Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На щитке приборов расположены следующие световые сигналы: «Дверь открыта», «Стоп», «Вода», индикатор указателей поворотов

«Дальний свет» и световая сигнализация. Контрольная лампа сигнала «Дверь открыта» включается при замыкании ее на массу дверным вы­ ключателем при открывании двери. Лампа сигнала «Вода» включается контактами датчика аварийного перегрева воды в радиаторе при темі- ■пературе 98-^-100° С.

§20. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ

Внаружное освещение и световую сигнализацию автобуса ЛиАЗ

(рис. 60) входят: две фары 16, два подфарника 15, габаритные фонари

14 и 2, указатели поворотов 3 и 9, задний фонарь 4, фонарь 5 освеще­ ния номерного знака, включатель 8 стоп-сигнала, противотуманные фары 17.

Включение приборов наружного освещения и сигнализации произ­ водится при помощи переключателей. Центральным переключателем

1 включаются фары, а переход с ближнего на дальний свет и обратно

производится включателем 18, а переключателем 10 включаются указа­ тели поворотов. В систему наружной световой сигнализации включень.! контрольные лампы поворота 6 и стоп-сигнала 7, а также реле 13 сигна­ лов поворота и реле 11 стоп-сигнала.

Рис. 60. Схема наружного освещения и световой сигнали­ зации автобуса ЛиЛЗ-677

80

Фары ФГ122, применяемые на автобусах (рис. 61), имеют двухнитевые лампы //; нить 50 св— дальнего света и нить 40 ев — ближ­ него света. В корпусе / фары установлен полуразборный оптический

элемент с алюминированным отражателем 2 и рассеивателем 8. Опти­ ческий элемент установлен в ободок 9. Изменение положения ободка,

а вместе с ним и оптического элемента осуществляется двумя регули­ ровочными винтами 10.

Лампочка 11 через фланец соединяется с патроном 12 и вставляет

в оптический элемент с внутренней стороны. Оптический элемент уста­ навливается в ободок 4 и прикрепляется к корпусу 1 наружным обод­ ком 9. Наружный ободок крепится к корпусу при помощи зацепа,

винта крепления 5 и уплотняется прокладкой 7 и держателем 6. Патрон 12 через контактную крышку 13 соединяется с колодкой 14, к которой подведены два электропровода, помещенные в трубке 15.

Для улучшения видимости при движении в тумане применяют

противотуманные фары типа А55. Внутри лампы, при­ меняемой в фарах, перед нитью накала имеется экран, который загора­ живает лучи света, направленные вверх. Туман, как правило, стелет­

ся на некотором расстоянии от земли, поэтому противотуманные фары

располагают

ниже обычных,

чтобы пучок света направлялся между

дорогой и туманом.

 

 

 

(четыре) с лампами в 6

св

установле­

Габаритные фонари

 

 

ны на крыше автобуса, по бокам:

передние фонари ■—* с белыми, а зад­

ние — с красными стекламисв .

 

 

 

 

нить 6 се —

Подфарники имеют двухнитевые лампы 21 и 6 се;

подфарника,

нить 21

переднего указателя поворота.

Задние

указатели

поворота (два) имеют

 

лампы 21

и 6 се с оранжевым стеклом.

св

 

илїеют двухнитевые лампы 21 и 6 се

Задние фонари (два)

с красным стеклом.

Нить 21

 

включается при торможении автобуса

пневматическим включателем стоп-сигнала, установленным на тормозном кране, через вспомогательное реле и

контрольную лампочку, расположенную на щитке приборов. Нить 6 се включается центральным переключателем.

Центральный переключатель 1 (см. рис. 60) имеет три фиксирован­

ных положения:

ручка нажата до отказа — вся осветительная система выключена; ручка вытянута на половину своего хода — включены подфарники

или цепь ближнего света фар (в зависимости от положения ножного переключателя света), задние фонари, верхние габаритные огни, лам­ пы освещения трафаретов и маршрутоуказателей;

ручка вытянута до отказа — включены фары, задние фонари, верх­ ние габаритные фонари, лампы освещения трафаретов и маршрутоука­ зателей.

В любом из трех положений поворотом ручки переключателя впра­ во осуществляется питание освещения приборов и обеспечивается регу­ лировка яркости их свечения.

Для переключения фар с дальнего света на ближний во втором ра­ бочем положении центрального переключателя и для переключения

81


света подфарников на ближний свет при первом положении цент­ рального переключателя служит ножной переключатель П39.

Внутреннее освещение. К

внутреннему освещению авто­ буса’ЛиАЗ-677 относятся: пла­

фон кабины с

лампой 6 св, две

лампы

освещения отсека

для

двигателя 6.

переносная

лам­

па

со

св,

 

розетками

штепсельными

инструментальном

ящике и

в

отсеке воздушных

баллонов

пневматической системы), лампы

освещения приборов, двенад­ цать потолочных плафонов са­ лона.

Лампы потолочных плафо­ нов представляют собой закры­ тый светильник рассеянного света. В каждом плафоне встрое­

на одна люминесцентная лампа мощностью 20 вт для основно­ го освещения и две лампы на­ каливания 6 св для дежурного освещения.

Включение и горение люми­

несцентного освещения обеспе­ чивается только при работающем двигателе включателями, распо­

ложенными на панели приборов,

Переключение с основного на дежурное освещение и обратно при пуске и остановке двигателя происходит автоматически.

Система освещения автобусов Икарус-556 и ЛАЗ-695АА не имеет принципиального отличия от системы освещения автобуса ЛиАЗ-677.

§ 21. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

На современных автобусах применяют магнитоэлектрические ука­ затели температуры воды, уровня топлива, давления масла, а также амперметр и спидометр.

В отличие от ранее применявшихся электротепловых импульсных указателей эти приборы не имеют размыкающихся контактных пар, более надежны в работе, не создают радиопомех и более точны в пока­

заниях.

Указатель температуры воды. Указатель (рис. 62)

состоит из датчика 9 с медно-марганцевым полупроводником (терми­

стором) 10 и магнитоэлектрического приемника на щитке приборов.

82


В приемнике имеются три катушки, соединенные в две параллель­ ные ветви. В одну ветвь включены термистор и катушка /, а в другую—■

катушки 3 и 4. Сопротивление 5, включенное в цепь катушек 3 и 4, служит для поддержания постоянного сопротивления в этой ветви не­ зависимо от температуры обмоток. Следовательно, в этой цепи не ме­ няются сила тока и магнитное поле, создаваемые катушками.

В цепи же термистора величина тока и магнитного поля зависит от температуры термистора. При низкой температуре термистор оказывает большое сопротивление, следовательно, магнитное поле катушки 1 ста­ новится слабее. При повышении температуры термистора (от нагрева воды) его сопротивление падает и сила магнитного поля вокруг катуш­ ки 1 увеличивается, так как в катушку проходит ток большей силы.

Между двумя ветвями катушек установлен постоянный магнит 6

со стрелкой 2. Действие магнитоэлектрического приемника основано на ваимодействии постоянного магнита с результирующим магнитным полем катушек. При увеличении температуры воды увеличивается сила магнитного поля катушки термистора и стрелка отклоняется к циф­ ре 100. При включении замка зажигания 7 ток в цепь указателя посту­ пает от аккумуляторной батареи 8.

Указатель уровня топлива. Указатель (рис. 63)

уровня топлива состоит из датчика, установленного на топливном баке, и .магнитоэлектрического приемника, устройство которого аналогично устройству магнитоэлектрического приемника указателя температуры воды, за исключением дополнительного сопротивления 1, ограничива-

Рис, 62. Схема указателя темпера,

Рис, 63, Схема указателя уровня

туры воды

топлива

83

 

тощего

ток

в катушке 2 при выключен­

 

ном реостате и служащего для предот­

 

вращения перегрева обмотки катушки.

 

 

При

работе

указателя

сила тока в

 

катушках

3

и

4

не меняется, а в катуш­

 

ке

2

изменяется в зависимости

от поло­

 

жения

поплавка

6.

Когда5, топливный

 

бак

заполнен

топливом

 

 

 

поплавок

 

всплывает2

и

 

ползун

7

включает

в цепь

 

сопротивление3 4

реостата

8.

Ток в

катуш­

 

ке

 

имеет маленькую величину,

а в ка­

 

тушках

 

и

 

 

он

остается постоянным.

 

Постоянный

 

магнит

под действием маг­

 

нитного

поля

катушек

3

и

4

отклоняет

 

стрелку

к

метке

ГІ

на шкале указателя

 

уровня

топлива.

 

 

О,-

 

 

 

 

стрел­

 

 

C понижением уровня топлива

 

ка отклоняется к метке

 

 

 

 

 

 

Рис. 64. Схема указателя дав­

 

Al а г н її т о э л е к т р и ч е с к и й

ления масла

указатель давления

масла

 

(рис. 64) состоит из приемника,

располо­

 

женного на щитке приборов, и датчика

 

1установленного

в

системе смазки. Уст-

ройство указателя давления масла аналогично

устройству

указателя

температуры воды. Датчик

представляет

собой

мембранный

мано-

метр реостатного типа. Под действием давления масла мембрана про­ гибается и давит на поводковый механизм, который перемещает ползу­

нок по реостату6, 7 и 9

 

изменяя его сопротивление. При

изменении сопро-

тивления датчика изменяется соотношение токов в измерительных6.

ка­

тушках

 

указателя, что приводит к изменению магнитодвижу3,­

щих сил и повороту постоянного магнита 5 со стрелкой

Для предо­

хранения4.

обмоток

указателя

от

перегрева служит сопротивление

 

а для возвращения стрелки на нулевое деление—постоянный маг­

нит

 

 

11

 

 

 

10.

Цепь .замыкается

В цепь указателя включен предохранитель

 

поворотом ключа

 

зажигания.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 22. ПРОЧИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

 

 

 

 

Электрический

стеклоочиститель8,

 

 

2,

 

(рис. 65).

На автобусах применяют стеклоочиститель с электродвигателем6,

 

вал которого соединен с червяком

находящимся в зацеплении с чер­

вячной шестерней

7. Червячная шестерня через кривошип

тяги 4,и

рычаги приводит щетки на ветровом стекле в качательное движение.

Включение

электродвигателя

осуществляется переключателем

 

который имеет три положения: положение / '— выключен;

// — малая

2,

скорость, соответствующая 1800 об/мин-, IIl — большая скорость, рав­ ная 3300 об/мин. Повышение скорости достигается включением в цепь обмотки возбуждения сопротивления 3. В положении II сопротивление

64


Рис. 65. Схема электрического стеклоочистителя

закорочено, в положении IIl ток в обмотку возбуждения идет через со­ противление, поэтому он понижается, а вследствие этого повышается скорость вращения якоря.

При выключении электродвигателя щетки всегда устанавливаются в крайнее положение. Это достигается тем, что после выключения элек­

тродвигатель остается включенным через контакты 5, а когда щетки займут крайнее положение, выступ кривошипа набежит на штифт 9,

который разомкнет цепь. В цепь электродвигателя включен термоби­ металлический предохранитель 1.

Предохранители. Все цепи потребителей тока автобусов защищены плавкими и термобиметаллическими предохранителями.

На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М установлено 16 плавких пре­ дохранителей, рассчитанных на силу тока от 5 до 15 а. Биметаллически­ ми предохранителями защищены цепи генератора, зажигания, контроль­ но-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, плафонов салона и сигналов.

На автобусе ЛиАЗ-677 установлено 13 предохранителей ПР21

(IOa) и три предохранителя ПР23 (20 а). Для защиты цепей генератора

установлен автомат защиты, рассчитанный на максимальную силу тока

70а.

Вцепь фар, подфарников, задних фонарей, электродвигателя, ото­

пителя салона и сигналов включены биметаллические, предохранители.

Плавкие предохранители расположены в специальном блоке с внут­ ренней стороны переднего щитка приборов. Биметаллические пре-

85

Рис. 66. Термобиметаллические предохранители:

а — многократного действия; б — однократного действия

дохранители света фар и подфарников расположении на центральном переключателе.

Кнопочные биметаллические предохранители расположены на пе­ реднем щите кабины, пдо щитком приборов.

При эксплуатации не рекомендуется применять вместо плавких предохранителей проволоку.

Устройство вибрационного и кнопочного предохранителей показа­

но на рис. 66. При Прохождении через предохранитель 2 (рис. 66,6)

тока больше расчетного биметаллическая пластинка 4 нагревается и, изогнувшись, размыкает контакты 3. В предохранителе кнопочного типа (рис. 66, а) для возвращения пластинки 2 в первоначальное поло­

жение необходимо нажать кнопку 1, в предохранителе вибрационного типа пластина возвращается в свое исходное положение по мере осты­ вания.

Радиооборудование автобуса. На междугородных и туристских автобусах имеется система радиооборудования.

Рис. 67, Обший вид громкоговорителя АГУ 10-3

66


r Городские автобусы оборудованы громкоговорящим устройством

АГУ 10-3, которое работает от бортовой сети автобуса с заземленным

минусом. Заземление плюса приводит к порче усилителя.

Общий вид АГУ 10-3 показан на рис. 67. В его комплект входят:

громкоговоритель 1 типа 1ГД18, микрофон 2 типа МФ76,’ держатель предохранителя 3, выключатель питания 4, лампа индикации включе­

ния усилителя 5, регулятор громкости 6, переключатель рода работ 7. Громкоговоритель АГУ10-3 может работать через приемник и без приемника. При пользовании радиооборудованием следует руковод­

ствоваться прилагаемыми инструкциями. Нежелательно чрезмерно уве­ личивать громкость передачи, так как это приводит к повреждению

громкоговорителей. Не реже 1 раза в год необходимо продуть громко­ говоритель от пыли. Микрофон следует закрывать чехлом, если его не используют. Попадание воды в приборы радиооборудования недо­ пустимо. Радиооборудование ремонтируют в специализированных мас­ терских, но мелкие неисправности с заменой предохранителей и сго­ ревших ламп могут быть устранены в автотранспортных предприятиях, j

§23. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА, ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Основные неисправности стартера, приборов освещения и сигнализации

Основные неисправности стартера. Стартер не работает.

При его включении свет фар не ослабевает.

Причины: сильное окисление наконечников проводов у клеммы аккуму­ ляторной батареи; обрыв цепи питания реле включения: короткое замы-,

канне или обрыв цепи обмотки тягового реле; нарушились соединения внутри стартера; отсутствует контакт между щетками и коллектором.

Стартер медленно прокручивает или сов­ сем не прокручивает коленчатый вал двига­

теля. Свет фар при включении стартера слабе­ ет. Причины: разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

короткое замыкание' в стартере или задевание якоря за полюсы; пло­ хой контакт между соединением стартера или тягового реле; окис­ ление или износ коллектора; замыкание на массу изолированной щет­

ки; заедание вала в подшипниках или ненадежное соединение корпуса стартера с двигателем.

Якорь стартера вращается, но не прокру­ чивает коленчатый вал. Причины: сломаны или изно­ сились зубцы шестерни маховика, поломались детали механизма вклю­ чения стартера; пробуксовывание муфты свободного хода.

Стартер после пуска двигателя не выклю­

чается. Причины: заедание механизма включения стартера на

валу;спекание или замыкание контактов тягового реле или реле вклю­ чения; обрыв пружины рычага привода.

87