Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зяйствам, которые обеспечивают более производительное применение транспортных средств.

Сохранение такой тенденции может иметь весьма нежелательные последствия, ибо уж в ближайшие годы во всех хозяйствах резко увеличится оснащенность транспортными средствами, что значительно приблизит колхозы и совхозы к оптимальному уровню обеспечен­ ности ими. Но при этом нельзя забывать, что реальное повышение эффективности транспорта, его положитель­ ное влияние на укрепление экономики хозяйств могут быть достигнуты только при разумном сочетании роста оснащенности транспортными средствами с улучшением

технико-эксплуатационных

и экономических

показате­

лей их использования.

 

 

 

Особенности хозяйственного

расчета

 

в транспортном

подразделении

 

колхозов

и совхозов

 

Усиление экономических методов руководства созда­

ло благоприятную обстановку для

наиболее

полного

учета требований объективных экономических законов развития общественного производства. Не волюнтаризм и субъективизм, а решение всех вопросов хозяйствова­ ния с помощью различных экономических рычагов яв­ ляется надежным путем повышения эффективности про­ изводства в колхозах и совхозах.

В этой связи важное значение имеет хозяйственный расчет — один из основных методов ведения социали­ стического производства. Основанный на принципах возмещений затрат собственными доходами и создания необходимых накоплений для осуществления дальней­ шего расширенного воспроизводства, он обеспечивает последовательное соблюдение режима экономии, пра­ вильное сочетание материальных и моральных стиму­ лов в труде, широкое проявление инициативы и творче­ ства работников. Конечный результат его — достижение высокой рентабельности хозяйств.

Современный колхоз и совхоз — большое и сложное хозяйство, в составе которого имеются "крупные произ­ водственные подразделения со сложной материальнотехнической базой. В каждом из них, как правило, ра­ ботает большой коллектив людей, решаются важные

5 в. эм

129



технические, технологические и организационные во­ просы хозяйствования. Повсеместный перевод их на хозрасчетные принципы работы явился одним из самих важных шагов на пути совершенствования управления высокомеханизированным сельскохозяйственным произ­ водством в последние годы.

Отличительным моментом в укреплении хозяйствен­ ного расчета во многих колхозах и совхозах Ставро­ польского края является то, что хозрасчетные отноше­ ния все в большей мере внедряются в обслуживающие производственные подразделения. Особенно широко они

используются

на внутрихозяйственном транспорте. Так,

в 1971 году

число хозяйств, автомобильный транспорт

которых работал на хозрасчетных принципах, увеличи­

лось почти в два раза против I960 года. Доля

грузовых

автомобилей этих хозяйств в общем грузовом

автопарке

колхозов и совхозов края соответственно

выросла с 16,3

до 56,8 процента.

 

 

Но дело не только в этих количественных

измене­

ниях. Важно то, что в транспортных

подразделениях

отдельных колхозов и совхозов с каждым годом совер­ шенствуются качественные элементы хозяйственного ра­ счета, усиливается его стимулирующее значение, рас­ ширяется круг хозрасчетных показателей. Однако уро­ вень развития хозрасчетных принципов, сфера их рас­ пространения на показатели работы подвижного состава не во всех хозяйствах одинаковы.

В настоящее время в этом отношении можно выде­ лить три категории колхозов и совхозов. В хозяйствах первой категории устанавливают для автотранспортно­ го подразделения ежеквартальные плановые задания по объему грузоперевозок и грузооборота, по основным технико-эксплуатационным показателям использования подвижного состава и лимиты расходов по отдельным статьям. В хозяйствах второй категории все эти назван­ ные показатели планируют по месяцам. Наконец, в хо­ зяйствах третьей категории плановые задания по объе­ му перевозок грузов и грузооборота, лимиты затрат по основным статьям доводят до каждой грузовой авто­ машины.

При этом, устанавливая плановые задания для каж­ дой машины, учитывают наличие автомобилей с разным сроком службы, что ставит водителей в равные условия

130


работы. Иначе на новых автомобилях экономия средств на обслуживание и эксплуатацию достигается без осо­ бого напряжения, а при использовании изношенных наблюдается значительный перерасход средств, запас­ ных частей и материалов.

В соответствии с этим во всех колхозах и совхозах, где автотранспортные подразделения работают на хо­ зяйственном расчете, применяется более гибкая система материального стимулирования за улучшение качествен­ ных показателей, за экономию топлива и резины.

Сравнительный анализ работы автомобильного транспорта во всех этих хозяйствах выявил непосред­ ственное влияние развития хозрасчетных отношений на уровень технико-эксплуатационных и экономических показателей использования грузовых автомобилей. Это нами выявлено по данным 59 колхозов края, которые вошли во вторую группу по универсальному коэффи­ циенту, вычисленному на основании трех частных коэф­

фициентов

в

 

процессе

моделирования

хозяйств

(табл. 27).

 

 

 

 

 

Разумеется,

разницу между включенными в группи­

ровку колхозами

по основным показателям

использова­

ния грузового автотранспорта нельзя полностью отнести за счет хозяйственного расчета. Но нет сомнений в том,

что в данном

случае ему принадлежит

основная роль

в повышении

эффективности работы

автомобильного

транспорта, ибо анализу подверглись хозяйства, имею­ щие одинаковые объективные условия грузоперевозок.

Положительное влияние хозяйственного расчета на использование транспортных средств особенно ярко видно по результатам анализа данных колхоза «Побе­ да» Петровского района, имеющего крупное автотранс­ портное подразделение — более 75 машин общего и специального назначения. В последние годы здесь осу­ ществлены крупные меры по укреплению материальнопроизводственной базы для эффективного использования - подвижного состава, автогараж укреплен высококвали­ фицированными водительскими и другими кадрами, внедрены хозрасчетные показатели, предусматривающие конкретные помесячные плановые задания по грузопе­ ревозкам и лимиту затрат по их основным статьям. Применяется система дополнительного материального поощрения за высокопроизводительную эксплуатацию

5*

131


Т а б л и ц а 27

Влияние хозяйственного расчета на использование грузового автотранспорта в колхозах Ставропольского края

(в среднем за 1970—1971 гг.)

S

 

Колхозы, применявшие

о.

 

с

ох

хозрасчет по

 

I

I (11 г-:

не

 

 

Наименование

показателей

 

 

хозы явши чета

о

ен

о

са

V

2

а

Число колхозов в группе

17

12

21

9

Коэффициент

использования

 

 

 

 

автопарка

 

 

0,65

0,69

0,68

0,73

Коэффициент

использования

 

 

 

 

пробега

 

 

0,46

0,48

0,49

0,52

Коэффициент

использования

 

 

 

 

грузоподъемности автомашин

0,89

0,91

0,90

0,94

Коэффициент

использования

 

 

 

 

нарядного

времени

0,61

0,66

0,66

0,69

Перевезено

грузов на годовую

 

 

 

 

автотонну, т

792

869

884

977

Выполнено грузооборота на

 

19,8

 

22,5

годовую автотонну, тыс. ткм. 18,2

20,2

Себестоимость

перевозки тон­

 

 

 

 

ны груза, руб.

1,88

1,74

1,71

1,60

Себестоимость

10 ткм., руб.

0,82

0,76

0,75

0,70

грузового автомобильного транспорта, в частности, ра­ ботники автотранспортной службы в равной мере по­ лучают дополнительную оплату по хозрасчету на один рубль прямой оплаты после подведения результатов хозяйственной деятельности.

Все это явилось основной причиной значительного роста производительности грузовых автомобилей. Уро­ вень ее в расчете на одну годовую автотонну в среднем за 1970—1971 годы на 18—20 процентов выше, чем в 1965—1966 годах. Себестоимость единицы транспорт­ ных работ в этом хозяйстве значительно ниже, чем в других хозяйствах Петровского района.

Несмотря на эти отдельные положительные факты,

132