Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
60
на |
величину |
возросш их гидравлических |
сопротивл ений , |
в р езу л ь т а |
|||||||||||||||||||||||||
т е |
ч его давление |
топлива |
на |
в х о д е в |
н а со с -р ег у л н т о р |
поддержива |
|||||||||||||||||||||||
ет ся постоянным. |
|
Аналогичным |
|
образом |
р егул я тор |
р а б о т а ет |
при |
||||||||||||||||||||||
уменьшении |
р асход а |
топлива. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Для корректировки давления топлива на выходе |
из |
а г р е г а т а , |
в |
||||||||||||||||||||||||||
зависим ости |
от |
высоты |
п ол ета , |
полость |
пружины |
сообщ ается |
с ат |
||||||||||||||||||||||
мосферой |
ч ер ез |
о т в ер сти е |
в |
регулировочном |
в и н те . |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Н асос-регул я тор |
HP-3Q |
за б и р а ет |
топливо |
из |
системы |
порциями, |
|||||||||||||||||||||||
в р езу л ь т а т е ч его |
в |
си стем е |
возникают |
колебания |
дав л ен и я . |
Эти |
|||||||||||||||||||||||
колебания |
усиливаю тся |
|
под |
влиянием |
|
вибрации |
в сей |
топливной |
|||||||||||||||||||||
системы* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Колебания давления |
передаю тся |
на |
мем брану, |
вызывая |
дополни |
||||||||||||||||||||||||
тел ь н ое |
перемещение |
клапана. |
Если |
ч астота |
колебаний |
давления |
|
||||||||||||||||||||||
со в п ад ает |
с |
ч астотой |
собственны х |
колебаний |
пружины |
( |
явление |
р е |
|||||||||||||||||||||
зо н а н са ) , |
то амплитуда |
колебания |
давления |
начнет |
расти |
и |
н асту |
||||||||||||||||||||||
пит |
"раскачка" |
систем ы . |
Для |
предотвращ ения |
"раскачки" |
системы |
|||||||||||||||||||||||
в регул ятор |
н асо са |
в в еден дем пф ер, представляющий |
поршень |
с |
|
||||||||||||||||||||||||
двумя |
разрезными |
уплотнительными |
кольцами. |
Движение |
клапана |
|
|||||||||||||||||||||||
з а сч ет |
вы теснения |
топлива |
|
за м е д л я ет ся , |
и он |
не |
может |
р еаги |
|||||||||||||||||||||
ровать |
|
на |
мгновенные |
изменения |
дав л ен и я . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Для |
предотвращ ения |
за б р о с а |
давления св е р х |
доп усти м ого |
при |
||||||||||||||||||||||||
резком |
|
падении |
р а сх о д а |
|
топ л и в а , |
а |
также |
провале |
давления |
яри |
|
||||||||||||||||||
резком |
в озр астан и и |
р асход а |
топ л и в а , |
в |
демпфере |
предусмотрены |
|
||||||||||||||||||||||
два |
шариковых к л ап ан а . |
|
При |
резк ом |
изменении |
р а сх о д а |
топлива |
|
|||||||||||||||||||||
р езк о и зм ен я ется |
ст а т и ч еск о е |
д а в л ен и е , |
при |
этом |
клапаны |
п оз |
|||||||||||||||||||||||
воляют |
вы теснять |
или |
пропускать |
топливо |
в |
полость |
под |
демпф ер, |
|||||||||||||||||||||
сл ед о в а т ел ь н о , |
у ск о р я ет ся |
движение к лап ан а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Валик н асо са уплотнен |
двумя |
резиновыми |
манжетами. |
|
Полость |
||||||||||||||||||||||||
между |
ними сообщ ена с |
дренажным |
бачком . |
Для стравливания |
в о зд у |
||||||||||||||||||||||||
ха из |
а гр ега т а |
предусм отрен |
|
краник на |
корпусе |
н а с о с а . |
|
|
|
||||||||||||||||||||
Т о п л и |
в |
н а я |
|
|
ф |
о |
р |
с у н к а |
|
ФР-ЗОДС. |
Топливо в |
ка |
|||||||||||||||||
меру |
сгоран и я дв и гател я |
п од а ет ся |
форсунками, |
которые |
выполняют |
||||||||||||||||||||||||
функции |
как |
р абоч и х , |
так |
и |
пусковы х. |
Ф орсунка |
- |
ц ентробеж ная , |
|||||||||||||||||||||
двухканальная , |
д в ухсоп л ов ая , |
со ст о и т |
из |
к о р п у са , |
д в у х |
ш туцеров |
|||||||||||||||||||||||
с ввернутыми в них сетчатыми |
|
фильтрами, |
п ер еходн и к а , |
распыли |
|||||||||||||||||||||||||
тел я |
первой |
ст у п ен и , распы лителя |
второй |
ст у п ен и , |
ст ак ан а и при |
||||||||||||||||||||||||
варенного |
к |
нему |
кож уха. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61
Для предотвращ ения |
к ок сообр азован и я |
на |
торц ах |
со п ел |
форсу |
||||||||||||||
нок п редусм атри в ается |
обдув |
и х в о зд у х о м , |
который |
поступ ает из |
|||||||||||||||
диф фузора |
ч ер ез отвер сти я кож уха. |
Топливо |
под |
давлением |
про |
||||||||||||||
ходи т фильтры, каналы |
в к орп усе ф орсунки, |
от в ер сти я |
в |
п ер еход |
|||||||||||||||
нике |
и ч ер ез |
тангенциальны е |
каналы |
распы лителей I |
и |
2 |
контура |
||||||||||||
п ост уп ает |
в |
завихрительны ѳ |
камеры, |
г д е |
под дей стви ем центро |
||||||||||||||
бежных си л |
п ри обр етает за к р у тк у , выходя ч ер ез |
сопло |
в |
виде |
|||||||||||||||
полого распы ленного |
к о н у са .' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Первый |
контур форсунки р а б о т а е т , |
начиная |
|
с зап уск а |
дви га |
||||||||||||||
т е л я , при |
давлении топл и ва, |
достаточном для |
получения |
хороше |
|||||||||||||||
г о к а ч ест в а |
распыла |
|
на в с е х |
режимах. |
Второй |
|
контур |
форсунки |
|||||||||||
в ст у п а ет в |
р аботу при |
достиж ении давления топлива в |
первой |
||||||||||||||||
і ступ ен и |
1 2 -1 4 |
к г /с * |
|
и д а л ее |
р аб о та ет |
одноврем енно |
с |
первой |
|||||||||||
ступ ен ью . |
По п рои зводител ьности форсунки |
распределены |
на |
три |
|||||||||||||||
группы . |
Номер |
группы |
выбит |
на |
к о р п у се , |
г д е ук азан а |
марка |
фор |
|||||||||||
су н к и . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§6.3. Э К С П Л УА Т А Ц И Я Т О П Л И В Н О Й СИСТЕМЫ |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Меры б езо п а сн о ст и |
при |
заправке |
|
|
|
|
||||||||
- |
Перемещение по |
крылу д о п у ск а ет ся |
только |
в |
специальны х |
||||||||||||||
"тапочках" или с использованием специальных |
стрем ян ок , |
очищен |
|||||||||||||||||
ных |
от |
льда |
и |
с н е г а |
з |
зим нее |
время; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
- |
ТЗ |
подъ езж ает |
к |
сам ол ету |
в том |
сл у ч а в , |
если |
у |
посл едн его |
||||||||||
под колесам и шасси установлены колодки; то же необходимо |
с д е |
||||||||||||||||||
лать |
у |
ТЗ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
зап равк а |
б е з зазем л ен и я |
сам ол ета |
и заправщ ика, |
а |
также1, |
|||||||||||||
при |
от сутств и и |
ср ед с т в пожаротушения |
запрещ ается ; |
|
|
|
-н ел ьзя доп уск ать никаких удар ов металла Ь металл вблизи
горловик |
и протирок горловин синтетическим и |
материалами; , |
|
- |
в районе заправки запрещ ено курение и |
применение св ети л ь |
|
ников |
б е з |
предохранительной с е т к и . |
|
62
Управление заправкой
Заправка иохѳт производиться при аэродромных источниках пи тания постоянного и переменного тока. При отсутствии аэродром ного источника питания переменного тока включается преобразова тель П0-500 для получения переменного напряжения, необходимого для питания топливной автоматики.
После этого:
- подсоединяется шланг заправщика к заправочной горловине;
-устанавливается переключатель заправки в положение тре буемой заправки;
-ставится выключатель заправки в положение "заправка вклю чена", при этом на приборной доске второго пилота загорится сигнальная лампа "идет заправка";
- ставятоя переключатели топливомеров в положение "включено"
-включается выключатель общего крана заправки;
-включаются выключатели групповых клапанов заправки.
Загорание зеленых ламп свидетельствует об открытии крана и клапанов заправки. После этого можно включить насос ТЗ. За правка автоматически прекращается после заполнения баков. Зе
леные дампы клапанов заправки погаонут. После окончания заправ ки все выключатели устанавливают в выключенное положение и от соединяют шланг, предварительно отсосав из него топливо. Во всех случаях последней операцией является проверка по топливомерам в кабине правильности заправки и по показаниям топливомероя установка расходомеров на количество заправленного топлива. Контроль за заправкой ведут по показаниям счетчика ТЗ и топяивомерам в кабине.
Через 10—15 кин после заправки оливают отстой из сливных кранов топливных баков по 0,5 л из каждого бака и убеждаются в отсутствии воды и механических примесей.
Эксплуатация топливной системы в полете
.
При включенном автомате расхода топлива для сохранения цен тровки в заданных пределах выработка топлива обеспечивается автоматически по следующей программе:
еі
:68
Н а с а м о л е т а х д о №21 (расходный отсек в кессон-баке №2)
І- я очередь - полностью расходуется топливо из кессон-бака
№8,
Почередь - полностью расходуется топливо И8 кессон-бака
№1,
Шочередь - полностью расходуѳтоя топливо из |
кессон-бака |
|||
№ 2. |
|
|
|
|
Н а |
с а м о л е т а х |
п о с л е |
№21 |
(расходный от |
сек в кессон-баке №I |
|
|
|
|
I очередь расхода топлива - |
расходуется |
полностью кессон- |
||
бак №3, |
|
|
|
|
ПА |
очередь расхода топлива - кессон-бак № I |
расходуется |
||
до остатка 2240 кг, |
|
|
|
|
Шочередь расхода топлива - |
кессон-бак К 2 расходуется пол |
|||
ностью, |
|
|
|
|
ПБ |
очередь расхода топлива - кессон-бак № I |
расходуется |
полностью.
Навигационный остаток топлива на борту 2400 кг.
При ручном или автоматическом управлении выработкой топли ва , в случае откаэа защитного устройства (СДУ1 -0,18), перека чивающие насосы выключаются. Для включения перекачивающих на сосов выключатель "принудительное включение насоссв"(под крас ным колпачком) ставят во включенное положение и следят пе топлнвомеру за количеством топлива в кессон-баке, где располо жен расходный отсек.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите баки топливной системы и их емкости.
2 . Каково назначение расходного отсека и где он размещен? 3. Возможно ли топливопитание двигателей на обесточенном
самолете?
4 . Какие возможны способы и варианты заправок ?
5 . Расскажите об управлении централизованной заправкой .
64
6 . Какие конструктивные меры предупреждают раздутие баков при заправке и в полете?
7. Поясните назначение и устройство клапанов перелива.
8 . Перечислите, что входит в топливную систему низкого и высокого давления.
9. Чему равна максимальная производительность НР-30?
10.Каково назначение и устройство дренажной системы!
11.Расскажите об устройстве и принципе работы насоса ДЦН.
12.Какого типа форсунка ФР-30 и как она работает?
13.Расскажите о правилах эксплуатации топливной системы.
Тема VII. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 7.1. ПРОГРАММА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДТРД Д-80. АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА НР-30 И ИХ РАБОТА
Программой регулирования ДТРД Д-30 является!
|
Yl^ |
Пг = const j |
% *c o v s t, |
|
где |
- |
число оборотов высоконапорного ротора, |
||
|
7 “* ♦ |
- |
температура гааов |
перед турбиной. . |
|
, 2 |
|||
|
Названная |
программа использована для двухзального ДТРД на |
том основании, что поддержание T l^O O U S t обеспечивает надеж
ную, безопасную работу двигателя на всех этапах полета. Надеж ность работы двигателя гарантируется запасом по динамической и термической напряженности роторов двигателя.
Принятая программа регулирования определяет примерное со хранение температуры газов перед турбиной 7*z* и числа оборо
тов Тіа ниэконапорного ротора двигателя, так как сверхкритический перепад давлений на сопловом аппарате второй ступени тур бины определяет критические скорости газа в его межлопаточявх каналах. Температура газов перед турбиной и скорость вращения низконапорного ротора при этих условиях сохраняется постоянной, если скорость вращения выооконапорного ротора будет поддержи ваться постоянной системой регулирования. Однако, как известно из теории ГТД, подобная зависимость справедлива при следующих условиях:
-перепад давлений за турбиной саерхкритический;
-скорость полета околозвуковая;
- высота полета не более 15 км; - степень повышения давления в компрессоре 6 - 8 .