ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует несколько разновидностей заметок.
-
Событийная заметка (новостная) содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере. Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4–5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле. -
Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений. -
Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях. -
Заметка может представлять собой и мини-рецензию. -
Одна из разновидностей заметки — блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. -
Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нем описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединенных временем или темой. -
Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. -
Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
Репортаж
Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.
Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развернутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера или пиарщика заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». Важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.
Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть, когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.
Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.
Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.
Есть несколько основных видов репортажа:
-
Исследовательский (или аналитический) - вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. -
Постановочный (познавательный) - когда вы пробуете себя в другой роли. -
Событийный (информационный) - когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.
Вот основные жанровые признаки репортажа:
-
Повествование от лица очевидца -
Время течет от начала к концу события -
Действие -
Яркие детали -
Фото с места событий -
Признак зигзагообразности
Очерк
Очерк– небольшой рассказ, основанный на документах. Это полухудожественный, полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк сочетает в себе репортажное (наглядно-образное), исследовательское (аналитическое) и писательское начала (в силу этого он считается один из самых трудоемких в плане подготовки). Он не просто сообщает факты и выводы, но дает художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей в очерках уместны метафоры и другие художественные приемы.
Выделяют такие разновидности очерка, как портретный очерк (это произведение, в центре которого находится прежде всего личность человека, его история, жизненный опыт) и проблемный очерк (материал, в ходе которого автор следит за развитием какой-либо проблемы).
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.
Интервью
Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.
Некоторые виды интервью:
-
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы. -
Аналитическое — это не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью — задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развернутые ответы. -
Блиц интервью — очень короткое интервью (2–3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. -
Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. И др. виды
Вопросы должны быть:
-
короткими, лаконичными, -
четкими, -
«открытыми», т.е. формулироваться так, чтобы собеседник не имел возможности ответить «да» или «нет».
Ответы должны быть:
-
развернутыми, -
обоснованными.
Обзор
Определение обзор в современной журналистике понимается, как подведение определенных итогов, описание, рассмотрение или изучение какого-либо события.
Обзор имеет четкую структуру и содержит анализ. Для его написания нужно детально изучить предмет.
Различают обзоры СМИ, презентации (рассказ о новых товарах и услугах), тематический (оценка явления разными источниками), безадресный (оценка явления без ссылок на источники).
Обзор СМИ. Предметом отображения обзора является вторичная реальность, то есть информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.). Целевой установкой является ознакомление аудитории с продукцией СМИ и показа своего отношения, дача оценки.
Тематический обзор. Именно этот вид, как правило, посвящают определенной теме. В статье или программе должна быть полностью изучена проблема. Его характерная черта – аналитическая публикация, подтвержденная множеством фактов из различных источников.
Фельетон
Фельетон является сатирическим жанром. Его цель — осмеяние всевозможных пороков. Успех фельетона зависит от четкости изложения фактов и языкового вкуса фельетониста.
Предмет фельетона - элементарно-комическое, все несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона - юмор, ирония, памфлета - сарказм.
Существуют два основных метода работы над текстом фельетона. Первый заключается в том, что журналист излагает в определенном порядке заинтересовавшие его документальные факты, а затем соответствующим образом комментирует их. Однако важно понимать, что сатирические жанры публицистики - фельетон и памфлет -редко обнаруживают точки соприкосновения с документалистикой. Препятствием служит то, что в сатире чрезвычайно слиты изображение и выражение, факт и его оценка. Более того, сатирический факт часто деформирован. Отсюда и большая сложность второго метода. Суть его заключается в том, что автор, пытаясь отобразить в своем тексте какое-то сложное социальное явление, создает условную модель, типизирует ситуацию. В таких фельетонах мы не найдем ни одного документального факта (здесь ничего не говорится о реальных людях), тем не менее аудитория легко понимает подтекст.
Задача журналиста состоит, во-первых, в том, чтобы найти факт для фельетона, во-вторых, в том, чтобы раскрыть его через яркий сатирический образ.
20. Чем отличается информационные жанры от аналитических? Приведите примеры публикаций в разных жанрах по инфоповоду «Новая стратегия развития отрасли 2025».
В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
Жанры:
· Заметка
· Репортаж
· Интервью с министром (отрасли) о стратегиях развития отрасли 2025
· Информационная корреспонденция
· Информационный отчет о документе, в котором прописана стратегия отрасли 2025
· Блиц-опрос
· Вопрос-ответ
· Некролог
В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.
Жанры:
· Комментарий
· Корреспонденция
· Статья
· Журналистское расследование
· Аналитические отчеты
· Аналитическое интервью
· Аналитический опрос
· Беседа
· Социологическое резюме
· Анкета
· Мониторинг
· Рейтинг
· Рецензия
· Обозрение
· Обзор СМИ
· Прогноз
· Версия
· Эксперимент
· Письмо
· Исповедь
· Рекомендация (совет)
· Аналитический пресс-релиз
21. Тексты в современных медиа: новые форматы. Списки, рейтинги, карточки, инструкции, чек-лист, тест-драйв, лайфхаки. Почему они популярны у современного читателя?
Списки
Статья-список — жанр информационно-развлекательной журналистики, использующий в качестве композиционного принципа организации текста нумерованный список, что почти обязательно отражается в заголовке («Десять причин начать бегать», «Семь городов, которые надо посетить в Италии», «Пять главных причин разводов»).
Разновидности:
-
Ранжированная статья-список. Порядок перечисления пунктов в таком листикле иконически отражает иерархию включенных в него пунктов и предполагает оценочную шкалу («10 лучших альбомов прогрессивного рока», «Семь лучших ресторанов Москвы»). Принцип подачи объектов в списке может быть как нисходящим, так и (чаще) восходящим, с расположением самого значительного или важного пункта в самом конце списка. -
Тематическая статья-список. В тематическом листикле порядок не играет значительной роли, однако пункты внутри списка могут быть тематически упорядочены, например в листикле «15 мест, которые надо посетить в Риме» в тематические микрогруппы могут быть объединены музеи, архитектурные объекты, кафе и рестораны и проч. -
Статья-список с произвольным порядком. В организации списка нет очевидной доминирующей логики, все элементы обладают примерно равной значимостью.
Рейтинги
Рейтинг — публикация с целью осуществить «ранжировку» сходных явлений по какому-либо признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, могут принадлежать разным сферам деятельности — экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализированных, так и в общественно-политических изданиях. Форбс, например, публикует список самых богатых.
В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов.
Карточки
Карточки — отличный формат для создания объясняющих образовательных материалов, которые отвечают на вопросы «Что такое?», «Как работает?», «Что делать?» и т. п.
Особенности:
-
Карточки рассказывают просто о сложном так, чтобы понять тему смог даже абсолютный новичок. Поэтому здесь повышенные требования к раскрытию терминов, логике повествования (вопросы в том же порядке, в котором их задает читатель), языку и стилю. -
«Медуза», которая первой стала использовать этот формат среди российских медиа и блогов, выделяет 5 критериев удачной темы: привязка к повестке (ситуативность), параноидальность (например, «Попадет ли Эбола в Россию?»), важность, полезность и наличие хороших данных в открытом доступе. -
Карточки напоминают диалог между человеком, который пока ничего не понимает в теме, и экспертом, который, однако, не сыпет сложными терминами, а спокойно объясняет все простым и понятным способом, чтобы дошло даже до маленького ребенка или бабушки. (Кстати. по канону ответ на главный вопрос дается в самом начале, дальше уже подробности и погружение.)