ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
лей применяют только в цепях сигнализации. Контакты конечных выключателей рассчитаны на небольшие токи, их можно включать в цепи управления катушек контакторов и реле.
По принципу работы конечные выключатели разделяют на ры чажные, срабатывающие при действии на них специальных от ключающих устройств, и приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворо та вала выключателя на определенный угол (после определенного числа оборотов, совершенного валом механизма).
На кранах применяются рычажные выключатели серии КУ и приводные серин ВУ.
Рычажный выключатель состоит из установленных в корпусе двух кулачковых элементов и кулачкового барабана, соединен ного с рычагом. Рычаг может устанавливаться в различные по ложения относительно корпуса.
Рычажные выключатели бывают в трех исполнениях, различа ющихся приводным механизмом. Выключатель марки КУ-501 имеет рычаг с самовозвратом и фиксацией в нулевом положении.
Барабан выключателя имеет положения: выключенное влево, нулевое и выключенное вправо. У выключателя марки КУ-504 вместо рычага на валу установлен сектор с тремя фиксированны ми положениями, без самовозврата. Выключатель КУ-503 имеет рычаг с противовесом и связанный с рычагом груз. Рычаг этого выключателя фиксируется в крайних положениях, а барабан име ет два положения. У выключателя КУ-506 на общем валу укреп лены два рычага, фиксирующихся в крайних положениях, при двух положениях кулачкового барабана.
Приводной конечный выключатель марки ВУ-250 имеет встро енный редуктор с передачей 1 : 50. На валу редуктора установле ны регулируемые кулачковые шайбы, которые замыкают и размы кают контакты выключателя при заданном'числе оборотов.
В схемах башенных кранов нередко применяют выключатели других типов, отличающиеся малыми габаритами и небольшим перемещением отключающих рычагов (штоков).
СЕЛЕНОВЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ
Селеновые выпрямители предназначены для преобразования переменного тока в постоянный.
Постоянный ток нужен для питания обмотки возбуждения ви хревого тормозного генератора, цепей управления катушек кон такторов и вспомогательных обмоток магнитного усилителя. На кранах устанавливают селеновые выпрямители ВСД-4 или ВСД-6 (рис. 36), различающиеся величиной выпрямленного тока. Выпря митель состоит из четырех столбов, собранных из селеновых эле ментов по однофазной мостовой схеме, позволяющей использо вать оба полупернода питающего переменного тока.
6—1640 |
81 |
Селеновый элемент — квадратная алюминиевая шайба разме ром ЮОХЮО мм, покрытая с одной стороны слоем селена и ка тодного сплава. Такой элемент обладает односторонней проводи мостью: пропускает ток от основного элемента к катодному спла ву и задерживает его от движения в обратном направлении. Эле менты нанизаны на изолированные шпильки и собраны в четыре
Рис. |
36. |
Селеновый выпрямитель |
||
|
|
ВСД -6: |
|
|
а — схема |
соединения селенового |
выпрями |
||
теля |
ВСД-6; б — схема |
селенового выпря |
||
мительного |
элемента; |
в — столб |
селеново |
|
го выпрямителя; 1 — стальное |
основание; |
2 |
— запирающий слой; 3 — слой |
селена; 4 — |
||
катодный |
сплав; |
5 *— контактный зажим; |
||
6 |
— селеновый элемент; 7 — шпилька; К Н — |
|||
клеммный |
набор; |
ВС — столб |
селенового |
|
|
выпрямителя, ЗА, 4А, — 1 ,- 2 — зажимы. |
в
столба, которые смонтированы на двух горизонтальных изоляци онных панелях, укрепленных на двух П-образных вертикальных столбах. Над столбами на отдельной изоляционной доске распо ложены зажимы для присоединения выпрямителя к питающей се ти, обмотке возбуждения тормозного генератора и цепям управ ления и защиты.
Конструктивно выпрямитель смонтирован вместе с регулиро вочным сопротивлением обмотки возбуждения выхревого генера тора. Сопротивление это состоит из трех секций, установленных на тех же П-образных стойках, что и выпрямитель. Выводы со противления смонтированы на клеммной доске.
При включении выпрямителя после продолжительного хране ния его на складе или длительного перерыва в работе имеет место увеличение обратного тока (расформовка). В этом случае на по верхности селеновых выпрямителей может произойти искрение, сопровождающееся потрескиванием. Вследствие расформовки вы прямителя в момент включения потребляют значительный ток, в 5—10 раз превышающий номинальный. Обычно через 3—4 мин сила тока снижается до нормальной величины. Это явление не яв
82
ляется признаком неисправности прибора. Однако перед установ кой на кране селеновых выпрямителей, длительно хранящихся на складе, следует включить выпрямитель на напряжение, равное 50% номинального, и лишь по истечении 1 ч поднять его до номи нальной величины.
На выводах столба селенового выпрямителя цветными полос ками обозначена полярность: красной полоской—положительная; синей — отрицательная; желтой полоской показана клемма под ключения переменного напряжения.
АППАРАТЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫКАНИЯ
ИЗАМЫКАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
ИОСВЕЩЕНИЯ КРАНОВ
Для нечастых переключений цепей управления и освещения в схемах башенных кранов применяют кнопки управления, выклю чатели управления, пакетные выключатели и универсальные пере ключатели.
Кнопки управления служат для замыкания и размыкания це пей катушек контакторов, магнитных пускателей и реле, а также для включения звукового сигнала.
Выключатели управления бывают с ручным и педальным (нож ным) приводом.
Выключатели с ручным приводом используются для отключе ния линейного контактора; их обычно называют аварийными вы ключателями.
Педальные выключатели применяют для управления посадоч ной скоростью грузовых лебедок в схеме противовключения. Кон такты выключателей управления рассчитаны на ток до 10а.
Пакетные выключатели применяют в схеме кранов для включе ния цепей управления и освещения. С помощью пакетных выклю чателей производится включение рабочего освещения и нагрева тельных приборов.
Универсальные переключатели— многоцепные электрические аппараты, применяемые для нечастых переключений электри ческих цепей.
На башенных кранах, у которых предусмотрено управление ме ханизмами из кабины или с переносного монтажного пульта, уни версальные переключатели используют для переключения схемы крана на пульт или кабину. На некоторых кранах (МБТК-80, МСТК-90) переключатели применены в качестве командоаппаратов для управления магнитными контроллерами.
ТОКОПРИЕМНИКИ
По принципу работы токоприемники башенных кранов делят на кольцевые и бескольцевые.
С помощью токоприемника электрооборудование вращаю щейся части крана связано с внешней сетью и электроаппарата ми, установленными на неподвижной части крана.
6* |
83 |
Конструкция кольцевого токоприемника напоминает щеточный контакт фазного ротора электродвигателя переменного тока. Она состоит из медных или латунных колец и угольных щеток с при жимными пружинами. К кольцам и щеткам подключены провода электрических цепей. На каждую цепь устанавливается отдельное кольцо со щетками. Число колец токоприемника зависит от элек трической схемы крана и может доходить до 18. Кольца и щетки изолируются от металлоконструкции крана, а весь токоприемник закрывается защитным кожухом.
Бескольцевой токоприемник представляет собой шлейф из гиб ких проводов, связывающих клеммы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Провода пропущены через специаль ную трубу, установленную по оси вращения на неповоротной час ти крана.
Длина проводов выбирается достаточной для двух полных обо ротов крана (720°) в обе стороны от начального положения.
Бескольцевой токоприемник применяется в большинстве башен ных кранов, так как он значительно проще и надежней кольце вого.
При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником сле дует систематически наблюдать за работой ограничителя пово рота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА КРАНА КБ-100.1
Силовая цепь. Для присоединения крана к внешней электричес кой сети включают портальный рубильник ЯВ, автомат А и пакет ный выключатель 1ВП (рис.. 37).
От портального рубильника ЯВ питание поступает на поворот ную платформу через бескольцевой токоприемник. Соединение обмоток электродвигателей (за исключением двигателя ТС гидро толкателя тормоза стреловой лебедки) и включение цепей осве щения и управления производятся аналогично крану КБ-60.
Двигатель ТС переключают с помощью промежуточного реле 1РП. При напряжении 380 в реле включается согласно схеме, при веденной на рис. 37, а, при напряжении 220 в реле 1РП вручную переводят в положение «включено», заклинивают в этом положе нии, а катушку реле отключают от сети. Тормозные электромаг ниты включаются в цепь управления и отдельно не переключа ются.
Управляют электродвигателями с помощью магнитных конт роллеров.
Для регулирования скорости грузовой лебедки использован ви хревой тормозной генератор.
Цепи управления. В цепи управления (рис. 37, б) входят цепи катушек промежуточных реле ІРП и 2РП, цепи тормозных элек тромагнитов и электрогидравлических толкателей, цепь катуш
84