Файл: Жангериев Ю.А. Кредиты по обороту и в основные фонды.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
вого участия кредита и собственных средств в оплате материа лов.
Однако и новое положение имеет существенные недостатки. Сохраняется искусственный характер кредитных отношений, у предприятий собственные оборотные средства изымаются бан ком и в виде кредитов по обороту возвращаются. При этом раз мер долевого участия кредита в нормативе оборотных средств устанавливается также условно. Никакой дифференциации до левого участия также не предусматривается, в результате чего кредитом покрывается не только изменяющаяся часть оборотных средств, но и часть постоянных неснижающихся запасов.
При наличии у предприятия просроченных ссуд свыше 30 дней оплата по специальному ссудному счету ограничивается раз мером поступлений выручки. Против ранее действовавшего поло
жения— прекращения |
оплаты после 10 дней просроченных |
ссуд |
предусмотрена льгота, |
т. е. на 20 дней отсрочена санкция |
для |
всех предприятий, не только хорошо работающих. Однако и пос ле 30 дней просроченных ссуд не исчезают колебания оборотных средств предприятий. Значит, ограничение оплаты будет способ ствовать образованию неплатежей, внеплановому перераспреде лению оборотных средств предприятий. В этом случае предприя тия, кредитующиеся по обороту, попадают в более тяжелое поло жение по сравнению с некредитующимися по обороту.
Новое положение предусматривает оплату после 30 дней просроченных ссуд в пределах контрольной цифры, т. е. в преде лах изъятых собственных средств предприятий. Такая мера юри дически правомерна. Ссуды в пределах изъятых на доброволь ных началах собственных оборотных средств предприятий нельзя юридически признать просроченными, если они даже учи тываются на счете просроченных ссуд.
Выше уже указывалось, что ограничение в выдаче ссуд пред приятиям из-за применения санкций не достигает цели. В пер вую очередь от этого страдают другие предприятия, так как свя зи с данным предприятием они не могут сразу прервать.
В виде санкции ограничение выдач ссуд со специального ссуд ного счета производится при снятии с кредитования предприятий или применении особого режима кредитования и расчетов. Положение совсем не предусматривает выдачу кредитов в этих случаях под повышенный процент, что было бы более экономи чески обосновано и способствовало бы локализации неплатежей.
Положение не учитывает совершенно кредиторскую задол женность предприятия при определении контрольной цифры, кон троле за ее превышением. Только при проверке обеспечения ссуд кредиторская задолженность исключается из обеспечения. Этого недостаточно. В обороте предприятия остаются внеплано вые средства, так как они учитываются не во всех моментах кре дитования. Например, при анализе использования контрольной цифры предприятие не будет иметь превышения ее при завозе
85
сверхплановых запасов в пределах внеплановых средств в обо роте.
Регулирование спецссудного счета производится путем срав нения плана выручки с фактическим поступлением за месяц. В случае выполнения плана реализации регулирование спецссудиого счета не имеет смысла, так как по ее результатам никакие операции не производятся. Подобное регулирование спецсчета не является регулированием взаимоотношений банка и предпри ятия по кредитованию. Оно не связано также с проверкой обес печения кредитов, в связи с чем в последнем случае могут быть выданы ссуды или взысканы, независимо от результатов регули рования задолженности.
Все это говорит о том, что с точки зрения взаимоотношений банка и предприятия по кредитованию регулирование задолжен ности по спецссудному счету в таком виде, как оно предусмотре но новым положением, не является необходимым. Наоборот, оно иногда запутывает взаимоотношения банка и предприятия по кредитованию. В связи с этим вполне можно обойтись провер кой обеспечения кредитов раз в месяц по балансу.
Для контроля выполнения плана реализации имеются более действенные рычаги, в связи с чем нет необходимости строить ре гулирование задолженности по ссудам по этому показателю. Это приводит к тому, что не уделяется достаточного внимания непо средственно кредитным вопросам, соблюдению принципов кре дитования. Например, недостаточное внимание уделяется кон тролю за соблюдением контрольной цифры, особенно оператив ному контролю.
В некоторых случаях в положении вовсе не учитываются от клонения от контрольной цифры. Например, при выдаче кредита по результатам проверки обеспечения не учитывается соотноше ние между задолженностью по спецссудиому счету и контроль ной цифрой.
Несомненно, при выдаче кредита под излишек обеспечения необходим дифференцированный подход. К предприятию, посто янно получающему кредит под излишек обеспечения сверх конт рольной цифры, должен быть другой подход, чем к предприятию, случайно превысившему контрольную цифру. К первому пред приятию должно быть усилено внимание при контроле за откло нениями от контрольной цифры, возможно, предоставление кре дитов надо обусловить более высоким процентом и т. д.
Систематическое высвобождение контрольной цифры целесо образно поощрять, так как это свидетельствует о более эффектив ном использовании средств и дает возможность использовать высвободившиеся средства на другие цели. Одним из важнейших преимуществ кредитования по обороту является возможность изъятия высвободившихся средств у предприятий. Поэтому усло вия кредитования по обороту должны стимулировать высвобож дение контрольной цифры.
86
В положении по кредитованию по обороту допускается воз можность невзыскания необеспеченной задолженности в преде лах контрольной цифры. С точки зрения принципов кредитования это неправильно: кредит должен быть обеспечен, необеспечен ная задолженность должна быть погашена. Однако юридически взыскивание необеспеченной задолженности неправомерно, так как кредит предоставлен в пределах собственных средств пред приятий. Откажись предприятие от кредитования по обороту, эти средства должны быть возвращены.
Такая противоречивость является во многом результатом искусственного характера организации кредитования по обороту. Необходимо кредитование по обороту учитывать при наделении предприятий собственными оборотными средствами. В этом слу чае не будет подобных противоречий.
Из сказанного можно сделать следующие выводы и предло жения:
1.После кредитной реформы 1931 г. развитие кредитования шло по пути расширения платежных кредитов и охвата всех эта пов кругооборота средств предприятий.
В настоящее время кредит превратился в важнейший источ ник платежа. Однако формы платежных кредитов разнообразны
ине все соответствуют закономерностям кругооборота оборотных средств. Платежи со специального ссудного счета с переходом в кредит по обороту товарно-материальных ценностей должны за менить все остальные виды платежных кредитов, так как обес печивают наиболее эффективное использование оборотных средств.
2.Несмотря на постоянное совершенствование, действующая
форма кредитования по обороту не изжила многие . недостатки своей первоначальной формы. Необходимо и дальше совершен ствовать кредитование по обороту с тем, чтобы оно в должной мере учитывало характер оборотных средств и полностью сгла живало отрицательное влияние колебаний их на деятельность предприятий.
3. В Положение о кредитовании по обороту необходимо внес ти изменения с целью ликвидации ограничений оплаты со специ ального ссудного счета. Кредит должен обеспечивать своевремен ную оплату и при применении к предприятию санкций. Санкции должны касаться в первую очередь условий предоставления кре дита, а не его размеров. Дифференциация процентов должна стать главным орудием контроля за деятельностью предприятий.
4. Усилив контроль за отклонениями от контрольной цифры, необходимо рассмотреть возможность отказа от регулирования задолженности по специальному ссудному счету. Нет необходи мости в регулировании задолженности в таком виде, как оно производится в настоящее время. Достаточна проверка обеспече ния ссуд раз в месяц по балансу.
5. В экономической литературе не совсем правильно объясня
ет
ют причины недостаточного распространения кредитования по обороту. Для того чтобы кредит по обороту охватил в основном все предприятия в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, его необходимо учитывать при формировании оборотных средств: предприятия необходимо на делять собственными источниками в пределах нижней точки колебаний.
§6. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТА
ВФОРМИРОВАНИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Нами рассмотрены объективные основы и границы кредито вания предприятий по обороту материальных запасов и на зара ботную плату.
Однако повышение роли кредита в формировании оборотных средств не ограничивается кредитом по обороту. Хозяйственная реформа предусматривает повышение эффективности кредитных вложений, максимальное содействие кредитом увеличению объ ема промышленного производства, раскрытию всех возможно стей роста производительных сил. Это означает наряду с укреп лением и совершенствованием принципов разграничения собст венных и заемных источников оборотных средств, расширение границ кредита в соответствии с потребностями производства, укрепление принципов кредита, качественное изменение форм, маневренности и стимулирующей роли кредита, улучшение сис темы планирования и управления кредитом44.
Важнейшим шагом в этом направлении является постепен ный перевод предприятий на кредитование на совокупную по требность в заемных средствах. В ходе реформы эксперименталь но проверяется три варианта кредитования на совокупную по требность. Опытный порядок применяется к предприятиям как несезоиных, так и сезонных отраслей производства, имеющих хорошие показатели в работе. Ежеквартально в плановом поряд ке устанавливается потребность предприятия в заемных средст вах для эксплуатационной деятельности, исходя из общей суммы подлежащих кредитованию материальных запасов и затрат, по требностей в расчетах и других кредитах, включая сезонный раз рыв в амортизационных отчислениях на капитальный ремонт. В пределах этой суммы предприятие получает кредит на потреб ности производства и реализацию продукции. В одном варианте кредитование производится по специальному ссудному счету, в двух других вариантах кредитование производится по простым
ссудным счетам. |
' |
|
Не рассматривая подробно отдельные варианты кредитования |
||
44 |
На это указывает Н. Д. Барковский («Деньги и кредит», № I, |
196 |
стр. 15—16). . |
|
88
на совокупную потребность в заемных средствах, можно отме тить один существенный недостаток. Кредиты предоставляются по всем трем вариантам на покрытие сверхнормативных запасов и затрат. Не учитывается необходимость покрытия кредитом коле блющейся части нормируемых оборотных средств, преимущест во кредитования по обороту. Если перевести на кредитование по опытному порядку предприятия несезонных отраслей (тяжелой, машиностроительной и др.), кредитом будут покрываться только потребности разового порядка, как и было до кредитования по обороту.
На наш взгляд, при организации кредитования на совокупную потребность в заемных средствах необходимо исходить из креди тования по обороту, как наиболее целесообразной формы предо ставления ссуд. Первым шагом в этом направлении должно явиться кредитование предприятия с учетом колебаний совокуп ных оборотных средств (нормируемые плюс товары отгружен ные) 45. При определении контрольной цифры необходимо учесть потребность и в остальных видах кредитов.
Собственными средствами нужно покрывать только действи тельно минимальную потребность в оборотных средствах, кото рая находится в пределах нижней точки колебаний46. Вся осталь ная потребность в дополнительных оборотных средствах, вклю чая разницу между ныне действующим нормативом собственных оборотных средств и нижним пределом колебаний, сверхнорма тивные запасы и затраты и другие, должны покрываться за счет кредита по обороту. Необходимость такого соотношения собственных и заемных источников вытекает из закономерностей кругооборота оборотных средств, потребностей наиболее эффек тивного использования общегосударственного фонда оборотных средств, как об этом правильно пишут Н. Валенцева, И. Мамоно ва, Л. Урицкая в статье о кредитовании на совокупную потреб ность47.
Указанные авторы в основном правильно анализируют приме няющиеся в экспериментальном порядке три варианта кредито вания на совокупную потребность. Но почему-то в заключении указывают, что развитие этого вида кредитования «должно осно вываться на первом варианте опытного порядка кредитования». Возможно, имеется в виду, что если выбирать из трех вариан тов, то кредитование по первому варианту более приемлемо. Дей ствительно, кредитование на совокупную потребность в заемных оборотных средствах необходимо производить со специального ссудного счета с зачислением выручки в кредит. Такая форма кредитования наиболее соответствует колеблющимся потреб ностям в оборотных средствах.
Далее, первый вариант кредитования на совокупную потреб
45 См. кн.: «Вопросы совершенствования кредита», 1970, стр. 92—96.
46См. журнал: «Деньги и кредит», № 12, 1968, стр. 27.
47См. журнал: «Деньги и кредит». № 7, 1968, стр. 16—17.
89