Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
органов в каждом штате. В Англии также существует Мини стерство транспорта. Во франции и в Италии функции по координации развития всех элементов транспортного комп лекса возложены на Министерство общественных работ; в
ФРГ и Японии такие функции выполняются соответственно Государственным комитетом дорожного строительства и Ми нистерством строительства. Помимо государственных орга нов, в этих странах существует широкая сеть обществен ных организаций (автомобильные клубы, ассоциации грузо
вых и пассажирских перевозчиков, комитеты и комиссии по безопасности движения и т.п.), оказывающих помощь госу дарству в регулировании и управлении развития комплекс ных перевозок и индивидуального автомобилизма.
Основные задачи общественных организаций сводятся
обычно к оказанию содействия развитию индивидуального автомобилизма, координации действий и распространению информации по организации коммерческих перевозок, оказа нию различных услуг членам ассоциаций и обществ, органи зации выпуска различных справочников и карт, разработке
и проведению общественных мероприятий по безопасности движения, формированию общественного мнения по вопросам безопасности движения, инспектированию дорожного хозяй ства и постановке вопросов об его улучшении в соответ
ствующих государственных органах.
Создание централизованных государственных органов по управлению развитием транспорта, опирающихся на сеть местных муниципальных и общественных организаций, связа
но с развитием государственно-монополистического капита
лизма, стремлением капиталистических государств расши рить влияние в интересах монополий в такой важнейшей сфере экономики, как транспорт, строительство и эксплуа
тация дорог. Вместе с тем централизация управления тран спортом, строительством и эксплуатацией автомобильных
дорог дает возможность капиталистическим государствам
разрабатывать и утверждать единые нормы и стандарты на дорожное строительство, организовывать развитие дорож
ной сети применительно к росту экономики и интенсивнос-
50
ти движения к техническим параметрам транспортных средств, проводить мероприятия, охватывающие в целом всю страну
по организации движения, принимать единые меры по его
безопасности, организовывать бесперебойное обслуживание,
обеспечивать содержание и ремонт автомобильных дорог, централизованно распределять финансовые ресурсы и прово
дить научные исследования.
В нашей стране существует своя проверенная практикой
социалистического строительства система органов государ ственного управления и общественных организаций. Однако,
на наш взгляд, заслуживает тщательного изучения зарубеж ная практика создания и использования в государственных
интересах общественных организаций в области индивидуаль ного автомобилизма. Сейчас единственной организацией в
СССР, занимающейся вопросами индивидуального автомоби лизма, является ДОСААФ. Однако многочисленные проблемы, возникающие в ходе развития индивидуального автомобилиз
ма (гаражи, мероприятия по безопасности движения, органи
зация обслуживания автомобилей и т.п.), выходят за рамки деятельности этой организации. Поэтому назрела необходи мость создания всесоюзной добровольной общественной ор
ганизации, функционирующей в рамках единого центра по руководству развитием автомобильного транспорта, которая
занималась бы вопросами, связанными с индивидуальным
автомобилизмом.
§ 2. Отраслевое управление автомобильным транспортом
Большие задачи стоят по научной разработке рекоменда ций по проблемам наиболее рационального построения от раслевого аппарата управления автомобильным транспортом
общего пользования, форм и методов организации его ра
боты.
Административно как отрасль народного хозяйства объединен лишь автомобильный транспорт общего пользова ния, выполняющий около трети всех автомобильных перево
зок.
51
В административной отраслевой структуре управления автотранспортом общего пользования высшим звеном управ ления является Министерство автомобильного транспорта
союзной республики, средним звеном - территориальное управление как производственное объединение и низшим
первичным звеном - автохозяйство или предприятие.
В каждой из союзных республик сложилась своя органи
зационная структура управления транспортом общего поль зования с учетом опыта, особенностей эксплуатации и ре
монта транспортных средств, численности парка автомоби лей и других факторов.
Перестройка управления транспортом общего пользова
ния в истекшем пятилетии проходила под знаком укрепления
централизованного планового руководства с одновременным расширением инициативы и хозяйственной самостоятельности автохозяйств.
Теперь в соответствии с решениями ХХІУ съезда КПСС в
І97І-І975 годы предстоит переход на двух- и трехзвенную
систему управления. В Директивах съезда дается и ответ, что должно быть взято за основу среднего звена управле ния. Директивы предусматривают "... усилить работу по концентрации и кооперированию производства, специализа ции предприятий и рационализации хозяйственных связей между ними, по созданию крупных объединений и комбина тов с учетом особенностей отдельных отраслей"1.
Важным этапом в решении задач, поставленных ХХІУ
съездом КПСС в области совершенствования системы и ме тодов управления, является принятое в марте 1973 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление "О неко торых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью".
В соответствии с этим постановлением министерства и
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обя
заны обеспечить дальнейшее совершенствование организа-
Материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 297.
52
ции управления промышленностью путем укрупнения пред приятий, создания производственных объединений (комбина
тов), более четкого разграничения прав и обязанностей
между различными звеньями отраслевого управления, повы-
шышя оперативности и гибкости управленческого аппарата, перевода промышленности на двух- и трехзвенную систему
управления и сокращения излишних промежуточных звеньев. При двухзвенной системе управления производственные
объединения (комбинаты, предприятия; непосредственно
подчиняются министерствам.
Д В У Х З В Е Н Н АЯ С И С Т Е М А
Министерства С С С Р |
Производственные |
или |
объединения |
союзных республик |
(комбинаты, предприятия) |
При трехзвенной системе управления между министерст вом и производственным объединением (комбинатом, пред приятием) имеется одно промежуточное звено. В качестве
этого среднего звена управления выступают всесоюзные или республиканские промышленные объединения, министерства
автономных республик и управления исполкомов областных
(краевых) Советов депутатов трудящихся. В ряде отраслей промышленности трехзвенная система управления будет осу ществляться по схеме: союзно-республиканское министерст во СССР - союзно-республиканское министерство союзной республики - производственное объединение (комбинат,
предприятие).
Т Р Е Х З В Е Н Н А Я С И С Т Е М А
Министерства С С С Р |
Среднее звено |
Производственные |
или |
учреждения |—I |
объединения |
союзных республик |
|
(комбинаты, предприятия) |
Вкачестве среднего звена могут выступать: Всесоюзные
иреспубликанские промышленные объединения, министерства
53
автономной республики, управления исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся.
Создание производственных объединений путем укрупне
ния автотранспортных предприятий является весьма актуаль ной проблемой автомобильного транспорта общего пользова ния. Наличие в отдельных транспортных управлениях многих автотранспортных предприятий с парком менее 100 единиц не позволяет внедрять современные формы управления авто
транспортом, усложняет систему планирования и диспетчер ского руководства перевозками. Поэтому в небольших авто транспортных предприятиях, как правило, наблюдается низ кий уровень использования подвижного состава, низкая производительность труда и высокая себестоимость пере возок.
Практика многих транспортных управлений показывает, что укрупнение небольших автотранспортных предприятий наиболее целесообразно осуществлять путем создания про изводственных объединений автотранспорта, которые ста
новятся едиными эксплуатационно-производственными ком плексами, успешно решающими вопросы централизации экс плуатации автотранспортных средств и руководства пере возками.
Такие автотранспортные объединения с парком автомоби лей более 1000 единиц созданы и успешно функционируют в Кирове, Таганроге, Горьком, Ишиме и других городах.
Производственные объединения могут быть организованы
из городских автотранспортных предприятий на базе голов
ного автохозяйства, обслуживающих все отрасли народного хозяйства (гг. Киров, Таганрог); предприятий отраслевого типа (в крупных городах), обслуживающих определенные от расли (строительство, торговлю, сферу общественного пи
тания и т.д.), как, например, в г. Горьком, и предприя
тий, размещенных в ближайших сельских районах, как,на пример, в г. Ишиме, где производственное автотранспорт
ное объединение создано на базе головного автохозяйства
города и автотранспортных предприятий-филиалов, располо
женных в шести сельских районах.
54
Ниже приводится схема структуры управления производ ственным объединением грузового автомобильного транспор
та в г. Кирове, созданного в порядке эксперимента рес
публиканским объединением "Уралавтотранс" совместно с
НИИАТ.
Анализ новых форм управления автотранспортом показы вает целесообразность и перспективность создания произ
водственных объединений, которые в современных условиях в наибольшей мере отвечают задачам полного удовлетворе
ния все возрастающих нужд народного хозяйства в автомо бильных перевозках. "Курс на создание объединений и
комбинатов, - отметил в докладе ХНУ съезду КПСС I . И. Брежнев, - надо вести решительней - в перспективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями обществен
ного производства"-1-.
Важнейшее теоретическое и практическое значение поэ тому имеет порядок взаимоотношений между Министерством, производственным объединением и предприятием, разграни
чение их функций и ответственности.
В любой административной отраслевой системе возника ют сложные отношения подчиненности структурных звеньев
и должностных лиц. Установление этих отношений - одна из острейших проблем управления производством.
Речь идет о том, как провести в жизнь ленинский прин цип демократического централизма. С одной стороны, надо дать широкий простор для творческой инициативы коллекти вов трудящихся и отдельных работников, с другой - укре пить единоначалие, персональную ответственность за чет ко очерченные производственные функции. Именно так был поставлен вопрос в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХІУ съезду:
"При совершенствовании структуры управления партия считает важным последовательно проводить ленинский прин цип индивидуальной ответственности за порученное дело. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же долж-
1 Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС Ш У съез ду КПСС. М.,. Политиздат, 1971, стр. 84.
55
но быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. На всех уровнях управления важно четко определить объем и соотношение прав и ответственности"*.
Это возможно лишь при централизации управления, при
безусловном подчинении нижестоящих инстанций вышестоящим.
Автомобильный транспорт является отраслью обществен ного производства, продукция которого выступает в форме оказываемых услуг, что определяет номенклатуру и специ
фику показателей, применяемых в качестве орудия планово
го руководства. В ходе хозяйственной реформы многие спе цифические особенности автомобильного транспорта были учтены, и это нашло свое отражение, в частности, в систе
ме плановых показателей, методике способов образования фондов экономического стимулирования и т. д.
Задачи, поставленные ХХІУ съездом КПСС по улучшению работы министерств, требуют более гибкого с их стороны
централизованного руководства отраслью, то есть примене ния таких рычагов и методов управления, которые позволя
ют добиться повышения эффективности деятельности отрасле вых предприятий. Значительные возможности в этом отноше
нии заложены в дальнейшем совершенствовании отраслевой системы плановых показателей. Расширение прав министерств на самостоятельное проведение на подведомственных пред приятиях экономических экспериментов по применению пла новых показателей оценки эффективности производства, способов образования фондов материального стимулирования, установлению численности административного персонала и
т.п., на наш взгляд, является назревшим шагом по совер
шенствованию отраслевой системы управления.
Вторым в структурной иерархии по значимости звеном
управления становится производственное объединение. В
настоящее время деятельность производственных объедине ний регламентируется "Положением о социалистическом го-
Материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 68.
56
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Первый заместитель генерального дирек
тора по грузовым пе-| ревозкам и коммер-
ческой работе |
|
Отдел централизованного |
Отдел |
.руководства перевозками |
безопасности |
Группа органи |
Группа оператив |
зации и условий |
ного планирования] |
перевозок |
и маршрутизации |
|
перевозок |
Филиал і« I |
Филиал Jfc 2 |
Главный инже |
Ремонтные |
Оперативно- |
нер, зам. глав |
||
ного инженера |
! мастерские |
диспетчерская • |
объединения |
|
группа |
Группа диспет черского руко
водства
Головное
предприятие
Инженер по |
Отдел |
безопасности |
|
движения |
кадров |
Главный инженер
Отдел материально- |
Производственно- |
технического снаб |
технический отдел |
жения |
|
|
Служба централизо |
|
ванного технического |
|
обслуживания и ремонта |
Филиал № 3 |
Филиал JÉ 4 |
Планово-финан |
Отдел НОТ и |
Центральная |
лаборатория |
||
совый отдел |
эстетики |
бухгалтерия |
сударственном производственном предприятии". Положение, принятое (октябрь, 1965 г.) в законодательном порядке,
создало прочную основу для производственной и финансово-
хозяйственной деятельности предприятий, определило их
права и ответственность. Вместе с тем в последние годы
возникли новые аспекты в отношениях между отраслевыми органами и производственными звеньями. В первую очередь это связано с процессом концентрации производства и с
созданием производственных объединений.
Основная цель создания производственных объединений -
обеспечить реальные организационные, материально-техни ческие и финансовые предпосылки для централизации одно
родных и смежных производств и прекращения дублирования одних и тех же управленческих функций на интегрируемых
предприятиях.
Нет и не может быть готового рецепта для создания
универсального типа производственного объединения, при годного для всех отраслей социалистической экономики.
На наш взгляд, принципы и организационные формы про
изводственных объединений могут различаться не только в производственном разрезе, но также и в территориальном. Один тип объединения необходим для предприятий отрасли,
выпускающих однородную продукцию, другой - для предприя тий смежных производств, третий - для предприятий, по стоянно связанных с проведением научных разработок, четвертый - для предприятий, с постоянно повторяющимся технологическим производственным процессом и ограничен ной сферой научных исследований (услуги, например).
Важное значение имеет территориальное расположение интегрируемых предприятий. Возьмем для примера произ водственное объединение, головное предприятие которого
находится, скажем, в Москве, а филиалы-смежники - на периферии. В этом случае такие функции, как наем и уволь нение рабочих, подготовка кадров, централизуются в го
ловном предприятии.
Автомобильный транспорт имеет ряд специфических осо бенностей и черт, отличающих его от других отраслей,
57
что следует учитывать при создании производственных объединений. Автомобильный транспорт административно
как отрасль выступает лишь в виде транспорта общего
пользования, где только и возможно говорить о производ
ственных транспортных объединениях.
Специфика предприятий автомобильного транспорта об
щего пользования заключается, во-первых, в однородности производственных процессов - все предприятия оказывают
одни виды услуг (перевозка грузов и пассажиров) и осу ществляют те же виды технического обслуживания автомо
биля; во-вторых, в территориальной компактности - интег рируемые предприятия могут находиться в одном или не
скольких близлежащих административных районах; в-треть их, предприятия автомобильного транспорта более тесно,
чем предприятия других отраслей, связаны территориально с районами их производственной деятельности - основной объем оказываемых услуг предназначен для предприятий,
организаций и населения, находящихся в одних с ними ад
министративных районах. Поэтому большой интерес к дея тельности предприятий автотранспорта проявляется со сто роны местных органов.
Четвертая особенность - постоянно повторяющийся про изводственный процесс и ограниченная сфера научно-тех
нического прогресса, который скорее проявляется в смеж
ных с автотранспортом отраслях: автомобилестроении, до рожном строительстве, нефтехимии и т.д., чем непосред ственно в транспортном производстве. Это ограничивает сферу научных исследований на транспорте в основном проблемами НОТ и исключает необходимость иметь в каждом объединении крупный научный центр.
Пятая особенность заключается в том, что, несмотря на технологическую однородность транспортного производ ства, каждое автотранспортное предприятие функционирует в определенной сфере производства или сфере обслужива ния населения. Причем в силу этой специфики автомобиль ного транспорта ряд экономических показателей отдельных
предприятий (прибыль, производительность труда и др.)
несопоставимы.
58