Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Чтобы построить искомую точку ( ^ ) |
, отразим |
зеркально |
|
точку/6- относительно полярной (действительной) оси |
Ой . |
||
Обоснование. ЮТ! - 1 , |
л ОТ/ь, |
â ОТы. - |
угол ТО/ъ |
прямоугольные (по построению). |
В этих треугольниках |
общий. Значит, они подобны. Имеем, следовательно, пропорцию
Ю/ъ! Ю П |
!/Ы |
I |
|
|
І О П ^ Ш ' , |
/ |
w T ' |
hChi/ bi - l . |
|
Кроме тога^ углы ЙОы. |
и ДО/і |
совпадают, т .е . |
= аг^сс. |
(Точкиы. Иуб называют взаимно симметричными относительно единичной окружности).
|
Исследование. Мы подробно рассмотрели случай, когда ioLj-ci. |
|||||||
Если |
/<ы /-/, |
то |
построение |
упрощается: когда / ^1 =1 , |
то |
|||
j-Lj |
= 1 |
тоже, и |
остается |
построить точку, |
симметричную ы. |
|||
относительной. |
Если же & . / > ! , |
то придется точку/3 |
строить |
|||||
внутри единичного круга. Подумайте, как это сделать. |
|
|||||||
|
Замечание. Симметрия относительно окружности носит название |
|||||||
"преобразование |
инверсии": каждой |
точке ы. соответствует точка/3, |
||||||
лежащая на |
луче |
ОсС, |
так^ія, |
что |
,ь у - /у З /- /. |
Яс^о, что |
при ин |
версии геометрическая фигура будет иметь значительно искаженный
(например, по сравнению с осевой симметрией ) образ. Расстояние меж
ду двумя точками образа и прообраза (см. ниже, стр. ІІ7) не сохра
няется, некоторые прямые перейдут в окружности и наоборот»_-Но ве личины углов инверсия сохраняет (подробнее см. в книге Кокстера
"Введение в геометрию" |
/20] |
, а |
также в |
"Планиметрии" Погорело- |
ва А*В, [21] ) . Отметим |
еще, |
что |
точка |
Осо;о) не имеет образа |
на плоскости, где задана инверсия. Все остальные точки плоскости
обладают образами.
О расширении числовых множеств
I . Мы назвали комплексным числом упорядоченную пару действи тельных чисел. Из двух пар можно получить новую пару, производя допустимые действия. Эти действия совпадают с обычным сложением
и умножением во множестве ]Ц , если пары имеют вид |
|
(а;о) ; |
|||
(с; 0). |
Нельзя ли, беря упорядоченные тройки |
с а ; 6 ; с ) , |
|||
четверки |
( а - , Ѣ ; с ; с і |
) , вообще п -ки |
( a t; аг |
; |
.. ; ап) |
действительных чисел, |
получить множества еще |
более |
общих чисел? |
Мы приведем ответ (Гамильтон) і Существует множество кватернионов,
множество упорядоченных |
четверток • ca-, Ь\ с ; d) , |
Из двух |
четверок можно получить |
новую с помощью операции "умножения". |
|
|
ІОІ |
|
Чтобы задать операции умйожения, удобнее кватернион записать в "алгебраической форме".
£ =а - 1 + 6 -1 +Ъ у + di e , |
|
где ае ] Ц, , t e R , C E R , d e R \ . символы J e R , |
i , j , 1 |
связаны следующей таблицей умножения : |
|
Таблица, обведенная пунктиром дает правило умножения комплекс ных чисел. Два кватерниона складываются, перемножаются как много члены, затем произведения символов упрощаются с помощью таблицы умножения. Множество <С есть, подмножество данного множества кватер
нионов, |
а именно { ( а ; |
6 ; 0 ; 0 ) } с |
{ ( а ;6 ; C ; d ) } . |
|||
Доказано |
(Фробениус), |
что для остальных упорядоченных п - ок нель |
||||
зя сохранить обе операции (сложение и умножение ) со свойствами, |
||||||
характерными для множества R .iB ce |
ли |
свойства сохраняются и здесь?). |
||||
2 . |
Более подробное и менее формальное изложение школьных |
|||||
вопросов, связанных со |
множеством |
С |
, можно найти в книгах Бол |
|||
тянского |
и др. |
[13], |
Дорофеева и др. |
[14], |
Виленкина и др. [28] , |
|
Киселева |
А.П. |
[29|. |
|
|
|
|
102
<Г
Г л а в а У
ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА
*Соответствия и отображения
(Отношения и функции)
Начнем с |
примеров. Даны два |
множестваX и У . Между объектами |
х е X , y e Y |
можно задавать на |
множестве ( Y * У ) различные отно |
шения (соответствия)[в общем виде отношение обозначают так\Ясх,у)1.
I). |
I ; |
2) |
У -+ |
' |
3) |
; |
4) |
|
5) |
7=ßx+5 i |
6) |
Ц = і і . п Х ; |
|
7) |
|
|
|
8) |
|
|
103
|
|
И |
) |
і |
i Z |
|
3 |
|
ч |
S |
- I 2 ) |
J |
|
|
i------------- ------------ |
||||
|
|
|
і |
-----ІW---------- 1 |
|
|
-4 |
|
|
з — < |
|
|
|
||||||
|
|
|
и. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь ] |
— * |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Ч |
|
—-------------- i |
|
|
|
|
|
Ь |
|
,,тяі |
|
Ь |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
1 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
||||||||
|
|
|
|
»— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
||||
|
|
Первые |
четыре |
отношения з^пдны на |
R х Ц |
так, что |
хе Л. , |
||||||||||||
|
|
|
|
В |
этих примерах X =R , |
Y = R |
. |
Пятое и |
.шестое |
отноше- |
|||||||||
|
ния заданы на подмножествах |
J Y Ü . |
В пятом |
примере Y-JZ |
, |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
и |
x e R |
, |
в шестом - Х = £ , |
|
|
f rJU. |
||||||||
|
|
В остальных примерах множества А' и Y |
конечные. В седьмом |
||||||||||||||||
|
примере |
X *(х, , x 2 , x 3 , x 9, x f r ' , |
|
Y = { |
|
у, fr, fr, fr] . |
|
||||||||||||
|
В восьмом и девятом |
примерах |
X |
={ x t , x &, x |
, х ч] |
, |
|
|
|||||||||||
|
Y ={tjt , f r , tj3 } . |
|
. |
В десятом |
и |
одиннадцатом |
примерах |
|
|||||||||||
|
|
|
|
Х - У - /1 ,2 ,3 ,4 ,5 ] . Наконец, |
в двенадцатом |
примере |
X = |
||||||||||||
|
/1 ,2 ,3 ], |
.Y = /I ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Что же |
такое отношение |
(соответствие)? |
Некоторые математики |
||||||||||||||
|
говорят, что это подмножество прямого произведения двух данных |
||||||||||||||||||
|
множеств. Другие утверждают, что упомянутое подмножество является |
||||||||||||||||||
|
лишь графиком отношения (соответствия). |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
Кто |
прав? Правы все. |
Различие |
в приведенных утверждениях соот |
||||||||||||||
|
ветствует тому, |
понимать ли |
отношение "аналитически" ( т . е . |
в виде |
|||||||||||||||
|
формулы) |
или |
"геометрически" |
( т . е . |
в виде |
графиков, |
которые можно |
||||||||||||
|
нарисовать в прямоугольной системе координат на плоскости (примеры |
||||||||||||||||||
|
1+6) и которые уже нарисованы (примеры 7+12)). |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
Вот аналитическая |
запись отношения ■Л |
(х , и) |
|
в двенадцатом |
|||||||||||||
|
примере: даны два множества |
X - |
[ |
1 , 2 , 3 ] |
и Ѵ г / 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ] |
||||||||||||||
|
Тогда |
Л е х и ) |
= / ( І ; І ) 5 |
( І ; 2 ) ; |
( І ;3 ) ; |
|
( І ; 4 ) ; ( І ; 5 ) ; |
(І;6) |
; ( І ; 7 ) ; |
||||||||||
|
(2 ;2 );(2 ;4 );С 2 ;6 ); |
(3 ;3 ); |
(3;6)J. |
Ясно, что |
[ Я ( Х , у ) ] с |
( X* Y ) . |
|||||||||||||
|
|
Словесная формулировка для |
Л |
( х , и ) |
■ |
элемент |
х е Х |
||||||||||||
|
есть |
делитель элемента |
f r у |
( X с Ж , Y |
^ N ) ■ |
|
|
|
|||||||||||
|
|
Из множества отношений издавна выделяют важное |
подмножество. |
||||||||||||||||
|
Это |
подмножество |
отображений |
(функций). Среди вышеприведенных при |
|||||||||||||||
|
меров это четвертый, шестой, десятый, одиннадцатый. Их выделяет сле |
||||||||||||||||||
|
дующее |
обстоятельство: .каждому элементу |
|
х е Х |
соответствует ров- |
||||||||||||||
% |
но один |
(один и |
только |
один) |
элемент |
|
и е У . |
Между понятием |
104
отображения и понятием функции нет различия (Бурбаки, Колмогоров).
|
Замечание |
I . МножествоX не |
обязательно |
состоит из чисел. |
|
||||||||||
Например, |
можно |
считать, |
что X |
совпадает со множеством' всех точек |
|||||||||||
плоскости. Пусть |
Y = X . |
Отображение |
задается на |
( X *Y) |
|
||||||||||
так: |
I) |
если |
точка |
х е х |
и находится на данной (выделенной) |
|
|||||||||
прямой |
а |
, |
то |
|
|
|
- 2) |
если |
же х ф а |
( точках |
находится |
вне |
|||
данной |
прямой- а |
) , |
то точка |
у |
лежит |
на |
прямой, перпендикулярной |
||||||||
к данной |
прямой а |
|
и проходящей |
через |
точкух |
. Расстояние от |
точки |
||||||||
у |
до |
данной прямой а |
равно расстоянию |
от точки х |
до этой же пря |
мой. Можно считать, что мы удвоили число всех точек на плоскости,а затем объединили в пары, следуя сформулированному выше принципу.А
каждая пара принадлежит множеству ( X* Y ) . |
. |
|
|
|||||||||
|
Гак на языке отображений выглядит наверняка известная читате |
|||||||||||
лю осевая симметрия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Замечание 2. При исследовании |
функций в школе ( |
раздел "Алгеб |
|||||||||
ра и |
элементарные функции", |
а |
точнее, |
"Алгебра и начала анализа") |
||||||||
всегда подразумевается, что Х“£Щ . |
Кроме |
того, предполагается, |
||||||||||
что |
всегда можно вычислить значение функции, число у.. Другими слова |
|||||||||||
ми, |
это значит, что на множестве числовых функций можно задавать |
|||||||||||
только множество X |
(область |
определения) и |
правило |
вычисления по |
||||||||
любому |
X £ Х |
числау. Множество Y |
(область значений) получится |
|||||||||
в результате счета по этому правилу. Так задается числовая функ |
||||||||||||
ция. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
Коли мы имеем дело с функцией вообще, |
то функция определена |
||||||||||
при |
выподнении всех |
трех условий: |
I) |
дано множество |
X ; |
2) дано |
||||||
множество Y |
; 3) дано R. ( х |
, у ) |
так, что |
каждому |
х е Х |
сопо |
||||||
ставлен |
один и только |
один |
4 e Y- |
|
|
|
|
В , |
||||
|
Замечание 3. Множествах может принадлежать не |
только |
||||||||||
но и |
В 1, = |
( В xJR- ) |
, |
|
и |
В 3 - СВ * В * В ) , |
|
|
||||
и вообще В п, |
где |
ne-N. Если |
п= і , |
то |
говорят, |
что мы имеем |
||||||
дело с функцией, зависящей от одной переменной. Если |
|
, |
||||||||||
то функция зависит от многих |
(иногда говорят: от нескольких ) пере |
|||||||||||
менных. Наглядный, геометрический смысл можно вложить в функции |
||||||||||||
одной и двух переменных. Например, можно представить себе |
поверх |
|||||||||||
ность чаши по функции |
д - х ^ / у ^ |
|
в пространственной |
прямо - |
угольной системе координат. Гораздо интереснее' выяснить, что функ
ция Д - х 5- у 2 |
в той же системе координат |
задает |
поверхность |
седла. В обоих случаях областью определения |
служит |
\ • областью |
значений — R |
или |
его подмножество. Здесь сх ; <j)е R z , х е Я , |
|||
Число |
Л е Л . |
Чаша и седло |
получается в R 3. |
||
Задача.Какую геометрическую фигуру описывает в Ц£3 система |
|||||
неравенств: |
|
|
|
|
|
/ х / л 1 |
и |
/ у / Z I , |
и |
Ц Ы I ? |
|
Для изучения |
поверхностей |
применяют метод множеств уровня. |
Его легче всего пояснить, сославшись на способ изобретения неров ностей земной поверхности на плоской географической карте. На неко торых картах чертят линии одинаковой высоты над уровнем океана, и по ним можно в грубых чертах представить участок земной поверхнос
ти, снятый на |
карту. |
|
|
|
|
|
Замечание |
4, Комплексное число |
ы |
г Са ;&) |
, |
а е Л , |
è e R |
задано на R ä Функция комплексного |
переменного |
сиг - ся + d |
, |
|||
например, где |
с е € , d e £ , z e C |
) |
принимает |
значения |
в R &. |
Поэтому-то функцию комплексного переменного не изображают графи
чески (ведь |
ее график надо рассматривать в М4 |
, где наше геомет |
||
рическое воображение |
почти не работает (не действует)}. Частично |
|||
ухитряются |
все-таки |
представить поведение функции комплексного |
||
переменного |
графически, вычерчивая, |
например, |
поверхности посто |
янного модуля рассматриваемой функции (много интересных графиков
приведено в справочнике Янке, |
Эмде, Лёш "Специальные функции"). |
||||||
Замечание |
5. В школе чаще используется прямоугольная система |
||||||
координат. График функции мы |
рисуем на множестве |
пар |
с х ; у ) е R z , |
||||
х е Л |
\ y f £ . |
Однако существует |
и полярная система коор |
||||
динат (стр. |
96 |
) . Здесь тоже |
берется пара |
чисел |
ifeR |
, г,?/0 , |
|
г е Л |
, |
|
тогда каждая точка плоскости имеет координаты |
||||
( у ; z j e R z |
|
|
|
|
|
|
|
Замечание |
6 (Понятия отношения и отображения |
(а значит, соот |
|||||
ветствия и функции ) на самом деле относятся к числу начальных |
|||||||
основных |
(и |
не |
определяемых в математике) |
понятий. К тому же набо |
ру понятий относятся понятия: "множество", "число", "точка", "пря мая", "плоскость", "принадлежность", "лежать между". В некоторых случаях последние два понятия выражаются через понятие "расстояние"
|
Замечание 7. Пусть у^сг2, но |
- { x ^ x / ^ l j |
j |
||
Х& |
= { х : |
Тогда |
говорят, |
что заданы две |
различные функ |
ции: |
у них различны |
области |
определения. |
|
106