Файл: Антонов В.М. Теоретическая механика (динамика) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
wcat = sAB |
• AC = 9,25 • 0,4 = 3,7 |
м |
сек2 |
||
Для нахождения |
значения wcx спроектируем векторное |
|
равенство (в) на ось х. |
|
|
Отсюда |
—Wcx= Wa•cos 60°. |
|
, |
|
\vcx= —Wa-cos 60° = —6,4-0,5 = —3,2' м/сек2.
Знак минус у wcx указывает на то, что в действительно сти ускорение wcx направлено в сторону, противоположную
показанной на |
чертеже. |
|
wcy спроектируем векторное |
Для нахождения значения |
|||
равенство (в) |
на ось у (рнс. |
85 п): |
|
|
w c y = — w . \ |
• |
sin 60" + WCA' • |
Отсюда
\vcy= —6,4-0,87+3,7 = —1,87 м/сек2.
Для нахождения реакций опор и усилий, действующих на шарниры данного механизма, рассмотрим отдельно (приме няя принцип Даламбера) равновесие системы звеньев 2—3, звена 3 и звена 1.
Рассмотрим равновесие системы звеньев 2—3 (см. рис. 85 6). Для этого приложим к рассматриваемой системе звеньев 2—3, помимо внешних сил (силы Р реакций R43 и RA), силы инерции звена 3 (ползуна В), совершающего поступа тельное движение, п силы инерции звена 2 (шатуна АВ), совер шающего плоское движение.
Сила инерции ползуна В (звена 3) приложена в центре масс ползуна, направлена в сторону, противоположную wb, и равна:
Фв = гпв^'в = 50-3,68= 184 н.
•
Силы инерции шатуна АВ (звена 2) представим в виде равнодействующей Re", приложенной в центре масс шатуна АВ, и пары сил с моментом Мс".
Равнодействующую сил инерции шатуна Re" представим в виде двух составляющих Фсх. и Фсу, приложенных ,в цент ре масс С шатуна АВ, ■направленных в стороны,'противопо ложные соответственно wcx и wcy, и равных (рис. 85б):
Фс.х= т Ав\Усх= 20-3,2 = 64 н;
Фсу = m.ABWcy= 20-1,87 = 37,4 н.
Момент пары сил инерции шатуна Мс" направлен в сто-
154
pony, противоположную угловому ускорению шатуна, и ра вен:
|
|
|
* |
МС11= Jc(AB)" 6лВ| |
АВ |
относительно |
(г) |
|||||||
где JC<AB>— .момент инерции шатуна |
|
его |
||||||||||||
|
|
центра ма-ос С. |
|
топкий |
|
однородный |
стержень, |
|||||||
Рассматривая |
шатун |
мак |
|
|||||||||||
найдем |
Jc(AB): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_niAg • АВ2* |
|
20 ■0.8г |
|
1,07 |
кгм2*. |
|
|
|||||
|
с |
|
12 |
|
|
12 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Подставив полученное значение Jc(AB)=l,07 кгм2 |
в выра |
|||||||||||||
жение (г ), |
найдем Мс": |
|
|
|
|
нм. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Мс"= 1,07-9,25 = 9,9 |
|
|
|
|
|||||||
Рассматриваемая |
система |
звеньев |
2—3 будет находиться |
|||||||||||
в равновесии под |
действием |
силы Р, |
|
сил инерции Фв, Фсх, |
||||||||||
Фсу, момента Мс1', |
реакции R43 со |
стороны |
направляющих |
|||||||||||
ползуна В и реакции RA |
со стороны |
|
звена |
|
ОА (рис. 85 6). |
|||||||||
Реакцию RA представим |
в |
виде двух |
|
составляющих RAx |
и |
|||||||||
RAy, направленных по осям координат |
(рис. |
85 6). |
|
|
||||||||||
Составим условия |
равновесия для |
вышеуказанных сил, |
||||||||||||
действующих на систему звеньев 2—3: |
|
|
|
|
|
|||||||||
1. |
2 |
МА(Fk) = |
Ф су • |
АС — Мси + |
Р (АВ sin 30°) - |
|
||||||||
|
- |
Ф в (АВ sin 30°) + |
R43 (АВ cos 30°) = 0. |
|
|
|||||||||
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р _ - |
Фсу ‘ АС + Мси - |
Р (АВ • sin 30') + |
Фв(АВ sin 30") ^ |
|||||||||||
43 |
|
|
|
|
|
АВ cos 30- |
|
|
|
|
|
|
||
— 37,4 • 0,4 + 9,9-485 |
■0,8 |
• 0,5 + |
184 • 0.8- 0.5 = - 213 |
н . |
||||||||||
|
|
|
|
0,8 |
■0,87 |
|
|
|
|
|
|
|
2.Fkx = Rax —Фсх + Р cos 30° — Фв cos 30° —
—R43 sin 30° = 0 -
Отсюда
Rax = Фсх — Р cos 305 —)—ф в cos 30° R43 sin 30 =
= 64 - |
485 ■0,87 -Ь 184 • 0,87 + |
(— 213) ■0,5 = - 300 н . |
3. 2 |
P'ky = RAy 4~ Фсу 4“ Р ■sin 30° —ф в sin 30° -j- |
|
|
+ R.,3 • cos 30э |
= 0 . |
155
Отсюда
RAy = - Фсу - P-sin 30° + ф 3 sin 30° - R<3 • cos 30° =
= - 37,4 — 485 • 0,5 + 184 • 0,5 — (— 213) • 0,87 = — 1,4 n .
Полное усилие, действующее «а шарнир А, равно:
Ra = ]/R Ax2 + RAy2 = ) / ( - 300)2 + ( - 1,4)2 = 300 н .
Для нахождения усилий, действующих на шарнир В, рас смотрим равновесие звена 3 (ползуна В) (см. рис. 85е).
Ползун В находится в равновесии ,под действием силы Р, силы инерции Фв, реакции R43 со стороны неподвижных на правляющих и реакции Rb со стороны шатуна АВ. Реакцию Rb представим в виде двух составляющих Rbx и RBy, на правленных по осям координат (рис! 85в).
Составим условия равновесия для вышеуказанных сил, действующих на ползун В:
1.2Fk-x= P + R bx—Фв = 0.
Отсюда
Рвх = Фв—Р=184—485 = —301 н.
2.SFi5y = RBy+R43 = 0.
Отсюда
RBy=—R43= — (—213) =213 н.
Полное усилие, действующее на шарнир В, равно:
Rb = ] /R bx2 + R ^ 2_= У Г 1 301)2 + (213)2 = 368 n.
Для нахождения реакций опоры О и приложенного к кри вошипу ОА момента М рассмотримравновесие звена 1 (кри вошипа ОА) (см. рис. 85г).
Сила инерции кривошипа ОА, вращающегося с постоян ной угловой скоростью со вокруг оси О, приложена в центре вращения О кривошипа, направлена в сторону, противопо ложную ускорению центра масс С) кривошипа и равна
(рис. 85 г ):
®OA = mOA’Wci,
где wc — ускорение центра масс Ci кривошипа ОА. Так как (рис. 85а).
wс |
М |
, |
= СО2 ■ОС, = 42 ■0,2 = 3,2 —^ |
||
^ |
сек2 |
|
то |
Ф0А= 10-3,2 = 32 н. |
|
|
|
156
Кривошип ОА находится в равновесии под действием си лы инерции Фол, момента М, реакций Rax', Ray' со стороны звена АВ и реакций Rot, Ro-п со стороны опоры О.
Составим условия равновесия для вышеуказанных сил, действующих на кривошип АО:
1. 2 Mo (Fk) = (*W cos 30°) • АО + + (RAy' sin 30°) • АО + М = О .
Отсюда, учитывая, что Rax' = Rax= —300 к и Ray' = = Ray= —1,4 н, найдем М:
М = — RAx cos 30° • АО - RAy • sin 30° • АО -
= — (— 300) - 0,87 • 0,4 - ( - 1,4) • 0,5 • 0,4 = 104 нм .
2. 2 МА(Fk) = М + Ro; • ОА = О.
Отсюда
104
260 н .
0,4
-3. 2 FkT, = Ro, -f~ Ф оа — RAy' • cos 30 4- R'Ax • cos 60° — 0 .
Отсюда, учитывая, что Rax'= R ax и RAy'=RAy, найдем Ro^
Ro,; = |
- |
Ф оа + RАу ; COS 30J - RAx • cos 60° = |
||
= - 32 -f |
( - 1,4) • 0,87 - ( - 300) -JO,5 = 119 |
« . |
||
Полная реакция опоры О равна: |
|
|||
Ro = |
]/Rc*2 + Ro,2 = У (.— 260,2 -t- (П9)2 = 286 |
и . |
||
П р и м |
е р |
2. |
К вертикальному валу АВ, вращающемуся |
равномерно вокруг неподвижной оси Az, жестко прикреплен горизонтальный стержень НО = 0,8 м. К концу О этого стерж ня прикреплен при помощи цилиндрического шарнира стер жень DE весом Q = 180 н, образующий с вертикалью угол ■cp=30o=const. На концах этоцо стержня помещены грузы D и Е, веса которых соответственно равны: Pi = 20 к и Р2 = 60 н. Определить угловую скорость вала АВ, реакции подшипни ка В и подИятника А.
„Дано: DO = 0,1 м\ ОЕ = 0,2 м\ НВ = 0,4 м; АН = 0,6 м.
Весами стержня НО и вала |
АВ пренебречь |
(рис. 86а). |
|
Р е ш е н и е . Применяя принцип Даламбера, |
мысленно ос |
||
тановим данную механическую |
систему, |
состоящую из -гру- |
|
. зов D, Е и стержня DE. Для этого к действующим на систе |
|||
му внешним силам Pi, Q и Р2 |
добавим |
силы |
инерции гру- |
|
|
|
157 |
I
Z\I |
°) |
5) |
зов D и Е, вращающихся вокруг оси z, и силы инерции стерж ня DE, также вращающегося вокруг оси z.
Сила инерции груза D направлена противоположно ускорешению груза wD и равна (рис. 86):
®D = mDwD,
где Wd — ускорение груза D при его -вращении вокруг оси г. Так как вращение груза D вокруг оси z равномерное, то
полное ускорение груза D равно его нормальному ускорению
(рис. 86о):
wд = Ш2 • D L - Ш* • (НО - DO • cos 60°) = = w2 (0,8 — 0,1 • 0,5) = 0,75 (О2 .
Величина силы инерции груза D равна:
20
Фд = гпд • \\'л = —— • 0,75 ш2 = 1,53 о)2 . 9,8
Аналогичным образом найдем силу инерции груза Е (см.
рис. 86а ):
158
Ф е = |
mмw н = |
itie wL>- ЕМ = |
mи и.2 (НО + ОЕ • cos 60°) = |
|
= |
_®L 0)2 . о 8 + |
0.2 • 0,5) = 5,5 со2 . |
|
|
9,8 |
|
Найдем теперь силу инерции стержня DE. |
|||
При равномерном вращении стержня DE вокруг оси г |
|||
каждая |
точка этого стержня |
имеет ускорение, направленное |
|
к оси вращения |
и равное: |
|
|
|
|
Wk= (02/k, |
где /к — расстояние от к-ой точки стержня DE до оси враще ния г.
Крайние точки D и Е стержня будут иметь ускорения:
\vd= co2-DL = 0,75co2; We = со2 ■ЕМ = 0,9ш2.
Сила инерции каждой точки стержня DE направлена в сторону, противоположную ускорению точки, и равна:
|
|
Ok= mkWk. |
|
Силы инерции крайних точек D :и Е |
стержня DE равны, |
||
(рис. 86а): |
|
|
|
Ф ш = |
inк • wо = |
Шк • 0,75 (о2 |
= 0,75irik ш2 , |
Ф ,е = |
mkW е = |
Шк • 0,9 со2 = |
0,9шк ш2 - |
Силы инерции всего стержня DE представляют собой си стему параллельных сил, направленных в одну' сторону и
образующих трапецию ЕОФщФш (рис. 86). Найдем равнодействующую R11 этих сил:
R”=2фк=-2mkwk - mwc,,
где m — масса стержня DE;
wc — ускорение центра масс С |
стержня DE. |
По модулю 'равнодействующая |
сил инерции стержня ра |
вна: |
|
|
|
|
R" = |
mwc = -Q- ш2 |
• CN = |
-5 - ю2 (НО + ОС • cos 60°) = |
|
|
g |
|
g |
|
|
180 |
• (0,8 + |
0,05 • 0,5) = |
15,2w2. |
|
= -^-g Ш2 |
|||
Линия действия |
равнодействующей |
R11 пройдет через |
||
центр |
тяжести трапеции ЕОФщФ|е- |
|
159'