Файл: Теоретические аспекты финансовой политики организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Роль этого элемента финансового механизма в том, что через нормативно-правовые акты государство выступает регулятором финансовой системы страны в целом; он позволяет понять механизм функционирования финансов, порядок аккумулирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов; четко зафиксировать систему основополагающих внутренних нормативов предприятия.
Нормативное обеспечение финансового механизма. Сюда относятся внешние и внутренние нормы и нормативы, методические указания и другая нормативная документация. Примерами внешних нормативов могут быть ставки налогов и других обязательных платежей, внутренних – нормы распределения чистой прибыли, норма амортизации, норматив оборотных средств и др.
Информационное обеспечение финансового механизма. Основу информационного обеспечения финансовой политики составляет информация разного рода и вида, полученная из разных источников (экономическая, коммерческая, финансовая и любая иная) как основа принятия правильных финансовых решений:
- данные управленческого, бухгалтерского и налогового учета;
- внутренняя финансовая документация (приказы, распоряжения и другие аналогичные документы, регламентирующие управление финансами конкретного предприятия);
- информация учреждений финансового рынка;
- прогнозы, в том числе об изменениях правовых норм и прочая.
Источниками информации о состоянии финансов к моменту разработки финансовой политики и об их желаемом состоянии, в первую очередь, являются формы финансовой отчетности. Информация из других источников необходима, чтобы достигнуть такого состояния.
В условиях открытости и глобализации экономики, высокой динамичности рыночной конъюнктуры информационное обеспечение можно считать основополагающим элементом финансового механизма. Математически доказано, что чем выше изменчивость экономической среды бизнеса и сложнее ее структура, тем больше информации необходимо для эффективного управления. При этом одними из главных требований к ней являются достоверность, полнота, релевантность (существенность), своевременность и регулярность.
Важной характеристикой финансового механизма является его эффективность.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:


45 1) объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития предприятия. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность, эффективное ведение финансово- хозяйственной деятельности;
2) соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития;
3) связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
4) взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами, а также при реализации всей финансовой политики организации в целом.
2.4 Оценка финансовой политики организации
Проблема эффективности выбранной финансовой политики организации представляет большой интерес как для лиц, непосредственно заинтересованных в деятельности предприятия, так и для ученых-практиков, стремящихся найти наиболее объективный и комплексный подход для оценки финансовой политики.
Методика оценки финансовой политики - совокупность методов проведения оценки в их конкретном содержании. На сегодняшний день существует множество методик оценки финансовой политики организации как для всех предприятиях в целом, так и отдельно

46 разработанные методики для оценки финансовой политики предприятий по отдельным отраслям.
Рассмотрим универсальную модель оценки финансовой политики коммерческой организации, которая представлена в учебном пособии В.А. Щербакова, Е.А.Приходько
«Краткосрочная финансовая политика»
43
. Данную методику оценки можно применять к любому предприятию, независимо от его принадлежности к конкретной отрасли.
Главные технологические процедуры (этапы) предложенной методики представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Методика оценки финансовой политики
Далее подробно рассмотрим предложенные методикой процедуры.
На первом этапе необходимо выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.):
43
Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М., 2012. С.200.
Методика оценки финансовой политики
Выяснение целей и финансовых стратегий организации
Анализ документации
Процедура контроля финансовой политики
Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности
Управление структурой капитала организации
Политика привлечения новых финансовых ресурсов
Управление капиталом, вложенным в основные средства
Управление оборотными средствами
Управление финансовыми рисками
Системы бюджетирования и бизнес- планирования
Система безналичных расчетов


47
- цели и финансовые стратегии организации (общие и по структурным составляющим), финансовые программы развития;
- внешние и внутренние факторы функционирования предприятия.
На втором – необходимо провести анализ:
- организационно-распорядительной документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
- форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей — расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
- кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами.
Третий этап предусматривает непосредственный контроль финансовой политики организации путем проведения следующих, ниже перечисленных и подробно описанных процедур.
1) Проведение анализа финансовых результатов деятельности организации, иму- щественного положения и финансового состояния, деловой активности и эффективности деятельности. Данный анализ может проводиться как в форме краткого финансового обзора, так и в форме более детального финансового анализа.
Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей:
- технико-организационный уровень функционирования организации;
- показатели эффективности использования производственных ресурсов: фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда, объем и качество продукции, затраты ресурсов на производство
(выбранные методы калькулирования себестоимости продукции, влияние на уровень издержек амортизационной политики и т.д.), авансированные для хозяйственной деятельности основные и оборотные средства, оборачиваемость запасов и материалов;
- результаты основной и финансовой деятельности;
- рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность организации.
Финансовый обзор деятельности организации также предусматривает проведение анализа экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов, их


48 влияния на отклонения в объеме продукции, а также степень всесторонней интенсификации производства (роста объема производства при относительной экономии ресурсов и повышении качества продукции). Показатели экстенсивности развития — количественные показатели использования ресурсов (численность работающих, величина израсходованных предметов труда и т.д.), показатели интенсивности — качественные показатели использования ресурсов (производительность труда, материалоотдача, оборачиваемость оборотных средств и т.д.).
Более детальный финансовый анализ его составные элементы и показатели для расчета представлены в приложении 1.
Кроме того, контроль финансовой политики организации предусматривает также оценку финансово-хозяйственной перспективы развития организации, включая вероятность предотвращения возможных проблем, связанных с финансовым положением предприятия в будущем.
2) Управление структурой капитала организации.
При управлении структурой капитала организации важно проанализировать и оценить:
- соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня финансового рычага от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников;
- структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
- эффективность использования собственного и заемного капиталов;
- рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования
(формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т.д.).
Кроме того, необходимо произвести расчёт цены совокупного капитала и цены организации (особенно важен такой расчёт для принятия решения об участии в инвестиционных проектах).
3) Политика привлечения новых финансовых ресурсов.
Данная процедура включает в себя:
- анализ и оценку методов планирования финансовых потребностей, используемых на предприятии;
- расчёт результатов хозяйственной и финансовой деятельности, оценку возможных вариантов развития организации и последствия выбранной стратегии финансирования.
- выяснение сроков заемного финансирования, контроль своевременности погашения задолженностей.

49 4) Управление оборотными средствами.
Для грамотного управления оборотными средствами необходимо ценить эффективность их использования по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.
Более детальный анализ управления оборотными средствами включает в себя анализ и оценку:
- состава и структуры источников формирования оборотных средств;
- используемых методов расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса;
- степени соблюдения установленных нормативов оборотных средств;
- соотношения долей оборотных активов разных степеней риска;
- мероприятий, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств.
5) Управление капиталом, вложенным в основные средства.
Предусматривает:
- анализ и оценку источников, размеров и структуры вложений капитала организации в основные средства, их соответствие функциональным особенностям производственной деятельности.
- анализ и оценку используемых методов оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества).
- оценку эффективности использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.
6) Анализ и оценка механизмов минимизации финансовых рисков и управление данными рисками по результатам анализа.
7) Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
На данном этапе контроля финансовой политики необходимо проанализировать и оценить:
- обоснованность принятых стратегий бюджетирования, используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана (объем реализации продукции, денежные поступления и отчисления, прибыли и убытки, показатели планового баланса активов и пассивов, точка безубыточности продаж), методов оптимизации прибыли как составной части бизнес-планирования (предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства, метод производственной функции Кобба — Дугласа, метод двойного бюджета


50 и др.) состав и виды бюджетов (бизнес-планов) организации и ее структурных подразделе- ний, их формы, отражаемые в них данные;
- временные и пространственные параметры бюджетов;
- широту применения, уровень детализации, а также взаимосвязь различных бюджетов (смет);
- процедуры формирования бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
- процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым нормам, выполнением бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин;
- принимаемые меры по отклонениям в бюджетах, например, на предмет рациональности и эффективности мер представления информации по отклонениям (об исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов;
- проведение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления;
- обеспечение взаимосвязи посредством систем бюджетирования и бизнес- планировании различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности;
- создают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств.
При этом особое внимание необходимо уделить системе управления денежными потоками на предприятии, поскольку рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности операционного цикла и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции, а также является важным фактором ускорения оборота капитала предприятия.
При необходимости руководству предприятия рекомендуется провести оценку надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового).
8) Система безналичных расчетов.
Включает в себя анализ и оценку:
- во-первых: используемой системы безналичных расчетов (а именно: структуры различных форм расчетов по договорам; уровень исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед организацией; применяемые методы обеспечения платежных обязательств; своевременность и надлежащее

51 оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы);
- во-вторых: структуры дебиторской задолженности (по срокам погашения, по типам дебиторов, по удельному весу отдельных крупных дебиторов, по уровням задолженности, по качеству);
- в-третьих: анализ и оценку структуру кредиторской задолженности (по срокам погашения, по удельному весу отдельных крупных кредиторов, по типам кредиторов, по качеству)
Кроме того, важно установить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, определить возможные варианты ее нормализации путем контроля финансового состояния контрагентов, разработки мер по взысканию просроченной задолженности, отслеживания своевременности погашения задолженности, распределения платежей по приоритетности, оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т.д.).
При этом в рамках данной процедуры необходимо оценить возможности:
- погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами
- проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
- ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);
- снижения неденежных форм расчетов.
В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними аудиторами. В первом случае проверка проводится как в обязательном порядке, так и по решению руководства организации в целях контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта, за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации. Во втором случае проверка проводится независимыми специалистами для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности организации при подготовке соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей (акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти).