Файл: Белохвостиков И.И. Организация внутризаводского хозяйственного расчета на предприятиях масло-жировой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

боты. Модернизация оборудования является одним из направле­

ний

технического

прогресса.

 

 

Модернизация оборудования в масло-жировой промышленно­

сти идет в самых

различных направлениях.

Основными

из них

являются:

 

 

 

автоматизация

управления — например,

внедрение

различ­

ных автоматических регуляторов;

 

 

повышение производительности оборудования — наращивание

экстракционных колонн и др.;

 

 

переоборудование машин для выполнения ранее несвойствен­

ных

им операций — приспособление семеновеек для

операции

очистки семян, переоборудование прессов МП-21 в прессы пред­ варительного прессования при переводе маслозаводов на эк­ стракционный метод производства;

повышение эксплуатационных качеств оборудования—-изме­ нение жалюзи и аспирационных корпусов веек для получения ядра низколузгового, оборудование рушек с несколькими при­ водными шкивами разных диаметров для регулирования про­ цесса обрушивания семян разной влажности;

сокращение потерь в процессе производства и улучшение ка­ чества продукции — изменение набора витков на вале шнекового пресса, охлаждение зеерных барабанов шнековых прессов, из­ менение геометрии зеерных пластин, модернизация экстракторов;

повышение удобства обслуживания и облегчение условий труда—установка инерционных щеток на сепараторах, переобо­ рудование крышки люков дистилляторов и др.;

увеличение долговечности, надежности, сокращение простоев оборудования — применение приспособлений для непрерывного удаления пыли из кожухов циклонов, замена эксцентрикового привода приводом Моргуна, просверливание отверстий в теле ко­ нуса шнековых прессов, устраняющих разрывы конусов и др.

Часто при незначительных затратах на модернизацию дости­ гается большой экономический эффект. Большая часть работ по модернизации проводится силами ремонтной службы предпри­ ятия.

Проведением ремонтных работ в масло-жировой промышлен­ ности занято большое количество рабочих и инженерно-техниче­ ских работников. Рабочие, выполняющие ремонт, составляют зна­ чительную часть персонала предприятий. К тому же это, как пра­ вило, наиболее квалифицированная часть рабочих. Рациональное использование ее является не менее важной задачей, чем исполь­ зование рабочей силы основных цехов. Мероприятия по повыше­ нию производительности труда ремонтных рабочих должны за­ нять надлежащее место в хозрасчете ремонтных цехов.

Даже при хорошей постановке ремонтного дела масло-жиро­ вые предприятия простаивают в ремонте 30—50 дней, т. е. до 14% календарного времени. Сокращение простоев оборудования в ремонте при высоком качестве его, ликвидация аварий и непола-

85


док по вине ремонтной службы — одна из задач хозяйственного расчета ремонтных цехов.

Затраты на ремонт составляют значительную часть всех из­ держек производства и стоят в одном ряду с такими затратами, как заработная плата, расходы по энергоснабжению. Рациональ­ ное использование средств, снижение себестоимости ремонта при одновременном улучшении его качества должны найти отраже­ ние в хозрасчете ремонтных цехов'.

Следовательно, система показателей хозрасчетного плана ре- монтно-механического цеха должна разрабатываться таким обра­ зом, чтобы она способствовала наиболее рациональной организа­ ции ремонтных работ, способствовала выполнению задач, стоя­ щих перед ремонтной службой завода,— поддержанию оборудо­ вания в работоспособном состоянии и на должном техническом уровне, повышению производительности труда рабочих, выпол­ няющих ремонт, сокращению простоев оборудования из-за ремон­ та, аварий и технических неполадок, снижению затрат на про­ ведение ремонтных работ.

Как и в основном производстве, составление хозрасчетных за­ даний начинается с разработки плана организационно-техничес­ ких мероприятий. Для ремонтно-механического цеха это могут быть:

мероприятия по упорядочению ремонтной службы, централи­ зация ремонтного дела;

внедрение системы планово-предупредительного ремонта, упорядочение планирования ремонта;

разработка системы мер, направленных на увеличение продол­ жительности службы деталей, удлинение межремонтных перио­ дов и ремонтного цикла, уменьшение расхода деталей и матери­ алов;

мероприятия по сокращению затрат труда на проведение ре­ монтных работ;

сокращение простоев оборудования в ремонте, организация по­ стоянного, непрерывного проведения ремонтных работ;

уменьшение себестоимости ремонта и другие.

Из трех способов организации ремонтного хозяйства — цент­ рализованной, децентрализованной и смешанной — в масло-жи­ ровой промышленности наибольшее распространение получил смешанный способ. При смешанном способе проведения ремонта наряду с наличием ремонтно-механического цеха (мастерской) наиболее крупные цехи имеют свои ремонтные бригады и дежур­ ный персонал, а также небольшую ремонтную базу (минималь­ ный набор оборудования, инструментов, запасных частей и т. д.). Соответственно распределяются и ремонтные работы: межремон­ тное обслуживание, осмотры, малый, а иногда и средний ремон­ ты проводятся персоналом цехов, а капитальный (иногда и сред­ ний) ремонт — персоналом ремонтно-механического цеха с при­ влечением персонала производственных цехов. Кроме того, ремо-

86


лтно-механический цех выполняет большую часть работ по вос­ становлению и изготовлению деталей и узлов, модернизации обо­ рудования, изготовлению нестандартного оборудования и т. д.

При смешанной организации проведения работ персонал, вы­ полняющий ремонтные работы, оказывается разбросанным по различным участкам. Объединение его, централизация ремонтно­ го дела внутри предприятия, по нашему мнению, позволит улуч­ шить маневренность рабочей силой, создает возможность исполь­ зования ее на наиболег важных участках, где концентрация сил и средств на них обеспечит выполнение работ в сжатые сроки.

При объединении персонала разных участков будет достиг­ нуто более квалифицированное руководство ремонтом со сторо­ ны службы главного механика, устранится обезличка. Ответст­ венность за проведение ремонта будет возложена на службу глав­ ного механика. Начальники цехов получат большую возмож­ ность заниматься вопросами технологии своего производства, по­ высится требовательность к качеству ремонта, а также плано­ вость в его проведении.

Из всех участков наиболее неупорядоченным по качеству пла­ нирования является ремонтное хозяйство. В основе неупорядо­ ченности лежат не только причины субъективного, но и причины объективного порядка —• отсутствие необходимого персонала в аппарате главного механика и заинтересованности у руководст­ ва цехов в составлении напряженных реальных графиков.

Централизация ремонта создаст условия для разделения фун­ кций, появятся возможности при той же численности ИТР вы­ делить должность инженера по планово-предупредительному ре­ монту в составе отдела главного механика или ремонтно-механи- ческого цеха. Ограничение обязанностей начальников цехов в об­ ласти ремонта только контрольными функциями повысит их тре­ бовательность к качеству ремонта. Повысится также ответствен­ ность службы главного механика за состояние оборудования и соблюдение плановых сроков остановки предприятия на ремонт.

Срок службы деталей, надежность, долговечность их рабо­ ты — важный фактор в экономике ремонта. Отсутствие необходи­ мого обеспечения масло-жировых заводов запасными частями в централизованном порядке, изготовление их на предприятиях на •неприспособленном оборудовании, из случайных материалов ра-' бочнми, не имеющими навыков постоянной выработки небольшо­ го перечня наименований деталей,— основная причина низкого ка­ чества деталей, быстрого выхода их из строя.

Несмотря на наличие определеннных трудностей, и в услови­ ях мелких и средних предприятий имеются возможности изгото­ вления деталей достаточно высокого качества. Этому должны способствовать подбор соответствующих материалов и способов обработки деталей, обеспечение необходимой чистоты обработки, зазоров между соприкасающимися поверхностями, нанесение из­ носостойких покрытий на поверхности деталей, повышение твер-

87


дости рабочих поверхностей термическим и другими путями. Удлинение сроков службы деталей достигается также соблюде­ нием правильного режима работы оборудования, систематиче­ ским уходом за ним—своевременной уборкой, чисткой, смаз­ кой, регулированием, устранением мелких дефектов, защитой рабочих поверхностей деталей от коррозии, пыли, грязи и т. д.

Повышение производительности труда рабочих, осуществля­ ющих ремонт, и сокращение простоев оборудования в ремонте — две тесно связанные между собой проблемы. Немаловажное зна­ чение в решении их играет внедрение методов научной организа­ ции труда — рациональная организация рабочих мест ремонтни­ ков, улучшение их обслуживания, рационализация приемов вы­ полнения работы, специализация ремонтных рабочих по видам оборудования и изготовления деталей; переход на серийное изго­ товление деталей; повышение квалификации; внедрение прогрес­ сивных норм времени, рациональных форм оплаты труда и про­ думанной системы материального стимулирования, укрепление трудовой дисциплины; улучшение условий труда. Могут быть так­ же предусмотрены мероприятия по механизации трудоемких подъемно-транспортных, шабровочных, слесарно-сборочных и

других работ, применению прогрессивных технологических

про­

цессов— сварки, склеивания, хромирования, закалки токами

вы­

сокой частоты и т. д.

 

 

Сокращение простоев оборудования в ремонте достигается чет­

кой, продуманной организацией работ:

 

заблаговременным

проведением технической, организационной

и материальной подготовки — своевременным составлением

де­

фектных ведомостей,

спецификаций и альбомов чертежей смен­

ных деталей, разработкой технологии изготовления деталей и ре­ монта оборудования, созданием необходимых запасов сменных деталей, разработкой инструкций по уходу и надзору, осмотрам и проверкам оборудования, подготовкой инструментов, приспособ­ лений, оборудования для ремонта;

применением узлового метода ремонта, сущность которого со­ стоит в том, что износившиеся узлы оборудования заменяют дру­ гими, заранее отремонтированными или новыми;

установкой в составе поточных линий резервного оборудова­ ния и постепенным выводом в ремонт то одной, то другой едини­ цы оборудования без остановки линии, переходом на круглого­ довой ремонт;

созданием экономически оправданных запасов оборудования (электромоторов, насосов, транспортных средств) на складах, замена им износившегося, требующего ремонта;

концентрацией

работ на ограниченном участке

или,

наоборот,

в зависимости от

обстоятельств расширением фронта

работ, па­

раллельным выполнением

ремонтных

операций по

ряду машин;

увеличением сменности

ремонтных

работ;

 

 

88


производством

ремонта оборудования на

месте,

без снятия с

фундамента; в других случаях, наоборот,— снятие с

фундамента

и ремонт на специальных приспособлениях;

 

 

 

 

своевременным

обслуживанием ремонтных

работ — подачей

материалов, запасных частей, инструментов;

 

 

 

 

использованием перерывов, нерабочих смен, выходных

и праз­

дничных дней на

предприятиях с прерывным

характером

произ­

водства;

 

 

 

 

 

осуществлением мероприятий, направленных на повышение-

производительности труда ремонтных рабочих.

 

 

 

Во всех случаях должны использоваться для

ремонта

вынуж­

денные остановки заводов по различным запланированным и не­ запланированным причинам — в связи с переходом на переработ­

ку других масличных культур, из-за временного

отсутствия сырья,

материалов, тары, в связи с техническими

неполадками на

каких-либо участках и т. д.

 

Уменьшение простоев оборудования в ремонте трудно перео­ ценить. Увеличение времени работы маслоэкстракционного заво­ да, оснащенного двумя экстракторами НД-1250, только на одни сутки сопровождается дополнительным выпуском примерно 300 т подсолнечного масла, увеличением прибыли на 30 ООО руб., при­ ростом производительности труда и фондоотдачи на 0,3%.

Осуществление мероприятий по упорядочению ремонтного де­ ла, увеличению срока службы деталей, повышению производи­ тельности труда и сокращению простоев оборудования в ремонте, как правило, дает положительный эффект и по величине затрат на проведение ремонтных работ, особенно по статье «заработная плата». Не меньшее внимание должно уделяться сокращению за­

трат на

ремонтные

материалы — сталь, латунь,

бронзу, чугунное

литье,

кровельное

железо, подшипники

и т. д.

Лимитирование

расхода

материалов, улучшение хранения

и организации учета,

использование

проката соответствующих профилей, замена доро­

гих

материалов полноценными дешевыми, стимулирование

за

экономию,

применение Деталей — компенсаторов, уменьше­

ние припусков на обработку, применение прогрессивных мето­ дов обработки, максимальное применение материалов мерных и кратных длин, утилизация отходов, разработка норм расхода материалов и другие мероприятия должны найти отражение в плане организационно-технических мероприятий по экономии ремонтных материалов.

Организационно-технические мероприятия ремонтно-механи- ческого цеха включаются в общезаводской план повышения тех­ нического уровня и улучшения организации производства и по соответствующим срокам окончания работ — в хозрасчетные пла­ ны цеха. Воздействие их учитывается при разработке основных и дополнительных показателей и подведении итогов выполнения плана.

89