Файл: Белохвостиков И.И. Организация внутризаводского хозяйственного расчета на предприятиях масло-жировой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее сложным в системе хозрасчетных претензий явля­ ется определение суммы ущерба. На предприятиях масло-жиро­ вой промышленности, где нет цеховых экономистов и работников учета, эта работа должна быть возложена на отделы заводо­ управления, главным образом планово-экономический отдел.

В расчет суммы ущерба включаются реальные потери по­ терпевших подразделений как по переменным, так и условнопостоянным затратам. В зависимости от характера нарушения и его последствий могут быть включены стоимость перерасхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, эле­ ктроэнергии, холода, газа, оплата простоев, потери от брака, затраты по исправлению брака, увеличение суммы цеховых ра­ сходов и затрат по содержанию и эксплуатации оборудования и т. д. Для подсчета общей суммы ущерба, нанесенного пред­ приятию, должны быть учтены дополнительные затраты по об­ щезаводским и внепронзводственным расходам, сумма недопо­

лученной прибыли, плата за производственные фонды,

процен­

ты за кредит. В необходимых случаях учитывается

также

влияние нарушения на объем производства потерпевшего под­ разделения — подсчитывается количество недополученной про­ дукции в натуральном или денежном выражении.

Сумма санкции (ущерба) за одни и те же упущения может меняться в разные периоды в зависимости от изменения плано­ вых цен, штатов, объема производства и т. д. Расчеты в каждом отдельном случае отнимут много времени. Поэтому можно раз­ работать типовой^ перечень наиболее часто встречающихся нару­ шений и размер санкций по ним. Разработка такого перечня бу­ дет иметь и воспитательное значение.

В связи со сложностью подсчетов суммы ущерба в некото­ рых случаях может быть допущено разумное упрощение рас­ четов или даже установление условной санкции. Например, подготовительно-прессовый цех систематически подает экстрак­ ционному цеху ракушку повышенной масличности (при плане 18% фактически 20%), что наносит ущерб и экстрак­ ционному цеху, и предприятию в целом. Величину ущерба без специальных громоздких исследований с применением матема­ тических методов корреляционного анализа и электронно-вы­ числительных машин установить не представляется возможным. Условно принимаем, что экстракционное масло на один сорт

ниже прессового и оценивается

на 20 руб. меньше. При подаче

ракушки 8000 т, например, ущерб составит

 

8000(20— 18)

 

- Ш

L

-20 = 3200 руб.

Более точно размер ущерба может быть установлен после определения корреляционного влияния масличности ракушки на масличность шрота и подсчетом стоимости недоизвлеченного масла в связи с повышением масличности шрота.

138


Теперь о «невидимом» для подразделений, но весьма ощу­ тимом для предприятия в целом ущербе. Это прежде всего санкции, уплаченные предприятием в связи с невыполнением

договорных

условий. Хотя на них претензий подразделениями

не

предъявляется, величина их должна быть учтена

и отнесена

на

виновное

подразделение. Это могут быть также

пониженные

качественные показатели цехов, не отражающиеся на показа­ телях других подразделений, например масличность лузги, ма-

сличность шрота,

соотношение

нейтральных и

омыленных жи­

ров в соапстоке

и т. п. Потери

в связи с этим

также должны

быть учтены без предъявления претензий в процессе анализа хозрасчетной деятельности и отнесены на виновников.

Аналогично решается вопрос в случаях превышения факти­ ческой себестоимости продукции и услуг, передаваемых внутри предприятия, над их плановой себестоимостью, например себе­

стоимости

пара,

воды, услуг ремонтно-механического

цеха

и т. д. Ущерб

может быть и

выгода)

по

этой

причине

вы­

является

лишь

после

подведения итогов

в

учете

за месяц и

для

цехов — потребителей услуг

невидим.

Но он

также

дол­

жен

быть

учтен.

При

этом нужно иметь в

виду

следующее:

если превышение уже нашло отражение в затратах цеха-винов­ ника (например, затрат по котельной), дополнительного отне­ сения на него суммы превышения не производится, уменьша­ ются лишь затраты по цеху-потребителю; если же затраты, произведенные одним цехом (например, ремонтно-механичес- ким), минуя этот цех, отнесены на цех—потребитель услуг, то нерациональный расход (повторный ремонт, например) дол­

жен быть

снят с потребителя и отнесен на цех—создатель

услуг — РМЦ

Иногда

высказывается мнение, что величина ущерба по

вине других подразделений не должна сниматься с цехов, по­ несших ущерб. В отдельных случаях штрафы следует учиты­ вать лишь для уменьшения премии цехам — виновникам в поте­ рях, но не для возмещения потерь цехам, получившим убытки.

С этим едва ли можно согласиться. При таком подходе си­ стема межцеховых претензий вообще потеряет смысл, не при­ вьется, и виновники, потерь освободятся от воздействия критики со стороны других подразделений.

Но, с другой стороны, нельзя не согласиться и с тем, что система претензий может породить иждивенческие настроения, подрыв инициативы и настойчивости в устранении трудностей. Некоторые начальники цехов, «оправдавшись» в невыполнении плана цехом и «списав»' его на виновников, могут прекратить борьбу за выполнение своего, а следовательно, и заводского

1 Подробно вопрос об учете «невидимого» ущерба (экономии) рассмат­ ривается в разделе «Анализ выполнения хозрасчетных планов. Подве­ дение итогов работы цехов».

139


плана, нанесут предприятию значительно больший ущерб, не­ жели собственный.

Поэтому к возмещению ущерба следует подходить разумно. Если, например, основное производство простояло 20 ч по вине котельной, но до конца месяца могло наверстать упущенное по выработке продукции, то едва ли следует принимать во вни­ мание невыполнение плана по объему производства по этой причине. Каждое подразделение должно стремиться к выполне­ нию своего хозрасчетного плана в любых условиях, даже при наличии ущерба по вине других подразделений, и эти усилия или, наоборот, отсутствие усилий должны учитываться при под­ ведении итогов работы на хозрасчетной комиссии. Если под­ разделением, понесшим ущерб, не будет принято возможных мер к исправлению положения, хозрасчетная комиссия вправе дать отрицательную оценку его работе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С другой стороны, как поступить с подразделением-виновни­ ком, если оно последующей работой «загладило» вину и доби­ лось выполнения плана не только' своим подразделением, но и подразделениями — потребителями продукции (услуг)?

В этом случае, по нашему мнению, вопрос о наказании ви­ новных также должна решить хозрасчетная комиссия: может уменьшить наказание (частично лишить премии), может «про­ стить» совсем. Во всяком Ыучае, само обсуждение этих вопро­ сов имеет большое моральное, да и не только моральное, во­ здействие.

Возникает вопрос — каким образом, в какой форме произво­ дится возмещение ущерба, как учитываются санкции за упу­ щения?

Естественно, что никакой речи о денежных

расчетах

идти

не может, что возмещение, санкции — условная

учетная

опера­

ция. При этом отражение ущерба должно вестись не в общей системе бухгалтерского учета, а во внесистемном учете, в спе­ циальных накопительных ведомостях по подразделениям, от­ крываемых для учета ущерба, нанесенного и понесенного под­ разделениями. По итогам ведомостей не делается никаких проводок или корректировок в бухгалтерском учете. Они учи­ тываются при анализе работы и подведении итогов хозрасчет­ ной деятельности, решении вопросов о материальном стимули­ ровании и т. д.

В составе каких показателей может быть принят во внима­ ние понесенный (нанесенный) ущерб?

По этому поводу существуют разные мнения. Некоторые авторы возмещение ущерба увязывают с изменением суммы прибыли, экономии по сравнению с плановым уровнем себесто­ имости, фонда материального поощрения, суммы затрат и т. д.

Но, по-видимому, ущерб следует

отражать не в одном ка­

ком-либо хозрасчетном показателе, а

во всех зависимых основ-

140


иых показателях хозрасчетных планов подразделений — объеме производства (например, невыполнение плана в связи с про­ стоями по вине других подразделений), фонде заработной пла­ ты (оплата простоев по вине других подразделений, например),

•сумме

затрат по цехам вспомогательного производства, сумме

затрат

на переработку, себестоимости или прибыли (общая

сумма

ущерба).

Таким образом, ущерб мы рассматриваем не только как об­ щую сумму дополнительных затрат из-за тех или иных упуще­ ний, но и как недополученную продукцию в натуральном выра­ жении, перерасход фонда заработной платы. Такое понятие ущерба позволяет правильнее провести анализ работы подраз­ делений, дать объективную оценку их деятельности, эффектив­ нее осуществить систему материального стимулирования.

Неправильно, по нашему мнению, и непосредственное воз­ мещение суммы ущерба из фонда материального поощрения подразделения. Величина его настолько мала, что даже неболь­ шие упущения лишат полностью цехи средств на премирование персонала, большая часть которого невиновна за упущение в работе. Следует также учесть, что отдельные упущения могут

быть компенсированы хорошей работой подразделения

в

дру­

гое время или по другим

показателям.

 

 

Вопрос о частичном

или полном лишении подразделений

фонда материального поощрения должен решаться по

их

об­

щим результатам работы за месяц с учетом положения о пре­ мировании, в зависимости от выполнения конкретных показа­ телей премирования, установленных для разных групп пер­ сонала.

Иногда, когда говорят о претензиях, то имеют в виду возме­ щение ущерба подразделениями — поставщиками продукции (услуг). Такое истолкование носит ограниченный характер. Ущерб положено учитывать во всех случаях и в связи с этим претензии могут предъявляться и к подразделениям — потреби­ телям услуг, даже к отделам заводоуправления, если с их сто­ роны имелись те или иные нарушения, оказавшие отрицатель­ ное воздействие на результаты работы подразделений. Претен­ зии — это не только мера возмещения ущерба, это также мера воспитания, особенно тогда, когда они увязаны с системой ма­ териального поощрения.

•Взаимоотношения между подразделениями охватывают так­ же вопросы оценки поставок продуктов и услуг. В практике планирования и учета затрат в масло-жировой промышленности применяются разные цены (розничные цены, оптовые цены предприятий, себестоимость, расчетные цены и т.д.). Очень час­ то цены, применяемые в планировании, существенно отличают­ ся от фактических цен в учете. Это оказывает определенное вли­ яние на результаты хозрасчетной деятельности подразделений.

Едва ли есть смысл изменять систему учета в связи с пе-

141


реводом подразделений на хозяйственный расчет. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать влияния цен — фактора, как пра­ вило, не зависящего от деятельности подразделений на резуль­ таты их работы. Как указывалось ранее, на разницу между плановыми и фактическими ценами претензии не представля­ ются. Ущерб (экономия) в связи с превышением (снижением) фактических цен над плановыми учитывается при подведении месячных, квартальных и годовых итогов хозрасчетной де­ ятельности.

В особом ряду стоит вопрос

о взаимоотношениях

участков

производства одного

цеха между

собой. Хотя их работа также

взаимообусловлена и

показатели

работы каждого из

участков

в определенной мере зависят от работы смежников, едва ли целесообразно распространять систему взаимных претензий на участки (отделения) цеха. В противном случае она станет очень громоздкой, за мелочами не будут видны крупные упу­ щения. Цехи в масло-жировой промышленности обычно не являются очень крупными хозяйственными единицами. Работа отдельных участков всегда на виду у начальников цехов, смен­ ных инженеров, бригадиров. Упущения должны фиксироваться в журналах сменных инженеров, дежурных слесарей и электри­ ков, памятном блокноте начальника цеха, журналах лабора­ торных анализов и затем оперативно учитываться при подведе­ нии итогов работы участков на хозрасчетной комиссии цеха.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ

Создание материальной заинтересованности в достижении высоких результатов производства — необходимое условие ус­ пешного осуществления хозяйственного расчета. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость использования лич­ ной материальной заинтересованности для развития социали­ стического производства. «Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хо­ зяйственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие... к социализму; иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллио­

нов людей к коммунизму»'.

 

Рациональная система

материального стимулирования по­

ложительно влияет на все

стороны деятельности предприятия

и его подразделений. Она

воспитывает добросовестное, хозяй­

ское отношение к государственному имуществу, к труду, высту­ пает как фактор роста производительности труда, снижения

материальных затрат, внедрения

передовой

техники и техноло-

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд.

5-е, т. 44, с.

151.

142