Файл: Сикорский, З. Технология продуктов морского происхождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

Рыболовные суда можно классифицировать в зависимости от выбранного критерия, принимая во внимание, например, даль­ ность плавания, применяемые орудия лова, конструкцию корпу­ са, назначение или вид движителя. С точки зрения задач, вы­ полняемых в рыболовстве, рыболовные суда делятся на несколь­ ко основных типов, представленных ниже.

Малые рыболовные суда (лодки) служат для промысла в прибрежных водах и заливах, имеют обычно до 10 м в длину. Применяют как плоскодонные, так и килевые лодки, без палубы или с палубой. Используемый ранее парусный привод повсемест­ но заменен моторным.

Катамараны. В последнее время для промысла в прибрежных водах и заливах используются катамараны, конструкция которых обеспечивает хорошую остойчивость, а также наличие достаточ­ ного места на палубе и в трюмах. Катамараны имеют особые преимущества при эксплуатации близлежащих районов промыс­ ла — большую грузоподъемность при относительно небольших водоизмещении и осадке.

Боты. В условиях польского рыболовства служат для само­ стоятельного промысла в Балтийском море при рейсах продол­ жительностью несколько дней, либо работают в составе экспе­ диций в Северном море, сдавая выловленную рыбу на плавбазы. Боты ведут промысел различными орудиями лова: тралами, близнецовыми неводами, ярусами или кошельковыми неводами. Длина бота достигает 25 м, команда больших ботов составляет 8 человек.

Сейнеры и тунцеловные суда. Сейнеры являются судами, по величине равными большим ботам. Служат прежде всего для промысла пелагической рыбы главным образом кошельковыми неводами и имеют предназначенное для этого палубное оборудо­ вание.

Тунцеловы — это быстроходные деревянные суда длиной до 50 м, обладающие хорошими мореходными качествами, с даль­ ностью плавания до 10 000 км.

Логгеры. Это рыболовные суда длиной до 40 м, созданные еще в прошлом веке. Служат для сезонного лова сельди дриф­ терными жаберными сетями. Выловленную сельдь зябрят на па­ лубе и засаливают в бочках. Модификацией логгеров являются польские логгеротраулеры, которые можно эксплуатировать как при промысле дрифтерными сетями, так и тралами, в связи с чем эти суда могут работать на промысле круглый год. Они имеют движители большей мощности, чем логгеры, что необходимо суд­ ну при тралении и снабжении палубным оборудованием, необ­ ходимым для лова дрифтерными сетями и тралами.

Траулеры. Это наиболее распространенный тип большого ры­ боловного судна, созданный в XIX в. и служащий для лова дон­ ным тралом. За последние 20 лет подвергся очень большим

25


верхней палубы 6,86 м, осадка в грузу 4,38 м, тоннаж 779,4 брутто-регистро- вых тонн, мощность главного дизельного двигателя 1338 л. с.:

а — вертикальный

разрез;

Ь — горизонтальный

разрез по

верхней

палубе;

с — горизонтальный разрез по главной палубе:

 

на левом

борту;

/ — помещения на правом

и левом борту; 2 — помещения

3 — рыбозавод на

левом борту; 4 — машинное

отделение;

5 — морозильный

трюм; 6 — маслосборник; 7 — форпик; 8 — балласт; 9 — брашпиль с электро­ мотором; 10 — стопор якорь-цепи; 11 — волнорез (волноотвод); 12 — склад для сетей; 13 — горловина трюма; 14 — траловая лебедка; 15 — двигатель траловой лебедки; 16 — пункт управления траловой лебедкой; 17 — люк; 18 — горловина

рыбного

бункера;

19 — платформа

грузового крана;

20 — склад

бобинцев;

21 — спальня

капитана;

22 — кабинет

капитана;

23 — лебедка;

24 — каюта

старшего

помощника

капитана;

25 — каюта

радиста;

26 — радиорубка;

27 — санузел

для

комсостава; 28 — склад;

29 — каюта;

30 — гидравлический

привод руля;

31 — столовая команды;

32 — продовольственный склад;

33 — камбуз;

34 — кают-компания;

35— машинная шахта;

36 — моечная ма­

шина; 37 — место для хранения рыбы;

38 — рыборазделочная машина «Баа-

дер-150»; 39— бункер; 40 — рыборазделочная машина «Баадер-421»: 41 — ры­ борезка; 42 — бункер; 43—рыборазделочная машина «Баадер-188»; 44—столы для ручного филетирования;' 45 — стол; 46 — моечная машина; 47 — тележки; 48 — шкуросъемная машина; 49 — морозильный аппарат; 50 — рефрижератор­ ное отделение; 51 — рефрижераторный трюм для рыбы; 52 — канатный ящик; 53— боцманский склад; 54 — каюта старшего механика; 55 — каюта второго механика; 56 — каюта третьего и четвертого механиков; 57 — санузел.


модификациям — вначале с тралами можно было работать толь­ ко через борт, в настоящее время строят траулеры больших раз­ мерений с кормовым слипом, облегчающим спуск и подъем боль­ шого трала с тяжелой оснасткой. Кроме того, в прошлом веке пойманную рыбу хранили в садках, затем в сухих трюмах засо­ ленной в бочках, либо уложенной в чердаках. В настоящее время многие современные траулеры приспособлены для заморажива­ ния и хранения рыбы в замороженном виде при температуре по­ рядка 253 К (минус 20°С), что значительно увеличивает даль­ ность плавания судна (рис. 2).

В связи с тем что районы промысла все более удалялись от берегов, в 50-х годах начали эксплуатироваться в широком мас­ штабе крупные траулеры длиной около 75 м и дедвейтом1*около 1200 т. Они предназначены для переработки рыбы на мороже­ ное филе, а также для производства кормовой рыбной муки из прилова и отходов, полученных при изготовлении филе или при потрошении рыбы. На основании данных, полученных при экс­

плуатации судов, высчитана потребность

в пространстве при

хранении сырья на траулере, м3/т выловленной рыбы.

Филе и рыбная мука

1—2

Неразделанная рыба, заморожен­

5, 56,5

ная поштучно

3, 44,0

Рыба,

замороженная блоками

Рыба,

охлажденная льдом

2, 32,5

Первой большой серией траулеров-рыбозаводов в мировом рыболовстве были советские суда типа «Пушкин» (1955 г.).

В последнее время верфи Ateliers et Chantiers de Nantes строят для Советского Союза большие траулеры-рыбозаводы, предназ­ наченные для лова сельди и сардины при помощи донного и пе­ лагического тралов [5]. Эти суда имеют длину 129 м, дедвейт 4500 т и при полной загрузке развивают скорость 14 узлов. Сырье, предназначенное для замораживания или производства консервов на механизированных линиях, охлаждается чешуйча­ тым льдом или морской водой. Производительность консервной фабрики составляет около 100 000 банок в сутки.

Базы. В рыболовстве появились также рыбообрабатывающие суда, функционально близкие китобазам, обеспечиваемые сырь­ ем с добывающих судов посредством прямой перегрузки или при использовании системы передачи кутков тралов непосредствен­ но в промысловых водах. Типичным представителем этого типа судов, выполняющим также роль базы для целой флотилии, яв­ ляется принятая для эксплуатации в 1967 г. база «Гриф Помор­ ски», первая из серии баз, построенных на Гданьской верфи.

1 Дедвейт — общая грузоподъемность судна, включающая массу груза, топ­ лива, команды, провианта и других запасов, в тоннах.

27


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I.Anonimowo: Biuletyn Zjednoczenia Gospodarki Rybnej, 5. 1, 31—44; 73—83 (1968).

:2.

Anonimowo: FAO Yearbook Fish. Statist., (24), 1967.

3.

Anonimowotamze, (26), 1968.

4.

Anonimowo: Polish Maritime News, 9, 100, (1966).

5.

Anonimowo: World Fishing, 15, 2, 32—33; 15, 10, 40—41; 15, 12, 30—32 .(1966).

6.

Anonimowo: tamze. 18, 6, -64 (1969).

7

Anonimowo: Zakladowy Oirodek Informacji TechniCznej i Ekonomicznej

 

PPDiUR „Dalmor", Serwis Informacyjny nr 10 (1966).

8.Brandt: Classification of Fishing Gear. Modern Fishing Gear of the World. H. Kristjonsson ed., Fishing News (Books) Ltd., London 1959.

9.Brehm A.: Zycie zwierzgt. Tom I. Trzaska, Evert i Michalskl. Warszawa.

10.Bucki F„ Strzyzewski W. Technika i Gospodarka Morska, 17, 8—9, 355—359

(1967).

II.Bucki F., Strzyzewski W.: Technika i Gospodarka Morska, 19, 5, 210—214 (1969).

12.Carruthers J. N-: The Atlantic Ocean — Nord and South. Atlantic Ocean Fishe­ ries. G. Borgstrom and A. J. Heighway ed., Fishing News (Books) Ltd., London

1961.

13Carson R. L.: Morze wokol nas. PIW. Warszawa 1962.

14.Chapman W. M.: Food Technol., 20, 7, 895—901 (1966).

15.Chrzan F.: Gospodarka Rybna, 17, 6, 5—7; 7, 10—13; 8, 5—7 (1965).

16.Cieglewicz Wx Zarys technologii ryb. WK. Warszawa 1954.

17.Cromie W J.: Zywy Swiat m6rz. PWN. Warszawa 1969.

18Czajka W., Okonski S.: Gospodarka Rybna, 18, 2, 15—18 (1966).

19.Demel K. Zycie morza. WM. Gdansk 1969.

-20. Demel K.. Kulikowski J.: Oceanografia rybacka. PWN. Warszawa 1955. 21. Draganik B., Zukowski C.. Gospodarka Rybna, 18, 11, 12—13 (1966).

■22. Durrant N W., Jolly C.: Fishery Industrial Research, 5, 2, 67—83 (1969).

23.Elwertowski J.: Szprot — biologia, polovy, prze*w6rstwo. WM. Gdynia 1957.

24.Grzywaczewski Z. i inniWspolczesne statki rybackie. WM. Gdynia 1959.

25.Hempel G.: Biology of Seafish Production. Vol. 1., Fish as Food. G. Borgstrom ed.. Academic Press. New York 1961.

26.Hoidson A.: Introduction to Trawling. Published by the Author. Cleethorpes:.

Great Britain 1948.

Atlas rybacki

Morza Pblnocnego. PPWK. Warsza­

27. Klimaj A., Rutkowic; S.

wa 1957.

T.: Choroby

ryb i rakbw. PWRiL. Warszawa 1960.

■28. Kocylowski B., Miqczynski

29.Konarzewski J. i inni: Towaroznawstwo ryb. WPLiS. Warszawa 1968.

30.Krjuczkowa M. J., Lagunow L. L.: Rybnoje Chozjajstwo, 45, 5, 58—59 (1969).

31.

Laevastu T.: Natural Bases of

Fisheries in the Atlantic Ocean: Their Past

 

and Present Characteristics and Possibilities for Future Expansion. Atlantic

 

Ocean Fisheries. G. Borgstrom and A. J. Heighway ed., Fishing News (Books)

:<2.

Ltd. London 1961.

 

Maciejczyk J., Zmudzinski L.: Gospodarka Rybna, 18, 1, 18; 3, 20—23 (1966).

33

Markiewicz K., Czub c.- tamze,

18, 10, 12—14 (1966).

34.Maruyama T.: Whale Products as Food. Vol. 3., Fish as Food. G. Borgstrom ed., Academic Press. New York 1965.

35.Netzel J. i inni: Gospodarka Rybna, 17, 10, 12—13 (1965).

36.Olcott H. S., Schaefer M. B.: Food Technol., 19, 5, 92—95 (1965).

37.Polatiski Z.: Technika i Gospodarka Morska, 19, 7, 301—304 (1969).

38.Por^bski J.: Biuletyn Informacyjny Gospodarki Rybnej, 4, 4, 28—36 (1967).

29.Romer A.: Atlas geograficzny. PPWK. Warszawa 1956.

40.Rudnicki A.: Ryby wbd polskich. PZWS. Warszawa 1965.

41.Siemienow J. M. i inni: Rybnoje Chozjajstwo, 14, 10, 27—30 (1958).

42.Sharp J. G., Marsh В. B.: Whalemeat: Production and Preservation. Dept. Sc!'. Ind. Res., Food Investigation, Special Report No. 58. HMSO. London 1952.

43.Stanek E.: Technika i Gospodarka Morska, 19, 8—9, 381—384 (1969).

44.Strybel J.: tamze, 19. 7, 298—301 (1969).

45.Teresinski J.: Statek rybacki. WK. Warszawa 1953.

46.Tetzlaff H.: Gospodarka Rybna, 17, 11, 3—4 (1965).

47.Wojciechowski J.: Technika i Gospodarka Morska, 19, 6, 267—270 (1969).

48.Zienkiewicz L.: Morza ZSRR, ich fauna i flora. PWN. Warszawa 1959.


ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ МОРСКОГО ЖИВОТНОГО СЫРЬЯ

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ РЫБ

Пригодность различных видов рыб для переработки на соле­ ные, маринованные, копченые или кулинарные продукты в боль­ шой мере зависит от их химического состава.

Химические вещества, входящие в состав тела рыбы, пред­ ставлены в основном водой, белками и липидами (табл. 2). В меньших количествах в рыбе содержатся минеральные соли,

Т а б л и ц а 2. Содержание воды, жира и белка в мясе важнейших видов рыб [22 и К. Чапке]

 

 

С о д е р ж а н и е , %

 

 

ВОДЫ

ж и р а

б е л к а (N X 6 .2 5 )

Треска

79,8—85,1

0,1—0,9

13,4—19,0

Пикша

79,1—84,1

0,1—0,6

14,6—20,3

Камбала

80,8

1,1—3,6

15,7—18,0

морская

малоголовая

78,9

0,5—3,8

16,4—18,4

Ершоватка

79,1

0,5—1,2

12,8—18,2

Палтус

75,4—79,0

0,5—9,6

18,0—18,8

Морской окунь

72,6—78,4

0,6—8,4

16,3—19,7

Североморская сельдь

53,7—79,1

0,4—29,7

14,8—19.2

Салака

69,9—80,8

0,7—14,5

16,2—19,4

Шпрот

66,8—78,1

0,9—17,2

15,4—17,6

Лосось

66,6

0,35—14,0

21,5

Форель

78,8

1,20—6,9

18,8

Угорь

60,0

8,00—31,0

14,4

Лещ

76,3

4,0

18,2

Судак

79,3

0,3

19,2

Морской карась

76,4

1.9

20,3

Зубан

73,2

3,0

22,4

Пагеллюс

75,2

1,4

21.9

Пагрус

77,4

0,6

20,6

Полосатик

76,0

2,4

20,4

Пагрус (эренберги)

74,0

3,0

21,7

Десятиперая ставрида

72,9

3,8

22,0

Кефаль

76,5

1.4

21,1

Мероу

75,6

1,8

21,3

Круглая скумбрия

70,3

6,0

22,3

Морской угорь

74,8

5,2

18,7

Морской орел

76,2

2,2

20,4

Ставрида

79,9

0,3

18,4

Сабля-рыба

74,3

5,0

19,4

Пеламида

63,5

11,3

23,9

П р и м е ч а н и е . Данные получены из относительно небольшого количества определений воды, жира и белка в мясе рыб, выполненных в африкан­ ских водах.

29