Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы построить искомую точку ( ^ )

, отразим

зеркально

точку/6- относительно полярной (действительной) оси

Ой .

Обоснование. ЮТ! - 1 ,

л ОТ/ь,

â ОТы. -

угол ТО/ъ

прямоугольные (по построению).

В этих треугольниках

общий. Значит, они подобны. Имеем, следовательно, пропорцию

Ю/ъ! Ю П

!/Ы

I

 

 

І О П ^ Ш ' ,

/

w T '

hChi/ bi - l .

 

Кроме тога^ углы ЙОы.

и ДО/і

совпадают, т .е .

= аг^сс.

(Точкиы. Иуб называют взаимно симметричными относительно единичной окружности).

 

Исследование. Мы подробно рассмотрели случай, когда ioLj-ci.

Если

/<ы /-/,

то

построение

упрощается: когда / ^1 =1 ,

то

j-Lj

= 1

тоже, и

остается

построить точку,

симметричную ы.

относительной.

Если же & . / > ! ,

то придется точку/3

строить

внутри единичного круга. Подумайте, как это сделать.

 

 

Замечание. Симметрия относительно окружности носит название

"преобразование

инверсии": каждой

точке ы. соответствует точка/3,

лежащая на

луче

ОсС,

так^ія,

что

,ь у - /у З /- /.

Яс^о, что

при ин­

версии геометрическая фигура будет иметь значительно искаженный

(например, по сравнению с осевой симметрией ) образ. Расстояние меж­

ду двумя точками образа и прообраза (см. ниже, стр. ІІ7) не сохра­

няется, некоторые прямые перейдут в окружности и наоборот»_-Но ве­ личины углов инверсия сохраняет (подробнее см. в книге Кокстера

"Введение в геометрию"

/20]

, а

также в

"Планиметрии" Погорело-

ва А*В, [21] ) . Отметим

еще,

что

точка

Осо;о) не имеет образа

на плоскости, где задана инверсия. Все остальные точки плоскости

обладают образами.

О расширении числовых множеств

I . Мы назвали комплексным числом упорядоченную пару действи­ тельных чисел. Из двух пар можно получить новую пару, производя допустимые действия. Эти действия совпадают с обычным сложением

и умножением во множестве , если пары имеют вид

 

(а;о) ;

(с; 0).

Нельзя ли, беря упорядоченные тройки

с а ; 6 ; с ) ,

четверки

( а - , Ѣ ; с ; с і

) , вообще п -ки

( a t; аг

;

.. ; ап)

действительных чисел,

получить множества еще

более

общих чисел?

Мы приведем ответ (Гамильтон) і Существует множество кватернионов,

множество упорядоченных

четверток • ca-, Ь\ с ; d) ,

Из двух

четверок можно получить

новую с помощью операции "умножения".

 

ІОІ

 


Чтобы задать операции умйожения, удобнее кватернион записать в "алгебраической форме".

£ =а - 1 + 6 -1 у + di e ,

 

где ае ] Ц, , t e R , C E R , d e R \ . символы J e R ,

i , j , 1

связаны следующей таблицей умножения :

 

Таблица, обведенная пунктиром дает правило умножения комплекс­ ных чисел. Два кватерниона складываются, перемножаются как много­ члены, затем произведения символов упрощаются с помощью таблицы умножения. Множество есть, подмножество данного множества кватер­

нионов,

а именно { ( а ;

6 ; 0 ; 0 ) } с

{ ( а ;6 ; C ; d ) } .

Доказано

(Фробениус),

что для остальных упорядоченных п - ок нель­

зя сохранить обе операции (сложение и умножение ) со свойствами,

характерными для множества R .iB ce

ли

свойства сохраняются и здесь?).

2 .

Более подробное и менее формальное изложение школьных

вопросов, связанных со

множеством

С

, можно найти в книгах Бол­

тянского

и др.

[13],

Дорофеева и др.

[14],

Виленкина и др. [28] ,

Киселева

А.П.

[29|.

 

 

 

 

102


Г л а в а У

ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

*Соответствия и отображения

(Отношения и функции)

Начнем с

примеров. Даны два

множестваX и У . Между объектами

х е X , y e Y

можно задавать на

множестве ( Y * У ) различные отно­

шения (соответствия)[в общем виде отношение обозначают так\Ясх,у)1.

I).

I ;

2)

У -+

'

3)

;

4)

 

5)

7=ßx+5 i

6)

Ц = і і . п Х ;

7)

 

 

 

8)

 

 

103

 

 

И

)

і

i Z

 

3

 

ч

S

- I 2 )

J

 

 

i------------- ------------

 

 

 

і

-----ІW---------- 1

 

 

-4

 

 

з <

 

 

 

 

 

 

и.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь ]

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

-------------- i

 

 

 

 

 

Ь

 

,,тяі

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

»—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

Первые

четыре

отношения з^пдны на

R х Ц

так, что

хе Л. ,

 

 

 

 

В

этих примерах X =R ,

Y = R

.

Пятое и

.шестое

отноше-

 

ния заданы на подмножествах

J Y Ü .

В пятом

примере Y-JZ

,

 

 

 

 

 

и

x e R

,

в шестом - Х = £ ,

 

 

f rJU.

 

 

В остальных примерах множества А' и Y

конечные. В седьмом

 

примере

X *(х, , x 2 , x 3 , x 9, x f r ' ,

 

Y = {

 

у, fr, fr, fr] .

 

 

В восьмом и девятом

примерах

X

={ x t , x &, x

, х ч]

,

 

 

 

Y ={tjt , f r , tj3 } .

 

.

В десятом

и

одиннадцатом

примерах

 

 

 

 

 

Х - У - /1 ,2 ,3 ,4 ,5 ] . Наконец,

в двенадцатом

примере

X =

 

/1 ,2 ,3 ],

.Y = /I ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что же

такое отношение

(соответствие)?

Некоторые математики

 

говорят, что это подмножество прямого произведения двух данных

 

множеств. Другие утверждают, что упомянутое подмножество является

 

лишь графиком отношения (соответствия).

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто

прав? Правы все.

Различие

в приведенных утверждениях соот­

 

ветствует тому,

понимать ли

отношение "аналитически" ( т . е .

в виде

 

формулы)

или

"геометрически"

( т . е .

в виде

графиков,

которые можно

 

нарисовать в прямоугольной системе координат на плоскости (примеры

 

1+6) и которые уже нарисованы (примеры 7+12)).

 

 

 

 

 

Вот аналитическая

запись отношения ■Л

(х , и)

 

в двенадцатом

 

примере: даны два множества

X -

[

1 , 2 , 3 ]

и Ѵ г / 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ]

 

Тогда

Л е х и )

= / ( І ; І ) 5

( І ; 2 ) ;

( І ;3 ) ;

 

( І ; 4 ) ; ( І ; 5 ) ;

(І;6)

; ( І ; 7 ) ;

 

(2 ;2 );(2 ;4 );С 2 ;6 );

(3 ;3 );

(3;6)J.

Ясно, что

[ Я ( Х , у ) ] с

( X* Y ) .

 

 

Словесная формулировка для

Л

( х , и )

элемент

х е Х

 

есть

делитель элемента

f r у

( X с Ж , Y

^ N ) ■

 

 

 

 

 

Из множества отношений издавна выделяют важное

подмножество.

 

Это

подмножество

отображений

(функций). Среди вышеприведенных при­

 

меров это четвертый, шестой, десятый, одиннадцатый. Их выделяет сле­

 

дующее

обстоятельство: .каждому элементу

 

х е Х

соответствует ров-

%

но один

(один и

только

один)

элемент

 

и е У .

Между понятием

104


отображения и понятием функции нет различия (Бурбаки, Колмогоров).

 

Замечание

I . МножествоX не

обязательно

состоит из чисел.

 

Например,

можно

считать,

что X

совпадает со множеством' всех точек

плоскости. Пусть

Y = X .

Отображение

задается на

( X *Y)

 

так:

I)

если

точка

х е х

и находится на данной (выделенной)

 

прямой

а

,

то

 

 

 

- 2)

если

же х ф а

( точках

находится

вне

данной

прямой- а

) ,

то точка

у

лежит

на

прямой, перпендикулярной

к данной

прямой а

 

и проходящей

через

точкух

. Расстояние от

точки

у

до

данной прямой а

равно расстоянию

от точки х

до этой же пря­

мой. Можно считать, что мы удвоили число всех точек на плоскости,а затем объединили в пары, следуя сформулированному выше принципу.А

каждая пара принадлежит множеству ( X* Y ) .

.

 

 

 

Гак на языке отображений выглядит наверняка известная читате­

лю осевая симметрия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечание 2. При исследовании

функций в школе (

раздел "Алгеб­

ра и

элементарные функции",

а

точнее,

"Алгебра и начала анализа")

всегда подразумевается, что Х“£Щ .

Кроме

того, предполагается,

что

всегда можно вычислить значение функции, число у.. Другими слова­

ми,

это значит, что на множестве числовых функций можно задавать

только множество X

(область

определения) и

правило

вычисления по

любому

X £ Х

числау. Множество Y

(область значений) получится

в результате счета по этому правилу. Так задается числовая функ­

ция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Коли мы имеем дело с функцией вообще,

то функция определена

при

выподнении всех

трех условий:

I)

дано множество

X ;

2) дано

множество Y

; 3) дано R. ( х

, у )

так, что

каждому

х е Х

сопо­

ставлен

один и только

один

4 e Y-

 

 

 

 

В ,

 

Замечание 3. Множествах может принадлежать не

только

но и

В 1, =

( В xJR- )

,

 

и

В 3 - СВ * В * В ) ,

 

 

и вообще В п,

где

ne-N. Если

п= і ,

то

говорят,

что мы имеем

дело с функцией, зависящей от одной переменной. Если

 

,

то функция зависит от многих

(иногда говорят: от нескольких ) пере­

менных. Наглядный, геометрический смысл можно вложить в функции

одной и двух переменных. Например, можно представить себе

поверх­

ность чаши по функции

д - х ^ / у ^

 

в пространственной

прямо -

угольной системе координат. Гораздо интереснее' выяснить, что функ­

ция Д - х 5- у 2

в той же системе координат

задает

поверхность

седла. В обоих случаях областью определения

служит

\ • областью


значений — R

или

его подмножество. Здесь сх ; <j)е R z , х е Я ,

Число

Л е Л .

Чаша и седло

получается в R 3.

Задача.Какую геометрическую фигуру описывает в Ц£3 система

неравенств:

 

 

 

 

 

/ х / л 1

и

/ у / Z I ,

и

Ц Ы I ?

Для изучения

поверхностей

применяют метод множеств уровня.

Его легче всего пояснить, сославшись на способ изобретения неров­ ностей земной поверхности на плоской географической карте. На неко­ торых картах чертят линии одинаковой высоты над уровнем океана, и по ним можно в грубых чертах представить участок земной поверхнос­

ти, снятый на

карту.

 

 

 

 

 

Замечание

4, Комплексное число

ы

г Са ;&)

,

а е Л ,

è e R

задано на R ä Функция комплексного

переменного

сиг - ся + d

,

например, где

с е € , d e £ , z e C

)

принимает

значения

в R &.

Поэтому-то функцию комплексного переменного не изображают графи­

чески (ведь

ее график надо рассматривать в М4

, где наше геомет­

рическое воображение

почти не работает (не действует)}. Частично

ухитряются

все-таки

представить поведение функции комплексного

переменного

графически, вычерчивая,

например,

поверхности посто­

янного модуля рассматриваемой функции (много интересных графиков

приведено в справочнике Янке,

Эмде, Лёш "Специальные функции").

Замечание

5. В школе чаще используется прямоугольная система

координат. График функции мы

рисуем на множестве

пар

с х ; у ) е R z ,

х е Л

\ y f £ .

Однако существует

и полярная система коор­

динат (стр.

96

) . Здесь тоже

берется пара

чисел

ifeR

, г,?/0 ,

г е Л

,

 

тогда каждая точка плоскости имеет координаты

( у ; z j e R z

 

 

 

 

 

 

Замечание

6 (Понятия отношения и отображения

(а значит, соот­

ветствия и функции ) на самом деле относятся к числу начальных

основных

не

определяемых в математике)

понятий. К тому же набо­

ру понятий относятся понятия: "множество", "число", "точка", "пря­ мая", "плоскость", "принадлежность", "лежать между". В некоторых случаях последние два понятия выражаются через понятие "расстояние"

 

Замечание 7. Пусть у^сг2, но

- { x ^ x / ^ l j

j

Х&

= { х :

Тогда

говорят,

что заданы две

различные функ­

ции:

у них различны

области

определения.

 

106