Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Ничтожным может быть не весь акт, а отдельное его предписание. Например, в производственную ин струкцию «О порядке _ оформления технологических карт» иногда вписывают общие обязанности техноло га, которые должны .содержаться в должностной ин струкции технолога и только в ней.
Предписание, противоречащее закону или другому акту управления, называют оспоримым, дефектным, и оно не подлежит исполнению.
Важно правильно отнести ту или иную 'форму к соответствующему разделу положения или должност ной инструкции. Например, приобретение необходи мых для производственно-хозяйственной деятельности оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, согласно положению о социалистическом государственном производствен ном предприятии, представляет собой право пред приятия. Для заместителя директора завода по мате риально-финансовым вопросам это уже не право, а обязанность.
Цехи, отделы, службы, участки, производства и другие структурные подразделения предприятия дей ствуют в соответствии с положениями, утвержденными директором предприятия. Компетенция заместителей директора и других руководящих работников пред приятия устанавливается директором предприятия. Юридическим основанием для издания этих положе ний и должностных инструкций являются ст. 92 и 93 раздела «Управление предприятием» Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.
Основой для разработки должностных инструкций, закрепляющих конкретные должностные обязанности отдельных должностных лиц, является Квалификаци онный справочник должностей служащих Государст венного комитета Совета Министров СССР по вопро сам труда и заработной платы.
Акт управления, как правило, обратной силы не имеет. Лишь в некоторых случаях, в целях уточнения ранее изданных актов, восстановления нарушенных прав и т. п., может быть предусмотрено, что его дей ствие распространяется на отношения, возникшие до его издания.
Вопрос о прекращении действия акта решается в зависимости от того, исчерпан ли акт исполнителем, определен ли в нем срок его действия или он действует до распоряжения о его отмене.
Действие актов управления в пространстве ограни чивается пределами предприятия, то есть распростра няется по признаку подведомственности на подчинен ные структурные подразделения и должностных лиц.
О некоторых недостатках действующих положений
Многие положения о структурных подразделениях, действующие на предприятиях, не свободны от целого ряда методических, стилистических, логических и
других |
недостатков, не |
позволяющих |
рекомендовать |
|||||||||
их в качестве |
типовых. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Разберем |
один |
из сборников положений |
о |
струк |
||||||||
турных |
подразделениях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Из |
положения |
об ОТК |
не ясно, |
в каких |
взаимоот |
||||||
ношениях находятся БЦК |
(ВТК) |
с главным |
контро |
|||||||||
лером |
(начальником ОТК) — подчинены они ему, как |
|||||||||||
зто |
принято |
на многих |
современных |
предприятиях, |
||||||||
или |
начальникам |
цехов. В |
положении |
приводятся |
||||||||
функции ОТК, а затем |
функции |
начальника |
ОТК. |
|||||||||
Между |
тем после |
заголовка |
«Функции |
начальника |
ОТК» указано: «Начальник ОТК завода обязан», то есть излагается содержание раздела «Обязанности»; что не соответствует заголовку. '
Положение об ОТК страдает рядом логических не точностей. Например, в разделе «Ответственность на чальника ОТК» записано: «Кроме того начальник ОТК песет ответственность: ... б) за правильность организа ции и полноту технического контроля...; в) за пра вильность оформления документов...; г) за правиль ность оценки качества продукции; д) за несвоевремен ное и неправильное рассмотрение рекламаций и пре тензий». Возникает вопрос: какой смысл вкладывают авторы в понятия «правильное» и «неправильное».
В положениях о структурных подразделениях, за исключением положения о машиносчетной станции (бюро) завода и финансовом отделе, отсутствует раз дел «Взаимоотношения с цехами и отделами завода».
4Г
Большинство положений о структурных подразде лениях имеет раздел «Функции отдела», но для неко торых подразделений этот раздел назван иначе. На пример, в положении о бюро по научной организации труда и управления производством завода он носит название: «Основные направления работы бюро»; в положении об отделе капитального строительства (ОКС)—«Обязанности отдела капитального строи тельства» (не функции).
Должностные инструкции названы положениями. Раздел «Обязанности» в большинстве положений но сит название «Функции», хотя после заголовка «Функ ции» указано: «Начальник... обязан». Однако в поло жениях о заместителе директора по экономическим вопросам (главном экономисте), о помощнике дирек тора завода по кадрам, о мастере производственного участка этот раздел носит название «Обязанности». Спорным является содержание многих положений. Например: «Мастер имеет право: а) распределять рабочих по рабочим местам и станкам». Не обязан ность ли это? А вот кому подчинен мастер — началь нику цеха, старшему мастеру или начальнику ПРБ, иь положений, приводимых в сборниках, неясно. Ряд положений не содержит указаний на то, кому подчи нен руководитель.
Уместно здесь вспомнить принцип единства распо рядительства, предложенный Анри Файолем. «В лю- боіл работе, — писал А. Файоль, — любой функционер не должен получать распоряжений более как от одного начальника. Как только два начальника осуществля ют власть одинакового содержания над одним и тем же человеком или над одной и той же службой, тотчас, же ощущается недомогание, если причина его сохра-і няется, равновесие нарушается еще больше, болезнь! выступает будто в живом организме, обеспокоенном посторонним телом. Наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчез новению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье, либо организм продолжает вырождаться. Люди не выносят двойст венности распорядительства»...1
А. Ф а й о л ь . Ученые об управлении. М., 1924.
Двойственность распорядительства не имеет ниче го общего с двойным подчинением органов управления народным хозяйством1 и способствует минимизации функций. Практика показывает, что, получая проти воречивые указания от разных руководителей, работ ник вообще перестает выполнять эти указания, дейст вуя на свой страх и риск.
Содержание отдельных разделов положений не унифицировано. Например, в разделе «Права началь ника АХО» указано: «Начальник административнохозяйственного отдела имеет право... в) издавать рас поряжения, связанные с деятельностью отдела...». Другим же руководителям, например начальнику це ха, начальнику отдела технической информации, этих
прав |
не |
предоставлено. |
|
|
В одном случае анализируемые положения наделя |
||||
ют |
правами отделы — «Права |
отдела |
снабжения |
|
завода», |
в других начальника |
отдела — «Права на |
||
чальника |
отдела сбыта», в третьих раздел |
«Права» |
отсутствует вообще, как, например, в положении о производственно-диспетчерском отделе. Положение о
производственно-диспетчерском |
отделе |
(ПДО) |
состо |
||
ит из |
разделов: «I — общие положения, I I — задачи |
||||
ПДО, |
III — функции ПДО». Положение же об |
отделе |
|||
технического |
обучения состоит |
из разделов: «I — об |
|||
шиє положения, I I — функции |
начальника |
отдела, |
|||
Ш — права |
начальника отдела, |
IV — |
ответственность |
||
начальника |
отдела». |
|
|
|
Вместо положения об отделе техники безопасно сти действует положение по охране труда и технике безопасности завода, состоящее из следующих разде лов: «I — общее положение, I I — функции и ответст венность административно-технического персонала (?) завода, I I I — функции, права и ответственность работ ников отдела (бюро) по охране труда и технике безо пасности завода».
Многие положения изобилуют весьма неточными формулировками.
В разделе «Права и обязанности главного техно лога» положения об отделе главного технолога указа-
1 См. В. Г. В и ш и я к о в. Двойное подчинение органов уп равления народным хозяйством М., «Юридическая литература», 1.967.
мо: «Главный технолог имеет право... б) составлять технико-экономические обоснования...; в) обеспечивать проектирование, разработку и изготовление в инстру ментальном цехе технологической оснастки, специн струмента; г) обеспечивать разработку всей техиолопіческой документации» и т. д. Если это права, то что собой представляют обязанности?
Как и в положении об отделе главного технолога, во многих положениях отсутствуют четко очерченные границы между задачами, функциями, правами и обязанностями.
Формулировки основных функций отделов заводо управления не соответствуют общепринятым, несмотря на то, что опубликовывались они значительно раньше анализируемых положений1 и практически не изменя лись до настоящего времени2 . Например, в положении об отделе главного технолога нет указания на функ цию «Технологическая подготовка производства», в положении об административно-хозяйственном отделе нет указания на функцию «Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание» н т. д.
Во многих положениях перепутаны понятия «дис циплинарная» и «административная» ответственности. Известно, что к административной ответственности, то есть денежному штрафу или аресту сроком до 15 суток за мелкое хулиганство или иные нарушения правопо рядка привлекают нарушителей отнюдь не руководи тели предприятий, а другие органы, например адми нистративные комиссии исполкомов Советов депутатов трудящихся и суды. В то же время «Начальнику машиносчетной станции предоставлено право налагать на работников административные взыскания за нару шения производственной и трудовой дисциплины, упу щения в работе, невыполнение указаний и распоряже ний». Эта весьма распространенная ошибка делает такие нормативные акты «ничтожными» с точки зре ния права.
1 См. Методические указания по разработке укрупненных нор мативов численности и типовых структур аппарата управления промышленных предприятий. М., 1964, стр. 11—14.
2 См. Методические указания по разработке укрупненных нор мативов численности и типовых структур аппарата управления промышленных предприятий. 4-е издайте. М., 1970, стр. 13—17.
Необходимость в столь подробном разборе поло жений возникла потому, что указанные нами недо статки свойственны многим внутризаводским норма тивным актам, недоступным широкому кругу читате лей вследствие издания их небольшими (50—100 экземпляров) тиражами, а то и просто отпечатанными машинописным способом в трех—четырех экземпля рах.
Устав предприятия
Содержание устава предприятия определяется По ложением о социалистическом государственном произ водственном предприятии. В нем должно содержаться: наименование предприятия и его местонахождение; наименование вышестоящего органа, которому пред приятие непосредственно подчинено; предмет и цель деятельности предприятия; указание о том, что пред приятие имеет уставный фонд, действует на основании Положения о социалистическом государственном про изводственном предприятии и является юридическим лицом; наименование должностного лица, возглавляю щего предприятие, и др.
Принадлежащие предприятию права, связанные с
его производственно-хозяйственной |
деятельностью, |
||||||
осуществляются |
директором |
(управляющим, |
началь |
||||
ником) и по установленному |
распределению |
обязан |
|||||
ностей — другими должностными |
лицами предприятия, |
||||||
а в случаях, предусмотренных действующим |
законо |
||||||
дательством, — совместно с |
фабричным, |
заводским, |
|||||
местным комитетом профсоюза. |
|
|
|
|
|||
Ряд вопросов |
управления |
предприятием |
определен |
||||
в Положении |
о |
социалистическом |
государственном |
||||
производственном предприятии в разделе V «Управле |
|||||||
ние предприятием». |
|
|
|
|
|
||
Деятельность |
руководителей |
предприятия, его |
|||||
структурных |
подразделений |
регламентируется |
поло |
жением о структурных подразделениях предприятия.
Положения о структурных подразделениях
Положение о структурных подразделениях заводо управления и цехов — это внутризаводской норматив-
ный акт, документ, определяющий служебную роль и место того или иного структурного подразделения в системе управления производственной единицей. По ложение оформляет и регламентирует распределение задач, функций, прав, обязанностей и ответственности между различными звеньями управленческого аппара та, чтобы исключить параллелизм и дублирование работ.
Положение о структурных подразделениях заводо управления или цеха состоит из следующих составных
частей: 1) |
общая |
часть; 2) |
задачи; 3) |
функции; |
4) взаимоотношения |
с другими |
подразделениями; 5) |
||
обязанности, |
права |
и ответственность |
начальни |
|
ка. |
|
|
|
|
В разделе «Общая часть» определяется цель дея тельности подразделения, то есть понятие, обозначаю щее заранее мыслимый результат деятельности. Фор мулировка цели соответствует функциям управления, установленным типовыми организационными структур рами для структурного подразделения в целом. Цель перед подразделением одна, задач несколько, частные функции — средства решения задач. Указывается ме сто подразделения в системе управления — кому оно подчинено, перечень имеющихся в нем звеньев или частей (бюро, групп). Названия групп и бюро должны быть четко сформулированы. Указывается, какими нормативными актами руководствуется в своей прак тической деятельности данное структурное подразде ление.
В разделе «Задачи» в сжатом, но полном виде дается представление о целевом назначении подразде ления в системе данной службы. При формулировке задач раскрывается конечный результат, для дости жения которого создается подразделение. Имеется в виду, что задача — совокупность вопросов, поставлен ных перед кем-либо для решения. Решение задачи — средство достижения цели, заключающееся в точном
исвоевременном выполнении функций.
Вразделе «Функции» перечисляются частные функ ции подразделения, вытекающие из основных. Их группировка соответствует перечню структурных звеньев, из которых состоит данное структурное под разделение. Важна формально-логическая формули-
ровка функций, обеспечивающая проверку исполнения. Функции формулируются в именительном падеже (не нормировать, а нормирование). Деятельность подраз деления расчленяется на основные направления.
«Под функцией управления понимается определен ная область деятельности субъекта управления, харак терная специализацией работников и методами их. воздействия на управляемую систему. Определенная функция может выполняться рядом звеньев. В неко торых случаях (очень редких) одно звено может вы полнять ряд функций. Функции управления могут расчленяться на элементы, закрепляемые за опреде ленными органами»1 .
В практике предпочитают делить термин «функ ция» на два: основная и частная функция. В примене нии к исполнителю ограничиваются термином «обя занности». Например, службе главного технолога свойственна основная функция — технологическая подготовка производства (это цель функционирова ния службы) и одна из частных функций — разработ ка технологических процессов. Технолог же выполняет не функции, а обязанности.
Цель, задачи, функции — взаимозависимые кате гории разного порядка. Например: планово-диспет черское бюро в цехе создается с целью осуществления оперативно-календарного планирования, учета и дис петчерского регулирования производства. Для дости жения этой цели перед ПДБ ставится ряд задач. Решение задач обусловлено точным и своевременным выполнением частных функций ПДБ .
Служба — это совокупность взаимосвязанных структурных подразделений в системе заводоуправле ния, выполняющих специфическую функцию. Напри мер, служба главного энергетика может состоять изследующих структурных подразделений: отдела глав ного энергетика; электростанции; злектроремонтного иеха; ацетиленовой станции; кислородной станции и т. п. Служба главного механика может состоять иа отдела главного механика; ремонтно-механического цеха; ремонтно-монтажного цеха и т. п. В методиче-
1 С. Е. К а ї м й н и ц е р . Основы |
управления промышленным |
производством. М., «Мысль», 1971, |
стр. 63. |
ском подчинении этих главных специалистов находят ся цеховые механики и электрики.
Отдел — непроизводственное |
структурное |
подраз |
|||
деление в системе соответствующей службы |
завода, |
||||
наделенное определенной функцией. |
|
|
|||
Цель, задача, функции как взаимозависимые кате |
|||||
гории влияют |
на формирование |
структурной |
схемы |
||
подразделения |
следующим |
образом. |
Образование |
||
структурного подразделения |
преследует |
определенную |
цель, обусловленную основными функциями управле ния, установленными типовыми организационными структурами. Достижение цели связано с решением ряда задач. Для решения задач необходимо выпол нить ряд частных функций. Поэтому в структурном подразделении могут быть выделены структурные звенья: бюро, группы, исполнители, которые различа ются по специфическим признакам. Такие звенья вы
деляются лишь при большом объеме |
этих функций. |
|||
Таким |
образом, прослеживается логическая |
связь |
||
между |
категориями: цель — задача — частная |
функ |
||
ция с |
образованием |
структурного |
подразделения. |
|
Цель, |
соответствующая |
формулировке |
общей |
функ |
ции, установленной типовыми структурами, подразде ляется на задачи; задачи — на частные функции, част ные функции — на обязанности, которые в свою оче редь могут подразделяться иа технологические про цессы, операции, комплексы приемов, приемы, дейст вия и движения.
При составлении структуры управления подразде лением руководствуются следующим. Конкретно ука зывается каждое структурное звено подразделения (бюро отдела, производственная группа цеха) и дает ся его полное наименование. В каждом структурном звене проставляются должности с указанием количе ства работников.
На основании структурной схемы управления и по ложения о структурном подразделении разрабатыва ется штатное расписание — перечень необходимых должностей с указанием их количества и окладов или разрядов.
В штатном расписании цехов и отделов должности классифицируются на группы. В отделе—руководство отдела, начальники бюро, затем специалисты и испол-