Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изображает произведение множеств R *Ж

(иногда шпцут Ж1, ) .

Одно множество Ж совпадает

с осью

абсцисс

(ось Ох ) . Другое мно­

жество JR совпадает с осью

ординат

( ось 0<j

) . Каждая точка плос­

кости, в которой выбрана прямоугольная система координат, соответ­

ствует

паре (Х<р-

 

 

 

 

2 .

Если X - { х е Л 2 / а

е x ^

Ь), Y - { y e R l c e ^ e d ^ тогда

Z -JfxY = { (x,<j)e Ф . * Щ х е Х ,

— в

прямоугольной

системе

координат это все.точки,

лежащие внутри

прямоугольника

и на его

сторонах. Стороны прямоугольника параллельны осям координат. Его

вершины суть

(а,с ),

CC^L);

( 6 , d )

; (Ь,с).

 

 

 

Задача ! .

Верно ли

равенство

cX*Y) п (ZxV) = ( X nZ) х CfnV)?

 

Задача 2 . Верно ли

равенство (X*Y) и ( £ х У ) = (X u Z ) * ( Y u V ) ?

 

Задача 3 . Если в

задачах 1 ,2

невозможно равенство, то на ка­

 

 

 

 

кой знак включения заменить знак равенства?

 

Замечание. Доказательство предложенных в задачах I и 2 ра­

венств

проводится так же,

как доказательство теоремы Х П ( Y и 1 ) =

=(Х nY)

и

(XпЗ.:).

Только

здесь

рассматривается множество. пар.

Так,

если

H = ( X * Y ) n ( Z *Ѵ) ,

 

. то элементом множества Н

служит упорядоченная пара

(X, у).

Пусть ещё

<3= ( X nZ) х

у ( Г п Ѵ ) .

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

Докажем,

что справедливо включение

G с. Н ,

т .е .

если

cx.tj)

,

 

 

 

 

то

 

(х,у)£Й..

 

 

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Пусть

c x , y ) e G ,

но это

значит,

что

х е (Хпі)

и

!je ( Y n V )

 

,

что можно записать в такс« виде: х е Х

и Х е £ ,

а также

у<f Y

 

и

уеѴ -

Если же х е X

,

 

то,

по

определению,

пара

ex, у )

е

( X * Y ) .

 

 

 

Аналогично (х,у!<г

( 2 * Ѵ ) .

иледовательно, пара ( х , у / е (Хх у )

и (Х,у)е. ( 2 * Ѵ ) .

 

Отсюда ( э с , у ) е ( ( Х х У ) П ( 2 х V ) ,

т .е . мы

доказали, что если

(X , у ) £ Ст ,

то (дс,

короче,

Сг с Н .

 

Обратное

включение

 

Н с G

 

 

доказывается аналогично.

 

Задача 4 . Докажите сами, что

Д с . & .

 

 

 

Язык теории множеств используется

при решении систем алгебраи­

ческих уравнений, совокупностей уравнений, а также при определении функции и её графика. Однако обратимся к геометрии.

55


Г л а в а

Ш

 

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ.МЕТОДЫ, ПНШЕНЯЕМЫЕ В ГЕОМЕТШИ

§ I . Математические предложения

Геометрия изучает свойства фигур и их

взаимоотношения. Резуль­

таты этого изучения формулируются в виде

п р е д л о ж е н и й

(высказываний, как мы говорили в главе второй). Предложение состо­

ит из дцух

частей: первая, называемая коротко

у с л о в и е м ,

указывает

на совокупность всех имеющихся на лицо условий;

вторая-

з а к л в ч е н и е

-

выражает тот факт, который в

силу

этих

условий неизбежно имеет

место ("из й

следует В

" см.

гл .2 ,§ I ) .

Так,

в следующем предложении: "Два количества й

и в ,

рав­

ные одному

и тому же третьему С

, равны между

собой"

- условием

является

такая

ч^сть

предложения: "количества й

и В

порознь

равны О ";

заключением -

"эти два

количества й

я В

между собой

равны".

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди предложений имеются такие, которые принимаются как оче­

видные без

доказательства. Их называют

а к с и о м а м и

. Т а ­

ким, например, является предложение, которое было приведено выше: "Две величины, равные третьей, равны между собой". Все другие пред­

ложения называются т е о р е м а м и

и должны быть доказаны при

помощи особого рассуждения .Чтобы провести

это

рассуждение,

надо,

основываясь на условии теоремы и предполагая,

ч т о

э т о

 

у с л о в и е

в ы п о л н е н о

(опять

см. гл .2 ,

§ 6 ,

Замеча­

ние о логическом выводе), вывести из

него

факты, указанные

*

в

заключении.

 

 

 

,

 

 

 

Согласно с этим, мы должны допустить, что некоторое обстоя - тёльство имеет место, если оно

~~І.°является частью условия; І . ° является частью определения одного изэлементов, о кото­

рых .идёт речь (часто случается, что в процессе'доказательства вво-

56

/


дят в фигуру вспомогательные элементы. Некоторое положение может

быть при этом верным в силу определения этих

новых элементов. В -

таком случае говорится, что оно

верно

п о

п о с т р о е н и ю ) ;

3 . ° вытекает из аксиомы;

 

 

 

4 . ° вытекает из одного из

предыдущих доказательств.

В геометрических рассуждениях ни одно положение не должно

считаться верным иначе, как в силу одной из

этих четырёх причин.

Предложением,

о б р а т н ы м

данному предложению, назы­

вается другое предложение, в котором заключение полностью или час­ тично совпадает с условием первого предложения и обратно.

Следствием называется предложение, непосредственно вытекаю­ щее из теоремы.

Леммой называется, напротив,предложение, вводимое для того,

чтобы облегчить доказательство последующего предложения.

Всякая фигура может быть перемещена в пространстве бесчислен­

ным множеством способов без изменения своего вида совершенно так же, как это может быть сделано с обыкновенными твёрдыми телами.

Определение. Равными (геометрически равными), конгруэнтными

фигурами называются такие две фигуры, которые можно совместить одну с другой так, чтобы они в точности сопадали во всех своих

частях; одним словом, две равные фигуры представляют

собою одну

и ту же фигуру, расположенную в двух различных местах

(мы приво­

дим дословно части из учебника Адамара . Не менее поучительным,на наш взгляд, станет знакомство с более доступной "Элементарной гео­

метрией"

Погорелова, § 2 ,

изд. "Наука", Москва, 1972 год или

с

учебником

по геометрии для УІ-УШ классов

А.Н.Колмогорова и д р .) .

 

§ 2 . О методах,

применяемых в

геометрии

 

Под этим названием мы хотели бы собрать некоторые указания, которые по нашему мнению полезны как для понимания математики вооб­

ще, так,в частности, для решения задач.

 

Действительно, учащийся должен твёрдо знать, что для

того,

чтобы изучение математики принесло ему пользу, не требовало от него чрезмерных усилий и привело бы его к правильному представле­

нию о геометрии, мало

понимать предлагаемые ему рассуждения;

он

должен в той или иной

мере научиться самостоятельно строить

на

основании изученного новые умозаключения, находить доказательства теорем и решать задачи.

57 •


Вопреки укоренившемуся предубеждению этого результата могут достичь все или по крайней мере все те, кто будет заставлять себя

рассуждать и следовать в своих рассуждениях определённому методу.

Указания, которые мы здесь хотим сделать,

вытекают просто

из

здравого смысла. Среди них нет ни одного,

которое не могло

бы

показаться читателю совершенно тривиальным. Однако опыт показывает,

что несоблюдение того или другого из этих очевидных правил явля­

ется почти единственной причиной тех затруднений, которые возника­

ют при решении

элементарных

задач. То же самое имеет место

чаще,

чем это можно

было бы доыать, при изучении более или менее

высоких

областей

математических

наук.

 

§3 . Теоремы, предлагаемые для доказательства

1. Доказать теорему - значит перейти с помощью рассуждения от условия теоремы к её заключению.

Пример. В теореме "Любая точка, лежащая на биссектрисе угла, одинаково удалена от сторон угла".условием и заключением будут следующие:

условие-если точкам лежит на биссектрисе угла в е с ,

 

заключение—то будет одинаково удалена от его сторон

ДВ

и ЙС.

Мы должны вывести второе из

первого,

т .е . п

р е д

с т а ­

в и т ь

свойства, выраженные в условии теоремы, в

т а к о й

ф о р м е

, чтобы из

них получить

свойства,

составляющие

её

заключение.

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно,

н е о б х о д и м о

п р е ж д е

в с е г о

т о ч н о

з н а т ь ,

в ч ё м

с о с т о и т

у е л о

в и е

и

в

ч ё м

з а к л ю ч е н и е

т е о р е м ы .

Следовательно, учащийся должен прежде всего учиться их уверенно

формулировать.

 

 

 

 

 

 

 

2 . Но

этого

ещё мало, и мы можем теперь

сделать

первое

важное

замечание. Всякое доказательство имеет своей целью показать, что

заключение

теоремы верно, если предположить, что

у с л о в и е

т е о р е м

ы

в ы п о л н е н о .

Если бы условие теоремы не

рассматривать как выполненное, не было бы никаких оснований утверж­ дать, что выполнено её заключение. Так, если бы в примере, приве­

дённом в .предыдущем

пункте,

точка И

не лежала бы

на биссектрисе,

то она не была бы,

как мы

знаем, равноудалена от

сторон угла.

Очевидно, что

не имеет

смысла делать какие-либо

предположе­

ния, если не пользоваться ими в своих

рассуждениях,

иначе говоря,

58


если сделанное предположение не входит где-либо в доказательство.

Мы видим,

таким

образом, что

в

р а с с у ж д е н и я х

н

е ­

о б х о д и м о

 

и с п о л ь з о в а т ь

 

у с л о в и е

т е о ­

р е м ы

и даже

и с п о л ь з о в а т ь

 

е г о

п

о л н

о ­

с т ь ю .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 .

Несколько ниже мы ещё вернемся к только что изложенному

правилу. Но раньше мы должны дать

ещё одно

правило,

вполне анало­

гичноепредыдущему. На него надо обратить

особое внимание,

так как

о нём чаще всего забывают несмотря на то,

что оно является

совер­

шенно необходимым. Это правило относится к

 

о п р е д е л е н

и -

я м

тех

понятий,

которыми мы пользуемся.

 

 

 

 

 

 

С одной стороны, очевидно, что мы не можем пользоваться в на­

ших рассуждениях такими понятиями, которые

не были нами

определены;

с другой стороны, понятно, что не пользоваться каким -либо

опреде­

лением при доказательстве всё равно, что не знать этого определе­

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы видим, таким

образом,

что

прежде всего необходимо

и

с ­

п о л ь з о в а т ь

 

о п р е д е л е н и е

 

каждого из

тех

по­

нятий,

которые нам встречаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример. Возьмём снова ту же теорему:

"Любая точка,

лежащая

на биссектрисе угла,

одинаково удалена от сторон угла”.

 

 

 

Мы должны прежде всего задать себе следующие вопросы:

 

 

Что

значит,

что

прямая ДМ

есть

биссектриса угла?

угле

ВДС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ. Это

значит, что она делит угол

 

ВДС

на две

равные

части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что называется расстоянием точкиИ

от

прямой

ДВ

?

 

 

Ответ. Длина перпендикуляра,

опущенного

из точки М

на пря­

мую ДВ ■

 

 

 

~~

 

 

 

 

 

 

 

 

После этого формулировка теоремы принимает следующий*вид:

 

 

 

I ^МДД = Z МДЕ

СМАД

-

ИДЕ ).

 

 

 

 

Условие, /

М Д

перпендикулярно к

ДД .

 

 

 

 

 

 

 

[ ME

перпендикулярно к

ДЕ .

 

 

 

 

 

Заключение.

М Д = М Е .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы надеемся, что этот пример достаточно разъясняет смысл следующего правила, которое Паскаль даже считал основой всей логики: "Необходимо заменять определяемые понятия их-определениями".

59