Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
На щитке приборов расположены следующие световые сигналы: «Дверь открыта», «Стоп», «Вода», индикатор указателей поворотов
«Дальний свет» и световая сигнализация. Контрольная лампа сигнала «Дверь открыта» включается при замыкании ее на массу дверным вы ключателем при открывании двери. Лампа сигнала «Вода» включается контактами датчика аварийного перегрева воды в радиаторе при темі- ■пературе 98-^-100° С.
§20. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ
Внаружное освещение и световую сигнализацию автобуса ЛиАЗ
(рис. 60) входят: две фары 16, два подфарника 15, габаритные фонари
14 и 2, указатели поворотов 3 и 9, задний фонарь 4, фонарь 5 освеще ния номерного знака, включатель 8 стоп-сигнала, противотуманные фары 17.
Включение приборов наружного освещения и сигнализации произ водится при помощи переключателей. Центральным переключателем
1 включаются фары, а переход с ближнего на дальний свет и обратно
производится включателем 18, а переключателем 10 включаются указа тели поворотов. В систему наружной световой сигнализации включень.! контрольные лампы поворота 6 и стоп-сигнала 7, а также реле 13 сигна лов поворота и реле 11 стоп-сигнала.
Рис. 60. Схема наружного освещения и световой сигнали зации автобуса ЛиЛЗ-677
80
Фары ФГ122, применяемые на автобусах (рис. 61), имеют двухнитевые лампы //; нить 50 св— дальнего света и нить 40 ев — ближ него света. В корпусе / фары установлен полуразборный оптический
элемент с алюминированным отражателем 2 и рассеивателем 8. Опти ческий элемент установлен в ободок 9. Изменение положения ободка,
а вместе с ним и оптического элемента осуществляется двумя регули ровочными винтами 10.
Лампочка 11 через фланец соединяется с патроном 12 и вставляет
в оптический элемент с внутренней стороны. Оптический элемент уста навливается в ободок 4 и прикрепляется к корпусу 1 наружным обод ком 9. Наружный ободок крепится к корпусу при помощи зацепа,
винта крепления 5 и уплотняется прокладкой 7 и держателем 6. Патрон 12 через контактную крышку 13 соединяется с колодкой 14, к которой подведены два электропровода, помещенные в трубке 15.
Для улучшения видимости при движении в тумане применяют
противотуманные фары типа А55. Внутри лампы, при меняемой в фарах, перед нитью накала имеется экран, который загора живает лучи света, направленные вверх. Туман, как правило, стелет
ся на некотором расстоянии от земли, поэтому противотуманные фары
располагают |
ниже обычных, |
чтобы пучок света направлялся между |
||||||
дорогой и туманом. |
|
|
|
(четыре) с лампами в 6 |
св |
установле |
||
Габаритные фонари |
|
|
||||||
ны на крыше автобуса, по бокам: |
передние фонари ■—* с белыми, а зад |
|||||||
ние — с красными стекламисв — . |
|
|
|
|
нить 6 се — |
|||
Подфарники имеют двухнитевые лампы 21 и 6 се; |
||||||||
подфарника, |
нить 21 |
переднего указателя поворота. |
||||||
Задние |
указатели |
поворота (два) имеют |
|
лампы 21 |
||||
и 6 се с оранжевым стеклом. |
св |
|
илїеют двухнитевые лампы 21 и 6 се |
|||||
Задние фонари (два) |
||||||||
с красным стеклом. |
Нить 21 |
|
включается при торможении автобуса |
пневматическим включателем стоп-сигнала, установленным на тормозном кране, через вспомогательное реле и
контрольную лампочку, расположенную на щитке приборов. Нить 6 се включается центральным переключателем.
Центральный переключатель 1 (см. рис. 60) имеет три фиксирован
ных положения:
ручка нажата до отказа — вся осветительная система выключена; ручка вытянута на половину своего хода — включены подфарники
или цепь ближнего света фар (в зависимости от положения ножного переключателя света), задние фонари, верхние габаритные огни, лам пы освещения трафаретов и маршрутоуказателей;
ручка вытянута до отказа — включены фары, задние фонари, верх ние габаритные фонари, лампы освещения трафаретов и маршрутоука зателей.
В любом из трех положений поворотом ручки переключателя впра во осуществляется питание освещения приборов и обеспечивается регу лировка яркости их свечения.
Для переключения фар с дальнего света на ближний во втором ра бочем положении центрального переключателя и для переключения
81
света подфарников на ближний свет при первом положении цент рального переключателя служит ножной переключатель П39.
Внутреннее освещение. К
внутреннему освещению авто буса’ЛиАЗ-677 относятся: пла
фон кабины с |
лампой 6 св, две |
||||
лампы |
освещения отсека |
для |
|||
двигателя 6. |
переносная |
лам |
|||
па |
со |
св, |
|
розетками |
|
штепсельными |
|||||
(в |
инструментальном |
ящике и |
|||
в |
отсеке воздушных |
баллонов |
пневматической системы), лампы
освещения приборов, двенад цать потолочных плафонов са лона.
Лампы потолочных плафо нов представляют собой закры тый светильник рассеянного света. В каждом плафоне встрое
на одна люминесцентная лампа мощностью 20 вт для основно го освещения и две лампы на каливания 6 св для дежурного освещения.
Включение и горение люми
несцентного освещения обеспе чивается только при работающем двигателе включателями, распо
ложенными на панели приборов,
Переключение с основного на дежурное освещение и обратно при пуске и остановке двигателя происходит автоматически.
Система освещения автобусов Икарус-556 и ЛАЗ-695АА не имеет принципиального отличия от системы освещения автобуса ЛиАЗ-677.
§ 21. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
На современных автобусах применяют магнитоэлектрические ука затели температуры воды, уровня топлива, давления масла, а также амперметр и спидометр.
В отличие от ранее применявшихся электротепловых импульсных указателей эти приборы не имеют размыкающихся контактных пар, более надежны в работе, не создают радиопомех и более точны в пока
заниях.
Указатель температуры воды. Указатель (рис. 62)
состоит из датчика 9 с медно-марганцевым полупроводником (терми
стором) 10 и магнитоэлектрического приемника на щитке приборов.
82
В приемнике имеются три катушки, соединенные в две параллель ные ветви. В одну ветвь включены термистор и катушка /, а в другую—■
катушки 3 и 4. Сопротивление 5, включенное в цепь катушек 3 и 4, служит для поддержания постоянного сопротивления в этой ветви не зависимо от температуры обмоток. Следовательно, в этой цепи не ме няются сила тока и магнитное поле, создаваемые катушками.
В цепи же термистора величина тока и магнитного поля зависит от температуры термистора. При низкой температуре термистор оказывает большое сопротивление, следовательно, магнитное поле катушки 1 ста новится слабее. При повышении температуры термистора (от нагрева воды) его сопротивление падает и сила магнитного поля вокруг катуш ки 1 увеличивается, так как в катушку проходит ток большей силы.
Между двумя ветвями катушек установлен постоянный магнит 6
со стрелкой 2. Действие магнитоэлектрического приемника основано на ваимодействии постоянного магнита с результирующим магнитным полем катушек. При увеличении температуры воды увеличивается сила магнитного поля катушки термистора и стрелка отклоняется к циф ре 100. При включении замка зажигания 7 ток в цепь указателя посту пает от аккумуляторной батареи 8.
Указатель уровня топлива. Указатель (рис. 63)
уровня топлива состоит из датчика, установленного на топливном баке, и .магнитоэлектрического приемника, устройство которого аналогично устройству магнитоэлектрического приемника указателя температуры воды, за исключением дополнительного сопротивления 1, ограничива-
Рис, 62. Схема указателя темпера, |
Рис, 63, Схема указателя уровня |
туры воды |
топлива |
83
|
тощего |
ток |
в катушке 2 при выключен |
|||||||||||||
|
ном реостате и служащего для предот |
|||||||||||||||
|
вращения перегрева обмотки катушки. |
|||||||||||||||
|
|
При |
работе |
указателя |
сила тока в |
|||||||||||
|
катушках |
3 |
и |
4 |
не меняется, а в катуш |
|||||||||||
|
ке |
2 |
изменяется в зависимости |
от поло |
||||||||||||
|
жения |
поплавка |
6. |
Когда5, топливный |
||||||||||||
|
бак |
заполнен |
топливом |
|
|
|
поплавок |
|||||||||
|
всплывает2 |
и |
|
ползун |
7 |
включает |
в цепь |
|||||||||
|
сопротивление3 4 |
реостата |
8. |
Ток в |
катуш |
|||||||||||
|
ке |
|
имеет маленькую величину, |
а в ка |
||||||||||||
|
тушках |
|
и |
|
|
он |
остается постоянным. |
|||||||||
|
Постоянный |
|
магнит |
под действием маг |
||||||||||||
|
нитного |
поля |
катушек |
3 |
и |
4 |
отклоняет |
|||||||||
|
стрелку |
к |
метке |
ГІ |
на шкале указателя |
|||||||||||
|
уровня |
топлива. |
|
|
О,- |
|
|
|
|
стрел |
||||||
|
|
C понижением уровня топлива |
||||||||||||||
|
ка отклоняется к метке |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Рис. 64. Схема указателя дав |
|
Al а г н її т о э л е к т р и ч е с к и й |
||||||||||||||
ления масла |
указатель давления |
масла |
||||||||||||||
|
(рис. 64) состоит из приемника, |
располо |
||||||||||||||
|
женного на щитке приборов, и датчика |
|||||||||||||||
|
1установленного |
в |
системе смазки. Уст- |
|||||||||||||
ройство указателя давления масла аналогично |
устройству |
указателя |
||||||||||||||
температуры воды. Датчик |
представляет |
собой |
мембранный |
мано- |
метр реостатного типа. Под действием давления масла мембрана про гибается и давит на поводковый механизм, который перемещает ползу
нок по реостату6, 7 и 9 |
|
изменяя его сопротивление. При |
изменении сопро- |
||||||||
тивления датчика изменяется соотношение токов в измерительных6. |
ка |
||||||||||
тушках |
|
указателя, что приводит к изменению магнитодвижу3, |
|||||||||
щих сил и повороту постоянного магнита 5 со стрелкой |
Для предо |
||||||||||
хранения4. |
обмоток |
указателя |
от |
перегрева служит сопротивление |
|
||||||
а для возвращения стрелки на нулевое деление—постоянный маг |
|||||||||||
нит |
|
|
11 |
|
|
|
10. |
Цепь .замыкается |
|||
В цепь указателя включен предохранитель |
|
||||||||||
поворотом ключа |
|
зажигания. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
§ 22. ПРОЧИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ |
|
|
|
|
|||||
Электрический |
стеклоочиститель8, |
|
|
2, |
|||||||
|
(рис. 65). |
||||||||||
На автобусах применяют стеклоочиститель с электродвигателем6, |
|
||||||||||
вал которого соединен с червяком |
находящимся в зацеплении с чер |
||||||||||
вячной шестерней |
7. Червячная шестерня через кривошип |
тяги 4,и |
|||||||||
рычаги приводит щетки на ветровом стекле в качательное движение. |
|||||||||||
Включение |
электродвигателя |
осуществляется переключателем |
|
||||||||
который имеет три положения: положение / '— выключен; |
// — малая |
2,
скорость, соответствующая 1800 об/мин-, IIl — большая скорость, рав ная 3300 об/мин. Повышение скорости достигается включением в цепь обмотки возбуждения сопротивления 3. В положении II сопротивление
64
Рис. 65. Схема электрического стеклоочистителя
закорочено, в положении IIl ток в обмотку возбуждения идет через со противление, поэтому он понижается, а вследствие этого повышается скорость вращения якоря.
При выключении электродвигателя щетки всегда устанавливаются в крайнее положение. Это достигается тем, что после выключения элек
тродвигатель остается включенным через контакты 5, а когда щетки займут крайнее положение, выступ кривошипа набежит на штифт 9,
который разомкнет цепь. В цепь электродвигателя включен термоби металлический предохранитель 1.
Предохранители. Все цепи потребителей тока автобусов защищены плавкими и термобиметаллическими предохранителями.
На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М установлено 16 плавких пре дохранителей, рассчитанных на силу тока от 5 до 15 а. Биметаллически ми предохранителями защищены цепи генератора, зажигания, контроль но-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, плафонов салона и сигналов.
На автобусе ЛиАЗ-677 установлено 13 предохранителей ПР21
(IOa) и три предохранителя ПР23 (20 а). Для защиты цепей генератора
установлен автомат защиты, рассчитанный на максимальную силу тока
70а.
Вцепь фар, подфарников, задних фонарей, электродвигателя, ото
пителя салона и сигналов включены биметаллические, предохранители.
Плавкие предохранители расположены в специальном блоке с внут ренней стороны переднего щитка приборов. Биметаллические пре-
85
Рис. 66. Термобиметаллические предохранители:
а — многократного действия; б — однократного действия
дохранители света фар и подфарников расположении на центральном переключателе.
Кнопочные биметаллические предохранители расположены на пе реднем щите кабины, пдо щитком приборов.
При эксплуатации не рекомендуется применять вместо плавких предохранителей проволоку.
Устройство вибрационного и кнопочного предохранителей показа
но на рис. 66. При Прохождении через предохранитель 2 (рис. 66,6)
тока больше расчетного биметаллическая пластинка 4 нагревается и, изогнувшись, размыкает контакты 3. В предохранителе кнопочного типа (рис. 66, а) для возвращения пластинки 2 в первоначальное поло
жение необходимо нажать кнопку 1, в предохранителе вибрационного типа пластина возвращается в свое исходное положение по мере осты вания.
Радиооборудование автобуса. На междугородных и туристских автобусах имеется система радиооборудования.
Рис. 67, Обший вид громкоговорителя АГУ 10-3
66
r Городские автобусы оборудованы громкоговорящим устройством
АГУ 10-3, которое работает от бортовой сети автобуса с заземленным
минусом. Заземление плюса приводит к порче усилителя.
Общий вид АГУ 10-3 показан на рис. 67. В его комплект входят:
громкоговоритель 1 типа 1ГД18, микрофон 2 типа МФ76,’ держатель предохранителя 3, выключатель питания 4, лампа индикации включе
ния усилителя 5, регулятор громкости 6, переключатель рода работ 7. Громкоговоритель АГУ10-3 может работать через приемник и без приемника. При пользовании радиооборудованием следует руковод
ствоваться прилагаемыми инструкциями. Нежелательно чрезмерно уве личивать громкость передачи, так как это приводит к повреждению
громкоговорителей. Не реже 1 раза в год необходимо продуть громко говоритель от пыли. Микрофон следует закрывать чехлом, если его не используют. Попадание воды в приборы радиооборудования недо пустимо. Радиооборудование ремонтируют в специализированных мас терских, но мелкие неисправности с заменой предохранителей и сго ревших ламп могут быть устранены в автотранспортных предприятиях, j
§23. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА, ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Основные неисправности стартера, приборов освещения и сигнализации
Основные неисправности стартера. Стартер не работает.
При его включении свет фар не ослабевает.
Причины: сильное окисление наконечников проводов у клеммы аккуму ляторной батареи; обрыв цепи питания реле включения: короткое замы-,
канне или обрыв цепи обмотки тягового реле; нарушились соединения внутри стартера; отсутствует контакт между щетками и коллектором.
Стартер медленно прокручивает или сов сем не прокручивает коленчатый вал двига
теля. Свет фар при включении стартера слабе ет. Причины: разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;
короткое замыкание' в стартере или задевание якоря за полюсы; пло хой контакт между соединением стартера или тягового реле; окис ление или износ коллектора; замыкание на массу изолированной щет
ки; заедание вала в подшипниках или ненадежное соединение корпуса стартера с двигателем.
Якорь стартера вращается, но не прокру чивает коленчатый вал. Причины: сломаны или изно сились зубцы шестерни маховика, поломались детали механизма вклю чения стартера; пробуксовывание муфты свободного хода.
Стартер после пуска двигателя не выклю
чается. Причины: заедание механизма включения стартера на
валу;спекание или замыкание контактов тягового реле или реле вклю чения; обрыв пружины рычага привода.
87