Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стрелы и башни. Поэтому при неправильно отрегулированных тормозах лебедки могут не удержать башню и стрелу от падения.

Демонтаж башенных кранов производится в порядке, обратном монтажу. Однако, в некоторых случаях эта последовательность нарушается, например, при демонтаже крана в стесненных усло­ виях.

При возведении зданий сложной конфигурации кран по окон­ чании строительства может оказаться между близко расположен­ ными крыльями зданий. Предусмотренный метод демонтажа на монтажной площадке становится невозможным. В этом случае демонтируемый кран нужно разобрать на узлы с помощью стре­ лового или другого башенного крана.

Если демонтаж крана наплощадке невозможен только из-за того, что на ней нельзя установить расчалки и якоря, тогда необ­ ходимо использовать в качестве якорей элементы возведенного здания.

Если указанные способы не могут быть использованы, тогда рихтуют пути, устраивают криволинейные участки или пересека­ ющиеся пути, а затем разворачивают кран на 90° и передвигают в такое положение, при котором обеспечивается возможность нор­ мального демонтажа.

УСТРОЙСТВО ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Мобильность башенных кранов зависит от их конструкции, сро-' ков перебазирования и от транспортабельности подкрановых рельсовых путей.

Затраты на устройство подкрановых путей значительно увели­ чивают стоимость эксплуатации башенных кранов и в конечном итоге стоимость строительства.

В практике строительных организаций для башенных кранов используются подкрановые пути из инвентарных секций на дере­ вянных лолушпалах, из инвентарных дерево-металлических и железобетонных секций.

Более новым типом являются подкрановые пути на шпалахоболочках.

УКЛАДКА, РАЗБОРКА И ПЕРЕВОЗКА РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Средства механизации, применяемые при производстве работ по укладке рельсового пути, указаны в табл. 4.

Перед укладкой в полушпалах просверливают отверстия диа­ метром 12 мм на глубину 100—150 мм для путевых шурупов или костылей. Поверхности отверстий обрабатывают антисептичес­ ким составом. Без предварительного сверления отверстий в полу­ шпалы можно забивать костыли из березы или древесины хвой­ ных пород.

Укладывают полушпалы на подготовленный балластный

слой

с соблюдением всех правил ^Инструкции по устройству,

экс­

плуатации и перевозке рельсовых путей для строительных башен­ ных кранов» (СН 78—67).

На звено пути длиной 12,5 м укладывают три металлические стяжки, прикрепляемые к рельсу. Стык рельсов устраивают меж­ ду полушпалами, зазор в стыках должен быть не более 6 мм.

Рельсы между собой соединяют накладками, установленными с ’ двух сторон с помощью болтов, гаек и прижимов.

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте не должно превышать 2 мм.

Размер колеи проверяют через каждые 6 м на всем протяже­ нии рельсового пути специальным шаблономъ горизонтальность на таком же протяжении — нивелировкой.

Допускаемый продольный и поперечный уклон пути должен быть не более 0,004.

При проверке размера колеи, прямолинейности и горизонталь­ ности производится выправление пути.

107


Средства механизации

Экскаваторы с ковшом емкостью 0,15— 0,25 -и3 Бульдозеры (бульдозеры-погрузчики) мощностью 74—75 л. с.

Катки вибрационные прицепные весом 3— 6 т Погрузчики тракторные пли пневмо­

колесные мощностью 74— 100 л. с. Автомобильные краны грузоподъем­ ностью 3— 6,3 г Автосамосвал грузоподъемностью до 7 т

Автотягачи типа ЗИЛ или МАЗ Одноосные прицепы-роспуски (лесово­ зы)

Полуприцепы-платформы Автомобили бортовые типа ГАЗ или ЗИЛ

Электросварочный аппарат

Компрессор производительностью до 5— 9 м3/мин с отбойными молотками

Подогреватели моторные

Таблица 4

Выполняемые операции

Подготовка земляного полотна

То же

Устройство балластного слоя

Погрузка, разгрузка и укладка конст­ рукций пути Перевозка балласта, шпал и рельсо­ вых скреплений

Перевозка конструкций пути То же

Перевозка инструментов, приспособле­ ний, рельсовых скреплений, тупиковых упоров и средств для устройства за­ земления Устройство заземления

Разборка пути зимой

То же

Площадь между полушпалами и их торцами засыпают балласт­ ным материалом на высоту 50 мм.

Бровки балластной призмы выравнивают параллельно рельсо­ вой нити, сохраняя одинаковый наклон откоса на всем протяже­ нии пути.

Разборку рельсового пути выполняют в обратной последова­ тельности относительно устройства пути с применением тех же средств механизации. ^

Если кран эксплуатируется на одном из участков разбираемого рельсового пути, то последним разбирается звено, к которому присоединена система заземления.

С целью облегчения разборки рельсового пути в зимнее время под полушпалами при монтаже пути укладывают изолирующие прокладки (руберойд, толь, картон и другие материалы, пропи­ танные битумом) или же нижнюю и боковые поверхности полушпал покрывают водоотталкивающим составом.

При разборке пути полушпалы обогревают подогревателем или пропитывают балласт водным раствором технической поваренной соли.

Балласт пропитывают по периметру предварительно очищен­ ных от снега и льда полушпал соляным раствором не ранее чем за 20 ч до начала разборки рельсовых путей при среднесуточной температуре воздуха не ниже минус 25°С.

108


При температуре воздуха до минус 20°С принимают 30%-ную концентрацию раствора, а при минус 25°С концентрация раство­ ра должна быть 30—35%-ной. Для пропитки балласта на одну полушпалу необходимо 2—2,5 л соляного раствора.

Если примерзшие полушпалы отрывать с помощью домкратов, то предварительно необходимо очистить их от снега и льда, а также обколоть мерзлый балласт отбойным молотком по пери­ метру полушпал.

Не разрешается отрывать полушпалы кранами, а также уда­ рять по полушпалам кувалдой.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ

Перед началом смены машинист крана должен визуально ос­ мотреть путь, особенно стояночное звено и убедиться в их исправ­ ности.

При односменной работе крана состояние рельсового пути про­ веряют не реже одного раза в две недели, при двух-, трехсменной работе — один раз в неделю. При проверке необходимо осматри­ вать состояние рельсов, рельсовых скреплений, полушпал, бал­ ласта, тупиковых упоров и ограничительных линеек, а также размер колеи, расположение рельсов в вертикальной плоскости и параллельность рельсов в горизонтальном 'направлении. При проверке определяют плавность передвижения крана, упругость посадки и прямолинейность пути.

Нивелиром проверяют горизонтальность рельсового пути не реже одного раза в месяц, а весной, в период оттаивания грун­ та, а также после ливневых дождей — каждую неделю.

В зимнее время все полотно рельсового пути и водоотводные канавы очищают от снега, а во время таяния его водоотводные канавы особенно тщательно очищают.

При проверке состояния рельсовых путей восстанавливают про­ филь поперечного сечения балластной призмы, снимают зарос­ ший и загрязненный слой балласта и засыпают чистым материа­ лом, подштопывают просевшие и зависшие полушпалы, заменяют поломанные и гнилые полушпалы, подтягивают ослабленные шу­ рупы или забивают ослабленные костыли. При обнаружении по­ гнутых накладок и подкладок их сразу заменяют, подтягивают ослабленные стыковые соединения рельсов и соединения с рель­ сами, очищают от грязи и смазки рельсы, накладки, открытые пе­ ремычки заземления в местах стыков, сметают балласт с верхней постели полушпал, подкладок и рельсов, а также укрепляют ин­ вентарные тупики и выключающие линейки.

Болтовые соединения смазывают при устройстве пути, а также периодически, но не реже двух раз в год, в особенности весной и осенью.

При обнаружении просадок рельсового пути выправляют его с помощью специальных домкратов, устанавливаемых непосред-

109


ственно под рельс для равномерного подъема просевшего участка рельса. ...

Для устранения дефектов рельсов электрическую или газовую сварки не применяют, рельс полностью заменяют.

Невозможно эксплуатировать кран на рельсовом пути при по­ перечном или продольном уклоне более 0,01, при смещении тор­ цов стыкуемых рельсов в плане и по высоте более 3 мм, при .сме­ щении рельсов от проектной оси пути более чем ± 3 мм, а также при упругой просадке рельсовых нитей по колесам груженого крана более чем 5 мм.

Запрещается эксплуатировать кран при обнаружении поломок полушпал, а также если полушпалы не прикреплены к рельсу или прикреплены неполным количеством костылей (путевых шуру­ пов), при отсутствии балласта между полушпалами и с торнов их„ а также тупиковых упоров и выключающих линеек.

Не разрешается складировать на рельсовых путях строитель­ ные материалы, проезжать автотранспортом и другими машина­ ми. Для проезда транспорта устраивают переезд по специальному проекту.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ, УСТАНОВКА ТУПИКОВЫХ УПОРОВ И ВЫКЛЮЧАЮЩИХ ЛИНЕЕК

Рельсовый путь заземляют в зависимости от системы энерго­ снабжающей сети — глухозаземленной или изолированной ней­ тралью трансформаторов (генераторов).

При глухозаземленной нейтрали заземление выполняется пу­ тем соединения металлоконструкций и рельсовых путей крана-с заземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.

Для этого необходимо проложить соединительный проводник между пунктом подключения (распределительным щитом, ру­ бильником и т. д.) и рельсовыми путями, концы проводника при­ варивать к корпусу подключательного пункта и к рельсу. Кор­ пус пункта подключения присоединяют к нулевому проводу пита­ ющей линии.

С помощью электросварки приваривают перемычки между все­ ми стыками рельсов, а также между двумя нитками рельсов в на­ чале и конце пути, затем повторно заземляют нулевой провод и присоединяют его к рельсам.

Не делают повторное заземление ,в том случае, когда питание крана осуществлено посредством четырехжильного шлангового кабеля от отдельной передвижной электростанции, находящейся на расстоянии не более 50 м и имеющей собственное заземляю­ щее устройство. В этом случае нулевой провод кабеля соединяют с нитками рельсов.

Перемычки между стыками рельсов, а также соединительные проводники выполняют из круглой стали диаметром 6—9 мм

ПО


или полосовой стали толщиной ие менее 4 жл и сечением не ме­ нее 48 лш2.

Приваривают перемычки по нейтральной оси рельсов на рас­ стоянии не менее 500 мм от их концов.

Повторное заземление выполняют в виде очагов из трех стерж­ ней, расположенных по треугольнику, или ряда отдельных верти­ кально погруженных или горизонтально проложенных заземли-

телей. Расстояние между

заземлителями составляет не

менее

3 м.

из некондиционных стальных

труб

Заземлители выполняют

диаметром 50—75 мм и длиной 2,5—3 м или из уголковой стали 50X50 и 60X60 мм, которые свариваются между собой металли­ ческими перемычками на 150 мм ниже уровня грунта.

Повторное заземление имеет сопротивление тока не более 10 ом. Повторное заземление с помощью двух проводников сое­ диняют с рельсами электросваркой. Все проводники под землей соединяют сваркой внахлестку. Качество сварки проверяют уда­ рами молотка. Сварные швы покрывают битумом.

Рельсовые пути, устроенные на нетокопроводящем основании, заземляют в предварительно обработанной поваренной солью почве путем поочередной укладки слоев соли и земли толщиной 1 см вокруг заземлителя. Каждый слой соли и земли поливают водой из расчета 1—1,5 л на 1 кг соли.

В качестве естественных заземлителей на стройплощадке мо­ гут быть использованы проложенные в земле металлические во­ допроводные стальные трубы или металлоконструкции зданий, имеющие соединение с землей. Заземляющими проводниками не могут служить конструкции, изготовленные из чугуна, а также временные трубопроводы, уложенные на поверхности строитель­ ных площадок.

При изолированной нейтрали заземление осуществляют либо путем присоединения рельсовых путей к заземляющему контуру питающей подстанции, либо путем выполнения местного очага заземления с сопротивлением не более 4 ом, к которому с по­ мощью электросварки присоединяют рельсовые пути.

При выполнении заземления рельсового пути проверяют сопро­ тивление растеканию тока заземляющей системы. Если сопротив­ ление заземления не удовлетворяет приведенные выше требова­ ния, тогда забивают дополнительные заземлители или обрабаты­ вают грунт вокруг каждого заземлителя 2—3%-ным раствором соли.

На концах рельсовых путей на расстоянии не менее 1500 мм от концов рельсов устанавливают и приваривают 4 инвентарных тупиковых упора так, чтобы буферная часть крана одновременно касалась амортизаторов обоих тупиковых упоров.

Применяют также и инвентарные тупики других конструкций, рассчитанных на восприятие удара крана, движущегося с пре­ дельным рабочим грузом.

i l l