Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При включении первой позиции спуска замыкаются контакты 3 и 2 командоконтроллера.

Контакт 3 замкнет участок цепи катушки С, однако контакт РТ токового реле разомкнется и контактор С не включится. Контакт 2 включит контактор генератора. Силовые обмотки и обмотка ОУ усилителя будут включены в цепь. Когда ток в катушке РТ до­ стигнет За, реле сработает и включит контактор С, подающий пи­ тание на двигатель и тормоз. При этом в цепь ротора введено полное сопротивление СП, а обмотка ротора включена на две фазы.

Во второй позиции контактором 6 командоконтроллера замыка­ ется цепь добавочного сопротивления ДС4, которое уменьшает величину тока, протекающего через обмотку ОУ.

В третьей позиции отключается контактор генератора и вклю­ чается контактор 2У, который замыкает вторую ступень сопро­ тивления СП и размыкает цепь реле РУ. Реле'с выдержкой вре­ мени включает контактор ЗУ, замыкающий последнюю ступень сопротивления ротора.

Катушка ЗУ питается по двум цепям: через контакт 5 командо­ контроллера и через блок-контакты С, ЗУ и контакт РТ. По вто­ рой цепи катушка ЗУ получает питание, пока нарастает ток воз­ буждения до величины 3 а при возвращении контроллера во вто­ рую позицию.

Привод грузовой лебедки крана КБ-160.2 является более совер­ шенным по сравнению с аналогичным приводом лебедок кранов КБ-60 и КБ-100.1.

Регулирование тока возбуждения обеспечивает получение бо­ лее устойчивых скоростей лебедки, повышает полезную нагрузку генератора, уменьшает нагрев двигателя, генератора и пускорегу­ лирующего сопротивления и снижает расход электроэнергии.


РАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ

МОНТАЖ БАШЕННЫХ КРАНОВ

На строительную площадку башенный кран доставляют авто­ транспортом в разобранном виде.

Краны старых конструкций с неповоротной башней типа СБК-1, БКСМ-5-5А при транспортировании разбирают на большое коли­ чество узлов и перевозят по частям. Для монтажа (демонтажа) этих кранов требуются специальные якорные устройства и вспо­ могательные грузоподъемные средства. На монтаж уходит 10— 15 дней. Поэтому краны с непйворотной башней с точки зрения их монтажных качеств являются немобильными.

Разборка крана на узлы при демонтаже и последующая сборка при монтаже требуют больших затрат времени и приводят к сни­ жению надежности и долговечности узлов крана.

Переход на создание кранов с поворотной башней позволил повысить мобильность кранов и снизить затраты на монтаж их. Мобильные башенные краны поступают на место установки, как правило, в собранном виде со сложенными башней и стрелой без демонтажа канатов оборудования. Для монтажа этих кранов поч­ ти не требуется дополнительных грузоподъемных средств и яко­ рей, так как краны монтируются с помощью собственных меха­ низмов и при монтаже обладают достаточной собственной устой­ чивостью.

Кроме того, при переводе мобильных кранов из транспортного положения в рабочее почти не приходится прибегать к опасным и трудоемким верхолазным работам. Все это позволяет сократить время монтажа до 1—2 смен.

Способы монтажа и демонтажа кранов оказывают существен­ ное влияние на эксплуатационные показатели башенного' крана: чем быстрее монтаж, тем ниже его стоимость и тем выше сте­ пень использования крана непосредственно на строительстве.

В настоящее время монтаж кранов с неповоротной башней осу­ ществляется такими основными способами: укрупненными узла­ ми с помощью рабочей стрелы; с помощью монтажной стрелы; с помощью «падающей» стрелы.

Для монтажа кранов этими способами требуются автомобиль­ ные краны грузоподъемностью 3 и 5 тс и якоря для закрепления монтажных расчалок.

Способ монтажа кранов с поворотной башней состоит в том, что собственными крановыми механизмами поднимают полностью смонтированную башню, сложенную со стрелой. У кранов с мно­ госекционной башней (например у крана КБ-160.2) башню мон­

92


тируют без дополнительных секций, затем их подращивают по ме­ ре возведения здания.

Монтаж крана нужно выполнять строго в соответствии с «Ин­ струкцией по эксплуатации крана», приложенной к крану, соблю­ дая все требования техники безопасности.

Ускоренный монтаж и демонтаж кранов

Способ монтажа и демонтажа башенных кранов с помощью «падающей» мачты имеет значительные преимущества перед спо­ собом монтажа, рекомендуемым заводами-изготовителями. Он позволяет сократить сроки монтажа и демонтажа крана на 40— 50%; почти полностью ликвидировать опасные, трудоемкие верхо­ лазные работы; знать точный вес балласта противовеса, так как есть возможность без особого труда уложить железобетонные блоки с тарированным весом; сократить длину монтажа каната на 25—30%; кроме того отпадает необходимость в якорном ка­ нате и боковых расчалках; исключается, возможность аварии или недогруза якоря: представляется возможность следить за подъе­ мом башни, в любой момент приостановить подъем и осмотреть систему полиспаста, такелажные приспособления и т. д.; повыша­ ется безопасность производства монтажных работ, так как управ­ ление монтажом производится дистанционно и рабочие монтаж­ ной бригады во время работы находятся вне зоны подъема крана.

Если раньше для монтажа кранов, например СБК.-1, применя­ лись лебедки с двигателем мощностью 16 кет, то теперь пользуют­ ся двигателем мощностью 2,8 кет, что облегчает монтаж кранов на строительных площадках.

Исключается необходимость в опасной и трудоемкой операции по установке башни на домкраты для приведения ее в вертикаль­ ное положение. При методе монтажа с «падающей» мачтой баш­ ня стремится наклониться в сторону противовеса, загружен­ ного балластом,, так как при этом опрокидывающий момент на многих кранах больше восстанавливающего.

Автокраны в процессе монтажа используются лишь короткое время.

Из-за ликвидации верхолазных работ отпадает надобность в высококвалифицированных монтажниках-верхолазах. Число ра­ бочих в бригаде сокращается на 1—2 человека. Дополнительные работы незначительны, и их можно осуществить в механических мастерских.

При .внедрении метода монтажа кранов с помощью «падаю­ щей» мачты на одном перебазировании крана СБК-1 экономится

110рублей.

В1969 г. ЦНИИОМТП разработал и внедрил на стройках ме­

тод монтажа-демонтажа в строительстве немобильных башенных кранов типа БКСМ с помощью шевра и крановых лебедок. Этот метод разработан с целью замены применяющихся в настоящее

93


время способов монтажа кранов, предусмотренных заводскими инструкциями по эксплуатации, а также метода монтажа с по­ мощью «падающей» мачты.

Оснастка для безъякорного монтажа башенных кранов состоит из шевра, его опор, подкрановой балки и двух полиспастов — мон­ тажного и расчалыюго.

Рис. 39. Монтажный шевр:

/ — стойки; 2 — верхняя поперечная ферма; 3 — нижняя поперечная ферма;

— опора.

Рис. 40. Подкрановая балка;

1 — обоймы блоков монтажного полис­ паста; 2 — направляющие; 3 — запорные штыри.

Монтажный шевр (рис. 39) сборной конструкции устанавлива­ ется на шпалы рельсового подкранового пути с помощью опор. Секции стоек соединяются между собой, а также с поперечными фермами с помощью пальцев и проушин. Такая конструкция сты­ ков облегчает сборку и разборку шевра и позволяет складывать стойки длиной до 7 м для перевозки их в кузове автомашины.

Подкрановая балка (рис. 40) сварная, прямоугольного сечения, из швеллеров № 30, несет по концам обоймы блоков монтажного полиспаста. Своими коробчатыми направляющими балку заводят в окна между швеллерами портальной рамы крана и подвешива­ ют к ней с помощью запорных штырей.

Техническая характеристика оснастки для безъякорного монтажа башенных кранов БКСМ-5-5А

Длина шевра, м .................................................................

 

25

Вес шевра,. т • .................................................................

 

6

Диаметр монтажного и расчалыюго канатов, мм

19,5

Длина монтажного каната, м ........................................

400

Длина расчалыюго каната,

м ........................................

140

Вес подкрановой балки, т .........................................

 

8

Длина монтажной площадки

(минимальная), м

30

94


Безъякорный монтаж башенных кранов БКСМ осуществляют четырьмя основными этапами: сборка крана и монтажной ос­ настки, подъем шевра, подъем крана, разборка монтажной ос­ настки.

Последовательные положения крана и оснастки в ходе монта­ жа показаны на рис. 41.

Монтаж начинают со сборки крана. На рельсовом подкраноном пути устанавливают и кре­ пят противоугонными захватами тележки крана и раму портала. Портал и башню крана, включая поворотную и неповоротную го­ ловки, собирают в обычном поряд­ ке с помощью автокрана и мон­ тажных козел. Затем к поворот­ ной головке сбоку подвешивают кабину крановщика, снизу — кон­ соль, а сверху— стрелу в сборе с грузовой кареткой и обоймой стрелового полиспаста, причем пальцы соединения стрелы с го­ ловкой заменяют новыми, удли­ ненными, с посадочными местами для крепления коушей расчального полиспаста. На нижней секции

башни

устанавливают и закреп­

 

 

 

 

 

 

 

ляют специальную

подставку, на

 

 

 

 

 

 

 

которую опирается главная часть

 

 

 

 

 

 

 

стрелы.

 

 

 

консоли

кре­

Рис. 41. Последовательность безъя-

К противовесной

корного монтажа башенного крана

пят железобетонные блоки

бал­

БКСМ -5-5А с помощью шевра:

ласта,

которые,

помимо

крепле­

а — сборка крана

и монтажной оснаст-

кн;

о — подъем

шевра;

в.

г — подъем

ния хомутами, обвязывают

дву­

крана;

/ — монтируемый

кран; 2— рель­

совый

подкрановый путь;

3 — расчаль-

мя

канатными

 

стропами

с

ный

полиспаст; 4 — подставка под стре­

натяжными

устройствами.

Для

лу;

5 — канатные

стропы;

6 — подкрано­

вая

балка; 7 — монтажный

шевр;

8 —

этого

к

противовесной

консоли

опоры

шевра; 9 — канатные

связи;

10

низкие

монтажные козлы;, И — монтаж­

заранее

приваривают

четыре

 

 

ный

полиспаст.

 

 

проушины

из

листовой

ста­

 

 

 

 

 

 

 

ли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под раму портала поперек подкранового пути заводят монтаж­ ную подкрановую балку с блоками монтажного полиспаста; ее крепят к швеллерам рамы, смещая от середины к проушинам пор­ тала. При монтаже подкрановая балка может быть уложена на рельсовый путь до сборки портальной рамы. Под раму портала, в месте ее стыка, подставляют в распор деревянные стойки, после

95