Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для увеличения сцепления колес автомобиля с барабанами на последние наносятся рифления либо сваркой, либо проточкой на токарном станке.

Обычно из двух пар барабанов задняя связана с тормозной установкой или с инерционными маховиками. Такая компоновка исходит из условия безопасной работы автомобиля на стенде.

Беговые барабаны устанавливаются на раме сварной конст­ рукции, изготовленной из балок №№ 14-4-20, швеллерного или дву­

таврового сечений.

,

J

Инерционные маховики

 

Работа автомобиля на стенде отличается от таковой на дороге тем, что поступательные массы автомобиля и управляемые колеса неподвижны, а поверхность барабана значительно отличается от поверхности дороги. К тому же отсутствует сопротивление воздуха.

Для имитации неподвижных масс автомобиля в конструкцию стенда «страйваютея инерционные маховики, расчет которых осно­ ван на равенстве кинетических энергий масс автомобиля и стенда.

Инерционные маховики 1 (рис. 14) посредством редукторов 2

I

Рис. 14. Выбор ивдрцігомных .м-аюовико® 1—инерционные маховики; 2—повышающий .редуктор; 3—карданная пере­

дача; 4—редуктор; 5—бегювой барабан

и 4 и карданной передачи 3 связаны с барабанами 5 стенда. При разгоне ведущими колесами автомобиля барабанов стенда через редукторы получают вращение инерционные маховики имитируя тем самым неподвижные массы автомобиля.

Подбор размеров маховиков производится в следующем по­ рядке: определяется приведенный момент инерции неподвижных масс автомобиля

45

г

_ ______!L_ Л- У f

1апр

 

Т" ^ 1кн >

 

 

g

где Ga — вес неподвижных

поступательных масс автомобиля, кг;

гк — радиус качения колеса, м;

g— ускорение силы тяжести, м/сек2;

/кн — момент инерции неподвижных колес, кгм-сек2; Определяются моменты инерции барабанов стенда по формуле:

т

бб (^б+ гб)+ °11 гв

>

 

2 g

 

где G6, GB— вес барабана и вала, кг;

R6, г6, /■„ — радиусы

барабана

наружный, барабана внутрен­

ний, вала, м.

Равенство кинетических энергий автомобиля и стенда эквива­ лентно равенству приведенных моментов инерции:

 

Amp —4 т:1р j 4тпр —

4 4 " Р Аіах 4 4м 4 >

где

/ чах—

момент инерции маховика, кгм/сек2;

4.

4 ’ 4м —

передаточные

числа барабана, редуктора, зад­

 

 

него моста.

 

16 Яб

Отсюда момент инерции маховика:

4пр s f(, iß

Аіах

Г•2 г-2 /

р £ З М ■

С другой стороны момент инерции маховика равен:

,4 71^мах 4ах 7

Iыах

£

>

 

 

где /?маі.— радиус маховика, м; 4ах — длина маховика, м;

7 — удельный вес материала маховика, кг/м3.

Отсюда длина маховика при заданном /?мах =0,15-е-0,25 опре­ деляется:

,2 /мах

При радиусе маховика 0,2 м, сделанного из серого чугуна, дли­ на маховика:

4аX 0,56 Аіах •

46


Тормозное устройство^

Работа автомобиля на стенде встречает малые сопротивлениясо стороны беговых барабанов, которые вращаются в подшипни­ ках качения. Необходимое сопротивление движению колес автомо­ биля может быть создано путем использования различного рода тормозных устройств.

Наиболее распространенными стендовыми тормозными уст­ ройствами являются электрические обкаточно-тормозные стенды,, работающие на переменном токе, выпускаемые заводами «Сельхоз­ техники». Основные характеристики стендов приведены в табл. 7.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

Характеристики электротормозных стендов,

 

 

выпускаемых заводами i«Сельхозтехники»

 

 

 

Число оборотов, об/мин

Макснмальнып

Тип стенда

Мощность,

 

 

К В Т

 

крутящий момент

 

 

синхронное максимальное

кгм

КИ-1363Б

40

•1000

2000

40

КИ-598А

55

750

1500

75

КИ-2139А

55

1500

3000

40

КИ-21Т8А

100

1500

3000

80

Для автомобилей типа ГАЗ-21, ГАЗ-53,

ЗИЛ-130 и автобусов-

ПАЗ-652, ПАЗ-672, ЛАЗ-695, ЛИАЗ-158 наиболее приемлемым из указанных тормозных устройств является стенд КИ-2139А, а для автомобилей типа МАЗ-500, Урал-377, КрАЗ-257, автобусов ЛИАЗ677— стенд 2118А.

Наличие в автомобиле и стенде различных передающих механизмов, характеризуемых передаточными числами, вызывают необходимость применения между барабанами и тормозными уст­ ройствами дополнительного редуктора с передаточным числом, оп­ ределяемым по уравнению

где пт— максимально допускаемые обороты тормоза,, об/мин (табл. 5);

/ід — обороты двигателя автомобиля, соответствующие эксплуатационным скоростям движения, об/мии; ік, го> k — передаточные числа коробки передач, главной

передачи автомобиля, барабанов.

В качестве редуктора могут быть использованы (рис. 14) ав­ томобильные главные передачи и коробки передач.


Замер расхода топлива

и динамики автомобиля

Расход топлива является важной характеристикой техническо­ го состояния автомобиля и стоимости его эксплуатации. Фиксиро­ вание расхода топлива и скоростного режима автомобиля позволя­ ет проводить в широких пределах регулировки, связанные с полу­ чением оптимальных режимов работы приборов систем питания и зажигания-

В общем случае расход топлива на холостом ходу определяет­ ся так:

Q.v- = 3,6 —~ ,

где V — постоянный для данного режима работы объем рас­ ходуемого топлива, см3;

t — время расхода объема V, сек;

где Кг— постоянный коэффициент.

К к= 3,6 V.

Расход топлива при движении автомобиля на постоянных ско­ ростях равен:

Р100

3,6- ІѴЯ

где ѵл — скорость движения автомобиля, км/ч.

ѵа = 3,6 г. £>б п = 11,3—J—

где D b — диаметр барабана, м;

п — суммарное число оборотов. Тогда расход топлива равен

V

QT= 31,9

D 6 п

Обозначив через К2 постоянный коэффициент —

К2 = 31,9— — ,

получим:

Qt = /C2— п

Простейший расходомер топлива для карбюраторных автомо-

4 8


билей показан на рис. 15. При­

 

 

 

бор состоит из мерной

колбы 3

 

 

 

объемом

до 0,2

л,

трехходового

 

 

 

ікрана 2, расходного бачка 5 объ­

 

 

 

емом 2 л, манометра

7 и служит

 

 

 

для. определения давления, раз­

 

 

 

виваемого

бензонасосом.

Расхо­

К карбюратору

 

домер

подключается

в разъем

 

автотВикя^

 

 

между карбюратором

и

бензо­

 

 

 

насосом

автомобиля

и

устанав­

Положения крана 2_

ливается

 

на пульте

управления

2

Л

 

стендом.

определения

пути, про­

 

 

 

Для

Qprpanue только Наполнение

Питание

ходимого

 

автомобилем

по бара­

Ш ги т е п я

J S »

 

 

 

дви гат еля

колбы

банам стенда в

процессе

посто­

 

Риге. 15. Простейший расходомер топ­

янного движения,

разгона,

нака­

та используется

автомобильный

1—секундомер;

лива.

 

2—трехходовой кран;

прерыватель 4

(рис.

16)

и сум­

3—мерная стеклянная колба; 4—за­

марный счетчик оборотов (пути)

порный кран; 5 — расходный бачок;

7 типа СБ-1М. Для определения,

6—заторная игла; 7—манометр

цапример,

разгона в

каком-либо

 

 

 

диапазоне скоростей применяется также

электрический

диетан-

ционный спидометр автобуса ЛАЗ.

 

 

2 приводится

 

Датчик спидометра 1 через ременную передачу

во вращение от барабанов 3.

 

 

 

 

 

 

Передаточное число ременной передачи определяется по фор­

муле:

 

 

 

 

 

 

. = щ _

1000

_

0,51

 

 

где

Іп ~ лд “

6 2 4 - D e ~

D 6

 

 

п6 — обороты барабана;

 

 

 

 

 

 

624 — число оборотов датчика.

 

 

 

 

 

Путь разгона автомобиля определяется так:

 

 

 

5р = - 0 6я = К3и ,

 

 

где

AT3 =

7cD6.

 

 

 

 

 

В схему (рис. 16) вводится также источник тока, путем преоб­

разования переменного тока через трансформатор

8 и

селеновый

выпрямитель 6 в постоянный ток.

показал комбинированный,

 

На практике устойчивую работу

прибор для замера расхода топлива и параметров динамики авто­ мобиля (рис. 17).

.Прибор работает на полуавтоматическом режиме и замеряет расход топлива на холостом режиме и при «движении» по бараба­ нам стенда с постоянными и переменными скоростями. Прибор по­ зволяет также определить путь и время разгона в определенном диапазоне скоростей.

4 ■Заказ 5314

49


Рис. 16. Схема замера пути разгона и наката автомобиля.

1—датчик; 2—ременная передача; 3— беговой барабан; 4—прерыватель; 5— тумблер; 6—селеновый выпрямитель; 7—суммарный счетчик; 8—трансфор­ матор; 9—спидометр

Расход топлива автомоби­ лем зависит от технического со­ стояния двигателя и агрегатов трансмиссии, а также от потерь на качение колес автомобиля.

Путь и время разгона опре­ деляет мощностные показатели двигателя.

Работа расходомера топли­ ва и прибора для замера пара­ метров динамики основана на ис­ пользовании фотосопротивлений.

Рассматриваемый прибор- (рис. 17) включает в себя расхо­ домерную колбу 2, внутри кото­ рой помещается латунный по­ плавок 3. Фотосопротивления 4

подают сигнал через усилитель и

реле 7 на исполнительные меха­ низмы. В качестве осветителей использованы автомобильные, лампочки.

Трехходовой «ран 14 под­ ключается в разъем трубки,иду­ щей от бензонасоса к карбюра­ тору автомобиля. Время фикси-

Рис. 17. Схема прибора для замера расхода топлива и параметров динамики авто­ мобиля.

1—осветитель; 2—расходомерлая колба; 3—поплавок; 4—фотосопрошивяение; 5—тумблер; 6—электрический спидометр; 7—электронный усилитель; 8—источник питания усилителя; Э^-электросекуидомер; 10—суммарный счетчик оборотов; 41— барабан; 12—датчики оборотов; 13—источник питания датчиков; 14—трехходовой край

руется электросекундомером 9, а путь, пройденный автомобилем, суммарным счетчиком 10.

Электрический спидометр 6 типа ЛАЗ-695 с фотосопротивленнямн ФС-1 служит для отсечки определенного диапазона скоростей

в процессе разгона автомобиля. Электрические датчики

оборотов

12 подсоединены к барабанам 11 испытательного стенда.

Питание

низковольтной сети от аккумуляторной батареи 13.

Трехходовой кран 14 может быть зафиксирован в трех поло­ жениях: I—топливо идет от бензобака к карбюратору, минуя рас­ ходомерную колбу; II—топливо от бензобака поступает к карбю­ ратору и наполняет расходомерную колбу; III—топливо самотеком поступает из расходомера к карбюратору. Объем отсекаемого топ­ лива может быть изменен за счет перемещения верхнего фотосо­ противления 4 по направляющей вдоль колбы.

Для замера расхода топлива на холостом ходу устанавлива­ ется объем топлива 50 см3. Трехходовой кран 14 устанавливается в положение II, и топливо заполняет расходомернук) колбу 2. После наполнения колбы поплавок 3 займет верхнее крайнее положение. Установив постоянные обороты холостого хода, рукоятку крана 14 переводят в верхнее положение III, то есть на контрольный расход топлива. При понижении уровня топлива в колбе поплавок 3 дости­ гнет уровня верхнего осветителя I и изменит освещенность фото­ сопротивления ФС-1, которое через электронный усилитель и реле 7 включит электросекундомер 9. После расхода 50 см3 топлива W - плавок пересекает нижнее фотосопротивление ФС-2, которое черев усилитель и реле отключает электросекундомер 9. Зная объем топ­ лива и время, за которое оно израсходовано, определяют расход топлива на холостом ходу в л/час.

Аналогично замеряется расход топлива при «движении» авто­ мобиля по барабанам стенда. Верхнее фотосопротивление ФС-1 предварительно перемещается по направляющей и устанавливает­ ся на объем 100 см3. Автомобилю задается постоянная скорость, на­ пример, 60 км/час. Путь и время за определенный объем израсхо­ дованного топлива автоматически отсекается электросекундомером. 9 и суммарным счетчиком 10.

Замер пути и времени разгона автомобиля в определенном диа­ пазоне скоростей производится также по электросекундомеру 9 и счетчику 10, датчики фотосопротивлений ФС-1 и ФС-2 установле­ ны на спидометре 6, первый на отметке 20 км/час, второй—подвиж­ ный—может быть установлен в диапазоне скоростей от 40 до 60 км/час. Под фотосопротивлениями установлены осветители.

Порядок замера на стенде величины разгона состоит в следую­ щем. После установления на прямой передаче устойчивой скорости 15—18 км/час оператор резко нажимает на педаль дросселя до упо­ ра. Нажатие на педаль можно осуществлять с помощью пневмоно­ ги. Стрелка спидометра, пересекая первое фотосопротивление, из-

4*

5-1