Файл: 1. основные этапы в истории древнего египта. Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В МЕСОПОТАМИИ. УСИЛЕНИЕ ВАВИЛОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНА. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.

3. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ; ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

4. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ. ЗАКОНЫ МАНУ. ВАРНЫ И КАСТЫ.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТЬ АФИН ОТ АРИСТОКРАТИИ К ДЕМОКРАТИИ: РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА.

7. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В 5 В. ДО Н. Э. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА. СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. АФИНСКИЕ МОРСКИЕ СОЮЗЫ.

8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. РЕФОРМЫ ЦАРЯ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.

10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.

11.РИМСКИЙ ДОМИНАТ. РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

12.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ КАК ПАМЯТНИК ЦИВИЛЬНОГО ПРАВА. МАНЦИПАЦИЯ. НЕКСУМ.

13.ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА. ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО. ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г.

14.САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА — ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА; ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

15.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ. «СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ». ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 Г.

16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.

17.АБСОЛЮТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ. «КНЯЖЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ». «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В АВСТРИИ И ПРУССИИ.

18.ИСТОЧНИКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО. ЧАСТНЫЕ КОДИФИКАЦИИ. ГОРОДСКОЕ ПРАВО. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.

19.«КАРОЛИНА» КАК ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СВОД УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

20.ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА. ЦЕНЗИВА.

21.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.

22.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС».

23.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫ РИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КОЛЬБЕРТИЗМ.

24.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АНГЛИИ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА. АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ ПРАВДЫ.

25. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 Г. РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II.

26.ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 Г.

27.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ. СТАТУТЫ И БИЛЛИ.

28.ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА. ТЮДОРЫ И СТЮАРТЫ.

29.РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА. «ОБЩИЕ СУДЫ» И «ОБЩЕЕ ПРАВО». «СУД СПРАВЕДЛИВОСТИ» (КАНЦЛЕРСКИЙ) И «ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ.

30.РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660 ГГ. В АНГЛИИ. ПРОТЕКТОРАТ. «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ».

31.РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В 1660 Г. БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ТОРИ И ВИГИ.

32.ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

33.«СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ 1688 Г. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 Г.

34.«АКТ ОБ УСТРОЕНИИ» 1701 Г.

35.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ XVIII — НАЧАЛА XIX В. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.

37.РЕФОРМЫ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ В XX ВЕКЕ 1911-1949 ГГ., 1999 Г. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1918, 1928, 1948 И 1969 ГГ.

38.ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ.

39.КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАЦИИ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.

40.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ. ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОВ. XIII, XIV, XV ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

41. «НОВЫЙ КУРС» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА. ЗАКОНЫ 1933-1935 ГГ.

42.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США В XX ВЕКЕ. НОВЫЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

43. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 Г. ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1791 Г.

44.ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНВЕНТ. ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА. (РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ). ЛИКВИДАЦИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ.

45.ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1794 Г. ДИРЕКТОРИЯ. КОНСУЛЬСТВО. ИМПЕРИЯ.

46.ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1848 Г. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ.

47. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1875 Г.

48.УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 Г. ПЕРЕХОД К ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

49.СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ. СЕВЕРОГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 Г.

50.НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 1918 Г. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г. СУДЬБА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

51.ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1804 Г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА, ЕГО СТРУКТУРА (ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА), ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ.

52.ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПО КОДЕКСУ НАПОЛЕОНА. СТАТЬИ 544, 545, 546, 552. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА ПО ФГК.

53.УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1810 Г. СТРУКТУРА. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

54.ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1896 Г., ЕГО РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ. СТРУКТУРА ГГУ (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА). ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

55.ВЕЩНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГГУ.

56.СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

57.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г.


Не существовало структурно оформленных сильных органов центрального управления. Сохранялся королевский двор, состоящий из знатных феодалов (во главе с сенешалем). Важную роль играли казначей, канцлер (сильно влиял на государственные дела, поэтому этот пост не замещался с усилением королевской власти), глава конницы и др.

Развитие феодальных отношений отразилось на собрании королевских вассалов – курии короля. На них обсуждались вопросы финансового, политического и судебного характера. Король обращался к советам курий для решения вопросов о войне и мире, о взаимоотношениях с римским папой, о Крестовых походах. На одобрение курии предоставлялись законодательные акты короля.

Но постепенно в XII-XIII веках начинают развиваться города, торговля и товарно-денежные отношения, децентрализация прекращается, а ей на смену приходит неуклонное усиление королевской власти. Так, к королю возвращается практика издания законодательных актов, хотя для этого в XIII в. еще требовалось согласие крупных феодалов Большого совета (который был создан по подобию королевской курии, но его состав был специально подобран королем из угодных ему людей – крупные феодалы, рыцарство и духовенство, юристы).

По мнению проф Н. А. Крашенинниковой, “происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии”.

Таким образом, монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления государства.
Реформы Людовика IX. Реформы Людовика IX были проведены в середине XIII в.

Людовик IX - король Франции из династии Капетингов в 1226-1270 годах.

Причины и условия: К середине XIII в. практически сгладились внутри сословные различия между слоями средних и мелких феодалов. Сформировалось многочисленное и единое сословие дворянства. Оживление экономической жизни вызвало рост городов и их борьбу за правовую и политическую самостоятельность. В этой борьбе с сеньорами города опирались на поддержку королей, в свою очередь, становясь их опорой в борьбе с сеньориальным феодализмом. В XIII в. началось массовое освобождение французских крестьян от личной зависимости путем выкупа феодальных повинностей. В
деревне формировалось новое сословие земледельцев, видевших в сеньорах главных своих противников.

Реформы:

Военная реформа: создание городской милиции и отрядов наемников.

Запрещались междоусобицы внутри королевского домена, а вне его вводились «40 дней короля», в течение которых феодалы не могли начинать военные действия с тем, чтобы перенести спор в суд короля.

Финансовая реформа: вводилась единая денежная единица на территории королевского домена, запрет использовать другие деньги. Из Королевской курии выделяется Счетная палата.

Судебная реформа: был создан Парламент в 1260 году, он выделился из королевской курии и стал самостоятельным органом высшей судебной власти. Он собирался на сессии четыре раза в год и состоял из назначаемых королем духовных лиц, рыцарей и легистов (юристов). Это была высшая судебная апелляционная инстанция.

Положительные и отрицательные аспекты: Король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Усиление роли королевской власти.

Вывод: Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля.


22.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС».


По мнению Хачатурян Н.А (доктор ист. наук), “образование сословно-представительной монархии было неразрывно связано с процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), с дальнейшим возвышением королевской власти, с ликвидацией самовластия отдельных феодалов”.

Сеньориальная власть отдельных феодалов утратила самостоятельный политический характер. Король запретил феодалам устанавливать налоги, отнял у них право чеканки монет, что привело к исчезновению власти сеньоров. Короли лишали феодалов традиционной привилегии – вести частные войны. Существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция, все больше дел рассматривалось в королевском суде. А апелляционной инстанцией по отношению к судам сеньоров стал Парижский парламент, что говорило о ликвидации их самостоятельности. Усиление королевской власти ознаменовалось также ее победой над римской католической церковью, которая по-прежнему мечтала о мировом господстве. Конфликт короля Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII в 1302 г. разрешился в пользу первого и привел фактически к прямой зависимости римских пап от французских королей (Авиньонское пленение пап 1309-1378 гг.).

Авторитет королевской власти стали повышать и легисты, которые, отрицая божественное происхождение власти короля, провозглашали самого короля верховным законом. Теперь для принятия законов королю не требовалось созывать вассалов или королевскую курию. Также он приобретал право рассматривать любое судебное дело сам. Но автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций еще не были до конца преодолены. Королю было важно получить поддержку феодальных сословий. Постепенно оформляется построенный на политическом компромиссе союз короля и представителей сословий, который выразился в создании Генеральных и провинциальных штатов. Созыв Генеральных штатов впервые состоялся в 1302 году - король Филипп IV.

Примерно в середине XIV в. структура Генеральных штатов стала своеобразным отражением не только социального состава Франции, но и различного политического веса сословий. Все три сословия получили места в этом органе. 1) Первую палату составляло духовенство. 2) Вторую палату составляло дворянство, которое посылало своих выборных представителей. 3) В третью палату призывались депутаты от «добрых городов» (термин «третье сословие» появился лишь в конце XV в.). Это были преимущественно мэры и члены муниципалитетов, т.е. опять-таки по должности представители зажиточной части городского населения.
Как отмечает Хачатрян Н.А. (доктор исторических наук) “привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство”. Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем.

Таким образом, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с оппозицией крупных феодалов, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. Значение Генеральных штатов очень возросло в 1357 г., когда произошло восстание горожан в Париже и пленение короля. Дофин (наследник престола) обратился к Генеральным штатам с просьбой выделить деньги на выкуп короля. В ответ на эту просьбу представители третьего сословия выдвинули целую программу реформ, получившую название «Великий мартовский ордонанс».

Полный текст его включал в себя 67 статей, в которых предусматривалось значительное укрепление власти Генеральных штатов в управлении государством, финансовой, судебной и административной областях. Генеральные штаты должны были стали самостоятельным органом, собирающимся три раза в год без влияния короля. С контрольными функциями: надзор за казной (расход денежных средств), контроль должностных лиц, представителей королевской администрации – с правом их наказания (вплоть до казни) и увольнения.

Таким образом, Великий мартовский ордонанс был высшей точкой развития Генеральных штатов в период сословно-представительной монархии во Франции, но действовал он всего полтора года, так как наследник с условиями ордонанса согласился, но после выкупа короля и подавления восстания ультиматум не был выполнен
, самостоятельным органом Генеральные штаты не стали.