Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Тяговое реле
'г 3
Реле включения
Рис. 55. Схема включения стартера СИЗО
Рис. 56. Привод включения стартера
75
При сомкнутых контактах реле-включения ток из аккумулятор ной батареи поступает в обмотки тягового реле, минуя включатель стартера, по следующему пути: положительная клемма батареи, клем
ма Д/, |
клемма |
Б |
реле-включения4, |
—ярмо |
12, |
якорек |
11, |
контакты |
10 |
и |
9, |
||||||||
клемма |
С, |
клемма |
Е2. |
C клеммы |
Е2 |
ток идет на две ветви: |
|
|
ба |
||||||||||
удерживающая |
обмотка |
|
|
масса — минусовая клемма |
|||||||||||||||
тареи; |
|
|
|
|
|
|
3 — |
верхняя |
клемма |
El — |
обмотка |
возбуж |
|||||||
втягивающая обмотка |
|
|
|
||||||||||||||||
дения |
стартера — изолированные положительные |
щетки — обмотка |
якоря — минусовые щетки — масса — минус батареи.
Магнитный поток, создаваемый двумя обмотками |
3 |
и |
|
4, |
втягивает |
|||||||||||
якорь |
7 |
влево. |
При этом рычаг /2 (см. |
рис. 56) перемещает втулку |
8 |
|||||||||||
по червячной |
нарезке вала |
7 |
и |
вводит |
шестерню |
|
2 |
в зацепление |
||||||||
с венцом маховика. |
Контактный диск |
1 |
(см. рис. 55) замыкает основные |
|||||||||||||
контакты |
стартера, |
которые |
шунтируют |
втягивающую |
обмотку |
3 |
||||||||||
|
и выключают вариатор катушки зажигания через клемму ВЗ.
Через замкнутые контакты пойдет ток силой до 600 а, и якорь нач нет вращать коленчатый вал двигателя. Якорь тягового реле будет удерживаться одной удерживающей обмоткой 4. Для того чтобы стар тер не мог оставаться включенным после пуска двигателя и чтобы не включить стартер при работающем двигателе, обмотка реле включения
включена через цепь генератора.
После пуска двигателя обмотка реле включения будет находиться под разностью напряжений батареи и генератора и контакты реле включения разомкнутся.
Таким образом, включение обмотки реле включения через генератор
обеспечивает12 |
автоматическое выключение9 |
стартера после пуска дви |
|
гателя, и при |
этом возвратная пружина |
(см. рис. 56) через рычаг |
|
выводит шестерню стартера из |
12,зацепления с венцом маховика. Бели |
||
4,при включении стартера торцы зубьев шестерен упираются в торцы |
|||
зубьев венца маховика, то рычаг |
поворачиваясь, сжимает пружину |
а контактное кольцо замыкает контакты. Вал стартера поворачи вается вместе с шестерней, и сжатая пружина привода вводит шестер ню в зацепление.
Шестерня 2 с валом стартера соединяется муфтой свободного хода, которая передает крутящий момент с вала на маховик и разъединяет вал от маховика после пуска двигателя, а следовательно, предотвра
щает «разнос» якоря стартера.
Основными частями муфты свободного хода являются-наружная
обойма 14 со втулкой 8 и внутренняя обойма 18 с шестерней 2. В четы рех пазах 16 переменного сечения наружной обоймы 14 помещены ро лики 17, нагруженные пружинами 15. Усилием пружин ролики отжа ты в узкую часть пазов и заклинивают обоймы, благодаря чему враще
ние якоря передается на венец маховика. После пуска двигателя ско рость вращения внутренней обоймы значительно превышает скорость вращения наружной и ролики отбрасываются в широкую часть пазов.
Внутренняя муфта после пуска двигателя навертывается на червячную
нарезку вала и этим выводит шестерню из зацепления с венцом махо вика.
76
|
Устройство |
|
стар |
|
|
|||||||||||||
тера |
|
со |
|
скользящим |
|
|
||||||||||||
ротором. Стартеры (рис. 57), |
|
|
||||||||||||||||
применяемые на автобусах Ика |
|
|
||||||||||||||||
рус, |
представляют собой |
сери |
|
|
||||||||||||||
есные |
электродвигатели |
|
мощ |
|
|
|||||||||||||
ностью |
4 |
л. |
|
с. |
|
со |
скользящим |
|
|
|||||||||
ротором. Зацепление шестерен6 |
с |
|
|
|||||||||||||||
венцом |
маховика |
|
|
достигается |
|
|
||||||||||||
перемещением |
|
якоря |
с валом |
|
|
|||||||||||||
в осевом' направлении. Якорь |
|
|
||||||||||||||||
удерживается |
|
|
в |
|
первоначаль |
|
|
|||||||||||
ном |
положении |
|
пружиной. |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Включение |
|
стартера |
осуще |
Рис. 57, Схема |
стартера со скользящим . |
||||||||||||
ствляется |
за два приема при по |
ротором |
||||||||||||||||
мощи электромагнитного вклю9. |
|
|
||||||||||||||||
чателя /, связанного с механи |
|
|
||||||||||||||||
ческой |
|
блокировкой |
рычага |
2 |
|
|
||||||||||||
|
При нажатии.,на кнопку1 |
|
|
|
||||||||||||||
стартера |
замыкается |
|
Цепь шун |
|
|
|||||||||||||
товой |
обмотки |
|
включателя |
|
и |
|
|
|||||||||||
дополнительной обмотки 7 по |
|
|
||||||||||||||||
люсов. |
|
Ток, |
|
|
проходящий |
по |
|
|
||||||||||
шунтовой обмотке включателя /, |
|
|
||||||||||||||||
втягивает |
якорь |
6, |
а ток, |
прохо |
|
|
||||||||||||
дящий через обмотку 7, создает |
|
|
||||||||||||||||
слабое магнитное поле, вращаю5 |
|
|
||||||||||||||||
щее |
якорь |
с |
|
небольшой |
ско |
|
|
|||||||||||
ростью. |
При |
этом |
шестерня |
|
|
|
||||||||||||
стартера |
|
входит |
в4. |
зацепление |
|
|
||||||||||||
с венцом маховика6 |
8 |
|
перемеще |
|
|
|||||||||||||
|
При |
дальнейшем |
|
|
|
|||||||||||||
нии якоря |
9 |
диск10 |
|
|
приподни |
|
|
|||||||||||
мает рычаг |
|
и освобождает кон |
|
|
||||||||||||||
тактный |
мостик |
|
|
включателя |
|
|
||||||||||||
11. |
При этом включается пол3 |
|
|
|||||||||||||||
ный ток возбуждения обмотки |
|
|
|
|||||||||||||||
и стартер проворачивает колен |
|
|
||||||||||||||||
чатый |
вал. |
|
современных |
ав |
|
|
||||||||||||
|
лСтартеры. с. |
|
|
|
||||||||||||||
тобусов |
имеют мощность |
1,5 — |
|
|
||||||||||||||
2 |
|
а. |
|
При |
работе |
стартеры |
|
|
||||||||||
потребляют |
ток |
силой |
500 — |
|
|
|||||||||||||
600 |
|
При |
длительных и |
час |
|
|
||||||||||||
тых включениях Стартера силь |
|
|
||||||||||||||||
но разряжается аккумуляторная |
|
|
||||||||||||||||
батарея. |
Поэтому длительность |
|
|
|||||||||||||||
включения |
|
стартера |
должна |
|
|
|||||||||||||
быть минимальной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
77
§ 19. СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ
На автобусах имеется звуковая и световая сигнализация, которую
условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
К внешней сигнализации относятся звуковой сигнал, световые ука
затели поворотов, габаритные фонари, стоп-сигнал и сигнал фарами.
К внутренним сигналам относятся звуковой сигнал кондуктора,
а также световые сигналы на щитке приборов.
Звуковой сигнал. На автобусах установлены два спарен ных электрических тональных сигнала. Для усиления и обеспечения направленности звука сигналы снабжены рупорами разной длины,
имеющими форму улитки. Сигналы включаются одновременно кноп
кой, расположенной в центре рулевого колеса, через реле сигналов, которое предохраняет контакты кнопки от подгорания. При нажатии на кнопку сигнала через нее проходит ток малой силы, а когда кон
такты реле сигналов сомкнутся, через них проходит ток до 15 а.
Звуковой сигнал (рис. 58, а) состоит из корпуса 6, электромагнита
2, якоря 1, на штоке которого установлены мембрана 5 и вибрацион
ный диск 4, контакты 9, параллельно которым включен конденсатор 8
или сопротивление, и рупора 5. При нажатии на кнопку 7 сигнала сра батывает реле сигналов и ток поступает в оба сигнала через обмотку электромагнита 2 и контакты 9. При этом сердечник намагничивается и притягивает якорек. Мембрана прогибается, а гайка штока размыкает контакты. При размыкании контактов сердечник размагничивается
и мембрана возвращает шток в первоначальное положение, а контакты вновь замыкаются. Замыкание и размыкание контактов продолжаются до тех пор, пока водитель не прекратит нажатие на кнопку сигнала.
Реле-сигналов (рис. 58, б) устроено и работает аналогично реле
включения стартера. При нажатии на кнопку 7 сигнала ток малой силы идет через клемму К на катушку сердечника. Когда намагничен ный сердечник замкнет контакты, ток от аккумуляторной батереи через клемму Б, ярмо, замкнутые контакты, клемму C пойдет силой до 20 а параллельно на оба сигнала, минуя кнопку сигнала 7. Этим предотвращается обгорание контактов кнопки сигналов. Силу звука сигнала регулируют гайкой 10 и пластиной 11.
Указатели поворотов. Световые указатели поворотов
мигающего типа (рис. 59) состоят из передних и задних сигнальных
ламп 1, 3, 18, 17, электромагнитного прерывателя и переключателя 2. Переключатель устанавливается на рулевой колонке или на щитке приборов. Прерыватель светового сигнала состоит из элёктрсмагнита 12, контактов 8 и 9 и сопротивлений 7 и 6.
Переключатель 2 имеет три фиксированных положения: нейтраль ное и два рабочих. При нейтральном положении контакты 8 и 9 ра зомкнуты. При замыкании контактов включателя 2, например при по вороте автомобиля налево, ток от аккумуляторной батареи идет по цепи: аккумуляторная батарея 16 — сердечник — пластина подвиж
ного контакта 8 — сопротивление 6 (нихромовая струна) — сопротив
ление? — обмотка электромагнита 12 — переключатель 2 — сигналь ные лампы 1 и 3. При этом накал ламп будет слабый.
78
Далее ток, проходя, наг ревает нихромовую струну
сопротивления 6, она удли няется, пластина контакта 8 притягивается сердечником
электромагнита 12 и контак-, ты замыкаются. Ток к сиг нальным лампам идет, минуя сопротивления 6 и 7 через контакты 8\ лампы начинают гореть полным накалом. За время замкнутого состояния контактов струна остывает,
длина ее уменьшается и кон
такты |
вновь |
размыкаются. |
|
При |
торможении |
автомо |
|
билей |
правая |
лампа |
будет |
гореть |
вполнакала, так как |
ее цепь будет замкнута датчи ком стоп-сигнала.. При пово роте автомобиля направо пре рыватель аналогично обеспе чивает работу передней и зад
Рис. 59. Схема указателя поворота с элек тромагнитным прерывателем
ней ламп автомобиля с пра вой стороны.
Работа указателя поворота контролируется сигнальной лампой 15
на щитке приборов, подключенной к клемме 14 указателя.
При замкнутых контактах 8 увеличивается сила тока электромаг нита 12, пластина подвижного контакта 9 притягивается к сердечнику, контакты 9 замыкаются, лампочка 15 загорается. При размыкании
контактов 8 под действием упругой пластины 11 контакты 9 размыка ются, выключая цепь лампы.
Мигание ламп происходит 60—80 раз в минуту. Регулировка часто ты мигания производится винтом 5.
Стоп-сигналом служат лампы заднего фонаря, которые
включаются пневматическим или гидравлическим включателем. Одно
временно со стоп-сигналом через реле РС505 или РС504 включается контрольная лампа на щитке приборов. При неисправности ламп стопсигнала по катушке реле идет ток меньшей силы, при котором реле не включается, а следовательно, не включается и контрольная лампа на щитке приборов, сигнализирующая водителю о неисправности стоп-
сигнала.
К внутренней сигнализации относится звуковой сигнал с места кондуктора и световые сигналы щитка приборов. Звуковой сигнал кон дуктора представляет собой электромагнитный зуммер РС508. Сигнал
расположен под щитком приборов. От места кондуктора он включается выключателями кнопочного типа, которые установлены с правой сто роны на внутренней продольной панели крыши кузова автобуса около передней и задней дверей.
79