Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нитєлн; в цехе — руководство, производство, подготов­ ка производства, цеховые бюро, младший обслужи­ вающий персонал, вспомогательные повременщики, в том числе группы оснастки, механика, производствен­

ные повременщики.

 

При составлении • раздела

«Обязанности и права

начальника подразделения»

отражается зависимость

прав п обязанностей, которые в свою очередь обусло­ вливаются целью решения задач, поставленных перед данным структурным подразделением.

Раздел «Взаимоотношения с другими подразделе­ ниями» определяет взаимосвязь и обмен потоками ин­ формации данного структурного подразделения в си­ стеме управления предприятием. В нем перечисляют­ ся все структурные подразделения, с которыми в про­ цессе работы связано данное подразделение.

Этот раздел составляется по следующей форме:

Структурное подразделение

Структурное подразтеление

получает

представляет

От отдела главного механика Отделу главного меха­ ника

и т. д.

Здесь указывается наименование показателей и доку­ ментов, шифр функций, периодичность и время.

Анализ потоков информации осуществляется по «Методике исследования потоков информации на про­ мышленных предприятиях» ЦЭМИ АН СССР и по экспериментальной методике «Описание и анализ по­ токов информации в системах управления предприя­ тиями и организациями» НТК АН СССР1 .

Запрещается включать в положение о структурном подразделении обязанности других подразделений. Например, в положение об отделе стандартизации и нормализации нельзя включать обязанности других отделов по отношению к ОСН. Необходимо в установ-

1 См. также: В. Н. Ф е д о т о в . Метод

оптимизации потоков

информации .в управлении производством.

М., «Экономика», 1970.

4 Г. И. Брегадзе

40



ленном порядке внести изменения в соответствующееположение о другом отделе.

информация в управлении

Предметом труда управленческого аппарата и про­ дуктом деятельности его работников является эконо­ мическая информация. Информация описывает раз­ личные явления, отношения, процессы, предметы, фак­ ты и т. п. Изучается она теорией информации — ма­ тематической наукой—'Одним из разделов киберне­

тики.

Экономическая информация — это различные све­ дения, необходимые для управления предприятием. Б теории информации применяются такие важнейшие понятия, как сигнал, количество информации и преоб­ разование.

Информация представляется с помощью сигналов различного происхождения—звуков, импульсов, цифр, букв. Сигнал позволяет получить сообщение, пред­ ставляющее собой совокупность значений, то есть при­ знаков, параметров, свойств, описывающих один про­ цесс, предмет, факт, одно событие, явление и т. п.

Количество информации измеряется в битах — дво­

ичных

единицах, нитах — натуральных

единицах, бо-

до —

телеграфных

единицах,

сообщениях,

словах

(группах

букв или

цифр со

смысловым

значением),

строках,

разделах,

показателях.

 

 

Укрупненной единицей

измерения

экономической

информации является экономический показатель.

Экономическая

информация

подвергается

преобра­

зованию

в целях

получения

сведений, необходимых

для регулирования

производства.

 

 

В процессе управления информацию делят на опе­ ративно-производственную, плановую, статистичес­ кую, бухгалтерскую и др. Приблизительная средняя трудоемкость различных процессов на машинострои­ тельном предприятии следующая: бухгалтерский учет составляет 43%; статистический учет 14%; планиро­ вание 15%; анализ хозяйственной деятельности 11%; оперативный учет 8%; нормирование 9%. Применение ЭВМ стирает границы между этими видами, превра-


їлая их в разновидности фактических или плановых сведений.

Особенностью экономической информации являет­ ся преобладание буквенно-цифровых сигналов, коди­ руемых в телеграфной, словарной и числовой формах. Первичная экономическая информация может пред­ ставляться в виде импульсных сигналов.

В механическом цехе Иркутского машинострои­ тельного завода действует диспетчерская установка ЛНИК-2 ДУ. (автоматически накапливающий инфор­ мацию контролер). С помощью шаговых искателей каждые две минуты опрашиваются все стайки, уста­ новленные в цехе, импульс от работающего двигателя главного движения поступает на перфорационное уст­ ройство установки АНИК. Набор перфокарт ежеднев­ но передается па машиносчетную станцию и утром следующего дня начальник цеха получает табуляграм­ му, в которой показано фактически отработанное за смену время, скорректированное с учетом подго­ товительно-заключительного и вспомогательного вре­ мени.

Кроме этого, на станках установлены переключа­ тели, позволяющие сообщать диспетчеру цеха о при­ чинах простоя того или иного станка. Например, пере­ ключатель, включенный в положение «1», означает «нет чертежа»; «2» — «нет инструмента»; «3» — «нет заготовок»; «4» — «неисправен станок» и т. д. Сигнал одновременно загорается и в соответствующей служ­ бе цеха — в чертежном архиве, инструментальной кла­ довой, материальном складе, у механика цеха "и т. д.. Такая система обмена информацией в сочетании с- планово-предупредительной системой обслуживания рабочих мест, внедренной в цехе одновременно с ком­ плексной механизацией производственных процессов,, позволяет значительно облегчить управление цехом.

По стадиям образования различают два вида ин­ формации: первичную, или исходную, возникающую в- ходе планирования и управления, и вторичную, возни­ кающую в ходе обработки первичной. Информация: подразделяется на промежуточную и результатную. Последнюю иногда называют результативной, иногда результирующей. Чаще всего промежуточная инфор­ мация возникает в процессе обработки исходной ин-

4*

5 І

формации для определения путей к получению окон­ чательных результатов.

Примером первичной информации может служить так называемая нормативная карта иа деталь. В нее заносятся все сведения о детали: шифр детали, вклю­ чая количество на одно изделие, шифр материала, его стоимость, вес заготовки, норма времени, стоимость обработки и т. п. Данные с таких нормативных карт

.заносятся в долговременную память машины.

Промежуточная информация представляет собой, например, данные, сообщаемые на ИВЦ оператором склада материалов с помощью телетайпа: шифр ма­ териала, количество выданного материала и т. п.

Обработка данных первичной и промежуточной ин­ формации на ЭВМ позволяет получить результатную информацию в виде различного рода табуляграмм, например в виде формы I СН по материально-техни­ ческому снабжению — о наличии и движении материа­ лов. Одним из проектов внедрения АСУП на машино­ строительном заводе предусмотрено 92 формы резуль­ татной информации, необходимой разным отделам за­ водоуправления.

Информация регистрируется на материальных но- -ентелях: документах, перфокартах, дуаль-картах, пер­ фолентах, магнитных лентах, магнитных барабанах п других.

В документах представление информации осуще­ ствляется с помощью букв и цифр, в перфокартах и перфолентах с помощью отверстий прямоугольной (80-колонные) или круглой (45-колонные) формы, в магнитных лентах и на барабанах путем намагничи­ вания отдельных участков.

Проводившиеся под руководством доцента Г. Д. Ъермана исследования свидетельствуют, что почти в каждом управленческом звене перерабатывается' мно­ го избыточных данных, бесполезных для анализа хо­ зяйственной деятельности и для принятия решений.

Избыточная информация не только приводит к уве­ личению численности управленческого аппарата, но и отвлекает этот аппарат от многих необходимых управ­ ленческих действий и решений.

Г. Д. Берман установил на иркутских предприяти­ ях несколько причин образования излишней информа-


иии. Это дробление функциональных управленческих отделов, причем каждое вновь созданное структурное подразделение организует собственные, зачастую па­ раллельные потоки информации и собственный учет. Дробление функциональных отделов обычно аргумен­ тируется преимуществом специализации. Но в мелких и средних предприятиях слишком узкая специализа­ ция отделов приводит лишь к возникновению лишних маршрутов документов, циркулирующих из отдела в отдел для взаимной увязки и согласования.

Другой причиной избыточности информации явля­ ется передача излишних данных вышестоящему звену. Загружает его без пользы для дела и неоправданная частота систематизации сведений, необоснованное стремление к детализации данных.

К числу наиболее часто встречающихся резервов

оптимизации

потоков экономической информации

Г'. Д. Берман

относит ликвидацию дублирующих по­

токов документов и параллельного учета; устранение излишне дробных функциональных отделов заводоуп­ равления и ликвидацию межотдельческих маршрутов, документов; четкое определение иерархического уров­ ня, которого должны достигать разного вида сведе­ ния; увязка периодичности документов со сроками ре­ гулирования соответствующих процессов; внедрение взамен документов, характеризующих протекание хо­ зяйственных операций, документации, сигнализирую­ щей об отклонениях от норм; упразднение излишней детализации показателей, если затраты на получение

этих данных выше того потенциального

эффекта, ко­

торый может быть получен

благодаря

их анализу;

аппроксимация некоторых

показателей,

если точное

их исчисление требует больших затрат труда.

В результате упрощения некоторых документов и удлинения периодичности их составления объем доку­ ментооборота на Иркутской мебельной фирме «Бай­ кал» сократился в расчете на год на 326 тысяч документострок.

Должностное лицо и должностные инструкции

В целях упорядочения наименований должностей номенклатура должностей служащих, разработанная