Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зации этим путем не удалось вследствие недостаточной теплопро­ водности воздуха.

При вулканизации автокамер путем двустороннего обогрева * вместо воздуха внутрь камеры подают пар давлением 6—9 кгс/см2, который перед поступлением в камеру отделяется от конденсата. После окончания вулканизации камеру соединяют с вакуумом при разрежении 300 мм рт. ст. для удаления пара и следов влаги из внутренней полости камеры. Вакуум включают' в момент спуска пара из камеры. Отсос продолжается около 2 мин. Для предотвра­ щения разрыва камер при преждевременном открытии пресса по­ следний снабжен реле давления, которое исключает возможность раскрытия пресса, если камера находится под давлением пара. Способ двойного подогрева камер позволяет сократить общую про­ должительность вулканизации на 25—30%. При этом участок под вентилем хорошо прогревается и нормально вулканизуется. Для предупреждения ожога рабочих следует устанавливать щитки.

Для получения высококачественной продукции необходимо тща­ тельно следить за состоянием вулканизационных форм. Для того, чтобы резина не приваривалась к форме, рекомендуется применять смазочные составы, аналогичные описанным ранее (см. гл. 10). Опрыскивание форм производится из пистолета, подача раствора — по трубам при помощи насоса. При достаточно обильном опудри вании поверхности камер тальком смазка форм не обязательна

По мере загрязнения формы необходимо чистить не реже од­ ного раза в 3—4 недели. Лучше всего очищать форму, не снимая ее с пресса, путем обжига ацетиленовой или газовой горелкой После обжига поверхность обтирают тонкой металлической струж­ кой. Такая чистка наиболее производительна и занимает 15— 20 мин. При чистке закрывают доступ пара в форму; после удале­ ния пыли форму продувают воздухом. Очистку форм на прессах можно производить также при помощи передвижных аппаратов, применяемых для чистки вулканизационных форм автопо­ крышек.

Необходимо следить за правильностью обогрева форм, цирку­ ляцией пара в формах и за непрерывным удалением образующе­ гося конденсата. Для достижения непрерывной циркуляции пара применяют инжекторы, которые подсасывают отработанный пар из формы. Спуск конденсата из системы регулируется по заданной температуре. Рекомендуется применять контрольные приборы и инжекторы по одному на группу до 12 форм.

Устройство тепловых регулировочных станций аналогично опи­ санному ранее (см. гл. 10). Сифонная линия для удаления конден­ сата из бандажной части верхней половины формы обычно не при­ меняется, так как при коротких режимах вулканизации (до 12— 18 мин) конденсат не успевает скопиться в большом количестве, а при открывании формы он быстро стекает. При нормальной работе

* Разработан на Ярославском ' шинном заводе инж. М. А. Поляком и И. И. Мебелей.

430


тепловые станции обеспечивают точность регулировки темпеоатуры до ±0,5 °С.

При разогреве прессов пар необходимо пускать по обводной трубе, так как мощность термокомпрессора обычно бывает недо­ статочной.

Вулканизация автокамер на поточных линиях. Была разрабо­ тана * оригинальная поточная линия для вулканизации автокамер в кассетных пресс-формах с автоматизированной загрузкой и выгрузкой форм. В настоящее время эти линии начинают приме­ нять в производстве длякамер размером 200—508, 240—508, 260— 508, 320—508. В табл. 11.5 приведены режимы вулканизации на поточных линиях.

Т а б л и ц а 11.5. Режимы вулканизации автокамер на поточных линиях

Размер

Температура,

Продолжител ьность, мин

Производитель­

 

 

автокамеры

°С

вулканизации

перезарядки

ность линии,

 

 

щт/ч

3 2 0 - 5 0 8

180

9

0,9

60

2 6 0 - 5 0 8

180

8

0,8

67,5

2 4 0 - 5 0 8

180

8

0,8

67,5

2 0 0 — 508

180

7

0,8

67,5

При применении поточных линий достигается значительная экономия по сравнению с использованием индивидуальных вулка­ низаторов: в 2 раза сокращается обслуживающий персонал, в 4 раза — занимаемая площадь и на 20% уменьшается вес обо­ рудования.

Отделочные операции и разбраковка автокамер

После вулканизации камеры подают на отделочные операции — изгибание корпуса вентиля, вставка золотника в корпус вентиля, навинчивание колпачка, внешняя отделка и др. Обычно для этих целей устанавливается ленточный конвейер, на который камеры автоматически сбрасываются с крючков подвесного конвейера.

Изгибание корпуса вентиля производится на пневматическом станке (рис. 11.20). На станке можно изгибать вентили различных размеров, для этого следует сменить рычаги и их головки. При массовом выпуске автокамер устанавливают несколько станков, специализированных для камер определенных размеров.

Вставка золотника в корпус вентиля производится на станке,

снабженном специальным ключом, который приводится в действие от электромотора. После вставки золотника в камеру подают воз­ дух. Подачу воздуха можно механизировать путем применения

* В НИИШП.

431


специальной приводной карусели (рис. 11.21). За один оборот ка­ русели камера полностью надувается воздухом. Вентиль камеры вставляют в приемное отверстие, золотник отжимается и камера надувается до заданных габаритов.

Для облегчения обнаружения посторонних включений и удоб­ ства браковки камера в надутом состоянии должна быть на 20% больше ее нормальных габаритов.

Рис.

11.20.

Станок для изгибания корпуса вентиля:

/ —стойка;

2—воздушный цилиндр; 3 кронштейн; 4 рычаг; 5 —при­

способление

для

изгибания корпуса; 6 распределительный кран;

 

 

7—изгибаемый вентиль.

Внешняя отделка камер. Для придания камере товарного внешнего вида ее иногда промывают в ванне непрерывного дей­ ствия раствором следующего состава (вес. ч.): жидкое мыло — 2, технический глицерин— 1, вода— 10. После промывки и обдувки воздухом камеры поступают в барабан длиной 5 м и диаметром 1,5 м, установленный наклонно под углом 10° и вращающийся со скоростью 12 об/мин. Внутри барабана подвешены полотнища, ко­ торые обтирают камеры и частично их шлифуют; иногда в таком барабане производится легкое опудривание тальком. На многих заводах для предохранения камер от.озонного старения бандаж­ ную часть камеры покрывают составом, содержащим парафин, желтую краску и противостаритель. Состав наносят на горячую поверхность камеры сразу же после выемки ее из пресса. После проведения этих операций камеры поступают на упаковку в ко-

432

робки или на комплектование с покрышками. Забракованные ка­ меры направляют в ремонт.

Разбраковка камер производится путем внешнего осмотра и испытания на герметичность в ванне с водой. Если в камере

Рис. 11.21. Приводная карусель для надувания автокамер:

/ — станина с приводом; 2 — карусель; 3 — надувной механизм.

имеются отверстия, выделяющиеся пузырьки воздуха позволят найти негерметичное место. Для браковки в условиях массового производства применяются различные ванны непрерывного дей­ ствия. Камера проходит в ванне под поверхностью воды и удер­ живается от всплывания клиновыми ремнями (рис. 11.22) или сет­ чатым конвейером; на некоторых заводах для этого применяются

433


специальные захваты (рис. 11.23). Продолжительность нахожде­ ния камеры в воде 25—30 с.

При испытании камеры целесообразно, чтобы она находилась под давлением или растяжением. Иногда герметичность камер про­ веряют под вакуумом или укладывают надутые камеры в стопки; после суточного хранения отбирают камеры, спустившие давление.

После внешнего осмотра и испытания на герметичность на год­ ной камере ставят клеймо, обозначающее сортность, и она посту­ пает на вакуум-машину; если готовые автокамеры упаковывают а коробки, воздух из камеры отсасывают полностью; если же камеры при комплектации закладывают в покрышки, воздух отсасывают частично. После уменьшения давления на вентиль камеры навер­ тывают колпачок.

Для защиты камеры от повреждения на колпачок надевают ре­ зиновый чехол или обматывают его кусочком прорезиненной ткани.

Ремонт некондиционных камер заключается в накладывании за­ плат на порванное место или на стык в случае его расслоения, а также в замене вентиля и т. п.

Камеры, имеющие значительные дефекты, ремонтируются так называемым двухстыковым методом. Метод заключается в том, что из двух камер изготовляется одна с 2 или 3 стыками. Для этого камеру разрезают, концы обрезанных участков камеры шерохуют и склеивают. Вулканизация производится в прессе. Ремонт осталь­ ных повреждений производится обычными методами, применяе­ мыми в шиноремонтном производстве.

Обрезинивание автовентилей

Прямые металлические вентили, поступающие на шинный за­ вод, проверяются контролерами на соответствие их техническим условиям, после чего их подают на обрезинивание. Перед обрезиниванием поверхность вентилей необходимо очистить от грязи и масла и удалить имеющиеся окисные пленки.

Существует несколько способов очистки: кислотный, щелочной и ультразвуковой. При кислотном способе вентили обезжиривают в горячем 10%-ном растворе щелочи (применяется либо кальци­ нированная сода, либо едкий натр). Обезжиренные вентили про­ мывают проточной водой, а затем подвергают травлению в 40— 45%-ном растворе смеси азотной и серной кислот в течение 5— 10 с и вновь промывают в проточной воде. Все эти операции необ­ ходимо проводить в специальных ваннах при наличии хорошей

вентиляции.

При щелочном способе вентили кипятят 5—7 мин в 5%-ном растворе едкого натра, а затем промывают в горячей и холодной воде. Наиболее экономичным является ультразвуковой способ, при котором вентили выдерживают в 2%-ном растворе щелочи с одно­ временной ультразвуковой обработкой в течение 2 мин. На отече­ ственных заводах применяют ванну УЭВ-18М с ультразвуковым генератором УЭГ-10-22 магнитнострикционного типа, мощностью

435


ходимость обрезания заусенцев на пятке, так как литье произво­ дится в закрытую пресс-форму.

После вулканизации проводят отбраковку вентилей. Следует об­ ращать внимание на то, чтобы резиновая смесь не затекала внутрь вентиля, так как при этом ее приходится выжигать раскаленной проволокой. Необходимо также следить за тем, чтобы масса заго­

товки была постоянной. После отбра­

 

 

 

ковки вентили поступают на шерохо-

 

 

 

вальные станки (рис. 11.25)

и затем

 

 

 

на промазку клеем.

 

 

 

 

 

 

 

При изготовлении камер из бута-

 

 

 

диенстирольного каучука

иногда

на

 

 

 

пятку накладывают слой сырой резины

 

 

 

толщиной

0,5—0,6 мм

и

шириной

на

 

 

 

1 мм больше основания пятки для того,

 

 

 

чтобы улучшить сцепление вентиля с

 

 

 

камерой. Для промазки пятки вентиля

 

 

 

применяется

резиновый клей.

 

 

 

 

 

При обрезинивании вентилей важно

 

 

 

обеспечить

 

надлежащую

прочность

 

 

 

связи резины с металлом. Прочность

 

 

 

сцепления резины с металлом должна

 

 

 

быть не менее 13—18 кгс/см; ее опре­

Рис. 11.25. Станок для шеро-

деляют

на

 

разрывной

машине путем

отслоения

резиновой пятки вентиля

от

ховки резиновых пяток

авто­

металла.

 

Непременными

условиями

 

вентилей:

 

 

f — цепь

с приемниками для

венти­

нормальной

привулканизации резины к

лей; 2 и

3 — шероховальные

щетки;

вентилю являются постоянство состава

4 — выбрасыватель для вентилей.

латуни,

из

которой

сделан

вентиль,

 

 

 

применение качественных материалов для очистки металла и тре­ буемое качество резиновой смеси. Поэтому помимо общего контроля резиновую смесь, предназначенную для изготовления вентильных пяток, рекомендуется проверять на прочность связи с металлом.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОДНЫХ ЛЕНТ

Ободные ленты изготовляются формовым способом. В агрегат для изготовления заготовок ободных лент обычно входят следую­ щие механизмы: червячный 152-миллиметровый пресс горячего либо холодного питания с головкой для шприцевания шнуров; от­ борочный вытягивающий транспортер; весы непрерывного взвеши­ вания; охладительная ванна длиной 10—15 м с обдувочным при­ способлением; нож для автоматического разрезания заготовок ободных лент по длине; весы для взвешивания готовых заготовок.

Наибольшее распространение для вулканизации ободных лент получил метод плунжерного литья. При этом методе применяются формы специальной конструкции, образующие в закрытом виде как бы литьевой поршень и цилиндр. Резиновая заготовка имеед форму жгута. Форма устанавливается на прессе стационарно. Эти

437