Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чала ХХ века: Учеб. для 10-11 кл. общеобразов. учеб. заведений. М: Дрофа, 1997. С. 8-40; Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М: Былина, 1995. С. 11-105).
Что же позволяет нам относить столь обширную и весьма разнообразную культурную зону мира к единому типу цивилизационного развития? Каковы существенные аналогии в социально-культурной организации этого, на первый взгляд, конгломерата экономических, социально-политических, религиозных и ценностных систем?
В экономической сфере - это господство государственной собственности (прежде всего на землю) и слабое развитие частнособственнических отношений. "В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящегося и умножающегося капитала" (Семенникова Л.И. Указ. соч., с.48). Речь могла идти лишь о коллективном праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Так, в Древнем Египте общины хотя и владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов общинников (подробнее см.: Всеобщая история государства и права. С.11-12). Подобную картину мы можем наблюдать и в Древнем Китае. В "Книге песен" (Ши-цзинь) говорится о том, что
31
все земли являются собственностью царей. "Под широким небом нет земли, которая не была бы царской" (см.: Авдиев В.И. Указ. соч. С. 518-529.). Таким образом, за некоторыми исключениями общества в цивилизациях "восточного" - циклического типа в экономическом отношении зависили от государства, выступавшего в статусе верховного собственника главных видов богатства - земли, ирригационных сооружений и рабов.
В социальной сфере указанный тип цивилизационного развития отличается жесткой регламентацией социальных статусов и ролей, которая опять-таки бдительно охраняется государством и религией. При этом личные интересы жестко подчинены интересам государства и коллектива (общины, касты). Знаменитый китайский философ и политик Конфуций (V в. до н.э.) обосновывал следующий постулат: "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" (Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 48). Суть этого постулата в том, что в обществе каждый его член играет определенную роль, и менять ее человеку не дано. Наиболее ярко эта особенность социальных отношений проявилась в древней Индии, где
постепенно все свободные общинники стали делиться на группы, неравные по своему социальному статусу, правам и обязанностям. Появляются сословия - "варны". В них утверждаются строгая эндогамность (допустимость заключения браков только между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам (Всеобщая история государства и права. С.29-32), Развитая социальная регламентация проявлялась даже в одежде. В одном древнекитайском тексте, например, говорится: "Одежда зависит от ранга... При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы" (Энциклопедический словарь юного историка. С. 142-143).
В политической сфере для большинства государств Древнего Востока характерна общая форма - деспотия, т.е. такое государственное устройство, при котором существует единоличная власть правителя, не ограниченная никакими законами и формальными правилами и неподконтрольная обществу. Деспотическая власть обычно опирается па силу, на всеобщую экономическую, социальную и духовно-идеологическую зависимость подданных от государства, а также на харизматическое сознание народа (этот термин греческого происхождения и обозначает преклонение перед авторитетом властителя, ибо последний обладает исключительными, сверхъестественными, божественными качествами).
Данный тип политической власти также называют этатистским (имеется в виду исключительная роль государства), что предполагает государственный контроль за всеми основными сферами жизни общества - распределением и перераспределением собственности; духовно-идеологический надзор; регулирование семейных отношений. Деспотия обычно опирается на
32
мощный аппарат чиновников, которые не только взимают налоги с населения, но и организовывают сельскохозяйственные работы, строительство, набор рекрутов для ведения войн, а также судопроизводство. В упомянутой древнекитайской "Книге песен" (XI-VII вв. до н.э.) в образной форме дается описание деспотии:
"Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, -
Повсюду на этой земле только слуги царя"
(Хачатурян В.М. Указ соч. С.14).
Как мы уже говорили, устойчивость деспотий во многом поддерживалась за счет массовой веры в божественность правителей. Так, в Египте фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т.е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора - владыки небес. В Китае императора называли Сыном Неба - верховного божества (подробнее см.: Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 13-15; Всеобщая история государства и права. С. 23-24, 32-33, 40-41; Авдиев В.И. Указ. соч. С. 96-99, 171-177, 531-532).
В гармонии с охарактеризованными сферами общественных отношений находится и духовная жизнь "восточного" - циклического типа цивилиза-дионного развития. Всеми возможными средствами утверждаются и доминируют ценности жесткого разумного общественного порядка, стабильности, покорности подданных воле бога, правителей и общины. Во многом этому способствует абсолютное господство религиозно-мифологического мировоззрения. Согласно весьма популярным воззрениям Конфуция, основным общественным злом являются хаос и конфликты в отношениях между людьми, с чем они сами не в состоянии справиться. Поэтому победить главное социальное зло можно, создав рациональную систему управления государством через мудрых к справедливых чиновников.
В религиозно-мифологическом виде эта идея получила обоснование в догматах о существовании двух миров. Первый из них - космический, небесный (в восточных верованиях он имеет различные названия: "рита", "брахма", "дао"), где царят вечная гармония, совершенство и покой. Второй мир - это реальный мир, где доминирует хаос, и пребывание в котором для человека скоротечно, а следовательно, не имеет приоритетного значения. Более того, человек не в состоянии изменить его, от человека мало что зависит. Отсюда важнейшим символом восточной культуры является "человек, плывущий на лодке без весел по бурному потоку"; верующий буддист "стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы "космического закона"; верующий индус стремится к улучшению своей "кармы" (карма в индуизме, буддизме, джайнизме - влияние совершенных действий на характер настоящего и будущего существования), что может обеспечить ему
33
благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле". (Подробнее см.: Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Об-во "Знание" Российской Федерации. 1993. С. 96-102). Таким образом, личная ответственность и инициатива людей в переустройстве реального мира обесценена, а высшей благодетелью считается покорность человека существующим правилам морали и воле харизматического властителя.
Итак, особенностью организации всех сфер общественной жизни в рамках "восточного" - циклического типа цивилизационного развития является ориентация на ценность порядка, т.е. подчинение общества деспотической государственной власти на основе его жестокой экономической, социальной, политической и духовно-идеологической зависимости от последнего. Является ли случайным столь явная и устойчивая взаимозависимость всех основных сфер жизни цивилизаций Древнего Востока? Если нет, то какими объективными причинами эта взаимозависимость объясняется? И еще одним открытым вопросом нашей темы остается следующий: почему данный тип цивилизаций принято называть не только "восточным", но и циклическим?
И здесь мы переходим к заключительной части нашей познавательной модели, согласно которой сходные характеристики организации столь обширного и разнообразного культурно-цивилизационного региона определяются сходством природно-климатических, геокультурных, геополитических объективных условий становления и развития входящих в него локальных цивилизаций.
1. Влияние природно-климатического фактора. Примечательно, что большинство древних цивилизаций Востока сформировались в долинах рек . (Древний Египет - Нил; Шумерское и Вавилонское царства - Тигр и Евфрат; Древняя Индия - Инд; Древний Китай - Яншы). Поэтому эти цивилизации также называются речными. Плодородная почва в дельтах этих рек способствовала развитию земледелия. Речные пути создавали благоприятные возможности для интенсивных контактов населения, проживающего по их берегам и, следовательно, складывания устойчивой экономической, политической и культурной общности (подробнее см.: Авдиев Б.И. Указ. соч. С. 37-39, 139-141,479-480, 509-511; Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 10-13).
Однако использование этих естественных преимуществ требовало жесткой и рациональной властной организации больших коллективов людей -
Что же позволяет нам относить столь обширную и весьма разнообразную культурную зону мира к единому типу цивилизационного развития? Каковы существенные аналогии в социально-культурной организации этого, на первый взгляд, конгломерата экономических, социально-политических, религиозных и ценностных систем?
В экономической сфере - это господство государственной собственности (прежде всего на землю) и слабое развитие частнособственнических отношений. "В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящегося и умножающегося капитала" (Семенникова Л.И. Указ. соч., с.48). Речь могла идти лишь о коллективном праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Так, в Древнем Египте общины хотя и владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов общинников (подробнее см.: Всеобщая история государства и права. С.11-12). Подобную картину мы можем наблюдать и в Древнем Китае. В "Книге песен" (Ши-цзинь) говорится о том, что
31
все земли являются собственностью царей. "Под широким небом нет земли, которая не была бы царской" (см.: Авдиев В.И. Указ. соч. С. 518-529.). Таким образом, за некоторыми исключениями общества в цивилизациях "восточного" - циклического типа в экономическом отношении зависили от государства, выступавшего в статусе верховного собственника главных видов богатства - земли, ирригационных сооружений и рабов.
В социальной сфере указанный тип цивилизационного развития отличается жесткой регламентацией социальных статусов и ролей, которая опять-таки бдительно охраняется государством и религией. При этом личные интересы жестко подчинены интересам государства и коллектива (общины, касты). Знаменитый китайский философ и политик Конфуций (V в. до н.э.) обосновывал следующий постулат: "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" (Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 48). Суть этого постулата в том, что в обществе каждый его член играет определенную роль, и менять ее человеку не дано. Наиболее ярко эта особенность социальных отношений проявилась в древней Индии, где
постепенно все свободные общинники стали делиться на группы, неравные по своему социальному статусу, правам и обязанностям. Появляются сословия - "варны". В них утверждаются строгая эндогамность (допустимость заключения браков только между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам (Всеобщая история государства и права. С.29-32), Развитая социальная регламентация проявлялась даже в одежде. В одном древнекитайском тексте, например, говорится: "Одежда зависит от ранга... При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы" (Энциклопедический словарь юного историка. С. 142-143).
В политической сфере для большинства государств Древнего Востока характерна общая форма - деспотия, т.е. такое государственное устройство, при котором существует единоличная власть правителя, не ограниченная никакими законами и формальными правилами и неподконтрольная обществу. Деспотическая власть обычно опирается па силу, на всеобщую экономическую, социальную и духовно-идеологическую зависимость подданных от государства, а также на харизматическое сознание народа (этот термин греческого происхождения и обозначает преклонение перед авторитетом властителя, ибо последний обладает исключительными, сверхъестественными, божественными качествами).
Данный тип политической власти также называют этатистским (имеется в виду исключительная роль государства), что предполагает государственный контроль за всеми основными сферами жизни общества - распределением и перераспределением собственности; духовно-идеологический надзор; регулирование семейных отношений. Деспотия обычно опирается на
32
мощный аппарат чиновников, которые не только взимают налоги с населения, но и организовывают сельскохозяйственные работы, строительство, набор рекрутов для ведения войн, а также судопроизводство. В упомянутой древнекитайской "Книге песен" (XI-VII вв. до н.э.) в образной форме дается описание деспотии:
"Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, -
Повсюду на этой земле только слуги царя"
(Хачатурян В.М. Указ соч. С.14).
Как мы уже говорили, устойчивость деспотий во многом поддерживалась за счет массовой веры в божественность правителей. Так, в Египте фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т.е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора - владыки небес. В Китае императора называли Сыном Неба - верховного божества (подробнее см.: Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 13-15; Всеобщая история государства и права. С. 23-24, 32-33, 40-41; Авдиев В.И. Указ. соч. С. 96-99, 171-177, 531-532).
В гармонии с охарактеризованными сферами общественных отношений находится и духовная жизнь "восточного" - циклического типа цивилиза-дионного развития. Всеми возможными средствами утверждаются и доминируют ценности жесткого разумного общественного порядка, стабильности, покорности подданных воле бога, правителей и общины. Во многом этому способствует абсолютное господство религиозно-мифологического мировоззрения. Согласно весьма популярным воззрениям Конфуция, основным общественным злом являются хаос и конфликты в отношениях между людьми, с чем они сами не в состоянии справиться. Поэтому победить главное социальное зло можно, создав рациональную систему управления государством через мудрых к справедливых чиновников.
В религиозно-мифологическом виде эта идея получила обоснование в догматах о существовании двух миров. Первый из них - космический, небесный (в восточных верованиях он имеет различные названия: "рита", "брахма", "дао"), где царят вечная гармония, совершенство и покой. Второй мир - это реальный мир, где доминирует хаос, и пребывание в котором для человека скоротечно, а следовательно, не имеет приоритетного значения. Более того, человек не в состоянии изменить его, от человека мало что зависит. Отсюда важнейшим символом восточной культуры является "человек, плывущий на лодке без весел по бурному потоку"; верующий буддист "стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы "космического закона"; верующий индус стремится к улучшению своей "кармы" (карма в индуизме, буддизме, джайнизме - влияние совершенных действий на характер настоящего и будущего существования), что может обеспечить ему
33
благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле". (Подробнее см.: Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Об-во "Знание" Российской Федерации. 1993. С. 96-102). Таким образом, личная ответственность и инициатива людей в переустройстве реального мира обесценена, а высшей благодетелью считается покорность человека существующим правилам морали и воле харизматического властителя.
Итак, особенностью организации всех сфер общественной жизни в рамках "восточного" - циклического типа цивилизационного развития является ориентация на ценность порядка, т.е. подчинение общества деспотической государственной власти на основе его жестокой экономической, социальной, политической и духовно-идеологической зависимости от последнего. Является ли случайным столь явная и устойчивая взаимозависимость всех основных сфер жизни цивилизаций Древнего Востока? Если нет, то какими объективными причинами эта взаимозависимость объясняется? И еще одним открытым вопросом нашей темы остается следующий: почему данный тип цивилизаций принято называть не только "восточным", но и циклическим?
И здесь мы переходим к заключительной части нашей познавательной модели, согласно которой сходные характеристики организации столь обширного и разнообразного культурно-цивилизационного региона определяются сходством природно-климатических, геокультурных, геополитических объективных условий становления и развития входящих в него локальных цивилизаций.
1. Влияние природно-климатического фактора. Примечательно, что большинство древних цивилизаций Востока сформировались в долинах рек . (Древний Египет - Нил; Шумерское и Вавилонское царства - Тигр и Евфрат; Древняя Индия - Инд; Древний Китай - Яншы). Поэтому эти цивилизации также называются речными. Плодородная почва в дельтах этих рек способствовала развитию земледелия. Речные пути создавали благоприятные возможности для интенсивных контактов населения, проживающего по их берегам и, следовательно, складывания устойчивой экономической, политической и культурной общности (подробнее см.: Авдиев Б.И. Указ. соч. С. 37-39, 139-141,479-480, 509-511; Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 10-13).
Однако использование этих естественных преимуществ требовало жесткой и рациональной властной организации больших коллективов людей -