Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Организация местного управления на территории Беларуси

2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси

Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.

3.Война 1812 г. И Беларусь.

4.5. Палітыка французскіх акупацыйных улад на Беларусі ў час вайны 1812 г. Адносіны насельніцтва Беларусі да Напалеона

Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.

 Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг

11.Реформа Киселева для государственных крестьян

Цели и задачи

Суть реформы

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Промышленность: структура и формы организации

Развитие  торговли. Ярмарки

Города  и местечки

Строительство дорог и каналов

Торговля

Культура Беларуси в первой половине XIX в.

15.16. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг.: особенности их проведения в Беларуси. Буржуазные реформы

Подготовка отмены крепостного права

Реализация крестьянской реформы

Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы

Поземельное обустройство других категорий сельского населения

Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни

Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси

20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.

Народническое и социал-демократическое движение на территории Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв. Возникновение и деятельность Белорусского социалистического общества

Партия социалистов – революционеров (эсеров)

Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.

Зубатовщина и полицейский социализм.

Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси

Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.



В ходе обсуждения, инициированного генерал-губернатором, помещики бе­ ларуских и литовских губерний высказали разные мнения о послереформенном обустройстве своих хозяйств, но были почти единодушны в том, чтобы откло­ нить идею правительства об обязательной продаже крестьянам той или иной части обрабатываемой ими земли по фиксированным государством ценам. Они связывали это предложение с российским порядком уравнительного землеполь­ зования и считали, что он (этот порядок) не соответствует экономической си­ туации в беларуских и литовских губерниях, где господствовало подворное зем­ лепользование. Местные помещики предлагали такие способы организации зе­ мельных отношений в поместьях, которые бы упрощали аренду земли и привлечение батраков в качестве вольнонаемной рабочей силы.
В ответ на адреса, направленные в сентябре 1857 г. помещиками Виленской, Гродненской, Ковенской губерний императору Александру II, где высказывалось согласие на освобождение крестьян (но без земли), 20 ноября 1857 г. был огла­ шен рескрипт императора на имя виленского генерал-губернатора Назимова, которым дворянам указанных губерний позволялось разрабатывать проекты от­ мены крепостничества. Это фактически стало началом подготовки крестьян­ ской реформы. Для этой цели были созданы губернские дворянские комитеты. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который продолжил подготовку к реформе. Одновременно царское правительство беспокоилось из-за возможного распространения среди крестьян слухов о предполагаемой отмене крепостничества и уклонения их от исполнения повинностей. Местным полицейским учреждениям даже были на­ правлены распоряжения о предупредительных мероприятиях для обеспечения общественного спокойствия.
Однако затягивание подготовки отмены крепостного права действительно вызвало волнения среди крестьян. В ноябре 186.0 г. Могилевский губернатор А. Беклемишев обратился с письмом в Министерство внутренних дел, где отмечал:

«Я твердо уверен, что свобода крестьян не будет опасна, что, наоборот, опасность заключается в продолжении сегодняшнего состояния, но, с другой стороны, можно, кажется, безошибочно сказать, что не все ожидания крестьян будут осуществлены, но чем дольше действительность будет отсрочена от созданного ими идеала, тем больше понадобится со стороны местного начальства рассудительности и мер пред­ осторожности ».


Обращение императора Александра II именно к беларуским и литовским по­ мещикам в процессе подготовки к реформе было обусловлено рядом факторов: большей втянутостью западных губерний в рыночные отношения; опасений пра­ вительства в связи с возможным объединением крестьянского движения с поль­ ским национально-освободительным движением; заинтересованностью мест­ ных помещиков в более льготных для себя условиях проведения реформы, а также их готовностью к реализации идеи отмены крепостного права. Свою роль сыграло также соседство беларуских и литовских губерний с Царством Поль­ ским и ливонскими губерниями, где крепостное право уже было отменено. В сен­ тябре 1858 г. в Вильне местное дворянство устроило торжественный прием по поводу приезда Александра II, во время которого император высказал ему бла­ годарность за поддержку в реализации идеи крестьянской реформы.
Зная о подготовке к отмене крепостного права, помещики Западного края, как и вообще всей Российской империи, начали обезземеливать крестьян, заби­ рать у них лучшие пахотные земли, сенокосы. Часть крепостных они перево­ дили в дворовых или отпускали на волю без земли. Это усилило протестные на­ строения крестьянства. Возрастание социальной напряженности вызвало обес­ покоенность правительственных органов, заставляло их принимать меры против обезземеливания крепостных, ускорить подготовку реформы.

Реализация крестьянской реформы


19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» и «Положения о кресть­ янах, которые вышли из крепостной зависимости». На беларуские губернии рас­ пространялось действие «Общего положения» и двух «Местных положений».

В «Общем положении» определялись личные и имущественные права крестьян, порядок создания сельского правления, исполнения крестьянами ка­ зенных, земских и общественных повинностей. Помещик оставался собствен­ ником всей земли, однако часть ее выделялась крестьянам для надела, который давался им в пользование. До заключения выкупной сделки крестьянин нахо­ дился во временно-обязанном состоянии и должен был исполнять в пользу по­ мещика определенные повинности. Поземельные отношения между помещи­ ками и временно-обязанными крестьянами регулировались уставными грамотами. На территории Беларуси (в нынешних границах) реформа затронула 1,8 млн частнособственнических крестьян обоего пола.

Местные положения определяли конкретный порядок землеупорядочения и исполнения крестьянами повинностей. На Витебскую и Могилёвскую губернии распространялось действие «Положения для губерний великороссийских, но­ вороссийских и белорусских». В Виленской, Гродненской и Минской губерниях реформа осуществлялась согласно местному положению для этих губерний. Вы­ деление их вместе с Ковенской губернией в отдельную группу было обусловлено господством здесь подворного землепользования, действием инвентарей и по­ литическими соображениями из-за близости к Царству Польскому.

Во время подготовки законодательных документов об отмене крепостного права редакционные комиссии создали специальный проект для Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний. Согласно ему, планировалось оставить за каждым крестьянским двором тот земельный надел, который был в его пользовании на момент реформы, а также определить максимум повинно­ стей. Точное определение размеров надела и повинностей надо было сделать во время составления уставных грамот.

В беларуских уездах Витеб­ ской губернии и во всех уездах Могилёвской губернии, где су­ ществовало общинное кресть­ янское землепользование, раз­ меры земельных наделов уста­ навливались в зависимости от качества почвы, при этом ве­ личина высшего составляла от 4 до 5,5 десятин. Крестьяне должны были получить то ко­ личество земли, которым пользовались до реформы, од­ нако если размер надела пре­ вышал высший предел, то по­ мещик имел право отрезать излишек земли в свою пользу. За пользование землей крестьяне должны были платить оброк или отбывать бар­ щину (8-12 рублей в год, либо 40 мужских и 30 женских дней в год за высший надел). Если надел был меньше высшего, то повинности сокращались, но не про­ порционально. В общинах сохранялась круговая порука для исправного выпол­ нения крестьянами своих повинностей.


В Виленской, Гродненской и Минской губерниях крестьянам передавалась та земля, которой они пользовались до реформы в соответствии с инвентарями. Если у крестьянина было больше земли, чем показано в инвентаре, или если у помещика оставалось меньше пригодных земель, то последний имел право от­ резать в свою пользу часть крестьянского надела. Максимальный размер повин­ ностей был таков: оброк - 3 рубля с десятины, барщина - 23 дня в год. За испол­ нение повинностей крестьяне несли личную ответственность перед помещиком.

Кроме того, в этих губерниях предусматривалось создание в каждом уезде проверочных комиссий, которые бы в течение шести лет после утверждения уставных грамот разбирали споры и разногласия между крестьянами и помещи­ ками. Аналог такого органа в великорусских губерниях не предусматривался. Од­ нако против создания проверочных комиссий решительно выступили местные помещики.

Земля переходила в собственность крестьянина через выкупную операцию, правила которой были одинаковыми для всех губерний. Выкупная сумма опре­ делялась таким образом, что в случае помещения ее в банк при условии дохода в 6 % годовых, помещик должен был получать доход, равный по размерам годо­ вому оброку. Все леса оставались в собственности помещиков. Крестьяне могли заготавливать дрова только с их разрешения, как правило, в определенное время и за определенную плату. Кроме выкупных платежей крестьяне должны были платить государственные налоги и сборы: подушный налог, земский подушный сбор, а с 1872 г. - еще и земский поземельный налог на местные нужды. Сум­ марно налоги и сборы в расчете на одну десятину превышали выкупные пла­ тежи.

Для осуществления выкупной операции государство давало крестьянам дол­ госрочную денежную ссуду на 49 лет. В результате крестьяне становились долж­ никами государства и должны были платить ему долг с учетом высоких процен­ тов - так называемые выкупные платежи.

Практическое осуществление реформы возлагалось правительством на ми­ ровых посредников, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам заведения (присутствия). Мировым посредникам, которые назначались губернаторами из числа местных помещиков, подчинялось крестьянское прав­ ление нескольких волостей. Они, как показало время, большей частью честно исполняли свои обязанности, хотя в исторической литературе приводится не­ мало примеров игнорирования ими крестьянских интересов в пользу землевла­ дельцев.


Ознакомление крестьян с условиями отмены крепостного права производи­ лось в церквах и костёлах, в присутствии полиции. В беларуских городах это произошло с 8 по 12 марта, в сельской местности позже. Большой радости

условия выхода из крепостничества у крестьян не вызвали, поскольку им обе­ щали только личную свободу (и то не сразу), а свою землю они должны были вы­ купить у помещика. Особое неудовольствие вызывал двухгодичный переходный период, в течение которого мировым посредникам необходимо было составить в каждом поместье уставные грамоты. По этим грамотам определялись размеры крестьянских наделов и порядок их постепенного перехода в собственность крестьян.