Файл: Экзаменационные вопросы по игпр раскройте предмет, метод и периодизацию истории государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

5. Раскройте содержание русской правды

7. Раскройте государственное устройство и правовую систему раннефеодальных монархий: Владимиро-Суздальского княжества и Золотой Орды. Обоснуйте Особенности феодальных отношений.

8. Обоснуйте причины феодальной раздробленности. Раскройте государственный и общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик.

11. Обоснуйте предпосылки образования Русского (Московского) централизованного государства. Определите центральные и местные органы власти и управления

15.РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ:

16. Раскройте содержание Соборного уложения 1649 г.как сводафеодального права (общая характеристика, разработка, источники, структура и систематика правовых норм).

17. Определите основные черты развития гражданского права по Соборному уложению 1649 г. Раскройте формы землевладения и их правовой статус, виды договоров и порядок заключения

18. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО ПРАВА ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649г(ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЦЕЛИ И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ):

20. Обоснуйте предпосылки образования абсолютной монархии в России. Раскройте государств реформы Петра 1. Определите высшие орган власти и управления. Обоснуйте образование империи.

21 . Раскройте процесс формирования сословного строя, правовой статус сословий в первой четверти 18 в, определите сущность сословных реформ Петра 1

24. Раскройте сущность общественного строя российской империи в конце 18в. Определите сущность Жалованных грамот дворянству и городам Екатерины 2.

25. Раскройте сущность процесса реорганизации высших органов государственной власти и управления российской империи в первой половине 19.

28. Раскройте общую характеристику Свода законов Российской империи1832 г.

30. Расскройте сущность крестьянской реформы 1861 года и её значение. Определите правовое положение крестьян,вышедших из крестьянской общины.

34. Раскройте сущность контрреформ 1880х-начала 1890х гг. в сфере государственности и права, их причины и содержание


Феодальные съезды

Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.

Местные органы управления
Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись. еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины . Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.

Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.

Судебные органы:
Так же, как и ранее, специальных судебных органов все еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, все указанные выше органы - великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники и волостели - исполняли судебные функции. Сохранилась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. По мере создания губных органов многие уголовные дела (о разбоях, убийствах, татьбе и др.) были переданы им. В судах действовали вспомогательные должностные лица, выполнявшие различные функции: вызов в суд, расследование преступлений, исполнение приговоров, взыскание судебных пошлин.10:25



12. Раскройте сущность общественного строя Русского (Московского) централизованного государства : правовое положение населения
В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.
Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.
Выделялись:
1) служилые люди по отечеству:
а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);
б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);
2) служилые люди по прибору – военные;
3) тяглые городские:
а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);
б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);
4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).
Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.
Образовалось местничество- формированием государственного аппарата осуществлялась по принципу местничества значительной мере воспринятому из польско литовская государственные традиции. Местничество основанная на критериях знатности происхождения (чем выше происхождение претендентов тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять ) превращало боярство в замкнутую корпорацию, подменяло обще- государственный интересы сословными.



Казачества как особая социальная группа казачества появляются в 15-м веке во время падения золотой орды по-татарски казак означает свободный человек. Казаки появились на окраинах Московии Лилит вые летопись впервые упоминается них в середине 15-го века с конца века казачий отряды стали поступать на службу к литовскому или московскому князю при этом власти разрешали им образовывать органы самоуправления сохранить собственные традиции и порядки.
Численность украинского казачества резко возрастает после передачи Литвой части украинских провинции Польши по Люблинской уни 1569 год и установление на этих землях крепостного права.
На территории восточно русских земель казачий общины быстро стали пополнятся беглецами после принятия Москвой законов ограничивающих перемещение крестьян (Юрьев день ,заповедные года ,переписи и тому подобное)
Высшим органом управления у казаков было собрание совет или круг в котором на равных правах участвовали все казаки собрание избирали должностных лиц включая гетмана украинских казаков или атамана у вас точно русских казаков собрание было высшим судом московское правительство использовала казаков в борьбе с турками и татарами для продвижения и экспансий на юг и на восток .
Литовское правительство во второй половины 16-го века попыталась преобразовать Вольный казачий общины в территориальные воинские подразделения подчинённые властям речь посполитая выплачивала служилым казакам жалованье, однако органы самоуправления вольной казачий отряды их укрепленные пункты при этом сохранились.10:46




13. Общая характеристика права русского централизованного государства. Сущность Судебника 1497 и Судебника 1550: источники, разработка, систематика правовых норм:

Основными источниками права в Московском великом княже­стве являлись:
– «Русская Правда»;
– великокняжеские и царские нормативные акты;
– «приговоры» Боярской думы и тд.
Создаются новые сложные формы законодательства: общерус­ские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (устав­ные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основ­ной текст книги Судебников. Были сформированы Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского прика­зов.В XVI веке основными источниками русского права стали «Судебник» 1497 г. и «Судебник» 1550 г.

Самым крупным памятником права этого периода был Судебник 1497 года.Он внесединообразие в судебную практику Русского государства. Судебник имел и другую цель – закрепить новые общественные порядки, в частности, выдвижение мелких и средних феодалов – дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков. Действие Судебника распространялось не всю территорию Русского государства. В Судебнике содержатся различные нормы, но основное его содержание составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права.«Судебник» 1497 г. - первый общерусский свод законов - был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой. Судебник основывался на нормах «Русской Правды», «Псковской судной грамоты», нормах обычного права, уставных княжеских грамот и на судебной практике.
Судебник содержал 68 разделов (статей) и преследовал следующие цели:
1) распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства;
2) ликвидировать правовые суверенитеты отдельных зе­мель, уделов и областей;
3) упорядочить важнейшие отношения в различных сферах общественной и государственной жизни, особенно земельных и судебных.
В области гражданского права Судебник главное внимание уделял поземельным отношениям и положению зависимых крестьян и холопов.Значительная часть «Судебника» была отведена вопросам уголовного права.
Возникли и новые виды преступлений: против власти, должностных лиц, против суда.
Судебник 1550 года («Царский судебник») был принят при участии царя Ивана IV. Он состоял из 100 глав-статей. В нём более подробную рег­ламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливалась детализация розыскного процесса, расширялся круг субъектов преступления, а тя­жесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины. Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

14. Сущность гос. строя Российского государства в период сословно-представительной монархии.
Началом , условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов:

судебника 1550 года
сборник церковного законодательства 1551 года
Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор.
Сущность сословно-представительной монархии как в том, что монарх осуществляет свои властные функции, опираясь на органы сословного представительства. В Русском государстве такими органами были Боярская дума и Земский собор.
Боярская дума - высший государственный орган, состоявший из представителей боярской аристократии, который разделял власть с царем, то есть функции думы были неотделимы от прерогатив царя. Этот орган разрешал важнейшие государственные дела, выполнял законодательные функции.
В середине 16 века Иван 4 провел реформы по укреплению централизованного государства, была принята попытка ослабить силу Боярской Думы, была создана Ближняя дума (Избранная рада), что на некоторое время оттеснило Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.
В период царствования Ивана Грозного изменился и состав Думы. Это связано с тем, что в годы опричнины была истреблена значительная часть боярской аристократии, а ее место заняли менее знатные родственники царя и представители поместного служилого дворянства.
Для 17 в. характерна более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой.
Земские соборы - это периодически созываемые всероссийские совещания для обсуждения либо разрешения важнейших вопросов внешней политики, финансов, законодательства. Соборы включали представителей поместного дворянства, посадских верхов, высшего духовенства и Боярскую Думу.
В первые годы правления Михаила Романова царская власть особо нуждалась в опоре и на протяжении 1613-1622 гг. Земский собор заседал почти непрерывно, занимаясь важнейшими вопросами внешней и внутренней политики.
Приказы - центральные органы отраслевого управления в период сословно-представительной монархии, учреждение с определенными функциями, штатом людей, бюджетом и делопроизводством. Приказы были организованы в основном по функциональному признаку и обладали определенной компетенцией.
Их число росло, отдельные отрасли управления были разделены между несколькими приказами. В итоге приказы представляли собой нестройную систему учреждений с нечеткими функциями.
Местное управление. Серьезные изменения в центральном правительственном аппарате сопровождались перестройкой на местах.