Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЇТИИтруда1 , делит их на девять групп. К восьмой и девятой группам относятся руководители предприя­ тий, учреждений, служб и подразделений. Группы тре­ тья—седьмая — это специалисты, занятые инженернотехническими, экономическими и другими работами; •с нулевой по вторую—технические исполнители, заня­ тые подготовкой н оформлением документации, уче­ том и контролем и т. п.

На многих предприятиях и в учреждениях отсутст­ вуют документы, которые могли бы дать студенту, на­ ходящемуся на практике, или молодому специалисту четкое и ясное представление о содержании работы того или иного инженерно-технического работника. Должностные инструкции, не свободные от многих не­ достатков, на крупных предприятиях существуют лишь для цеховых работников.

В отделах заводоуправления и в учреждениях со­ ставление должностных инструкций только начинает­ ся. Круг обязанностей инженеров, работающих в от­ делах планово-экономическом, труда и заработной платы; главных специалистов — механика, технолога, энергетика, металлурга, сварщика и других в лучшем •случае определяется положением об отделе.

Небольшие предприятия не имеют и таких доку­ ментов. Попытки позаимствовать их в порядке обмена опытом с крупных предприятий успеха не имели, так как, например, один экономист небольшого предприя­ тия зачастую выполняет одновременно те функции, которые на крупном предприятии выполняют два-три отдела.

Квалификационный справочник должностей служа­ щих, выпущенный НИИтруда, является лишь основой для разработки должностных инструкций, закрепляю­ щих конкретные обязанности отдельных исполните­ лей.

Обязанности технолога цеха и технолога, работаю­ щего в технологическом отделе, имеют весьма суще­ ственные различия. Аналогичная разница существует между обязанностями диспетчера, экономиста, норми-

1 Единая номенклатура должностей служащих. Государствен­ ный Комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и за­ работной платы. М., 1967.

ровщика и других работников в цехах

и отделах

за­

водоуправления.

 

 

 

Наиболее слабым звеном формулы академика

В. А.

Трапезникова

«знают — могут — хотят— успевают»

является звено

«хотят». Сам

В.А.Трапезников причи­

ной слабости этого звена

называет

«минимизацию

функции», то есть искусственное сужение некоторыми исполнителями круга своих обязанностей.

Нельзя не признать, что люди, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей, не пользуются ува­ жением сослуживцев. С легкой руки академика В. А. Трапезникова появилась и другая терминология, ха­ рактеризующая неуважительное отношение основной массы добросовестных работников к «мнзонеистам»1 .

К сожалению, мизонеист — это не только литера­ турный персонаж. На производстве таких людей назы­ вают несколько проще: «отпихнистами» и при реше­ нии вопроса о выдвижении такого «специалиста» гово­ рят: «Не подойдет, у него велик коэффициент выкру­ чивания».

Одной из основных причин слабости звена «хотят» является отсутствие (например, в отделах заводоуп­ равления), недостаток (в цехах) или дефектность дол­ жностных инструкций.

Методика разработки или переработки этих нор­ мативных актов часто носит грубо эмпирический ха­ рактер.

Проект должностной инструкции разрабатывается с отделе НОТ или ОТиЗ и направляется для согласо­ вания в отдел или цех, где работает должностное ли­ по, которому предназначена инструкция.

Большинство исполнителей (функционеров), изу­ чив проект инструкции, предлагает расширить раздел «права» и сократить раздел «обязанности». Мотиви­ руется это разными причинами, чаще субъективного характера.

Руководитель иногда соглашается с этими довода­ ми, рассуждая следующим образом: «Иванов в роли техника по изменениям выполнять эту работу не смо­ жет, лучше ее передать Петрову — технологу, который делает эту работу быстрей и надежней».

1 М. и з о н е и з м — ненависть

ко

всему новому.

См.

М. Ко­

лесников. Атомград. Роман-газета,

13 (683), 1971,

стр.

15.


Так появляется прецедент, должностная инструк­ ция утверждается, а пересматриваются эти докумен­ ты в лучшем случае один раз в 10 лет.

Аналогичное явление наблюдалось и при разработ­ ке положений, рассмотренных нами ранее.

Что же означает термин «должностное лицо»? Должностное лицо — это лицо, занимающее по вы­

борам или по назначению постоянную или временную должность на предприятии или в учреждении и вы­ полняющее тот пли иной комплекс административных, а гакже правовых действий.

Должностные лица кроме материально-технических операций совершают, в зависимости от занимаемой должности, различные юридические действия адми­ нистративного или хозяйственного характера. Дол­ жностные лица полномочны в пределах своей компе­ тенции направлять работу подчиненных им лиц, осу­ ществлять организацию, контроль, планирование, учет, издавать приказы, распоряжения, постановления, ин­ струкции и т. п.

Что же представляет собой инструкция? Инструкцией называют акт управления, издавае­

мый руководителями. В СССР инструкции издаются на основе и во исполнение законов, указов Президиу­ ма Верховного Совета, постановлений и распоряже­ ний правительства и актов вышестоящих органов го­ сударственного управления. Инструкции содержат нормы общего характера, устанавливают порядок, способы и методы осуществления различных меро­ приятий. На предприятиях издаются различные ин­ струкции, определяющие порядок и способ выполне­ ния различных работ. Среди инструкций особое место занимает должностная инструкция.

Должностная инструкция предназначена для ис­ полнителей, на которых возложено выполнение опре­ деленного круга работ. Она определяет служебную роль и место того или иного работника в структурном подразделении.

Должностная инструкция состоит из пяти разде­ лов: общая часть; обязанности; взаимоотношения с другими сотрудниками; права; ответственность.

Определение квалификационных требований, предъявляемых к данной категории работников, и от-

несение их к квалификационным должностным груп­ пам производятся по соответствующим квалификаци­ онным справочникам.

Вразделе «Общая часть» инструкции выявляется сущность работы исполнителя, вытекающая из основ­ ной цели структурного подразделения, показывается его место в структуре 'подразделения.

Вобщих положениях должно содержаться указа­ ние на подчиненность работника. Дело в том, что про­ изводственное предприятие — это сложная динамиче­ ская система, построенная по иерархическому принци­

пу, составные элементы которой соединены прямыми и обратными связями. Поэтому отсутствие в должно­ стных инструкциях указаний на подчиненность долж­ ностного лица (иерархии) делает такие нормативные

акты ничтожными или по крайней мере

дефектными

для целей создания АСУП.

 

 

Обязанность — это определенный круг действий,

возложенных на кого-либо и безусловных для

выпол­

нения. Вместе с тем обязанность — правовое

отноше­

ние, в силу которого одно юридическое

лицо

должно

совершать действие в пользу другого лица или обще­ ства. Обязанность — это долг.

К примеру, основными обязанностями граждан

СССР являются: соблюдать Конституцию СССР, ис­ полнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять об­ щественную социалистическую собственность.

Раздел «Обязанности» отражает содержание труда должностного лица, определяемое местом работника в системе функционального разделения труда. Кон­ кретное указание обязанностей обеспечивает разгра­ ничение их между должностными лицами. Обязанно­ сти перечисляются с наибольшей их конкретизацией.

Известно, что исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется в формах учета, плани­ рования, контроля и регулирования.

Процесс управления можно классифицировать на сто составные части: планирование, основанное на анализе имеющихся ресурсов и создавшейся ситуации и выборе наиболее эффективного пути; организацию работы, включающую создание структуры управления,

іі


расстановку и специализацию кадров, разработку про­ цессов выполнения работ и т. п.; координацию дея­ тельности работников, исключающую дублирование, согласовывающую усилия и сроки выполнения работ; контроль исполнения и принятых решений, количества и качества выполненной работы. Контроль основыва­ ется на нормативных показателях оценки эффектив­ ности работы людей, сопоставлении фактических ре­ зультатов работы с этими показателями; иа форму­ лировании задач, возникающих в производственной ситуации, а также на убеждении для объединения усилий людей для совместного достижения цели.

Все эти части процесса управления должны найти свое отражение в разделе «Обязанности». Каждая из этих частей имеет самостоятельное значение, но про­ являются они лишь в единстве: планирование задает программу действия системы, контроль обеспечивает анализ состояния системы, регулирование удерживает процессы системы в рамках заданных параметров.

Раздел «Обязанности» составляется на основе Ква­ лификационного справочника должностей служащих. В должностные инструкции включаются только те обязанности, которые являются специфическими для основной функции в конкретных условиях работы структурного подразделения. Общие для всех руково­ дителей обязанности перечисляются в предисловии к сборнику должностных инструкций.

Например, в сборнике должностных инструкций машиностроительного завода перечислены следующие общие обязанности руководителей.

Начальник структурного подразделения обязан: обеспечивать своевременное выполнение государ­

ственного плана по всем количественным и качествен­ ным показателям в установленные сроки;

знать состояние вверенного ему участка и прини­ мать все меры к повышению технического уровня про­ изводства, а также к обеспечению его всем необходи­ мым для выполнения государственного плана;

осуществлять мероприятия по научной организа­ ции труда, производства и управления;

всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним как на производстве, так и в быту и учитывать в работе предложения подчиненных;

знать служебные и политико-моральные качества подчиненных, содействовать повышению их культур­ но-технического уровня, повседневно заниматься по­ литическим и техническим воспитанием коллектива, опираясь в своей деятельности на партийные, профсо­ юзные и комсомольские организации и в полной мере используя их влияние для решения задач, стоящих перед коллективом;

руководить подбором, расстановкой и аттестацией ИТР и служащих, привлекая к этой работе своих за­ местителей и руководителей функциональных подраз­ делений;

постоянно совершенствовать свои политические и технические знания, знать технику, технологию произ­ водства изделия и оборудование, руководить рациона­ лизаторской и изобретательской работой, изучать пе­ редовой опыт и внедрять его в производство;

устанавливать

и поддерживать твердый порядок

па производстве,

немедленно устранять замеченные

нарушения дисциплины, решительно пресекать всякое действие или бездействие, которое может нанести ущерб производству, своевременно выявлять и устра­ нять причины, порождающие их;

в пределах предоставленной власти действовать самостоятельно, требовать от подчиненных точного и своевременного исполнения своих служебных обязан­ ностей, приказов, поощрять подчиненных за проявлен­ ную разумную инициативу и строго взыскивать с не­ радивых;

быть справедливым к подчиненным, не допускать грубости и не унижать их личного достоинства;

с целью своевременного разрешения личных нужд и запросов работников вверенного коллектива лично беседовать со своими подчиненными и не реже раза в месяц, в установленное время, принимать работников; устанавливать необходимые меры безопасности при выполнении работ, организовывать своевременное проведение инструктажей по технике безопасности и требовать строгого выполнения правил техники безо­ пасности, промышленной санитарии и пожарной без­

опасности;

иметь всегда точные и подробные сведения о спи­ сочном и наличном составе вверенного ему коллекти-



pa, а также о наличии и состоянии производственных площадей, оборудования, инструмента и материалов, необходимых для выполнения государственного плана.

Раздел «Взаимоотношения с другими сотрудника­ ми» включает в себя перечень информации, аналогич­ но такому же разделу в положениях.

Понятие «права» имеет несколько различных опре­

делений. Право — это совокупность устанавливаемых

и охраняемых государственной

властью норм и пра­

вил, регулирующих отношения

людей в обществе. В

этом смысле право — это воля господствующего клас­ са, возведенная в закон. Право — охраняемая госу­ дарством, узаконенная возможность, свобода что-ни­ будь делать, осуществлять; наука, изучающая эти нор­ мы и правила; возможность действовать, поступать каким-нибудь образом; основание, причина для какихлибо действий. В применении к должностным инструк­ циям права — это узаконенная или обусловленная нормативным актом власть в определенных пределах. Права осуществляются руководителем структурного подразделения, специалистом или техническим испол­

нителем

единолично,

а в случаях,

предусмотренных

законодательством, — совместно, по

согласованию или

с участием комитета

профсоюза. Права необходимы

для выполнения обязанностей.

 

«На

всех уровнях

управления, — указывал Л. И.

Брежнев, — важно четко определить объем и соотно­ шение прав и ответственности. Большие права при малой ответственности создают возможности для ад­ министративного произвола, субъективизма, необду­ манных решений. Ничем не лучше и большая ответст­ венность при малых правах. При таком положении да­ же самый старательный работник нередко оказывает­ ся бессильным и спросить с него в полной мере за по­ рученное дело трудно»1 .

В разделе «Права» перечисляются такие и только такие, права, которыми наделено должностное лицо для выполнения возложенных на него обязанностей.

Разделение труда инженерно-технических работни­ ков и служащих требует децентрализации полномо-

1 Л. И. Б р е ж и ев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Гоополитиздат, 1971, стр. 68—69.