Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ничтожным может быть не весь акт, а отдельное его предписание. Например, в производственную ин­ струкцию «О порядке _ оформления технологических карт» иногда вписывают общие обязанности техноло­ га, которые должны .содержаться в должностной ин­ струкции технолога и только в ней.

Предписание, противоречащее закону или другому акту управления, называют оспоримым, дефектным, и оно не подлежит исполнению.

Важно правильно отнести ту или иную 'форму к соответствующему разделу положения или должност­ ной инструкции. Например, приобретение необходи­ мых для производственно-хозяйственной деятельности оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, согласно положению о социалистическом государственном производствен­ ном предприятии, представляет собой право пред­ приятия. Для заместителя директора завода по мате­ риально-финансовым вопросам это уже не право, а обязанность.

Цехи, отделы, службы, участки, производства и другие структурные подразделения предприятия дей­ ствуют в соответствии с положениями, утвержденными директором предприятия. Компетенция заместителей директора и других руководящих работников пред­ приятия устанавливается директором предприятия. Юридическим основанием для издания этих положе­ ний и должностных инструкций являются ст. 92 и 93 раздела «Управление предприятием» Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

Основой для разработки должностных инструкций, закрепляющих конкретные должностные обязанности отдельных должностных лиц, является Квалификаци­ онный справочник должностей служащих Государст­ венного комитета Совета Министров СССР по вопро­ сам труда и заработной платы.

Акт управления, как правило, обратной силы не имеет. Лишь в некоторых случаях, в целях уточнения ранее изданных актов, восстановления нарушенных прав и т. п., может быть предусмотрено, что его дей­ ствие распространяется на отношения, возникшие до его издания.

Вопрос о прекращении действия акта решается в зависимости от того, исчерпан ли акт исполнителем, определен ли в нем срок его действия или он действует до распоряжения о его отмене.

Действие актов управления в пространстве ограни­ чивается пределами предприятия, то есть распростра­ няется по признаку подведомственности на подчинен­ ные структурные подразделения и должностных лиц.

О некоторых недостатках действующих положений

Многие положения о структурных подразделениях, действующие на предприятиях, не свободны от целого ряда методических, стилистических, логических и

других

недостатков, не

позволяющих

рекомендовать

их в качестве

типовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разберем

один

из сборников положений

о

струк­

турных

подразделениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

положения

об ОТК

не ясно,

в каких

взаимоот­

ношениях находятся БЦК

(ВТК)

с главным

контро­

лером

(начальником ОТК) — подчинены они ему, как

зто

принято

на многих

современных

предприятиях,

или

начальникам

цехов. В

положении

приводятся

функции ОТК, а затем

функции

начальника

ОТК.

Между

тем после

заголовка

«Функции

начальника

ОТК» указано: «Начальник ОТК завода обязан», то есть излагается содержание раздела «Обязанности»; что не соответствует заголовку. '

Положение об ОТК страдает рядом логических не­ точностей. Например, в разделе «Ответственность на­ чальника ОТК» записано: «Кроме того начальник ОТК песет ответственность: ... б) за правильность организа­ ции и полноту технического контроля...; в) за пра­ вильность оформления документов...; г) за правиль­ ность оценки качества продукции; д) за несвоевремен­ ное и неправильное рассмотрение рекламаций и пре­ тензий». Возникает вопрос: какой смысл вкладывают авторы в понятия «правильное» и «неправильное».

В положениях о структурных подразделениях, за исключением положения о машиносчетной станции (бюро) завода и финансовом отделе, отсутствует раз­ дел «Взаимоотношения с цехами и отделами завода».


Большинство положений о структурных подразде­ лениях имеет раздел «Функции отдела», но для неко­ торых подразделений этот раздел назван иначе. На­ пример, в положении о бюро по научной организации труда и управления производством завода он носит название: «Основные направления работы бюро»; в положении об отделе капитального строительства (ОКС)—«Обязанности отдела капитального строи­ тельства» (не функции).

Должностные инструкции названы положениями. Раздел «Обязанности» в большинстве положений но­ сит название «Функции», хотя после заголовка «Функ­ ции» указано: «Начальник... обязан». Однако в поло­ жениях о заместителе директора по экономическим вопросам (главном экономисте), о помощнике дирек­ тора завода по кадрам, о мастере производственного участка этот раздел носит название «Обязанности». Спорным является содержание многих положений. Например: «Мастер имеет право: а) распределять рабочих по рабочим местам и станкам». Не обязан­ ность ли это? А вот кому подчинен мастер — началь­ нику цеха, старшему мастеру или начальнику ПРБ, иь положений, приводимых в сборниках, неясно. Ряд положений не содержит указаний на то, кому подчи­ нен руководитель.

Уместно здесь вспомнить принцип единства распо­ рядительства, предложенный Анри Файолем. «В лю- боіл работе, — писал А. Файоль, — любой функционер не должен получать распоряжений более как от одного начальника. Как только два начальника осуществля­ ют власть одинакового содержания над одним и тем же человеком или над одной и той же службой, тотчас, же ощущается недомогание, если причина его сохра няется, равновесие нарушается еще больше, болезнь! выступает будто в живом организме, обеспокоенном посторонним телом. Наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчез­ новению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье, либо организм продолжает вырождаться. Люди не выносят двойст­ венности распорядительства»...1

А. Ф а й о л ь . Ученые об управлении. М., 1924.

Двойственность распорядительства не имеет ниче­ го общего с двойным подчинением органов управления народным хозяйством1 и способствует минимизации функций. Практика показывает, что, получая проти­ воречивые указания от разных руководителей, работ­ ник вообще перестает выполнять эти указания, дейст­ вуя на свой страх и риск.

Содержание отдельных разделов положений не унифицировано. Например, в разделе «Права началь­ ника АХО» указано: «Начальник административнохозяйственного отдела имеет право... в) издавать рас­ поряжения, связанные с деятельностью отдела...». Другим же руководителям, например начальнику це­ ха, начальнику отдела технической информации, этих

прав

не

предоставлено.

 

 

В одном случае анализируемые положения наделя­

ют

правами отделы — «Права

отдела

снабжения

завода»,

в других начальника

отдела — «Права на­

чальника

отдела сбыта», в третьих раздел

«Права»

отсутствует вообще, как, например, в положении о производственно-диспетчерском отделе. Положение о

производственно-диспетчерском

отделе

(ПДО)

состо­

ит из

разделов: «I — общие положения, I I — задачи

ПДО,

III — функции ПДО». Положение же об

отделе

технического

обучения состоит

из разделов: «I — об­

шиє положения, I I — функции

начальника

отдела,

Ш — права

начальника отдела,

IV —

ответственность

начальника

отдела».

 

 

 

Вместо положения об отделе техники безопасно­ сти действует положение по охране труда и технике безопасности завода, состоящее из следующих разде­ лов: «I — общее положение, I I — функции и ответст­ венность административно-технического персонала (?) завода, I I I — функции, права и ответственность работ­ ников отдела (бюро) по охране труда и технике безо­ пасности завода».

Многие положения изобилуют весьма неточными формулировками.

В разделе «Права и обязанности главного техно­ лога» положения об отделе главного технолога указа-

1 См. В. Г. В и ш и я к о в. Двойное подчинение органов уп­ равления народным хозяйством М., «Юридическая литература», 1.967.


мо: «Главный технолог имеет право... б) составлять технико-экономические обоснования...; в) обеспечивать проектирование, разработку и изготовление в инстру­ ментальном цехе технологической оснастки, специн­ струмента; г) обеспечивать разработку всей техиолопіческой документации» и т. д. Если это права, то что собой представляют обязанности?

Как и в положении об отделе главного технолога, во многих положениях отсутствуют четко очерченные границы между задачами, функциями, правами и обязанностями.

Формулировки основных функций отделов заводо­ управления не соответствуют общепринятым, несмотря на то, что опубликовывались они значительно раньше анализируемых положений1 и практически не изменя­ лись до настоящего времени2 . Например, в положении об отделе главного технолога нет указания на функ­ цию «Технологическая подготовка производства», в положении об административно-хозяйственном отделе нет указания на функцию «Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание» н т. д.

Во многих положениях перепутаны понятия «дис­ циплинарная» и «административная» ответственности. Известно, что к административной ответственности, то есть денежному штрафу или аресту сроком до 15 суток за мелкое хулиганство или иные нарушения правопо­ рядка привлекают нарушителей отнюдь не руководи­ тели предприятий, а другие органы, например адми­ нистративные комиссии исполкомов Советов депутатов трудящихся и суды. В то же время «Начальнику машиносчетной станции предоставлено право налагать на работников административные взыскания за нару­ шения производственной и трудовой дисциплины, упу­ щения в работе, невыполнение указаний и распоряже­ ний». Эта весьма распространенная ошибка делает такие нормативные акты «ничтожными» с точки зре­ ния права.

1 См. Методические указания по разработке укрупненных нор­ мативов численности и типовых структур аппарата управления промышленных предприятий. М., 1964, стр. 11—14.

2 См. Методические указания по разработке укрупненных нор­ мативов численности и типовых структур аппарата управления промышленных предприятий. 4-е издайте. М., 1970, стр. 13—17.

Необходимость в столь подробном разборе поло­ жений возникла потому, что указанные нами недо­ статки свойственны многим внутризаводским норма­ тивным актам, недоступным широкому кругу читате­ лей вследствие издания их небольшими (50—100 экземпляров) тиражами, а то и просто отпечатанными машинописным способом в трех—четырех экземпля­ рах.

Устав предприятия

Содержание устава предприятия определяется По­ ложением о социалистическом государственном произ­ водственном предприятии. В нем должно содержаться: наименование предприятия и его местонахождение; наименование вышестоящего органа, которому пред­ приятие непосредственно подчинено; предмет и цель деятельности предприятия; указание о том, что пред­ приятие имеет уставный фонд, действует на основании Положения о социалистическом государственном про­ изводственном предприятии и является юридическим лицом; наименование должностного лица, возглавляю­ щего предприятие, и др.

Принадлежащие предприятию права, связанные с

его производственно-хозяйственной

деятельностью,

осуществляются

директором

(управляющим,

началь­

ником) и по установленному

распределению

обязан­

ностей — другими должностными

лицами предприятия,

а в случаях, предусмотренных действующим

законо­

дательством, — совместно с

фабричным,

заводским,

местным комитетом профсоюза.

 

 

 

 

Ряд вопросов

управления

предприятием

определен

в Положении

о

социалистическом

государственном

производственном предприятии в разделе V «Управле­

ние предприятием».

 

 

 

 

 

Деятельность

руководителей

предприятия, его

структурных

подразделений

регламентируется

поло­

жением о структурных подразделениях предприятия.

Положения о структурных подразделениях

Положение о структурных подразделениях заводо­ управления и цехов — это внутризаводской норматив-


ный акт, документ, определяющий служебную роль и место того или иного структурного подразделения в системе управления производственной единицей. По­ ложение оформляет и регламентирует распределение задач, функций, прав, обязанностей и ответственности между различными звеньями управленческого аппара­ та, чтобы исключить параллелизм и дублирование работ.

Положение о структурных подразделениях заводо­ управления или цеха состоит из следующих составных

частей: 1)

общая

часть; 2)

задачи; 3)

функции;

4) взаимоотношения

с другими

подразделениями; 5)

обязанности,

права

и ответственность

начальни­

ка.

 

 

 

 

В разделе «Общая часть» определяется цель дея­ тельности подразделения, то есть понятие, обозначаю­ щее заранее мыслимый результат деятельности. Фор­ мулировка цели соответствует функциям управления, установленным типовыми организационными структур рами для структурного подразделения в целом. Цель перед подразделением одна, задач несколько, частные функции — средства решения задач. Указывается ме­ сто подразделения в системе управления — кому оно подчинено, перечень имеющихся в нем звеньев или частей (бюро, групп). Названия групп и бюро должны быть четко сформулированы. Указывается, какими нормативными актами руководствуется в своей прак­ тической деятельности данное структурное подразде­ ление.

В разделе «Задачи» в сжатом, но полном виде дается представление о целевом назначении подразде­ ления в системе данной службы. При формулировке задач раскрывается конечный результат, для дости­ жения которого создается подразделение. Имеется в виду, что задача — совокупность вопросов, поставлен­ ных перед кем-либо для решения. Решение задачи — средство достижения цели, заключающееся в точном

исвоевременном выполнении функций.

Вразделе «Функции» перечисляются частные функ­ ции подразделения, вытекающие из основных. Их группировка соответствует перечню структурных звеньев, из которых состоит данное структурное под­ разделение. Важна формально-логическая формули-


ровка функций, обеспечивающая проверку исполнения. Функции формулируются в именительном падеже (не нормировать, а нормирование). Деятельность подраз­ деления расчленяется на основные направления.

«Под функцией управления понимается определен­ ная область деятельности субъекта управления, харак­ терная специализацией работников и методами их. воздействия на управляемую систему. Определенная функция может выполняться рядом звеньев. В неко­ торых случаях (очень редких) одно звено может вы­ полнять ряд функций. Функции управления могут расчленяться на элементы, закрепляемые за опреде­ ленными органами»1 .

В практике предпочитают делить термин «функ­ ция» на два: основная и частная функция. В примене­ нии к исполнителю ограничиваются термином «обя­ занности». Например, службе главного технолога свойственна основная функция — технологическая подготовка производства (это цель функционирова­ ния службы) и одна из частных функций — разработ­ ка технологических процессов. Технолог же выполняет не функции, а обязанности.

Цель, задачи, функции — взаимозависимые кате­ гории разного порядка. Например: планово-диспет­ черское бюро в цехе создается с целью осуществления оперативно-календарного планирования, учета и дис­ петчерского регулирования производства. Для дости­ жения этой цели перед ПДБ ставится ряд задач. Решение задач обусловлено точным и своевременным выполнением частных функций ПДБ .

Служба — это совокупность взаимосвязанных структурных подразделений в системе заводоуправле­ ния, выполняющих специфическую функцию. Напри­ мер, служба главного энергетика может состоять изследующих структурных подразделений: отдела глав­ ного энергетика; электростанции; злектроремонтного иеха; ацетиленовой станции; кислородной станции и т. п. Служба главного механика может состоять иа отдела главного механика; ремонтно-механического цеха; ремонтно-монтажного цеха и т. п. В методиче-

1 С. Е. К а ї м й н и ц е р . Основы

управления промышленным

производством. М., «Мысль», 1971,

стр. 63.

ском подчинении этих главных специалистов находят­ ся цеховые механики и электрики.

Отдел — непроизводственное

структурное

подраз­

деление в системе соответствующей службы

завода,

наделенное определенной функцией.

 

 

Цель, задача, функции как взаимозависимые кате­

гории влияют

на формирование

структурной

схемы

подразделения

следующим

образом.

Образование

структурного подразделения

преследует

определенную

цель, обусловленную основными функциями управле­ ния, установленными типовыми организационными структурами. Достижение цели связано с решением ряда задач. Для решения задач необходимо выпол­ нить ряд частных функций. Поэтому в структурном подразделении могут быть выделены структурные звенья: бюро, группы, исполнители, которые различа­ ются по специфическим признакам. Такие звенья вы­

деляются лишь при большом объеме

этих функций.

Таким

образом, прослеживается логическая

связь

между

категориями: цель — задача — частная

функ­

ция с

образованием

структурного

подразделения.

Цель,

соответствующая

формулировке

общей

функ­

ции, установленной типовыми структурами, подразде­ ляется на задачи; задачи — на частные функции, част­ ные функции — на обязанности, которые в свою оче­ редь могут подразделяться иа технологические про­ цессы, операции, комплексы приемов, приемы, дейст­ вия и движения.

При составлении структуры управления подразде­ лением руководствуются следующим. Конкретно ука­ зывается каждое структурное звено подразделения (бюро отдела, производственная группа цеха) и дает­ ся его полное наименование. В каждом структурном звене проставляются должности с указанием количе­ ства работников.

На основании структурной схемы управления и по­ ложения о структурном подразделении разрабатыва­ ется штатное расписание — перечень необходимых должностей с указанием их количества и окладов или разрядов.

В штатном расписании цехов и отделов должности классифицируются на группы. В отделе—руководство отдела, начальники бюро, затем специалисты и испол-