Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мическими в социальными процессами в масштабе всей стра­

ны, широкое применение электронно-вычислительной техни­

ки поможет усилить обоснованность наших планов и найти

оптимальное для них решение"1.

В нашей стране электронно-вычислительная техника ши­ роко используется в управлении промышленностью, тран­

спортом, материально-техническим обеспечением и т.д.

Вычислительные центры на базе новейшей техники успешно функционируют при Госплане, Госснабе, ЦСУ, министерствах

и ведомствах. Автоматизированные системы управления ус­ пешно применяются и на многих крупных предприятиях стра­

ны. В 1970 году только на предприятиях, в научно-иссле­ довательских институтах и конструкторских бюро действо­

вало более 250 вычислительных центров. В стране в этом же году функционировало свыше 400 автоматизированных

систем управления производством^. Их внедрение сыграло значительную роль в повышении эффективности управления

предприятиями и целыми отраслями.

В соответствии с решениями ХХІУ съезда КПСС в теку­

щей пятилетке намечается ввести в действие 1600 автома­ тизированных систем управления, 3000 вычислительных

центров и систем автоматического управления технологи­ ческими процессами. По подсчетам ученых, использование

автоматизированных систем управления (АСУ) повышает,

например, коэффициент загрузки производственных мощнос­

тей на 7-8 процентов, снижает сроки выполнения заказов

на 25-35 процентов, а затраты, связанные с их созданием,

окупаются не более чем за один-два года3 .

Дальнейшее внедрение современной электронно-вычисли­

тельной техники и совершенствование методологического

единства построения автоматизированных систем управления

2 Материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 174.

 

В. Г

Афанасьев. ХХІУ съезд КПСС и вопросы управле­

о

ния советским обществом. "Вопросы философии ,

1971,

Ji I

I . стр. I I .

°

"Правда",

21 марта 1971 г.

42


должно привести в перспективе к созданию общегосударст­ венной автоматизированной системы управления народным

хозяйством. "Наше плановое хозяйство, - отмечал на ХХІУ

съезде КПСС А. Н. Косыгин, - позволяет создать общегосу­ дарственную автоматизированную систему сбора и обработ­ ки информации для учета, планирования и управления на­ родным хозяйством на базе государственной системы вы­ числительных центров и единой автоматической сети связи страны"1.

На автомобильном транспорте проектирование и поэтап­

ное внедрение АСУ осуществляется с 1965 года. В настоя­ щее время наметились три различных схемы проектирования.

Первая схема рекомендует строить систему, начиная с

высшего звена управления (аппарат министерств), после­ довательно снижаясь до уровня автотранспортного пред­ приятия.

Вторая схема рекомендует вести параллельную разработ­ ку систем по всем уровням управления с их последующей стыковкой.

И, наконец, использование третьей схемы предполагает проектирование системы начиная с уровня предприятия.

Выбор той или иной схемы проектирования и внедрения АСУ автотранспортом зависит от масштабов концентрации парка подвижного состава в территориальном районе. Пер­ вые две схемы наиболее приемлемы для районов со значи­ тельной концентрацией парка, третья схема может быть

рекомендована для районов с небольшой концентрацией

парка.

Специфика задач управления автомобильным транспортом, значительные объемы и неопределенность информации тре­

бует применения специального комплекса технических

средств, причем в ряде случаев действующих в реальном

масштабе времени.

Вуказанный комплекс технических средств входят:

-вычислительные средства, осуществляющие обработку

информации (ЭВМ, внешние запоминающие устройства, уст-

1 Материалы Ш У съезда КПСС, стр. 174.

43

ройства ввода, вывода и подготовки информации, средства общения оператора с машиной (типа "Дисплей");

-аппаратура передачи данных;

-периферийное оборудование, позволяющее регистриро­

вать, собирать и отображать информацию в пунктах ее за­

рождения.

Использование технических средств при соответствующем математическом обеспечении (комплексе моделей алгорит­

мов, программ и т.д.) позволит оптимизировать процессы оперативного управления перевозками, движение транспорт­

ных средств, составление нормативных документов, долго­ срочное планирование, управление ремонтом, техническим

обслуживанием подвижного состава, материально-техниче­ ским снабжением, а также различные виды учета.

Внедрение технических средств в практику управления

автомобильным транспортом обеспечивает значительный экономический эффект, составивший, например, по данным

Министерства автомобильного транспорта РСФСР за 19661971 годы, 11,4 миллиона рублей.

Этот эффект получен за счет:

-снижения затрат рабочего времени на единицу тран­

спортной работы;

-сокращения расхода эксплуатационных материалов, топлива, оптимизации процессов перевозки, упорядочения материальных нормативов и т.д.;

-относительной экономии, получаемой при уменьшении условно-постоянной части накладных расходов, приходящих­ ся на единицу транспортной работы;

-сокращения затрат на сверхурочные работы и простои рабочих;

-сокращения в некоторых случаях инженерно-управлен­

ческих работников;

-высвобождения части оборотных средств в результате снижения запасов материалов, упорядочения планирования

иорганизации материально-технического снабжения;

-выгоды, получаемой клиентурой в результате улучше­ ния транспортного обслуживания и уменьшения затрат времени на перевозки;

44


- снижения затрат на развитие отрасли, оптимизации капитальных вложений.

Значительный народнохозяйственный аффект ожидается от внедрения первой очереди АСУ для всего Министерства ав­ томобильного транспорта РСФСР. Предполагается, что за

пятилетку он составит около 90 миллионов рублей.

Г л а в а 3

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В СССР И ЗА РУБЕЖОМ

§ I . Аттмитгистративная система управления

автомобильным транспортом в СССР

Управление транспортным процессом в целом охватыва­ ет все элементы единой системы "водитель-автомобиль-

дорога" и направлено на их совершенствование, развитие и оптимальную взаимоувязку. Поэтому в понятие "управле­

ние" автомобильным транспортом в широком смысле слова должна входить деятельность организаций и предприятий

автомобильного транспорта, строительства и эксплуата­ ции дорог, производства и конструирования автомобилей,

организации движения, а также органов по координации, регулированию и контролю.

Перевозка грузов и пассажиров автомобилями осущест­ вляется в нашей стране транспортными предприятиями: автохозяйствами, автобазами, автоколоннами. Каждое та­ кое предприятие входит в определенную административную систему и является первичным производственным звеном социалистического хозяйства - производственным коллек­ тивом, где организуются автомобильные перевозки и фор­ мируются социалистические общественные отношения.

Предприятие автомобильного транспорта, с другой сто­

роны, входит в единую планомерно организуемую систему

социалистического хозяйства, подчиняясь общим законо­

мерностям ее развития и управления.

"Всякий непосредственно общественный ли совместный труд, - пишет К. Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей ли меньшей степе­ ни в управлении, которое устанавливает согласованность

46

между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организ­

ма в отличие от движения его самостоятельных органов"*. Отдельные административные системы и предприятия ор­

ганизуют индивидуальные работы и управляют ими, а общест­ во в лице государства и его органов хозяйственного управ­

ления воздействует на административные системы и пред­ приятия, обеспечивая движение всего производственного ор­

ганизма.

Управление народным хозяйством в целом, по отдельным

отраслям и предприятиям - неотъемлемая черта и преиму­ щество социализма. Цель этого управления - на основе ис­

пользования экономических законов социализма оптимальная организация общественного производства для решения задач

коммунистического строительства.

Автомобильный транспорт является одной из важнейших

отраслей экономики, органически связанной со всеми от­ раслями и сферами социалистического хозяйства. Экономи­

чески и организационно - отрасль, это - "Совокупность предприятий, учреждений и организаций, производящих од­ нородную продукцию или услуги, удовлетворяющие однород­ ные потребности, независимо от территориального располо­

жения, ведомственной подчиненности и т.д."2.

В отличие не только от других видов транспорта (же­ лезнодорожного, воздушного, речного и морского), но и других отраслей производства, где основные материальные

и личные факторы производства сосредоточены, как правило,

водной административной системе, автомобильный транспорт

как отрасль раздроблен и функционирует в рамках много­

численных административных систем. Административными

системами разъединен не только единый комплекс "води­

тель-автомобиль-дорога", но даже подсистемы этого комп­

лекса. Примерно три четверти парка грузовых автомобилей

1К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, изд. 2-е,

стр. 342.

2Статистический словарь. М., "Статистика", 1965, стр. 372.

47


и значительная доля автобусного парка находятся в веде­

нии разных министерств и ведомств.

При таких условиях в определенной степени сдерживает­ ся развитие отраслевой специализации, затруднено руко­ водство отраслью на основе глубокого технике—экономиче­

ского анализа деятельности всех предприятий отрасли, в известной мере замедляется отраслевой технический про­ гресс с учетом всех элементов единого комплекса "води­

тель-автомобиль-дорога" .

Бурное развитие автомобильно-транспортного производ­ ства требует создания единого всесоюзного центра по координации деятельности всех административных систем

автотранспортного комплекса. Управление социалистическим

хозяйством основывается на ленинском принципе демократи­ ческого централизма, сочетающем централизованное госу­ дарственное руководство с максимальным развитием инициа­

тивы местных органов управления. Принцип демократическо­ го централизма в применении к управлению автотранспорт­

ным производством мог бы выражаться в сочетании государ­ ственного руководства из единого центра развитием авто­

транспортной отрасли с полной самостоятельностью сущест­ вующих административных управляемых систем, централизо­ ванного отраслевого управления с широкой хозяйственной инициативой самостоятельных административных систем. Сейчас уже нельзя в управлении транспортным производст­ вом опираться лишь на отдельные административные систе­ мы и транспортные предприятия. Для успешного "движения всего производственного организма" в транспортном произ­ водстве необходима оптимальная координация и соответст­ вие всех элементов единого процесса "водитель-автомо­ биль-дорога" .

Создание единого центра по руководству и координации развития автомобильного транспорта отнюдь не предполага­ ет ломки сложившихся административных систем. Его основ­ ные задачи должны заключаться прежде всего в координации развития всех элементов единого транспортного комплекса

"водитель-автомобиль-дорога", регулировании индивидуаль-

48

ного автомобилизма, управлении развитием автомобильных

перевозок в рамках единой транспортной системы, прове­ дении общегосударственных мероприятий по безопасности движения и т.д.

Вдокладе тов. Косыгина А. Н. на ХХІУ съезде КПСС о Директивах съезда по пятилетнему плану развития народ­

ного хозяйства СССР на І97І-І975 годы в качестве перво­

очередной задачи всех видов транспорта отмечается "...

согласованная работа всех видов транспорта, составляю­ щих единую транспортную систему страны, правильное рас­

пределение перевозок между ними, координация управления

(подчеркнуто нами.- Н. В. и М. У.) перевозками"!. В докладе также подчеркивается необходимость улучшения межотраслевого планирования, и в качестве примера в этом

отношении приводится автомобильный транспорт. "Намечен­ ный рост производства автомобилей, - сказал тов. Косы­

гин А. Н., - определяет развитие не только смежных от­ раслей промышленности, но и дорожного строительства и

широкой сети пунктов различного обслуживания, а также соответствующей планировки городов"2. С нашей точки зре­

ния, решение таких задач выходит за рамки отдельно су­

ществующих в настоящее время административных систем управления. Для их успешного осуществления необходим единый всесоюзный координационный центр автомобильного транспорта.

Следует отметить, что опыт развития автомобилизации

вкрупнейших промышленно развитых странах мира - США,

Англии, Франции, ФРГ, Японии, Италии - показывает целе­ сообразность создания централизованных органов управле­ ния и координации развития транспорта, строительства и содержания автомобильных дорог и обеспечения безопас­

ности движения.

В1968 году создано Федеральное Министерство транс­ порта в США, которое имеет разветвленную сеть местных

* Материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 160.

2 Там же, стр. 167.

49