Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
к указанному сроку не поступила в БПИ, то работа автоматически считается невыполненной.
БПИ ведет ежедневный учет невыполненных работ по всем отделам и цехам и докладывает об этом ру ководству завода.
На особо важные неисполненные работы выписы вается извещение, которое рассматривается руковод ством завода. На нем записывается принятое решение и мера воздействия. Извещение возвращается в БПИ,
азатем направляется в соответствующие инстанции.
Вконце месяца табель учета исполненных в срок документов по всем цехам направляется в хозрасчет ную комиссию завода и завком профсоюза, где это принимается во внимание при решении вопроса о пре миях и распределении мест по соцсоревнованию.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Учение об организации управления
Организовать буквально означает «устраивать», «сообщать стройный вид». Сущность организации за ключена в ее функциях. Организация выполняет функции образования структуры системы в период создания системы, а также совершенствования струк туры в период ее деятельности. Чтобы превратить эле менты в систему, необходимо отыскать нужную сово купность элементов, вскрыть их функциональные свой ства, определить рациональные формы и способы их объединения и взаимодействия, посредством конкрет ных форм труда определить рациональные связи меж ду элементами.
Организация предусматривает взаимосвязанную, слаженную работу всего коллектива работающих и сам ход производственного процесса в заданном рит ме. Порядок может нарушаться, возникают отдель ные неполадки й отклонения от установленного хода производства, появляется необходимость в управле нии, т. е. в деятельности, которая восстанавливает по рядок, нарушенные пропорции.
Учение об организации управления охватывает оп-
ределение численности ИТР и служащих на предприя тии, составление структур аппарата управления и рег ламентацию деятельности инженерно-технических ра ботников и служащих предприятия.
Организационная структура управления представ ляет собой совокупность различных подразделений предприятия, связанных отношениями производствен ной кооперации. К подразделениям организационной структуры относятся отделы заводоуправления, цехи, участки основного и вспомогательного производства, группы работников общехозяйственных звеньев обслу живания: жилищно-коммунального, пожарно-сторо- жевой охраны и пр.
Структура управления на небольших и средних предприятиях двухступенчатая: предприятие — участ ки. На крупных предприятиях — трехступенчатая: предприятие — цехи — участки. В отраслевых объеди нениях (фирмах) — четырехступенчатая: фирма — предприятие — цехи — участки и т. д.
Методические указания НИИтруда' делят функ ции управления на пять групп: общее руководство и управление кадрами; развитие >и техническая подго товка производства; техническое обслуживание про изводства; экономические функции и хозяйственные функции.
Иногда функции управления классифицируют и по содержанию. Например, их делят на две большие группы: функции обработки данных и функции приня тия решения. Функции обработки данных включают учет, контроль, анализ, нормирование и прогнозиро вание; функции принятия решения — регулирование, организацию, программирование, планирование2 .
В группе экономических функций различают тех нико-экономическое планирование, организацию тру да и заработной платы, бухгалтерский учет и финан совую деятельность.
Методические указания НИИтруда предусматри-
1 См. Разработка нормативов численности и типовых структур аппарата управления. М., НИИтруда, 1969.
2 См. Е. Г. Я с и н , Г. Я. Р а к н т с к а я. К вопросу о классифи кации функций управления. В кн.: «Статистика и электронно-вы
числительная |
техника в управлении». Под ред. А. Я. Б о я р с к о |
го. М.. 1968, |
стр. 10—14. |
вают структурные подразделения в составе каждой функции и примерный перечень должностей, относя щихся к ней.
Составлению структуры управления предприятием предшествует определение предполагаемой численно сти ИТР и служащих по вышеуказанной методике. Определяется требуемая численность ИТР и служа щих по каждой функции управления и доля численно сти ИГР и служащих, занятых в заводоуправлении,— коэффициент централизации. Выполняется также расиет численности ИТР и служащих в заводоуправлении по функциям управления, в цехах, а также расчет чис ленности мастеров и начальников цехов.
На основе типовых структур управления, норм уп равляемости для структурных подразделений по функ циям и численности рабочих предприятия формируют ся структурные подразделения заводоуправления, це хов, участков, структуры аппарата управления пред приятием.
В каждом конкретном случае сочетание факторов, влияющих на структуру управления, бывает различ ным, поэтому в практике встречаются разные типы структур управления.
Одним из наиболее важных признаков классифи кации типов структур управления является ступенча тость в управлении, то есть соподчиненность звеньев и их взаимосвязь, взаимозависимость.
Порядок отношений соподчинения внутри пред приятия при одной и той же структуре управления различается. Отношения подчиненности, характер и объем полномочий различных звеньев аппарата управ ления и возглавляющих их должностных лиц и испол нителей строятся на линейной, функциональной или на комбинированной — линейно-штабной основе.
На небольших предприятиях вся руководящая дея тельность сосредоточивается в руках руководителя и осуществляется только им по связи руководитель — подчиненный (линейная система организации подчи нения). При этой системе каждый исполнитель или специалист подчиняется по всем вопросам только од ному руководителю и только от него получает указа ния.
При функциональной системе управления функции
3 Г. И. Брегадзе |
33 |
управления разделяются между несколькими руково дителями, каждый из которых осуществляет руковод ство одной из областей работы, а исполнитель подчи няется одновременно нескольким функциональным ру ководителям, указания которых обязательны для ни жестоящих работников (звеньев управления). Такая система действует на некоторых сельскохозяйствен ных предприятиях. Специалист, например агроном, подчиняется директору, а специалисту подчиняются управляющие фермами по вопросам, входящим в сфе ру его компетенции.
В практике линейная и функциональная системы в чистом виде встречаются редко. Функциональная си стема, порождая двойственность распорядительства, противоречит принципу единоначалия. Наибольшее распространение в промышленности получила комби нированная линейно-штабная система. По линии руко водство — подчинение каждый работник подчиняется только одному руководителю. Руководители функцио нальных звеньев имеют право непосредственного уп равления вопросами, отнесенными к их компетенции, по за общим (линейным) руководителем сохраняется право окончательного решения по этим вопросам.
Приведем такой пример. Начальник отдела труда и заработной платы может дать начальнику цехового бюро труда и заработной платы указание, касающе еся, например, снижения трудоемкости, но выполнить его начальник БТиЗ может только с ведома и согла сия начальника цеха — единоначальника.
Совершенствование структуры управления
Небезынтересен опыт Иркутского машинострои тельного завода. Внедряемая новая структура управ ления имеет целью обеспечить простоту аппарата уп равления, уменьшение количества звеньев в нем, уст ранение параллельного решения задач и дублирова ния одинаковых функций, повышение ответственности персонала и уменьшение затрат на его содержание.
Структура управления заводом строится в соответ ствии с «Положением о социалистическом государст венном производственном предприятии», утвержден-
ным Советом Министров СССР 4 октября 1965 годаОма разработана на основе руководящих материаловпо отрасли промышленности, обобщения передового опыта родственных предприятий.
Особенности этой структуры видны из следующего. Общее руководство заводом осуществляет дирек тор, которому подчинены его заместители и помощник,
по общим вопросам.
Оперативное руководство основными производст венными процессами непосредственно осуществляет подчиненный директору завода начальник производ ства с помощью своих заместителей по видам произ водств. Ему же подчинен производственно-диспетчер ский отдел.
Раньше, по традиционно сложившейся схеме, все-, начальники цехов были подчинены непосредственно' директору завода. Теперь же это подчинение сохране но только для цехов основного производства, а на чальники цехов вспомогательного и обслуживающегопроизводств подчинены соответствующим главным специалистам. Например, ремонтно-механический цех подчинен главному механику линейно, а не функцио нально.
Руководство техническими службами осуществля ет главный инженер, который является первым заме стителем директора завода.
На заводе создан отдел главного конструктора, ко торый руководит конструкторской подготовкой серий ного производства, а также проектированием изделий, народного потребления.
Разработкой технологических процессов, кромепроцессов горячей обработки, проектированием техно логической оснастки, разработкой нормативов расхо да материалов руководит главный технолог предприя тия, являющийся заместителем главного инженера.
Укреплена служба главного металлурга, осущест вляющего руководство разработкой технологических: процессов литья, горячей штамповки, термообработки,, покрытий, сварки, изготовления изделий из неметал лов и проектированием технологической оснастки для. этих процессов. Главному металлургу подчиняется центральная заводская лаборатория, ведущая также научно-исследовательскую работу по закрепленным за
3* |
35 |
главным металлургом видам технологических процес сов.
Новой структурой предусмотрена смешанная си стема разработки технологических процессов. Аппа рат заводоуправления разрабатывает директивные и типовые технологические процессы, а также осуществ ляет методическое руководство технологическими бю ро цехов. На последние же возлагается разработка оперативных технологических процессов, внедрение их, совершенствование и внесение в технологию теку щих изменений.
Технологическая оснастка проектируется центра лизованно в аппарате заводоуправления, но в крупных цехах имеются для этой цели по одному—два кон структора.
Производство технологической оснастки сосредо точено в цехах подготовки производства. В мастер ских производственных цехов ведется лишь ее теку щий ремонт, а также изготовление мелких, неслож ных приспособлений.
В составе отдела механизации и автоматизации создано бюро перспективного и оперативного плани рования организационно-технических мероприятий и повой техники.
Особое значение уделено научной организации тру да. Возглавляет это направление начальник бюро на учной организации труда, подчиненный начальнику отдела труда и заработной платы. Организован ин формационно-вычислительный центр, оснащенный электронно-вычислительными машинами.
Подразделения, осуществляющие контроль каче ства продукции основного производства, подчинены непосредственно главному контролеру качества про дукции. Бюро цехового контроля в цехе является един ственным структурным подразделением цеха, не под чиненным линейно начальнику цеха. Подразделения, 'осуществляющие контроль качества продукции вспо могательного производства, подчинены руководителям
.этих производств.
Материально-техническим снабжением, финансово- -сбытовой и административно-хозяйственной деятель ностью руководит заместитель директора по матери ально-финансовым вопросам. Ему же подчинены тран-
спортный, хозяйственно-дворовый цехи и типография. На основе методических указаний по разработке укрупненных нормативов численности и типовых структур аппарата управления промышленных пред приятий и отраслевых руководящих материалов опре делена численность инженерно-технических работни ков и служащих во всех структурных подразделениях
заводоуправления и цехов.
Поскольку часть функций, например разработка и совершенствование конструкций изделий (конструк торская подготовка производства), осуществляется централизованно, а другая, например технологическая подготовка производства, имеет различную степень централизации, расчетная численность по функциям распределялась между заводоуправлением и цехами.
Определение численности работающих
Норматив численности ИТР и служащих по функ ции «Общее (линейное) руководство основным произ водством» определялся в зависимости от уровня про изводственных фондов.
Число ИТР по функции «Ремонт и обслуживание технологического оборудования» определялось в зави симости от количества производственных рабочих ос новных цехов н единиц ремонтной сложности техноло гического оборудования.
Численность по функции «Оперативное производст венное планирование и диспетчирование производст ва» зависит от количества производственных рабочих основных цехов и технологических операций.
Численность по функции «Материально-техниче ское снабжение и кооперирование» находится в зави симости от количества поставщиков и численности всех рабочих.
Численность по функциям «Комплектование и под готовка кадров, охрана труда и техника безопасности» пропорциональна численности промьіаїленно-произ- водственного персонала.
Число ИТР и служащих по остальным функциям зависит от численности производственных рабочих ос новных цехов.
зг
Определение численности проводилось в два этапа. Вначале определялись укрупненные нормативы по каждой функции управления в целом, затем—диффе ренцированные нормативы, устанавливающие числен ность персонала по отдельным службам данной функ ции в заводоуправлении и в цехе.
Общая нормативная численность ИТР и служащих по предприятию в целом представляет собой сумму нормативов численности по функциям управления.
При расчетах нормативов в случаях, когда факти ческая численность имела значительные отклонения от расчетной, анализировались причины, вызывающие эти отклонения, и принималось решение по оптималь ной численности персонала. Если фактическая чис ленность ИТР и служащих оказывалась ниже норма тивной, плановая численность увеличивалась лишь в случаях, когда недостаток работников по функции или лодразделению снижал показатели работы предприя тия.
Регламентация деятельности служащих
Важной задачей организации управления является •организационное регламентирование управляющей •системы предприятия. Прежде всего различают пред мет, объект, базу и статус регламентирования.
Одним из предметов регламентирования является структура и функции управления на предприятии.
Объектами регламентирования выступают: место управляющей системы в системе управления общест венным производством; система разделения труда в управляющей системе; функции управления и обязан ности должностных лиц.
Базой регламентирования являютсяпринципы уп равления социалистическим производством, «Положе ние о государственном социалистическом производст венном предприятии»1 .
Статусами регламентирования на предприятии слу-
1 Об улучшении управления промышленностью, совершенство вании планирования и удалении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 сентября 1965 г. М., 1965, .стр. 65.
жат Устав предприятия, положения о структурных подразделениях предприятия и должностные инструк ции.
Требования, предъявляемые к этим документам, определяются основами административного и хозяйст венного права.
Основным является требование подзаконное™ ак та. Каждый акт управления должен быть издан в пре делах компетенции руководителя предприятия и при ниматься в порядке, вытекающем из структуры орга на управления. Например, решение технико-экономи ческого совета завода, принятое коллегиально, носит рекомендательный характер. Содержащиеся в нем нормы, в соответствии с принципом единоначалия, приобретают силу приказа лишь после утверждения протокола директором завода, принимающим на себя всю полноту ответственности за решение, содержаще еся в протоколе.
Советское административное право устанавливает принцип презумпции правильности акта управления. Это означает, что акт должен быть издан с соблюде нием всех общих и специальных требований, предъяв ляемых к данному виду актов. Исполнитель, получив в установленном порядке акт управления, обязан при нять его к исполнению.
Вместе с тем в практике имеют место случаи изда ния актов управления, противоречащих закону или установленным общим и специальным требованиям к ним.
По характеру нарушений законности акты управ ления в административном праве подразделяются на недействительные и дефектные. Недействительные ни каких юридических последствий не влекут. В этом случае речь идет об абсолютной, полной недействи тельности акта управления, то есть о признании его ничтожным. Это акты, изданные вне пределов компе тенции данного органа. Например, должностная ин струкция, содержащая указание о привлечении испол нителя к административной ответственности, которая по закону является компетенцией иных органов. Руко водитель вправе привлечь исполнителя лишь к дисци плинарной ответственности в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.