Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
.
Августин (354–430 гг.). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Учение Августина, изложенное в трактатах «Исповедь», «О троице», «О граде божьем», явилось определяющим духовным фактором средневекового мышления.
1) В основу философии положены принципы христианства, то есть:
а) познание бога – единственная цель, смысл и ценность человеческого духа;
б) из принципа, что бог первичен, вытекает и положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом, что имеет метафизический(бог есть высшая сущность, которая сотворила мир и продолжает его творить), гносеологический(бог – наиважнейший предмет познания, причина познания) и этический(бог есть наивысшее благо и причина всякого блага) характер;
2) В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье(которое должна определить философия), что предполагает прежде всего познание бога и испытание души;
3) Истину о боге разум познать не может, только вера, а разум лишь дополняет ее: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь»
Фома Аквинский (примерно 1226–1274 гг.). Сочинения: комментарии к сочинениям Аристотеля; философские трактаты («О единстве разума против авероистов»); теологические трактаты («Сумма теологии»); трактаты по христианской догматике и апологетическое творчество (обоснование христианской веры); трактаты из области права, философии государства и общества, экзогетические (объяснение Священного писания). Главными его трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Задача философии, по Аквинскому, – служение вере, теологии в качестве обоснования религиозных истин, которые можно толковать в категориях разума и опровергать ложные аргументы против веры.
1. Учение о бытии (онтология) опирается на учение Аристотеля, но не на его естественнонаучные взгляды, а на то, что служило требованиям христианской теологии.
Мир есть иерархически организованная система:
Всякое сущее (единичное и божественное) состоит из сущности(эссенции) и существования(экзистенции) и есть родовое отношение, а не индивидуальное. В понимании сущности и существования Аквинат использует категории Аристотеля: материя и форма. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи, входят в пассивную материю.
Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное, телесноесостоит из формы и материи, а духовное имеет лишь форму.
В концепции об универсалиях Аквинат выражает позиции умеренного реализма:
– общее существует в единичных вещах как их сущностная форма;
– универсалии образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;
– онисуществуют до вещейкак предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме;
Бытие бога, согласно Аквинату, может быть доказано разумом: «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны.
2. Учение о познании (гносеология) связано с рассуждениями о сущности бога. Фома Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога можно:
а) через опосредованное божественное влияние в природе;
б) через подобие творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают божественные творения;
в) через множественность этого мира, который состоит из частиц бесконечного совершенного существа бога.
Человеческое познание несовершенно, но является наивысшей функцией человека и должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления. Источником познанияявляется чувственный опыт, который обрабатывается деятельным интеллектом. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах, и ее познание возможно только на основе деятельности разума с помощью абстракций.
3. Учение о душе исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы:
а) душа есть формирующий принцип (субстанция); человеческая душа есть чистая форма,поэтому она неуничтожима и бессмертна;
б) опираясь на учение Аристотеля, Аквинат различает:
– вегетативную душу, присущую растениям;
– сенситивную душу, присущую животным;
– разумную душу у человека, которая выполняет функции двух низших душ.
Этика Фомы Аквинского основана на учении о познании и душе; предпосылкой нравственного поведения считается свобода воли, а также наличие добродетелей:
– мудрости,
– отваги,
– умеренности,
– справедливости,
как традиционных греческих добродетелей, а также
– веры,
– надежды,
– любви;
как христианских добродетелей.
Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое он понимает как познание и созерцание бога.
Таким образом, результатом творчества Фомы Аквинского стал разработанный им метод упорядочения, с помощью которого классифицируются, различаются и размещаются отдельные знания и сведения.
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития ранних буржуазных революций, имеющих самобытную ценность:
1) колыбелью Ренессанса является Италия, а различия в экономическом, культурном и политическом развитии европейских городов определяют особенности его развития в феодальной Европе;
2) высшие городские слои, ремесленники, монастыри, выступают носителями идеологии Ренессанса, которая имеет двойственную направленность:
– антифеодальную (реформация государственного аппарата и церкви с целью расширения и стабилизации товарно-денежных отношений);
– антиплебейскую (противоречия между мещанами и феодальными дворянами, средними и низшими слоями городского населения);
3) сущностью идеологии и культуры Ренессанса является переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира, который совершается, прежде всего, в религиозных рядах;
4) гуманизм Ренессанса как реализация человечности предполагает:
– освоение культурного богатства прошлого, прежде всего античности, свободное осмысление этого прошлого и отказ от готовых и неизменных истин;
– проявление в идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность человека», и отказ от «институциональной» истины божьей;
– привлечение человека к жизненной активности и утверждение веры человека в себя.
В раннем периоде (XIV–XV вв.) новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточена главным образом в Италии.
Гуманизм начинается с рассуждения человека о самом себе, своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия и роли в мире, что имеет конкретно-исторические и социальные предпосылки и выражает определенные социальные интересы. Гуманизм в период Ренессанса формируется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманистическая направленность Ренессанса проявляется прежде всего в учении о человеке.
Данте Алигьери (1265–1324 гг.) («Божественная комедия», трактаты «Пир», «Монархия») полагал: земные дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства,
помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, т.е. все человеческое подчинено человеческому разуму.
Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) (трактат «О собственном незнании и незнании других») считается «первым гуманистом», «отцом гуманизма». Он склоняется к идее активной самореализации человека на основе преодоления внутренних конфликтов, что является признаком его индивидуализации.
Пико делла Мирандола (1463–1495 гг.). В «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) говорится о человеке как об особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры, т.к. он проникает вертикально через все эти слои. Человек имеет право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Он сам творец своего счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен. Человек помещен им в центр мира, т.к. он способен стремиться к «божественному совершенству», но эту возможность человек формирует сам.
Философия природы (натурфилософия) Возрождения, подготовленная всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса, исходит из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии, а также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям.
Приход философии природы подготовлен развитием гуманистической философии Ренессанса:
а) человек открывает новые горизонты и приходит к убеждению в способности познать естественный характер мира и самого себя в нем;
б) идея незаменимой ценности и достоинства человека есть духовный климат, в котором рождается новая философия;
в) развивается новое естествознание, где на первый план выходит опыт и экспериментальный метод исследования;
г) математизация науки соответствует прогрессивным тенденциям развития науки и философского мышления.
Августин (354–430 гг.). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Учение Августина, изложенное в трактатах «Исповедь», «О троице», «О граде божьем», явилось определяющим духовным фактором средневекового мышления.
1) В основу философии положены принципы христианства, то есть:
а) познание бога – единственная цель, смысл и ценность человеческого духа;
б) из принципа, что бог первичен, вытекает и положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом, что имеет метафизический(бог есть высшая сущность, которая сотворила мир и продолжает его творить), гносеологический(бог – наиважнейший предмет познания, причина познания) и этический(бог есть наивысшее благо и причина всякого блага) характер;
2) В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье(которое должна определить философия), что предполагает прежде всего познание бога и испытание души;
3) Истину о боге разум познать не может, только вера, а разум лишь дополняет ее: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь»
Фома Аквинский (примерно 1226–1274 гг.). Сочинения: комментарии к сочинениям Аристотеля; философские трактаты («О единстве разума против авероистов»); теологические трактаты («Сумма теологии»); трактаты по христианской догматике и апологетическое творчество (обоснование христианской веры); трактаты из области права, философии государства и общества, экзогетические (объяснение Священного писания). Главными его трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Задача философии, по Аквинскому, – служение вере, теологии в качестве обоснования религиозных истин, которые можно толковать в категориях разума и опровергать ложные аргументы против веры.
1. Учение о бытии (онтология) опирается на учение Аристотеля, но не на его естественнонаучные взгляды, а на то, что служило требованиям христианской теологии.
Мир есть иерархически организованная система:
природа; мир растений и животных; | материальный мир |
м ир людей, который является переходом; сверхъестественная и духовная сферы; абсолютная причина сущего – бог; | духовный мир |
Всякое сущее (единичное и божественное) состоит из сущности(эссенции) и существования(экзистенции) и есть родовое отношение, а не индивидуальное. В понимании сущности и существования Аквинат использует категории Аристотеля: материя и форма. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи, входят в пассивную материю.
Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное, телесноесостоит из формы и материи, а духовное имеет лишь форму.
В концепции об универсалиях Аквинат выражает позиции умеренного реализма:
– общее существует в единичных вещах как их сущностная форма;
– универсалии образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;
– онисуществуют до вещейкак предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме;
Бытие бога, согласно Аквинату, может быть доказано разумом: «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны.
2. Учение о познании (гносеология) связано с рассуждениями о сущности бога. Фома Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога можно:
а) через опосредованное божественное влияние в природе;
б) через подобие творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают божественные творения;
в) через множественность этого мира, который состоит из частиц бесконечного совершенного существа бога.
Человеческое познание несовершенно, но является наивысшей функцией человека и должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления. Источником познанияявляется чувственный опыт, который обрабатывается деятельным интеллектом. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах, и ее познание возможно только на основе деятельности разума с помощью абстракций.
3. Учение о душе исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы:
а) душа есть формирующий принцип (субстанция); человеческая душа есть чистая форма,поэтому она неуничтожима и бессмертна;
б) опираясь на учение Аристотеля, Аквинат различает:
– вегетативную душу, присущую растениям;
– сенситивную душу, присущую животным;
– разумную душу у человека, которая выполняет функции двух низших душ.
Этика Фомы Аквинского основана на учении о познании и душе; предпосылкой нравственного поведения считается свобода воли, а также наличие добродетелей:
– мудрости,
– отваги,
– умеренности,
– справедливости,
как традиционных греческих добродетелей, а также
– веры,
– надежды,
– любви;
как христианских добродетелей.
Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое он понимает как познание и созерцание бога.
Таким образом, результатом творчества Фомы Аквинского стал разработанный им метод упорядочения, с помощью которого классифицируются, различаются и размещаются отдельные знания и сведения.
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития ранних буржуазных революций, имеющих самобытную ценность:
1) колыбелью Ренессанса является Италия, а различия в экономическом, культурном и политическом развитии европейских городов определяют особенности его развития в феодальной Европе;
2) высшие городские слои, ремесленники, монастыри, выступают носителями идеологии Ренессанса, которая имеет двойственную направленность:
– антифеодальную (реформация государственного аппарата и церкви с целью расширения и стабилизации товарно-денежных отношений);
– антиплебейскую (противоречия между мещанами и феодальными дворянами, средними и низшими слоями городского населения);
3) сущностью идеологии и культуры Ренессанса является переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира, который совершается, прежде всего, в религиозных рядах;
4) гуманизм Ренессанса как реализация человечности предполагает:
– освоение культурного богатства прошлого, прежде всего античности, свободное осмысление этого прошлого и отказ от готовых и неизменных истин;
– проявление в идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность человека», и отказ от «институциональной» истины божьей;
– привлечение человека к жизненной активности и утверждение веры человека в себя.
В раннем периоде (XIV–XV вв.) новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточена главным образом в Италии.
Гуманизм начинается с рассуждения человека о самом себе, своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия и роли в мире, что имеет конкретно-исторические и социальные предпосылки и выражает определенные социальные интересы. Гуманизм в период Ренессанса формируется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманистическая направленность Ренессанса проявляется прежде всего в учении о человеке.
Данте Алигьери (1265–1324 гг.) («Божественная комедия», трактаты «Пир», «Монархия») полагал: земные дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства,
помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, т.е. все человеческое подчинено человеческому разуму.
Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) (трактат «О собственном незнании и незнании других») считается «первым гуманистом», «отцом гуманизма». Он склоняется к идее активной самореализации человека на основе преодоления внутренних конфликтов, что является признаком его индивидуализации.
Пико делла Мирандола (1463–1495 гг.). В «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) говорится о человеке как об особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры, т.к. он проникает вертикально через все эти слои. Человек имеет право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Он сам творец своего счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен. Человек помещен им в центр мира, т.к. он способен стремиться к «божественному совершенству», но эту возможность человек формирует сам.
Философия природы (натурфилософия) Возрождения, подготовленная всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса, исходит из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии, а также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям.
Приход философии природы подготовлен развитием гуманистической философии Ренессанса:
а) человек открывает новые горизонты и приходит к убеждению в способности познать естественный характер мира и самого себя в нем;
б) идея незаменимой ценности и достоинства человека есть духовный климат, в котором рождается новая философия;
в) развивается новое естествознание, где на первый план выходит опыт и экспериментальный метод исследования;
г) математизация науки соответствует прогрессивным тенденциям развития науки и философского мышления.