Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
изображает произведение множеств R *Ж |
(иногда шпцут Ж1, ) . |
||
Одно множество Ж совпадает |
с осью |
абсцисс |
(ось Ох ) . Другое мно |
жество JR совпадает с осью |
ординат |
( ось 0<j |
) . Каждая точка плос |
кости, в которой выбрана прямоугольная система координат, соответ
ствует |
паре (Х<р- |
|
|
|
|
2 . |
Если X - { х е Л 2 / а |
е x ^ |
Ь), Y - { y e R l c e ^ e d ^ тогда |
||
Z -JfxY = { (x,<j)e Ф . * Щ х е Х , |
— в |
прямоугольной |
системе |
||
координат это все.точки, |
лежащие внутри |
прямоугольника |
и на его |
сторонах. Стороны прямоугольника параллельны осям координат. Его
вершины суть |
(а,с ), |
CC^L); |
( 6 , d ) |
; (Ь,с). |
|
|
||||||||
|
Задача ! . |
Верно ли |
равенство |
cX*Y) п (ZxV) = ( X nZ) х CfnV)? |
||||||||||
|
Задача 2 . Верно ли |
равенство (X*Y) и ( £ х У ) = (X u Z ) * ( Y u V ) ? |
||||||||||||
|
Задача 3 . Если в |
задачах 1 ,2 |
невозможно равенство, то на ка |
|||||||||||
|
|
|
|
кой знак включения заменить знак равенства? |
||||||||||
|
Замечание. Доказательство предложенных в задачах I и 2 ра |
|||||||||||||
венств |
проводится так же, |
как доказательство теоремы Х П ( Y и 1 ) = |
||||||||||||
=(Х nY) |
и |
(XпЗ.:). |
Только |
здесь |
рассматривается множество. пар. |
|||||||||
Так, |
если |
H = ( X * Y ) n ( Z *Ѵ) , |
|
. то элементом множества Н |
||||||||||
служит упорядоченная пара |
(X, у). |
Пусть ещё |
<3= ( X nZ) х |
|||||||||||
у ( Г п Ѵ ) . |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
||
|
Докажем, |
что справедливо включение |
G с. Н , |
т .е . |
||||||||||
если |
cx.tj) |
, |
|
|
|
|
то |
|
(х,у)£Й.. |
|
|
|||
|
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Пусть |
c x , y ) e G , |
но это |
значит, |
что |
|||||||||
х е (Хпі) |
и |
!je ( Y n V ) |
|
, |
что можно записать в такс« виде: х е Х |
|||||||||
и Х е £ , |
а также |
у<f Y |
|
и |
уеѴ - |
Если же х е X |
, |
|
||||||
то, |
по |
определению, |
пара |
ex, у ) |
е |
( X * Y ) . |
|
|
||||||
|
Аналогично (х,у!<г |
( 2 * Ѵ ) . |
иледовательно, пара ( х , у / е (Хх у ) |
|||||||||||
и (Х,у)е. ( 2 * Ѵ ) . |
|
Отсюда ( э с , у ) е ( ( Х х У ) П ( 2 х V ) , |
т .е . мы |
|||||||||||
доказали, что если |
(X , у ) £ Ст , |
то (дс, |
короче, |
Сг с Н . |
||||||||||
|
Обратное |
включение |
|
Н с G |
|
|
доказывается аналогично. |
|||||||
|
Задача 4 . Докажите сами, что |
Д с . & . |
|
|
||||||||||
|
Язык теории множеств используется |
при решении систем алгебраи |
ческих уравнений, совокупностей уравнений, а также при определении функции и её графика. Однако обратимся к геометрии.
55
Г л а в а |
Ш |
|
ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ.МЕТОДЫ, ПНШЕНЯЕМЫЕ В ГЕОМЕТШИ |
||
§ I . Математические предложения |
||
Геометрия изучает свойства фигур и их |
взаимоотношения. Резуль |
|
таты этого изучения формулируются в виде |
п р е д л о ж е н и й |
(высказываний, как мы говорили в главе второй). Предложение состо
ит из дцух |
частей: первая, называемая коротко |
у с л о в и е м , |
||||||
указывает |
на совокупность всех имеющихся на лицо условий; |
вторая- |
||||||
з а к л в ч е н и е |
- |
выражает тот факт, который в |
силу |
этих |
||||
условий неизбежно имеет |
место ("из й |
следует В |
" см. |
гл .2 ,§ I ) . |
||||
Так, |
в следующем предложении: "Два количества й |
и в , |
рав |
|||||
ные одному |
и тому же третьему С |
, равны между |
собой" |
- условием |
||||
является |
такая |
ч^сть |
предложения: "количества й |
и В |
порознь |
|||
равны О "; |
заключением - |
"эти два |
количества й |
я В |
между собой |
|||
равны". |
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди предложений имеются такие, которые принимаются как оче |
||||||||
видные без |
доказательства. Их называют |
а к с и о м а м и |
. Т а |
ким, например, является предложение, которое было приведено выше: "Две величины, равные третьей, равны между собой". Все другие пред
ложения называются т е о р е м а м и |
и должны быть доказаны при |
||||||
помощи особого рассуждения .Чтобы провести |
это |
рассуждение, |
надо, |
||||
основываясь на условии теоремы и предполагая, |
ч т о |
э т о |
|
||||
у с л о в и е |
в ы п о л н е н о |
(опять |
см. гл .2 , |
§ 6 , |
Замеча |
||
ние о логическом выводе), вывести из |
него |
факты, указанные |
* |
в |
|||
заключении. |
|
|
|
, |
|
|
|
Согласно с этим, мы должны допустить, что некоторое обстоя - тёльство имеет место, если оно
~~І.°является частью условия; І . ° является частью определения одного изэлементов, о кото
рых .идёт речь (часто случается, что в процессе'доказательства вво-
56
/
дят в фигуру вспомогательные элементы. Некоторое положение может
быть при этом верным в силу определения этих |
новых элементов. В - |
|||
таком случае говорится, что оно |
верно |
п о |
п о с т р о е н и ю ) ; |
|
3 . ° вытекает из аксиомы; |
|
|
|
|
4 . ° вытекает из одного из |
предыдущих доказательств. |
|||
В геометрических рассуждениях ни одно положение не должно |
||||
считаться верным иначе, как в силу одной из |
этих четырёх причин. |
|||
Предложением, |
о б р а т н ы м |
данному предложению, назы |
вается другое предложение, в котором заключение полностью или час тично совпадает с условием первого предложения и обратно.
Следствием называется предложение, непосредственно вытекаю щее из теоремы.
Леммой называется, напротив,предложение, вводимое для того,
чтобы облегчить доказательство последующего предложения.
Всякая фигура может быть перемещена в пространстве бесчислен
ным множеством способов без изменения своего вида совершенно так же, как это может быть сделано с обыкновенными твёрдыми телами.
Определение. Равными (геометрически равными), конгруэнтными
фигурами называются такие две фигуры, которые можно совместить одну с другой так, чтобы они в точности сопадали во всех своих
частях; одним словом, две равные фигуры представляют |
собою одну |
и ту же фигуру, расположенную в двух различных местах |
(мы приво |
дим дословно части из учебника Адамара . Не менее поучительным,на наш взгляд, станет знакомство с более доступной "Элементарной гео
метрией" |
Погорелова, § 2 , |
изд. "Наука", Москва, 1972 год или |
с |
|
учебником |
по геометрии для УІ-УШ классов |
А.Н.Колмогорова и д р .) . |
||
|
§ 2 . О методах, |
применяемых в |
геометрии |
|
Под этим названием мы хотели бы собрать некоторые указания, которые по нашему мнению полезны как для понимания математики вооб
ще, так,в частности, для решения задач. |
|
Действительно, учащийся должен твёрдо знать, что для |
того, |
чтобы изучение математики принесло ему пользу, не требовало от него чрезмерных усилий и привело бы его к правильному представле
нию о геометрии, мало |
понимать предлагаемые ему рассуждения; |
он |
должен в той или иной |
мере научиться самостоятельно строить |
на |
основании изученного новые умозаключения, находить доказательства теорем и решать задачи.
57 •
Вопреки укоренившемуся предубеждению этого результата могут достичь все или по крайней мере все те, кто будет заставлять себя
рассуждать и следовать в своих рассуждениях определённому методу.
Указания, которые мы здесь хотим сделать, |
вытекают просто |
из |
здравого смысла. Среди них нет ни одного, |
которое не могло |
бы |
показаться читателю совершенно тривиальным. Однако опыт показывает,
что несоблюдение того или другого из этих очевидных правил явля
ется почти единственной причиной тех затруднений, которые возника
ют при решении |
элементарных |
задач. То же самое имеет место |
чаще, |
|
чем это можно |
было бы доыать, при изучении более или менее |
высоких |
||
областей |
математических |
наук. |
|
§3 . Теоремы, предлагаемые для доказательства
1. Доказать теорему - значит перейти с помощью рассуждения от условия теоремы к её заключению.
Пример. В теореме "Любая точка, лежащая на биссектрисе угла, одинаково удалена от сторон угла".условием и заключением будут следующие:
условие-если точкам лежит на биссектрисе угла в е с ,
|
заключение—то будет одинаково удалена от его сторон |
ДВ |
||||||
и ЙС. |
Мы должны вывести второе из |
первого, |
т .е . п |
р е д |
с т а |
|||
в и т ь |
свойства, выраженные в условии теоремы, в |
т а к о й |
||||||
ф о р м е |
, чтобы из |
них получить |
свойства, |
составляющие |
её |
|||
заключение. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Очевидно, |
н е о б х о д и м о |
п р е ж д е |
в с е г о |
||||
т о ч н о |
з н а т ь , |
в ч ё м |
с о с т о и т |
у е л о |
||||
в и е |
и |
в |
ч ё м |
з а к л ю ч е н и е |
т е о р е м ы . |
|||
Следовательно, учащийся должен прежде всего учиться их уверенно |
||||||||
формулировать. |
|
|
|
|
|
|
||
|
2 . Но |
этого |
ещё мало, и мы можем теперь |
сделать |
первое |
важное |
замечание. Всякое доказательство имеет своей целью показать, что
заключение |
теоремы верно, если предположить, что |
у с л о в и е |
||
т е о р е м |
ы |
в ы п о л н е н о . |
Если бы условие теоремы не |
рассматривать как выполненное, не было бы никаких оснований утверж дать, что выполнено её заключение. Так, если бы в примере, приве
дённом в .предыдущем |
пункте, |
точка И |
не лежала бы |
на биссектрисе, |
|
то она не была бы, |
как мы |
знаем, равноудалена от |
сторон угла. |
||
Очевидно, что |
не имеет |
смысла делать какие-либо |
предположе |
||
ния, если не пользоваться ими в своих |
рассуждениях, |
иначе говоря, |
58
если сделанное предположение не входит где-либо в доказательство.
Мы видим, |
таким |
образом, что |
в |
р а с с у ж д е н и я х |
н |
е |
||||||||
о б х о д и м о |
|
и с п о л ь з о в а т ь |
|
у с л о в и е |
т е о |
|||||||||
р е м ы |
и даже |
и с п о л ь з о в а т ь |
|
е г о |
п |
о л н |
о |
|||||||
с т ь ю . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 . |
Несколько ниже мы ещё вернемся к только что изложенному |
|||||||||||||
правилу. Но раньше мы должны дать |
ещё одно |
правило, |
вполне анало |
|||||||||||
гичноепредыдущему. На него надо обратить |
особое внимание, |
так как |
||||||||||||
о нём чаще всего забывают несмотря на то, |
что оно является |
совер |
||||||||||||
шенно необходимым. Это правило относится к |
|
о п р е д е л е н |
и - |
|||||||||||
я м |
тех |
понятий, |
которыми мы пользуемся. |
|
|
|
|
|
|
|||||
С одной стороны, очевидно, что мы не можем пользоваться в на |
||||||||||||||
ших рассуждениях такими понятиями, которые |
не были нами |
определены; |
||||||||||||
с другой стороны, понятно, что не пользоваться каким -либо |
опреде |
|||||||||||||
лением при доказательстве всё равно, что не знать этого определе |
||||||||||||||
ния. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы видим, таким |
образом, |
что |
прежде всего необходимо |
и |
с |
|||||||||
п о л ь з о в а т ь |
|
о п р е д е л е н и е |
|
каждого из |
тех |
по |
||||||||
нятий, |
которые нам встречаются. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Пример. Возьмём снова ту же теорему: |
"Любая точка, |
лежащая |
||||||||||||
на биссектрисе угла, |
одинаково удалена от сторон угла”. |
|
|
|
||||||||||
Мы должны прежде всего задать себе следующие вопросы: |
|
|
||||||||||||
Что |
значит, |
что |
прямая ДМ |
есть |
биссектриса угла? |
(в |
угле |
|||||||
ВДС). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ. Это |
значит, что она делит угол |
|
ВДС |
на две |
равные |
|||||||||
части. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что называется расстоянием точкиИ |
от |
прямой |
ДВ |
? |
|
|
||||||||
Ответ. Длина перпендикуляра, |
опущенного |
из точки М |
на пря |
|||||||||||
мую ДВ ■ |
|
|
|
~~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
После этого формулировка теоремы принимает следующий*вид: |
|
|||||||||||||
|
|
I ^МДД = Z МДЕ |
СМАД |
- |
ИДЕ ). |
|
|
|
|
|||||
Условие, / |
М Д |
перпендикулярно к |
ДД . |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
[ ME |
перпендикулярно к |
ДЕ . |
|
|
|
|
|
|||||
Заключение. |
М Д = М Е . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы надеемся, что этот пример достаточно разъясняет смысл следующего правила, которое Паскаль даже считал основой всей логики: "Необходимо заменять определяемые понятия их-определениями".
59