Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

148
ка. Центральным эстетическим понятием идеал становится в эстетике
Гегеля. Он определял идеал как эстетическую идею, диалектически совмещающую в себе объективность и субъективность. Идеал высту- пает высшим критерием при оценки феноменов, с которыми сталки- вается человек. Соотношение феноменов и идеала представляет для человека эстетическую ценность.
Эстетическое сознание развивается благодаря связи искусства с религией и с наукой. Эстетическое в макроскопическом ракурсе это эстетическая культура общества, нации, а в ракурсе микрокосмо- са это эстетическая культура индивида, личности. Понимание цели создания творческого объекта является более сложным актом, чем чувственное восприятие количества и качества прекрасного, поэтому сложные объекты, представленные для эстетической оценки, требуют от оценивающего развитых чувств, обширных знаний и эмпирическо- го опыта.
Главная цель взаимодействия человека с миром прекрасного за- ключается в приобретении эстетического опыта. Эстетика, как теория и практика эстетического опыта и эстетического знания может быть определена как наука о совершенстве и выразительности. Сегодня, наряду с проблематикой эстетического вкуса и эстетического идеала актуальны проблемы развития эстетического чувства и эстетическо- го восприятия, эстетического переживания. Структуру эстетического опыта составляет синтез эстетической оценки, эстетического пережи- вания и созерцания.
Физические ощущения тоже выражают такие экзистенциальные переживания как печаль, светлый смех, радость, бурный восторг и т.д.
Однако, эстетическое переживание как опыт составляет часть духовно- го опыта как человека, так и всего человечества. Эстетический опыт — это только духовный опыт человека, поэтому он всегда бескорыстен, не предполагает выгоды. При этом эстетический опыт существенно обогащает внутренний мир субъекта. При обретении эстетического опыта нужно, чтобы эстетическое знание переводилось в чувственно- эмоциональную сферу человека. Эстетическое чувство в таком случае формирует и обогащает эстетический вкус, и, таким образом, создает условия для становления личности. В процессе переживания челове- ком разнообразных эстетических объектов приобретается качествен- ный эстетический опыт, гармонизирующий его вероискательные, познавательные и нравственные предпочтения и обеспечивающий стабильность его внутреннего самочувствия. В противном случае воз- можны отклонения в психике, болезни и патологические состояния.
Как способ проникновения в душевный мир больного можно рас- сматривать результаты его художественного творчества. Например,
К. Юнг в анализе произведений кубистов и абстракционистов утверж-


149
дает, что эти направления живописи показывают психическую дис- гармонию бессознательного в личности авторов. Однако, подлинное творчество это все-таки контакт с адекватно отображаемой действи- тельностью, ценностная оценка творения, умение выделить смыслы эстетических объектов, эстетическая деятельность и другие способно- сти, которыми не вполне владеют душевнобольные.
Эстетические объекты обладают свойствами: прекрасного, траги- ческого, комического, возвышенного, низменного, безобразного, ге- роического, изящного, драматического. Эстетическим свойствам ха- рактерна связанность, в той или иной степени, со структурами катего- рии прекрасного: пропорциональностью, симметричностью, мерой и гармонией. Эстетическая деятельность — это вид практической (соз- дание произведений искусства, фольклор, дизайн и т.д.) и духовной
(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. С одной стороны, человек восприни- мает прекрасное в непосредственном виде, с другой стороны, эстети- ческая деятельность имеет опосредствованный характер, поскольку система эстетических ценностей складывалась множеством поколе- ний предков. Целью эстетической деятельности является развитие творческих способностей. Эстетическая деятельность осуществляется по законам возвышенного (чествование победителя), законам красо- ты (кутюрье шьет костюм, плотник делает стол, дизайнер проектирует ландшафт), законам комического (карнавал), трагического (похорон- ная процессия), безобразного (китч) или ужасного (фильмы ужасов, черные триллеры). Эстетическая деятельность включает: теоретиче- скую (выработка эстетических концепций и взглядов), практическую деятельность (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикет- ное поведение); духовно-культурную (выработка личного вкуса и иде- алов, вынесение вкусовых суждений и оценок); художественно-твор- ческую (создание произведений искусства); техническую (дизайн); рецептивную (восприятие произведения); рецептивно-эстетическую
(восприятие пейзажа).
8.4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Шеллинг утверждал, что искусство является эманацией Бога и поэ- тому превосходит природу. Он полагал, что в искусстве объединяются объективное и субъективное, внешнее и внутреннее, необходимость и свобода. Идеальное искусство у Шеллинга представлено поэзией, а реальное музыкой, архитектурой и живописью. Интенсивность вклю- чения искусства в другие сферы культуры особенно заметны в его со- поставлении с философской, научной и религиозной сферами. Одна- ко, в искусстве познавательная функция реализуется в специфических


150
только для искусства актах. Такие акты достигают глубин человече- ского сознания. Это отмечают представители всех сфер культуры. Так считали и выдающиеся представители точных наук, как например,
В. И. Вернадский, Н. Бор, А. Эйнштейн и другие.
С помощью искусства можно увидеть микроскопические подроб- ности, при помощи которых понимается актуальное положение дел.
С этой точки зрения понятие «функция», наделяющее специальной прагматической полезностью, искусство не должно терять широкий контекст высшего предназначения человека как творца искусства. Ис- кусство всегда обращено к смыслу человеческой жизни. Множествен- ность функций искусства образуют систему, в которой можно отметить тенденцию универсализма. Системообразующей функцией, являю- щейся и стредством и целью в искусстве является понятие эстетическо- го. Благодаря эстетическому в духовной истории и культуре стало воз- можным многовековое существование величайших произведений. При этом, в требованиях к функционированию искусства невозможно до- пустить изолированность эстетических функций от иных категорий.
В Философской энциклопедии А.Ф. Лосев давал следующее опре- деление эстетическому: «Эстетическое есть прежде всего некоторое чувственно-предметное бытие, некоторый эмпирический факт, ко- торый имеет сложный физико-физиолого-психолого-социальный состав; специфику эстетического необходимо искать в этом непод- дельном слиянии чувственно-материальных и идеальносмысловых моментов, по причине чего она занимает как бы промежуточное по- ложение между сферой единичных материальных предметов и обла- стью абстрактной мысли. В эстетическом все чувственное и ощутимое в то же время осмысленное». Эстетическое соотносится с понятиями целого в рамках согласованности частей и форм, гармонии, соразмер- ности, пропорциональности, ритма и таким образом, в его основе ле- жит стремление к совершенству. Известный своим стремлением к со- вершенству граф Л. Н. Толстой считал, что через эстетическое выра- жается моральное. Когда творец воспроизводит своим произведением нравственные чувства, то такое искусство будет нравственным, и, на- оборот, воспринимая нравственное искусство, мы становимся лучше.
Идеи художественных произведений воспроизводят театр, литера- тура и кинематограф. Посредством воображения в этих видах искус- ства каждый читатель и зритель может примерить любую социальную роль из всего перечня действующих в произведении героев. В иной форме работает воображение при чтении поэзии и прослушивании музыки. Здесь основой является многообразие эмоций. Воспринимая музыку, субъект развивает эмоциональность, а также ассоциативное мышление. С музыкой связана потребность в уединении для самопо- знании и рефлексии.


151
Аристотель полагал, что художнику следует подражать природе и человеку. Он описывает понятие мимесиса — подражания — как ос- нову творческого процесса. Концепт мимесиса проблематизирует важнейшие философские вопросы — проблему соотношения сущего и должного, значение фантазии и вдохновения в процессе сотворения произведения искусства и другие. Последователь Аристотеля, Теоф- раст, исследовал феномен вдохновения при воздействии на человека зрительных и звуковых образов.
Чтобы проанализировать личность художника и особенности его творческого процесса, необходимо определить понятия «художе- ственная способность», «талант» и «гениальность». Художественная способность — это одаренность человека, выраженная в склонности к художественному творчеству. Высшими уровнями художественной способности являются талант и гениальность. Талант характеризуется высокой одаренностью, выраженной в ярких переживаниях, ориги- нальной новизне и перманентном развитии способов выражения сво- его таланта в творчестве. Под «гениальностью» можно подразумевать наивысшую степень проявленности творческих способностей, свя- занных с созиданием качественно уникальных проектов, имеющих общекультурное значение.
Понятие «художественное творчество» охватывает процесс дея- тельности художника и включает множество специфических аспек- тов. Можно выделить два вида художественного творчества: прямой и опосредованный. В некоторых
созидательных видах искусства твор- чество носит прямой характер. Это литература, живопись, музыка и скульптура. Другой вид творчества, уже в формах
исполнительных искусств как театр и кинематограф носит опосредованный характер.
Прямой вид творческого процесса характеризуется объектно-субъект- ным взаимоотношениями. Художник свободен в выборе темы творе- ния. В опосредованном же виде творчества, процесс регламентирован объективными обстоятельствами заказа, временными рамками и по- этому характеризуется объект–объектным отношением.
Искусство трансформирует сознание человека, его эмоции и пове- дение. В трансформации и заключается цель художественного восприя- тия. В процессе художественного восприятия требуется знание законов искусства, развитых способностей эстетического вкуса и эстетического суждения. Между социальными и психофизиологическими условиями художественного восприятия не существует строгой границы. Психо- физиологическое и социальное взаимообусловлено, поскольку способ восприятия человеком мира в целом зависит от чувственного контакта субъекта с окружающей средой, включающей мировоззрение сферы ху- дожественных ценностей. При этом социальные условия художествен- ного восприятия связаны и с объектом и с субъектом.


152
Актуально не только восприятие искусства, но и искусство вос- приятия. Здесь также существуют свои закономерности. Восприятие искусства основано на эстетическом опыте переживания образа худо- жественной реальности. В восприятии искусства критерием является степень совершенства произведения искусства. При этом то, что ка- сается постижения сущности эстетической ценности, остается внутри личностной тайной. Чтобы понять степень освоения искусства, необ- ходимо овладение способностью эстетического суждения. Специфика искусства состоит в воспроизведении чувственных образов, которые несут отпечаток личности автора произведения. Это позволяет вос- принимать как образы произведения, так и эмоции, владеющие твор- цом при создании своего творения. Это восприятие носит сугубо субъ- ективный характер, так как основано на индивидуальном опыте жизни индивида. Частый случай, когда интерпретатор дополняет контекст, о котором автор произведения искусства и не предполагал. История устраняет то, что выглядело актуальным для отдельного момента, при этом выявляет для восприятия эстетическую ценность произведения.
В объектах искусства задействовуются как чувственное познание, так и интеллект, и логический анализ. Главной способностью для восприятия произведения искусства является понимание «языка» ис- кусства. Нужно учиться понимать искусство, имея ввиду, что плохих произведений искусства не бывает, а причина нашего непонимания лежит в нас самих. Так, Адорно указывает, что «в понятии плохого произведения искусства есть что-то нелепое, бессмысленное — там, где произведение плохо, где ему не удается выстроить свою внутрен- нюю структуру, оно утрачивает свое понятие и опускается ниже апри- орного уровня искусства». В юности время формирования эстетиче- ской культуры восприятия идет параллельно с формированием лич- ности, мировоззренческого убеждения. При этом процесс восприятия искусства является решающим средством развития художественного вкуса. Всеобщая понятность языка искусства объединяет все виды границ между людьми. В общении посредством искусства не нужны переводчики. Этот язык понятен каждой нации. При этом в нем зако- дировано больше содержания и смысла, чем в лингвистических фор- мах. Наверное, поэтому искусство разрушает предубеждения между конфликтующими народами, даже в условиях идеологических разно- гласий.
8.5. ЭСТЕТИКА В МЕДИЦИНЕ
К эстетике в медицине относятся: врачевание как искусство, эсте- тическая медицина, арт–терапия и эстетическое воспитание меди- цинских работников.