история античности. Древний Рим и, в первую очередь, Древняя Греция стали колыбелью, в которой зародились многие черты устройства общества, ставшие к концу XX века практически универсальными условиями прогресса, - открытая рыночная экономика, базирующаяся на частнособственнических отношениях; социальная сфера, отличающаяся большой свободой для граждан изменять свой социальный статус на основе личных, а не унаследованных заслуг; идея и механизм осуществления демократии; научно-рационалистический тип мировоззрения. И, наконец, античность стала своеобразным прототипом цивилизационного развития, на который ориентирована во многих отношениях социальная модернизация современной России.


При характеристике данного культурно-цивилизационного комплекса немного усложним задачу читателя, которому будут лишь представлены особые черты организации основных сфер жизни античного общества и описаны особенности природно-климатических, геокультурпых и геополитических условий его становления и эволюции. Установить же причинно-следственную зависимость между первым и вторым вы сможете самостоятельно, используя познания, полученные при изучении восточноциклического типа цивилизационного процесса.

В отличие от восточных деспотий, ориентированных на ценность жесткого длительно воспроизводящегося порядка, навязываемого обществу централизованной государственной властью, античный мир породил ориентацию на ценность свободы и прогресса, которые предполагают бесконечное разнообразие и изменение организации экономических, социальных, политических и духовно-идеологических отношений. Так, например, согласно мировоззрению древних греков, "цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать

37

ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов - губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный науками и искусствами и ставший, в свою очередь, неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества"

Каковы же те особые формы организации общественной жизни, которые обеспечили доминирование и практическое воплощение ценностей свободы и прогресса? Отвечая на этот вопрос, мы постараемся выделить лишь самые характерные, типические черты античной цивилизации, оставляя "за скобками" описание процесса их исторического становления, а также бесконечного разнообразия форм проявления. Дабы компенсировать этот недостаток, читателю по ходу изложения будут даны указания на соответствующие источники и научные издания, с помощью которых он самостоятельно сможет найти всю необходимую информацию по затрагиваемым проблемам.


1.Особенности организации экономической сферы общественных отношений античной цивилизации. В этой сфере, как и в других, мы находим пол1гую противоположность Востоку. Так,Ф.А. Хайек, ссылаясь на исследования своих предшественников, констатирует: "греко-романский мир был по преимуществу, и прежде всего, миром частной собственности - будь то собственность на несколько акров земли или на огромные владения, как у римских сенаторов и императоров, - миром частной торговли и частных мастерских" Доминирование отношений частной собственности прежде всего означало признание законными: свободы индивидов или общественных групп преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков; права контроля отдельными лицами над разнообразными средствами производства, а также права передачи этого контроля по наследству. "Предпосылка для существования такого рода собственности, свободы и порядка со времен древних греков и вплоть до наших дней - остается одной и той же: это право... в смысле совокупности абстрактных правил, позволяющих всякому индивиду в любое время удостовериться, кто правомочен распоряжаться той или иной кон­кретной вещью" (там же. С.55; подробнее см.: Хайек Ф.А. Указ.соч. С.53-68; Всеобщая история государства и права. С.52-53, 64-65, 89-104; Древние
38
цивилизации.М.,1989. С.311-312; Семенникова Л.И. Указ. соч. С.57-60; Хачатурян В.М. Указ. соч. С.50-55; Боннар А. Указ. соч. Т.1. 39-40, 141-160; Энциклопедический словарь юного историка.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.С.159-161, 359-361).

2. Особенности организации социальной сферы общественных отношений. Важнейшим достижением античности в данной области считается прежде всего высокая социальная мобильность, обеспеченная широкими возможностями для всех граждан (кроме рабов, иностранцев и женщин) изменять свой социальный статус. Это означало, что каждый свободный гражданин мог быть избран на любой пост в государстве-полисе, имел право свободно выбирать себе профессию. Так, лидер афинских демократов Перикл (490-429 гг. до н.э.) призывал к тому, чтобы законы обеспечивали возможность всем гражданам приспособиться к занятиям самым разнообразным и добиться для себя независимого состояния. В период его правления был полностью отменен имущественный ценз, ограничивавший политические и гражданские права жителей Афин. Ярким подтверждением высокой степени общественной свободы, достигнутой в Древней Греции, является огромный слой людей свободных профессий - софистов (мудрецов - профессиональных учителей философии и красноречия), риторов (ораторов, учителей ораторского искусства), философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов и т.п. При минимальной зависимости от государственной власти развивались торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья.