Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Показателем отклонений индивидуальных значений от средней
встатистике принято среднее квадратичное отклонение
xi ' c p ) 2
п
Часто возникает необходимость в сравнении между собой чис ловых значений разнородных параметров, которые можно осущест вить с помощью безразмерного коэффициента вариации
ка = -100.
'Ѵср
Для опредатения 'Коэффициента вариации необходимо:
—иметь выборку значений исследуемого параметра;
—определить среднее арифметическое в данной выборке;
—найти отклонения от средней для всех значений выборки;
—возвести полученные отклонения в квадрат и суммировать;
—определить среднее квадратичное отклонение;
—определить коэффициент вариации.
Физический смысл коэффициента вариации заключается в том, что он дает возможность определить степень изменяемости данно го параметра относительно средней величины.
Графическое изображение изменяемости числовых значений оценочного параметра может быть представлено в виде кумулятив ной кривой или кривой распределения.
Для построения указанных кривых в таблице зарегистриро
ванных значений необходимо: |
(A"max) значения; |
— найти наименьшее (^ IIfin) и наибольшее |
|
— определить размах изменения значений |
R = X max— |
—выбрать число интервалов L, равных 5,7 или L1 в зависимо сти от размеров выборки;
—определить ширину интервала /г, которая должна отражать основные черты распределения и сглаживать случайные колебания процесса;
L
— в каждом интервале определить число элементов данного значения признака, называемых частотами т данного интервала. Относительное количество частоты, то есть ее доля, называется ча стностью интервала w
w = — ^ -----100. - Щ
(64
Зная частость, выраженную в процентах, и выбранные интер валы, мож.но построить кривую распределения (рис. 24, 1).
Для получения кумулятив ной кривой пользуются накоп ленными частотами Wn в про центах, получаемых путем после довательного прибавления ча стости' W очередного интервала
(рис. 24, 2).
п
ТС/,, = 2 те/. = і
\0
оЧ
!
О
1
t=t |
|
|
|
Рис. 24. Статистические кривые |
|
По данным |
замеров |
пара |
|||
1—кривая распределения; 2—кривая |
|||||
метров технического |
состояния |
кумулятивная |
|||
автомобилей, а |
также |
по |
дан |
|
ным учета за определенный период пробега могут 'быть оценены
такие показатели надежности, как .вероятность |
безотказной |
ра |
|||
боты (Р{1). |
ІѴ0- 2 п ( I ) |
|
|
||
|
Р(1) = |
|
|
||
|
Л'п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
N 0 — общее количество автомобилей, |
взятых на |
испы |
||
|
тание; |
|
автомобилей, имевших от |
||
|
2 я (/) — суммарное количество |
||||
|
казы за определенный пробег. |
является |
убы |
||
|
Вероятность безотказной работы |
ав'томобиля |
вающей функцией от пробега и изменяется от единицы до нуля. В начале эксплуатации Р (/) = 1 и при бесконечно большом пробеге-
Р (о = о .
Вероятность безотказной работы достаточно полно характери зует надежность автомобиля с пробегом.
Наработка на отказ или периодичность отказов — средний про
бег между соседними отказами. |
|
|
|
|
|
, __ |
Дум |
|
|
|
|
2 п(1) ’ |
|
|
где /-сум •—суммарный |
пробег автомобилей, взятых на |
испытание |
||
в км. |
количество отказов — величина |
обратная |
||
Интенсивность или |
||||
наработке н’а отказ. |
|
|
|
|
. |
(/) = |
_2д(0_ _ |
|
|
|
|
Дум |
|
|
Интенсивность отказов в идеальном случае в первый |
период |
|||
работы автомобиля, связанного |
с процессам приработки, |
будет |
5 |
Заказ 5314 |
65 |
функцией убывающей; в период нормальной эксплуатации |
(наибо |
лее длительный) X (I) —величина постоянная и в третьем |
периоде |
эксплуатации к концу срока службы, связанным с усталостными явлениями и интенсивными наносами, X (/) резко возрастает.
С помощью приведенных статистических характеристик ана лизируется и оценивается осредненное техническое состояние авто мобилей предприятия, намечаются пути совершенствования техно логических процессов профилактики и ремонта подвижного состава. Анализ позволяет также оценивать работу технической службы предприятия.
Первичные данные, получаемые при диагностировании автомо биля, заносятся в специальные «карты диагностирования» при TÖ-1 и ТО-2 (табл. 8), в которых согласно периодичности диагно стирования ведется учет изменения параметров с увеличением про бега автомобиля.
При углубленном и поэлементном диагностировании при ТО-2 с целью определения объема работ составляется заявка на посты ТО-2 с указанием конкретного перечня работ по узлам и агрегатам автомобиля (табл. 9). Имея числовые значения диагностических параметров по каждому автомобилю, можно оценить надежность конкретного узла или механизма.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
ЗАЯВКА |
|
|
|
На ремонтно-регулировочные работы после проведения |
|||
|
диагностики при ТО- . |
автомобилей |
|
|
Марка |
Гос. |
номер |
Дата |
выполнения |
№ |
Агрегаты, приборы, |
Наименование ремонтных работ |
Подпись исполнителя |
|
п. п. |
узлы |
|||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Дата окончания:
Ме.\аник:
66
сл |
Таблица 8 |
# |
|
|
Карта диагностирования.при ТО-1 |
Свободный ход рулевого колеса |
Люфт в подшипниках ступиц передних колес |
6. ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ АППАРАТУРЫ И ИЗМЕРЕНИЙ
Аппаратура, применяемая при диагностировании автомобилей, должна регистрировать изменение различных процессов с опреде ленной точностью.
Чем меньше изменение оценочного параметра, тем выше долж на быть точность контрольной аппаратуры. Особенно высокие тре бования предъявляются к точности аппаратуры в процессе прогно зирования технического состояния автомобилей.
Например, изменение зазора в шкворневом соединении и под шипниках ступицы переднего колеса может быть меньше 1 мми применение измерительного инструмента типа штаңгеля с ценой деле ния 0,1 мм не даст необходимой точности, так как фактическое из менение зазора может быть меньше цены деления прибора. Поэто му данный прибор в принципе не может показать действительного значения измеряемой величины, что ведет к большим ошибкам из мерения.
Точность прибора, обычно задаваемая в паспортных данных, оказывает непосредственное влияние на погрешность измерения, равную цене наименьшего деления шкалы. Очевидно, чем точнее прибор, тем меньше его погрешность, но с увеличением точности при бора возрастают время и ‘стоимость замеров. Поэтому для каждой замеряемой величины необходимо обосновать требуемую точность.
Повторные замеры тех или иных величин, проводимые одними и теми же приборами и одними и теми же операторами, как пра вило, не дают и точности одних и тех же результатов. Это объяс няется наличием погрешностей, которые можно разделить на си стематические и случайные,
Систематические погрешности обычно связаны с конструкцией контрольного прибора, с неудовлетворительными методами диаг ностирования и неправильной установкой прибора'. Величина си стематических погрешностей прибора может быть, в принципе, оп ределена и внесена в качестве поправки в паспортные данные при бора.
Систематические ошибки необходимо также определять и при создании своими силами новых приборов и аппаратуры посредст вом их калибровки. Калибровку можно проводить путем сравнения непосредственно замеряемых величин сначала проверяемым прибо ром, а затем контрольным, более точным, с последующим, установ лением разности между этими измерениями и с определением абсо лютной ошибки, то есть:
А — ß'oöp ~~ ^ >
где d0&р— результат измерения образцовыім прибором; d — результат измерения проверяемым прибором.
6 8