Файл: 1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:
1) перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
2) перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
3) категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
4) базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
5) средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
6) требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.
124. Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
Нормативы объемов медицинской помощи:
• норматив амбулаторно-поликлинической помощи в количестве посещений на одного человека в год (2008 г. — 9,198 посещений);
• норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов в количестве пациенто-дней на одного человека в год (2008 г. — 0,577 пациенто-дня);
• норматив стационарной помощи в количестве койко-дней на одного человека в год (2008 г. — 2,812 койко-дня);
• норматив скорой медицинской помощи в количестве вызовов на одного человека в год (2008 г. — 0,318 вызова).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
• норматив финансовых затрат на 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации (2008 г. — 133,3 рубля);
• норматив финансовых затрат на I пациенто-день в дневном стационаре (2008 г. — 268,5 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре (2008 г.- 758,9 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи (2008 г. — 1213,3 рубля).
По видам медицинской помощи государственные расходы в рамках Программы распределились следующим образом: стационарная помощь — 59,1%, амбулаторно-поликлиническая помощь — 31,2%, скорая медицинская помощь — 7,0%, медицинская помощь в дневных стационарах — 2,7%
Расходы федерального бюджета включают не только затраты на оказание медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, но и расходы на профилактику, диагностику и лечение ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, дополнительную иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок.
125. Критерии доступности и качества медицинской помощи.
Критериями доступности и качества медицинской помощи являются:
-
удовлетворенность населения медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения (процентов числа опрошенных); -
смертность населения, в том числе городского и сельского населения (число умерших на 1000 человек населения); -
смертность населения от болезней системы кровообращения, в том числе городского и сельского населения (число умерших от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения); -
смертность населения от новообразований, в том числе от злокачественных, в том числе городского и сельского населения (число умерших от новообразований, в том числе от злокачественных, на 100 тыс. человек населения); -
смертность населения от туберкулеза, в том числе городского и сельского населения (случаев на 100 тыс. человек населения); -
смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения); -
смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения (число умерших от болезней системы 25 кровообращения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения); -
доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте; -
материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми); -
младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми, в том числе в городской и сельской местности); -
доля умерших в возрасте до 1 года на дому в общем количестве умерших в возрасте до 1 года; -
смертность детей в возрасте 0 - 4 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста); -
доля умерших в возрасте 0 - 4 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 - 4 лет; -
смертность детей в возрасте 0 - 17 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста); -
доля умерших в возрасте 0 - 17 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 - 17 лет; -
доля пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете; -
обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; -
обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; -
средняя длительность лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (в среднем по субъекту Российской Федерации); -
эффективность деятельности медицинских организаций, в том числе расположенных в городской и сельской местности (на основе оценки выполнения функции врачебной должности, показателей рационального и целевого использования коечного фонда); -
доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на территориальную программу; -
доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу; -
доля впервые выявленных случаев туберкулеза в ранней стадии в общем количестве случаев выявленного туберкулеза в течение года; -
доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года; -
полнота охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, в том числе проживающих в городской и сельской местности; -
доля пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в общем числе пациентов, которым была оказана медицинская помощь в стационарных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования; -
число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь, на 1000 человек сельского населения; -
доля фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, в общем количестве фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов; -
доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента менее 20 минут с момента вызова в общем количестве вызовов; -
доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда; -
доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда; -
доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведено стентирование коронарных артерий, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда; -
количество проведенных выездной бригадой скорой медицинской помощи тромболизисов у пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда в расчете на 100 пациентов с острым и повторным инфарктом 27 миокарда, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи; -
доля пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями; -
доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия в первые 6 часов госпитализации, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом; -
количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы.
Критериями доступности медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, на 2015 год являются:
-
доля объема специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной гражданам, проживающим за пределами субъекта Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, в общем объеме медицинской помощи, оказанной этой медицинской организацией (целевое значение - не менее 50 процентов); -
доля доходов за счет средств обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти (целевое значение для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, - не менее 20 процентов).
126. Качество медицинской помощи, определение, основные понятия.
Качество медицинской помощи - это степень соответствия медпомощи заранее установленным критериям и стандартам (Кучеренко В.З.)
Качество медицинской помощи - степень соответствия медицинской помощи установленным стандартам её оказания, требованиям и правилам, потребностям и ожиданиям пациентов, а также степень, в которой она способствует улучшению показателей здоровья населения (Лисицын Ю.П.)
Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медпомощи, степень достижения запланированного результата (ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г 323-ФЗ "об основах охраны здоровья граждан в РФ")
Характеристики качества медицинской помощи:
- доступность;
- безопасность;
- оптимальность;
- удовлетворённость пациентов;
- развитие.
127. Организация и проведение внутреннего (ведомственного) и внешнего (вневедомственного) контроля качества медицинской помощи: методы и их применение, показатели.
Внутренний (внутриведомственный) контроль
выполнения стандартов лечебно-диагностического и медико-профилактического процессов в системе здравоохранения направлен на оценку и анализ осуществляемых медицинских технологий и их результатов. Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер организационного, образовательного и административного воздействия к лицам или учреждениям в случаях выявления дефектов или врачебных ошибок при оказании медицинской помощи, планирование мероприятий по предупреждению дефектов и врачебных ошибок, а также оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.
Система внутриведомственного контроля КМП имеет многоуровневый характер: федеральный, территориальный, учрежденческий.
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение внутриведомственного контроля качества медицинской помощи, являются приказы Минздрава РФ, (№ 5 от 13 января 1995 г., № 336/77 от 24 октября 1996 г., № 291 от 6 октября 1998 г., № 36 от 11 декабря 1998 г.).
Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и штатными и внештатными специалистами системы здравоохранения.
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ, на уровне ЛПУ экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), клинико-экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы). Во многих стационарных учреждениях, объединенных больницах и крупных специализированных учреждениях организуется несколько клинико-экспертных комиссий: экспертизы временной нетрудоспособности, лечебно-контрольная комиссия, комиссия по изучению летальных исходов, комиссия по изучению внутрибольничных инфекций и другие.
Экспертиза технологического процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным случаям на основе данных учетно-отчетной документации. При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.
Экспертному контролю обязательно подлежат:
-
случаи летальных исходов; -
случаи внутрибольничного инфицирования; -
случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста; -
повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года; -
заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или времени нетрудоспособности); -
расхождения диагнозов; -
случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи - это оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции
Участники вневедомственного контроля:
-
общественные объединения потребителей; -
лицензирующие органы; -
страховые медицинские организации; -
фонды ОМС; -
Госстандарт России и его территориальные органы; -
Госкомитет по антимонопольной политике и его территориальные органы; -
Исполнительные органы фонда социального страхования.
Виды вневедомственного контроля:
-
Предупредительный контроль; -
Плановый контроль; -
Внеплановый контроль; -
Целевой контроль.
Направления вневедомственного контроля:
-
Анализ результатов оказания медицинской помощи населению; -
Подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контроль за их выполнением; -
Изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью; -
Проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми; -
Проверка выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком; -
Соблюдение Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; -
Оценка возможностей учреждения здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи; -
Правильность применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи; -
Другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции.
128. Экономика здравоохранения. Основные задачи, категории, методы.
Экономика здравоохранения – это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управления и развития.
Предметом являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.