Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2, ввернутой во фланец 3.
Рис. 37. Автоматическая муфта опережения подачи топлива:
1 и 21 — гайки; 2 — крышка; 3—фланец; 4 — блок-картер; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — регулировочная втулка; 7 — кольцо; 8 — ось грузика; 9 — грузик измерителя скорости; 10 — корпус измерителя скорости; 11— золотник; 12 — сервопоршень; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — пружина сервопоршня; 15 — кулачковый вал топливного насоса; 16 и 22 — замковые кольца; 17 — втулка; 18 — корпус муфты; 19 — пружина золотника; 20 — ось золотника; 23 — стопорное кольцо; 24 — топливный насос; 25 — регулятор; 26 — топливоподкачивающий насос; а—перепускной канал; б — кольцевая канавка; в — отверстие для подвода масла; г, д — отверстия для слива масла.
III
Рис. 38. Схема работы муфты опережения (обозначения те же, что и на рис.37):
I — положение элементов муфты при увеличении оборотов двигателя; II — положение элементов муфты при устойчивых оборотах двигателя; III — положение элементов при уменьшении оборотов двигателя; 27 — лапка грузика; е — полость над сервопоршнем; ж — лыска на золотнике; к – главная магистраль.
Золотник при своем перемещении открывает доступ масла из главной магистрали к через канавки и сверление в корпусе муфты и сервопоршне и далее через лыски ж на золотнике в полость е над сервопоршнем. Под давлением масла сервопоршень перемещается в сторону топливного насоса, преодолевая сопротивление возвратной пружины 14. Сервопоршень будет перемещаться до тех пор, пока его кромки не перекроют доступ масла в надпоршневое пространство (положение II).
Перемещение сервопоршня вдоль оси вызывает поворот кулачкового вала топливного насоса относительно коленчатого вала двигателя (так как они связаны спиральными шлицами), и угол начала подачи топлива увеличивается.
После того как доступ масла в надпоршневую полость прекратится, давление в ней понизится и сервопоршень под действием возвратной пружины 14 переместится назад и вновь откроет доступ масла. Под давлением масла сервопоршень снова переместится в сторону топливного насоса. Таким образом, сервопоршень все время находится в колеблющемся состоянии около установившегося положения золотника.
При уменьшении оборотов двигателя уменьшается центробежная сила, грузики сходятся, давая возможность золотнику переместиться под действием пружины 19 влево (положение III). Золотник наружной следящей кромкой открывает слив масла, сервопоршень перемещается под действием пружины 14 влево и поворачивает при этом кулачковый вал топливного насоса, уменьшая опережение подачи топлива.
Привод управления подачей топлива. Управление подачей топлива в цилиндры двигателя осуществляется с рабочего места водителя с помощью механического привода с ножным и ручным управлением.
В ножной привод входят педаль 3 (см. рис. 39), тяги 27, 21, 20, 10 и 12, труба 24 педального мостика с двумя рычагами 26, механизм остановки, двигателя (МОД), вертикальный валик 6 и стойка 8 с двуплечим рычагом 9.
Ручной привод включает корпус 42 стопорного устройства, регулировочный колпачок 39, пружину 38, шарик 40, винт 41, рукоятку 5 привода и тягу 4. Винт 41 фиксируется от самопроизвольного проворачивания шариком 40, поджимаемым пружиной 38.
Механизм остановки двигателя (МОД) предназначен для остановки двигателя при срабатывании системы защиты от оружия массового поражения путем разъединения привода подачи топлива.
Он состоит из основания 34, электромагнита ЭЛС-3 16, штока 29 механизма, связанного со штоком 32 электромагнита, пружины 31 штока и двух рычагов 35 и 36. Рычаг 36 свободно сидит на оси 28, запрессованной в верхний конец рычага 35, ч стопорится хвостовиком б штока 29, который входит в его гнездо. Нижний конец рычага 35 связан системой тяг и рычагов с педалью
3, а рычаг 36 — с вертикальным валиком 6 привода.
Когда хвостовик б штока 29 находится в гнезде рычага 36, рычаги 35 и 36 работают как одно целое, а если выходит из него (при срабатывании электромагнита), они разобщены и движение через них не передается.
На машинах выпуска с 1975 г. изменена конструкция МОД. Вместо соединения рычагов 36 и 35 с помощью хвостовика введен шариковый замок.
Работа привода управления заключается в том, что при нажатии на педаль 3 перемещается тяга 27 и через рычаг 26 поворачивает трубу 24 педального мостика. Вместе с трубой поворачивается рычаг 26, который через тягу 21 поворачивает рычаг 35. Вместе с рычагом 35 поворачивается рычаг 36 и тянет тягу 20, которая поворачивает валик 6.
Валик 6 через верхнюю тягу поворачивает двуплечий рычаг 9, который за тягу 10 поворачивает рычаг 43 (см рис. 32) управления топливного насоса и перемещает рейки 19, изменяя подачу топлива.
При этом привод ручного управления остается неподвижным, так как палец 25 (см. рис. 39) двуплечего рычага 26 свободно перемещается по прорези а нижней проушины тяги 4. Возвращается педаль в исходное положение под действием пружины 22.
Ручной привод используется для установки минимально устойчивых оборотов коленчатого вала двигателя, а также при длительной работе на заданных оборотах (главным образом при прогреве двигателя).
При повороте рукоятки 5 против хода часовой стрелки вместе с ней поворачивается винт 41 и его винтовая нарезка, опираясь на шарик, вывинчивается из корпуса 42. Винт тянет за собой тягу 4, которая поворачивает двуплечий рычаг 26. Далее передача идет как и при ножном приводе.
Рис. 39. Привод управления подачей топлива:
1 — основание педали; 2 — регулировочный болт; 3 — педаль; 4 — тяга ручного привода;
5 — рукоятка привода ручной подачи; 6 — вертикальный валик; 7 — перегородка силового отделения; 8 — стойка с рычагом; 9 — двуплечий рычаг; 10 — тяга к рычагу управления; 11 —топливный насос двигателя; 12 — тяга с проушиной; 13 — рычаг управления топливного насоса высокого давления;14— упор-ограничитель максимальной подачи топлива;15— упор-ограничитель минимальной подачи; 16 — электромагнит (тяговое реле); 17—болт крепления основания электромагнита; /8 — стопорный винт; 19 — винт; 20 — тяга от ведомого рычага; 21 — тяга к ведущему рычагу; 22 — пружина; 23 — пробка смазочного отверстия мостика; 24 — труба педального мостика; 25 — палец тяги; 26 — рычаг; 27 — тяга педали; 28 — ось рычагов; 29 — шток механизма остановки двигателя; 30 —втулка; 31 — пружина МОД; 32 — шток электромагнита: 33 — штепсельный разъем; 34 — основание электромагнита; 35 — ведущий рычаг МОД; 36 — ведомый рычаг; 37 — вкладыш; 38 — пружина; 39 — колпачок; 40 — шарик стопора; 41 — винт; 42 — корпус стопорного устройства; 43 — гайка; 44 — сгонная муфта; 45 — контргайка; а —прорезь; б — хвостовик штока.
При срабатывании электромагнита 16 шток 29 втягивается и его хвостовик б выходит из отверстия рычага 36. При этом рычаг отсоединяется от рычага 35 и под действием пружины 40 (см. рис. 32) поворачивается рычаг 32, и рейки устанавливаются на нулевую подачу. Прекращается подача топлива, и двигатель останавливается.
Для соединения привода необходимо рукоятку 5 (см. рис. 39) ручной подачи полностью завернуть по ходу часовой стрелки, а затем отпустить педаль 3 и разомкнутые рычаги 35 и 36 механизма остановки двигателя вновь соединяются под действием пружины 31, которая введет конец штока 29 в отверстие рычага 36.
Положение педали 3, выжатой до упора в регулировочный болт 2, соответствует максимальной подаче топлива. При этом между рычагом
13 и упором-ограничителем 14 должен быть зазор 0,15—0,3 мм. При полностью отпущенной педали 3 рычаг 13 должен упираться в упор-ограничитель 15 (при полностью завернутой рукоятке 5 ручной подачи). При этом рейки насоса находятся в положении нулевой подачи.
Рис. 37. Автоматическая муфта опережения подачи топлива:
1 и 21 — гайки; 2 — крышка; 3—фланец; 4 — блок-картер; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — регулировочная втулка; 7 — кольцо; 8 — ось грузика; 9 — грузик измерителя скорости; 10 — корпус измерителя скорости; 11— золотник; 12 — сервопоршень; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — пружина сервопоршня; 15 — кулачковый вал топливного насоса; 16 и 22 — замковые кольца; 17 — втулка; 18 — корпус муфты; 19 — пружина золотника; 20 — ось золотника; 23 — стопорное кольцо; 24 — топливный насос; 25 — регулятор; 26 — топливоподкачивающий насос; а—перепускной канал; б — кольцевая канавка; в — отверстие для подвода масла; г, д — отверстия для слива масла.
III
Рис. 38. Схема работы муфты опережения (обозначения те же, что и на рис.37):
I — положение элементов муфты при увеличении оборотов двигателя; II — положение элементов муфты при устойчивых оборотах двигателя; III — положение элементов при уменьшении оборотов двигателя; 27 — лапка грузика; е — полость над сервопоршнем; ж — лыска на золотнике; к – главная магистраль.
Золотник при своем перемещении открывает доступ масла из главной магистрали к через канавки и сверление в корпусе муфты и сервопоршне и далее через лыски ж на золотнике в полость е над сервопоршнем. Под давлением масла сервопоршень перемещается в сторону топливного насоса, преодолевая сопротивление возвратной пружины 14. Сервопоршень будет перемещаться до тех пор, пока его кромки не перекроют доступ масла в надпоршневое пространство (положение II).
Перемещение сервопоршня вдоль оси вызывает поворот кулачкового вала топливного насоса относительно коленчатого вала двигателя (так как они связаны спиральными шлицами), и угол начала подачи топлива увеличивается.
После того как доступ масла в надпоршневую полость прекратится, давление в ней понизится и сервопоршень под действием возвратной пружины 14 переместится назад и вновь откроет доступ масла. Под давлением масла сервопоршень снова переместится в сторону топливного насоса. Таким образом, сервопоршень все время находится в колеблющемся состоянии около установившегося положения золотника.
При уменьшении оборотов двигателя уменьшается центробежная сила, грузики сходятся, давая возможность золотнику переместиться под действием пружины 19 влево (положение III). Золотник наружной следящей кромкой открывает слив масла, сервопоршень перемещается под действием пружины 14 влево и поворачивает при этом кулачковый вал топливного насоса, уменьшая опережение подачи топлива.
Привод управления подачей топлива. Управление подачей топлива в цилиндры двигателя осуществляется с рабочего места водителя с помощью механического привода с ножным и ручным управлением.
В ножной привод входят педаль 3 (см. рис. 39), тяги 27, 21, 20, 10 и 12, труба 24 педального мостика с двумя рычагами 26, механизм остановки, двигателя (МОД), вертикальный валик 6 и стойка 8 с двуплечим рычагом 9.
Ручной привод включает корпус 42 стопорного устройства, регулировочный колпачок 39, пружину 38, шарик 40, винт 41, рукоятку 5 привода и тягу 4. Винт 41 фиксируется от самопроизвольного проворачивания шариком 40, поджимаемым пружиной 38.
Механизм остановки двигателя (МОД) предназначен для остановки двигателя при срабатывании системы защиты от оружия массового поражения путем разъединения привода подачи топлива.
Он состоит из основания 34, электромагнита ЭЛС-3 16, штока 29 механизма, связанного со штоком 32 электромагнита, пружины 31 штока и двух рычагов 35 и 36. Рычаг 36 свободно сидит на оси 28, запрессованной в верхний конец рычага 35, ч стопорится хвостовиком б штока 29, который входит в его гнездо. Нижний конец рычага 35 связан системой тяг и рычагов с педалью
3, а рычаг 36 — с вертикальным валиком 6 привода.
Когда хвостовик б штока 29 находится в гнезде рычага 36, рычаги 35 и 36 работают как одно целое, а если выходит из него (при срабатывании электромагнита), они разобщены и движение через них не передается.
На машинах выпуска с 1975 г. изменена конструкция МОД. Вместо соединения рычагов 36 и 35 с помощью хвостовика введен шариковый замок.
Работа привода управления заключается в том, что при нажатии на педаль 3 перемещается тяга 27 и через рычаг 26 поворачивает трубу 24 педального мостика. Вместе с трубой поворачивается рычаг 26, который через тягу 21 поворачивает рычаг 35. Вместе с рычагом 35 поворачивается рычаг 36 и тянет тягу 20, которая поворачивает валик 6.
Валик 6 через верхнюю тягу поворачивает двуплечий рычаг 9, который за тягу 10 поворачивает рычаг 43 (см рис. 32) управления топливного насоса и перемещает рейки 19, изменяя подачу топлива.
При этом привод ручного управления остается неподвижным, так как палец 25 (см. рис. 39) двуплечего рычага 26 свободно перемещается по прорези а нижней проушины тяги 4. Возвращается педаль в исходное положение под действием пружины 22.
Ручной привод используется для установки минимально устойчивых оборотов коленчатого вала двигателя, а также при длительной работе на заданных оборотах (главным образом при прогреве двигателя).
При повороте рукоятки 5 против хода часовой стрелки вместе с ней поворачивается винт 41 и его винтовая нарезка, опираясь на шарик, вывинчивается из корпуса 42. Винт тянет за собой тягу 4, которая поворачивает двуплечий рычаг 26. Далее передача идет как и при ножном приводе.
Рис. 39. Привод управления подачей топлива:
1 — основание педали; 2 — регулировочный болт; 3 — педаль; 4 — тяга ручного привода;
5 — рукоятка привода ручной подачи; 6 — вертикальный валик; 7 — перегородка силового отделения; 8 — стойка с рычагом; 9 — двуплечий рычаг; 10 — тяга к рычагу управления; 11 —топливный насос двигателя; 12 — тяга с проушиной; 13 — рычаг управления топливного насоса высокого давления;14— упор-ограничитель максимальной подачи топлива;15— упор-ограничитель минимальной подачи; 16 — электромагнит (тяговое реле); 17—болт крепления основания электромагнита; /8 — стопорный винт; 19 — винт; 20 — тяга от ведомого рычага; 21 — тяга к ведущему рычагу; 22 — пружина; 23 — пробка смазочного отверстия мостика; 24 — труба педального мостика; 25 — палец тяги; 26 — рычаг; 27 — тяга педали; 28 — ось рычагов; 29 — шток механизма остановки двигателя; 30 —втулка; 31 — пружина МОД; 32 — шток электромагнита: 33 — штепсельный разъем; 34 — основание электромагнита; 35 — ведущий рычаг МОД; 36 — ведомый рычаг; 37 — вкладыш; 38 — пружина; 39 — колпачок; 40 — шарик стопора; 41 — винт; 42 — корпус стопорного устройства; 43 — гайка; 44 — сгонная муфта; 45 — контргайка; а —прорезь; б — хвостовик штока.
При срабатывании электромагнита 16 шток 29 втягивается и его хвостовик б выходит из отверстия рычага 36. При этом рычаг отсоединяется от рычага 35 и под действием пружины 40 (см. рис. 32) поворачивается рычаг 32, и рейки устанавливаются на нулевую подачу. Прекращается подача топлива, и двигатель останавливается.
Для соединения привода необходимо рукоятку 5 (см. рис. 39) ручной подачи полностью завернуть по ходу часовой стрелки, а затем отпустить педаль 3 и разомкнутые рычаги 35 и 36 механизма остановки двигателя вновь соединяются под действием пружины 31, которая введет конец штока 29 в отверстие рычага 36.
Положение педали 3, выжатой до упора в регулировочный болт 2, соответствует максимальной подаче топлива. При этом между рычагом
13 и упором-ограничителем 14 должен быть зазор 0,15—0,3 мм. При полностью отпущенной педали 3 рычаг 13 должен упираться в упор-ограничитель 15 (при полностью завернутой рукоятке 5 ручной подачи). При этом рейки насоса находятся в положении нулевой подачи.