Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лей применяют только в цепях сигнализации. Контакты конечных выключателей рассчитаны на небольшие токи, их можно включать в цепи управления катушек контакторов и реле.

По принципу работы конечные выключатели разделяют на ры­ чажные, срабатывающие при действии на них специальных от­ ключающих устройств, и приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворо­ та вала выключателя на определенный угол (после определенного числа оборотов, совершенного валом механизма).

На кранах применяются рычажные выключатели серии КУ и приводные серин ВУ.

Рычажный выключатель состоит из установленных в корпусе двух кулачковых элементов и кулачкового барабана, соединен­ ного с рычагом. Рычаг может устанавливаться в различные по­ ложения относительно корпуса.

Рычажные выключатели бывают в трех исполнениях, различа­ ющихся приводным механизмом. Выключатель марки КУ-501 имеет рычаг с самовозвратом и фиксацией в нулевом положении.

Барабан выключателя имеет положения: выключенное влево, нулевое и выключенное вправо. У выключателя марки КУ-504 вместо рычага на валу установлен сектор с тремя фиксированны­ ми положениями, без самовозврата. Выключатель КУ-503 имеет рычаг с противовесом и связанный с рычагом груз. Рычаг этого выключателя фиксируется в крайних положениях, а барабан име­ ет два положения. У выключателя КУ-506 на общем валу укреп­ лены два рычага, фиксирующихся в крайних положениях, при двух положениях кулачкового барабана.

Приводной конечный выключатель марки ВУ-250 имеет встро­ енный редуктор с передачей 1 : 50. На валу редуктора установле­ ны регулируемые кулачковые шайбы, которые замыкают и размы­ кают контакты выключателя при заданном'числе оборотов.

В схемах башенных кранов нередко применяют выключатели других типов, отличающиеся малыми габаритами и небольшим перемещением отключающих рычагов (штоков).

СЕЛЕНОВЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ

Селеновые выпрямители предназначены для преобразования переменного тока в постоянный.

Постоянный ток нужен для питания обмотки возбуждения ви­ хревого тормозного генератора, цепей управления катушек кон­ такторов и вспомогательных обмоток магнитного усилителя. На кранах устанавливают селеновые выпрямители ВСД-4 или ВСД-6 (рис. 36), различающиеся величиной выпрямленного тока. Выпря­ митель состоит из четырех столбов, собранных из селеновых эле­ ментов по однофазной мостовой схеме, позволяющей использо­ вать оба полупернода питающего переменного тока.

6—1640

81


Селеновый элемент — квадратная алюминиевая шайба разме­ ром ЮОХЮО мм, покрытая с одной стороны слоем селена и ка­ тодного сплава. Такой элемент обладает односторонней проводи­ мостью: пропускает ток от основного элемента к катодному спла­ ву и задерживает его от движения в обратном направлении. Эле­ менты нанизаны на изолированные шпильки и собраны в четыре

Рис.

36.

Селеновый выпрямитель

 

 

ВСД -6:

 

а — схема

соединения селенового

выпрями­

теля

ВСД-6; б — схема

селенового выпря­

мительного

элемента;

в — столб

селеново­

го выпрямителя; 1 — стальное

основание;

2

запирающий слой; 3 — слой

селена; 4 —

катодный

сплав;

5 *— контактный зажим;

6

— селеновый элемент; 7 — шпилька; К Н —

клеммный

набор;

ВС — столб

селенового

 

выпрямителя, ЗА, 4А, — 1 ,- 2 — зажимы.

в

столба, которые смонтированы на двух горизонтальных изоляци­ онных панелях, укрепленных на двух П-образных вертикальных столбах. Над столбами на отдельной изоляционной доске распо­ ложены зажимы для присоединения выпрямителя к питающей се­ ти, обмотке возбуждения тормозного генератора и цепям управ­ ления и защиты.

Конструктивно выпрямитель смонтирован вместе с регулиро­ вочным сопротивлением обмотки возбуждения выхревого генера­ тора. Сопротивление это состоит из трех секций, установленных на тех же П-образных стойках, что и выпрямитель. Выводы со­ противления смонтированы на клеммной доске.

При включении выпрямителя после продолжительного хране­ ния его на складе или длительного перерыва в работе имеет место увеличение обратного тока (расформовка). В этом случае на по­ верхности селеновых выпрямителей может произойти искрение, сопровождающееся потрескиванием. Вследствие расформовки вы­ прямителя в момент включения потребляют значительный ток, в 5—10 раз превышающий номинальный. Обычно через 3—4 мин сила тока снижается до нормальной величины. Это явление не яв­

82


ляется признаком неисправности прибора. Однако перед установ­ кой на кране селеновых выпрямителей, длительно хранящихся на складе, следует включить выпрямитель на напряжение, равное 50% номинального, и лишь по истечении 1 ч поднять его до номи­ нальной величины.

На выводах столба селенового выпрямителя цветными полос­ ками обозначена полярность: красной полоской—положительная; синей — отрицательная; желтой полоской показана клемма под­ ключения переменного напряжения.

АППАРАТЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫКАНИЯ

ИЗАМЫКАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

ИОСВЕЩЕНИЯ КРАНОВ

Для нечастых переключений цепей управления и освещения в схемах башенных кранов применяют кнопки управления, выклю­ чатели управления, пакетные выключатели и универсальные пере­ ключатели.

Кнопки управления служат для замыкания и размыкания це­ пей катушек контакторов, магнитных пускателей и реле, а также для включения звукового сигнала.

Выключатели управления бывают с ручным и педальным (нож­ ным) приводом.

Выключатели с ручным приводом используются для отключе­ ния линейного контактора; их обычно называют аварийными вы­ ключателями.

Педальные выключатели применяют для управления посадоч­ ной скоростью грузовых лебедок в схеме противовключения. Кон­ такты выключателей управления рассчитаны на ток до 10а.

Пакетные выключатели применяют в схеме кранов для включе­ ния цепей управления и освещения. С помощью пакетных выклю­ чателей производится включение рабочего освещения и нагрева­ тельных приборов.

Универсальные переключатели— многоцепные электрические аппараты, применяемые для нечастых переключений электри­ ческих цепей.

На башенных кранах, у которых предусмотрено управление ме­ ханизмами из кабины или с переносного монтажного пульта, уни­ версальные переключатели используют для переключения схемы крана на пульт или кабину. На некоторых кранах (МБТК-80, МСТК-90) переключатели применены в качестве командоаппаратов для управления магнитными контроллерами.

ТОКОПРИЕМНИКИ

По принципу работы токоприемники башенных кранов делят на кольцевые и бескольцевые.

С помощью токоприемника электрооборудование вращаю­ щейся части крана связано с внешней сетью и электроаппарата­ ми, установленными на неподвижной части крана.

6*

83


Конструкция кольцевого токоприемника напоминает щеточный контакт фазного ротора электродвигателя переменного тока. Она состоит из медных или латунных колец и угольных щеток с при­ жимными пружинами. К кольцам и щеткам подключены провода электрических цепей. На каждую цепь устанавливается отдельное кольцо со щетками. Число колец токоприемника зависит от элек­ трической схемы крана и может доходить до 18. Кольца и щетки изолируются от металлоконструкции крана, а весь токоприемник закрывается защитным кожухом.

Бескольцевой токоприемник представляет собой шлейф из гиб­ ких проводов, связывающих клеммы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Провода пропущены через специаль­ ную трубу, установленную по оси вращения на неповоротной час­ ти крана.

Длина проводов выбирается достаточной для двух полных обо­ ротов крана (720°) в обе стороны от начального положения.

Бескольцевой токоприемник применяется в большинстве башен­ ных кранов, так как он значительно проще и надежней кольце­ вого.

При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником сле­ дует систематически наблюдать за работой ограничителя пово­ рота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА КРАНА КБ-100.1

Силовая цепь. Для присоединения крана к внешней электричес­ кой сети включают портальный рубильник ЯВ, автомат А и пакет­ ный выключатель 1ВП (рис.. 37).

От портального рубильника ЯВ питание поступает на поворот­ ную платформу через бескольцевой токоприемник. Соединение обмоток электродвигателей (за исключением двигателя ТС гидро­ толкателя тормоза стреловой лебедки) и включение цепей осве­ щения и управления производятся аналогично крану КБ-60.

Двигатель ТС переключают с помощью промежуточного реле 1РП. При напряжении 380 в реле включается согласно схеме, при­ веденной на рис. 37, а, при напряжении 220 в реле 1РП вручную переводят в положение «включено», заклинивают в этом положе­ нии, а катушку реле отключают от сети. Тормозные электромаг­ ниты включаются в цепь управления и отдельно не переключа­ ются.

Управляют электродвигателями с помощью магнитных конт­ роллеров.

Для регулирования скорости грузовой лебедки использован ви­ хревой тормозной генератор.

Цепи управления. В цепи управления (рис. 37, б) входят цепи катушек промежуточных реле ІРП и 2РП, цепи тормозных элек­ тромагнитов и электрогидравлических толкателей, цепь катуш­

84