ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. СМЕЩЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
§ 2. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОФОРМЫ
§ 4. ОШИБОЧНОЕ СМЫСЛОВОЕ РАЗЪЕДИНЕНИЕ СЛОВ
§ 2. ТИПЫ ОШИБОК, НАРУШАЮЩИХ КОММУНИКАТИВНУЮ ТОЧНОСТЬ
§ 3. КОРРЕКЦИЯ НЕТОЧНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ МЫСЛИ
(ПРИЕМ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ КОНТРОБРАЗА)
§ 1. ПРОПУСК НЕОБХОДИМОГО ЭЛЕМЕНТА РЕЧЕВОЙ ЦЕПИ
§ 2. ДВОЙНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАВИСИМОГО ЭЛЕМЕНТА
§ 1. ЛОГИКА ВЫВОДА И ЛОГИКА ТЕКСТА
§ 2. СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕСОПОСТАВИМОГО
3. Поставьте логически ударное слово в ударную позицию.
1. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. 2. Брату я подарил альбом для марок, а книгу - сестре.
3. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. 4. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 5. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе. 6. Совершенное выражение духовного мира человека есть вместе с тем самопознание и требует творчества от человека. 7. При взаимном рецензировании ученик должен сам исправить все стилистические ошибки в работе товарища. Правда, это отнимает много времени у ученика, зато дает хорошие плоды. 8. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с учащимися, а не от случая к случаю.
4. Исправьте порядок слов. В скобках указано, на какое слово падает, по замыслу автора, логическое ударение.
1. Выработанный навык будет безотказно действовать (безотказно). 2. Особого внимания заслуживает использование местоимений в речи (местоимений). 3. Сосед отправил это письмо (сосед). 4. Измените фразу так, чтобы она была правильно построена (правильно). 5. Он приехал и узнал, что днем было собрание (днем).
5. Скажите, какое из предложений, стоящих в правом столбце, больше подходит как последующее в повествовании за предложением, стоящим в левом столбце. Объясните свой выбор.
1. В художественной галерее появилась новая картина. | 1) Все говорили об этой картине. 2) Об этой картине говорили все. |
2. Народ Индии не хотел мириться с гнетом чужеземцев. | 1) Волнения часто происходили в стране. 2) В стране часто происходили волнения. |
3. Мой попутчик спал, а я сидел за столиком и читал газету. Вдруг открылась дверь. | 1) Девушка вошла в наше купе. 2) В наше купе вошла девушка. |
4. На берегу озера высится красивое белое здание санатория. | 1) Рабочие-горняки отдыхают и лечатся в этом санатории. 2) В этом санатории отдыхают и лечатся рабочие-горняки. 3) В этом санатории рабочие-горняки отдыхают и лечатся. |
6. Из двух стоящих в скобках предложений выберите нужное.
Поезд остановился на маленькой станции. Пассажир посмотрел в окно и увидел женщину, которая продавала булочки. (Женщина стояла довольно далеко от вагона. Довольно далеко от вагона стояла женщина.)
Пассажир не хотел идти за булочками сам, так как (отстать от поезда он боялся; он боялся отстать от поезда).
(По платформе гулял мальчик; мальчик гулял по платформе), и (пассажир позвал его; его позвал пассажир).
- Сколько стоит булочка? - спросил пассажир.
- Сто рублей, - ответил мальчик. (Мужчина дал мальчику двести рублей; двести рублей дал мальчику мужчина.)
- Возьми эти деньги и купи две булочки, одну мне, а другую себе.
(Через минуту вернулся мальчик. Через минуту мальчик вернулся.) (Он с аппетитом ел булочку. Он ел булочку с аппетитом.)
Мальчик подал пассажиру сто рублей и сказал:
- К сожалению, (там была одна булочка; одна булочка была там).
7. В каком из двух сопоставляемых предложений слова расположены правильно?
1. Нина послала матери телеграмму. Телеграмму послала матери Нина. 2. В Москву приехала болгарская делегация. Болгарская делегация приехала в Москву.
Ключ. 1. Ответа здесь дать нельзя, поскольку неизвестен замысел автора. Если пишущий мыслил логическое ударение на слове телеграмму, то правильно построено первое предложение; если пишущий мыслил как логически ударное слово Нина, то правильно построено второе предложение. Если же пишущий ставил логическое ударение на каком-то третьем слове (например, матери), то оба эти предложения построены неправильно.
2. В первом предложении, если пишущий мыслил логическое ударение на сочетании болгарская делегация;ъо втором, если пишущий мыслил логическое ударение на сочетании в Москву. В общем виде (для всех четырех примеров): предложение построено правильно только в том случае, если пишущий мыслил логическое ударение на слове (словосочетании), которое стоит в ударной позиции.
Упражнения к пункту 2
1. Подчеркните лексический усилитель. Обратите внимание на его расположение по отношению к выделяемому слову (препозиция - постпозиция).
1. Дружные супруги даже из Тихого океана воду вычерпают. 2. Только отец соблюдал спокойствие. 3. Как раз здесь начинается минное поле. 4. Именно в кратере нашли этот минерал. 5. Давно ли он ушел? 6. Я должна уехать сегодня же! 7. Он был со мной чрезвычайно любезен. 8. Одна-единственная спичка оставалась у нас. 9. Вот теперь-то мы повоюем! 10. Так и замерло сердце у Никиты.
2. Объясните, чем вызвано повторение слов в следующих предложениях.
1. Медленно, медленно плывут над землей облака. 2. Отчего же, отчего вы меня не послушали? (А. П. Чехов.) 3. В трудном, очень трудном положении оказываются тут зимовщики. 4. Праздничная толпа гулом гудит на площади. 5. Стоном стонет лес дремучий. 6. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой. (М.Ю. Лермонтов.)
7. Да не там ты смотришь, не там. 8. Тихо-тихо было в лесу. 9. Ну куда он, куда он гонится? (С. Есенин.)
3. Вычеркните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения.
1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора. 2. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого-либо слова. 3. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель. 4. Известно, что с помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои практические действия.
Ключ. Во всех приведенных предложениях логическое ударение переместится в восприятии со второго синонима на конечное слово (словосочетание).
4. Мысленно устраните из предложения выделяющую частицу и проследите, на какое слово переместится (в восприятии читающего) логическое ударение.
1. Лишь экономное использование усилительных слов бывает выразительным. 2. Остановимся в заключение лишь на нескольких таких вопросах. 3. Даже верблюды были испуганы. 4. Только Катя осталась в блиндаже. 5. Развитие звуковой системы языка лишь в конечном счете объясняется данными физиологии. 6. Лишь бензином можно вывести это пятно.
5. Сравните попарно следующие предложения. Установите, что изменяет введение в предложение лексического усилителя.
1. Лодыгин создал первую лампу накаливания. - Именно Лодыгин создал первую лампу накаливания. 2. Кедр растет в нашем лесу. - Даже кедр растет в нашем лесу. 3. Я вчера был в театре. - Я вчера действительно был в театре. 4. Связной должен был прийти сегодня. - Связной как раз и должен был прийти сегодня.
Ключ. Во всех приведенных предложениях логическое ударение перемещается влево - с конечного элемента на слово (словосочетание), оказавшееся после введенного лексического усилителя.
6. Переставьте выделяющую частицу на свое место.
1. Из окна видны редкие и безлистые еще липы. 2. Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. 3. Годовой план уже должен быть завершен в октябре. 4. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. 5. Этому родители учили еще его с детства.
7. Добавьте к логически ударному слову (оно указано в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель.
1. Он не видел, как ставятся ульи (не видел). 2. Друзья от него отвернулись (друзья). 3. Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно). 4. Вы сможете писать для детей (сможете). 5. Почему изменяется язык? (почему). 6. Самодеятельный театр представил народное искусство (народное).
Ключ. 1. ...ни разу (никогда) не видел; 2. ... даже друзья;
3. ... лишь постепенно..., только постепенно; 4.... несомненно, сможете, безусловно, сможете; 5.... почему же; 6.... подлинно народное.
8. Введите, где это требуется, необходимые лексические усилители.
1. Надо говорить на языке, который учишь: устная речь - основа знания. 2. По небрежности ученика получилось, что жандармы распространяли речь Павла, а не Ниловна. 3. Пишите в форме тезисов, а не заглавий, так как тезисы требуют больше слов, чем заглавие, но заключают в себе гораздо больше содержания. 4. Машина пошла быстрее. Собака некоторое время держалась сзади, но потом отстала.
Упражнения к пункту 3
1. Устраните смещенное логическое ударение, поставив над логически ударным словом знак акут.
1. Одни создают космические корабли, другие их испытывают. 2. - Вы сегодня приедете? - Нет, завтра. 3. Юмористы смеются, завидев порок, сатирики - льют слезы. 4. Успех для нас неважен. Надо быть ученым, а не казаться им. 5. Я покупаю книги, а не продаю. 6. - Газ привозить будете? - Это не проблема. Скоро куплю автомашину. 7. Но драматического актера поправит режиссер или товарищ по спектаклю. Хуже, когда чтецы неверно пользуются логикой речи.
2. Определите, в каких предложениях знак акут над словом что избыточен (не нужен).
1. Чтобы успешно решить эту задачу, надо начать с того, что очевидно, а не с сомнительных предположений. 2. В этой повести что ни персонаж, то яркий характер. 3. Теперь стало ясно, что надо делать и как надо делать. 4. Не надо думать, что все новое, что дало современное естествознание, нами полностью понято. 5. Как только был поставлен диагноз, так стало ясно, что именно с каждым больным надо делать.
3. Устраните смещенное логическое ударение, поставив перед логически ударным словом (словосочетанием) выделяющее тире.
1. В эпиграфе высказана мысль об уме Базарова, о том, что это ценное качество в людях. 2. Мы вместе с Раскольниковым пытаемся угадать, знает ли следователь о том, что убийца Раскольников, или просто ведет невинную беседу. 3. Человек описывает факт, и заметка готова. Однако это кажущаяся простота. 4. Он выбрал ларец из карельской березы наилучший.
Обобщающие упражнения
1. Какими средствами передано логическое ударение на выделяемом слове? (Назвать все использованные автором средства.)
1. На ферме оставался только сторож. 2. На пороге избы меня встретил старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь (И.С. Тургенев). 3. На невнимание современников Пушкин почти не мог пожаловаться. Зато мог и не раз жаловался на непонимание (С. Рассадин). 4. И здесь возникает неясность. 5. Она 10 лет палец о палец не ударила. Ни-че-го не делала. 6. Правило здесь не действует, поскольку имеется лишь одно условие. 7. Во всяком крупном открытии имеются элементы неожиданнос-т и. Этим крупное открытие и отличается от постепенно накапливаемых результатов текущей научной работы (А.Н. Колмогоров). 8. Некоторые представители кибернетики забывают об основной ограниченности всякого моделирования - о том, что оно упрощает (С.Ф. Анисимов).
Ключ. 1. Логическое ударение на слове сторож передано постановкой слова в ударную позицию и лексическим усилителем только. 2. Постановкой слова Хорь в ударную позицию, лексическим усилителем сам и выделяющим тире. 3. Постановкой слова непониманием ударную позицию, лексическим контрастом (невнимание - непонимание) и курсивом. 4. Знаком акут и усилительной частицей и. 5. Послоговым выделением слова. 6. Разрядкой и усилительной частицей лишь. 7 и 8. Постановкой в ударную позицию и разрядкой.
2. Слева приведены предложения с ошибкой, справа - исправленные. Объясните причину исправления.
1. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и только видели роскошь. | ... и видели только роскошь. |
2. Сразу объясним, что именно мы будем понимать под передачей мысли. | ... что именно мы будем понимать под передачей мысли. |
3. Дружба не означает всепрощения. Трусость другу нельзя простить. | ... Трусость даже другу нельзя простить. |
4. Эти насосы - малопроизводительные, дорогие, к тому же периодически действующие аппараты. | ... дорогие аппараты, к тому же действующие лишь периодически. |