Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тяговое реле

3

Реле включения

Рис. 55. Схема включения стартера СИЗО

Рис. 56. Привод включения стартера

75

При сомкнутых контактах реле-включения ток из аккумулятор­ ной батареи поступает в обмотки тягового реле, минуя включатель стартера, по следующему пути: положительная клемма батареи, клем­

ма Д/,

клемма

Б

реле-включения4,

ярмо

12,

якорек

11,

контакты

10

и

9,

клемма

С,

клемма

Е2.

C клеммы

Е2

ток идет на две ветви:

 

 

ба­

удерживающая

обмотка

 

 

масса — минусовая клемма

тареи;

 

 

 

 

 

 

3 —

верхняя

клемма

El —

обмотка

возбуж­

втягивающая обмотка

 

 

 

дения

стартера — изолированные положительные

щетки — обмотка

якоря — минусовые щетки — масса — минус батареи.

Магнитный поток, создаваемый двумя обмотками

3

и

 

4,

втягивает

якорь

7

влево.

При этом рычаг /2 (см.

рис. 56) перемещает втулку

8

по червячной

нарезке вала

7

и

вводит

шестерню

 

2

в зацепление

с венцом маховика.

Контактный диск

1

(см. рис. 55) замыкает основные

контакты

стартера,

которые

шунтируют

втягивающую

обмотку

3

 

и выключают вариатор катушки зажигания через клемму ВЗ.

Через замкнутые контакты пойдет ток силой до 600 а, и якорь нач­ нет вращать коленчатый вал двигателя. Якорь тягового реле будет удерживаться одной удерживающей обмоткой 4. Для того чтобы стар­ тер не мог оставаться включенным после пуска двигателя и чтобы не включить стартер при работающем двигателе, обмотка реле включения

включена через цепь генератора.

После пуска двигателя обмотка реле включения будет находиться под разностью напряжений батареи и генератора и контакты реле включения разомкнутся.

Таким образом, включение обмотки реле включения через генератор

обеспечивает12

автоматическое выключение9

стартера после пуска дви­

гателя, и при

этом возвратная пружина

(см. рис. 56) через рычаг

выводит шестерню стартера из

12,зацепления с венцом маховика. Бели

4,при включении стартера торцы зубьев шестерен упираются в торцы

зубьев венца маховика, то рычаг

поворачиваясь, сжимает пружину

а контактное кольцо замыкает контакты. Вал стартера поворачи­ вается вместе с шестерней, и сжатая пружина привода вводит шестер­ ню в зацепление.

Шестерня 2 с валом стартера соединяется муфтой свободного хода, которая передает крутящий момент с вала на маховик и разъединяет вал от маховика после пуска двигателя, а следовательно, предотвра­

щает «разнос» якоря стартера.

Основными частями муфты свободного хода являются-наружная

обойма 14 со втулкой 8 и внутренняя обойма 18 с шестерней 2. В четы­ рех пазах 16 переменного сечения наружной обоймы 14 помещены ро­ лики 17, нагруженные пружинами 15. Усилием пружин ролики отжа­ ты в узкую часть пазов и заклинивают обоймы, благодаря чему враще­

ние якоря передается на венец маховика. После пуска двигателя ско­ рость вращения внутренней обоймы значительно превышает скорость вращения наружной и ролики отбрасываются в широкую часть пазов.

Внутренняя муфта после пуска двигателя навертывается на червячную

нарезку вала и этим выводит шестерню из зацепления с венцом махо­ вика.

76


 

Устройство

 

стар­

 

 

тера

 

со

 

скользящим

 

 

ротором. Стартеры (рис. 57),

 

 

применяемые на автобусах Ика­

 

 

рус,

представляют собой

сери­

 

 

есные

электродвигатели

 

мощ­

 

 

ностью

4

л.

 

с.

 

со

скользящим

 

 

ротором. Зацепление шестерен6

с

 

 

венцом

маховика

 

 

достигается

 

 

перемещением

 

якоря

с валом

 

 

в осевом' направлении. Якорь

 

 

удерживается

 

 

в

 

первоначаль­

 

 

ном

положении

 

пружиной.

 

 

 

 

 

Включение

 

стартера

осуще­

Рис. 57, Схема

стартера со скользящим .

ствляется

за два приема при по­

ротором

мощи электромагнитного вклю9.­

 

 

чателя /, связанного с механи­

 

 

ческой

 

блокировкой

рычага

2

 

 

 

При нажатии.,на кнопку1

 

 

 

стартера

замыкается

 

Цепь шун­

 

 

товой

обмотки

 

включателя

 

и

 

 

дополнительной обмотки 7 по­

 

 

люсов.

 

Ток,

 

 

проходящий

по

 

 

шунтовой обмотке включателя /,

 

 

втягивает

якорь

6,

а ток,

прохо­

 

 

дящий через обмотку 7, создает

 

 

слабое магнитное поле, вращаю5­

 

 

щее

якорь

с

 

небольшой

ско­

 

 

ростью.

При

этом

шестерня

 

 

 

стартера

 

входит

в4.

зацепление

 

 

с венцом маховика6

8

 

перемеще­

 

 

 

При

дальнейшем

 

 

 

нии якоря

9

диск10

 

 

приподни­

 

 

мает рычаг

 

и освобождает кон­

 

 

тактный

мостик

 

 

включателя

 

 

11.

При этом включается пол3­

 

 

ный ток возбуждения обмотки

 

 

 

и стартер проворачивает колен­

 

 

чатый

вал.

 

современных

ав­

 

 

 

лСтартеры. с.

 

 

 

тобусов

имеют мощность

1,5 —

 

 

2

 

а.

 

При

работе

стартеры

 

 

потребляют

ток

силой

500 —

 

 

600

 

При

длительных и

час­

 

 

тых включениях Стартера силь­

 

 

но разряжается аккумуляторная

 

 

батарея.

Поэтому длительность

 

 

включения

 

стартера

должна

 

 

быть минимальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

77


§ 19. СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ

На автобусах имеется звуковая и световая сигнализация, которую

условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

К внешней сигнализации относятся звуковой сигнал, световые ука­

затели поворотов, габаритные фонари, стоп-сигнал и сигнал фарами.

К внутренним сигналам относятся звуковой сигнал кондуктора,

а также световые сигналы на щитке приборов.

Звуковой сигнал. На автобусах установлены два спарен­ ных электрических тональных сигнала. Для усиления и обеспечения направленности звука сигналы снабжены рупорами разной длины,

имеющими форму улитки. Сигналы включаются одновременно кноп­

кой, расположенной в центре рулевого колеса, через реле сигналов, которое предохраняет контакты кнопки от подгорания. При нажатии на кнопку сигнала через нее проходит ток малой силы, а когда кон­

такты реле сигналов сомкнутся, через них проходит ток до 15 а.

Звуковой сигнал (рис. 58, а) состоит из корпуса 6, электромагнита

2, якоря 1, на штоке которого установлены мембрана 5 и вибрацион­

ный диск 4, контакты 9, параллельно которым включен конденсатор 8

или сопротивление, и рупора 5. При нажатии на кнопку 7 сигнала сра­ батывает реле сигналов и ток поступает в оба сигнала через обмотку электромагнита 2 и контакты 9. При этом сердечник намагничивается и притягивает якорек. Мембрана прогибается, а гайка штока размыкает контакты. При размыкании контактов сердечник размагничивается

и мембрана возвращает шток в первоначальное положение, а контакты вновь замыкаются. Замыкание и размыкание контактов продолжаются до тех пор, пока водитель не прекратит нажатие на кнопку сигнала.

Реле-сигналов (рис. 58, б) устроено и работает аналогично реле

включения стартера. При нажатии на кнопку 7 сигнала ток малой силы идет через клемму К на катушку сердечника. Когда намагничен­ ный сердечник замкнет контакты, ток от аккумуляторной батереи через клемму Б, ярмо, замкнутые контакты, клемму C пойдет силой до 20 а параллельно на оба сигнала, минуя кнопку сигнала 7. Этим предотвращается обгорание контактов кнопки сигналов. Силу звука сигнала регулируют гайкой 10 и пластиной 11.

Указатели поворотов. Световые указатели поворотов

мигающего типа (рис. 59) состоят из передних и задних сигнальных

ламп 1, 3, 18, 17, электромагнитного прерывателя и переключателя 2. Переключатель устанавливается на рулевой колонке или на щитке приборов. Прерыватель светового сигнала состоит из элёктрсмагнита 12, контактов 8 и 9 и сопротивлений 7 и 6.

Переключатель 2 имеет три фиксированных положения: нейтраль­ ное и два рабочих. При нейтральном положении контакты 8 и 9 ра­ зомкнуты. При замыкании контактов включателя 2, например при по­ вороте автомобиля налево, ток от аккумуляторной батареи идет по цепи: аккумуляторная батарея 16 — сердечник — пластина подвиж­

ного контакта 8 — сопротивление 6 (нихромовая струна) — сопротив­

ление? — обмотка электромагнита 12 — переключатель 2 — сигналь­ ные лампы 1 и 3. При этом накал ламп будет слабый.

78


Далее ток, проходя, наг­ ревает нихромовую струну

сопротивления 6, она удли­ няется, пластина контакта 8 притягивается сердечником

электромагнита 12 и контак-, ты замыкаются. Ток к сиг­ нальным лампам идет, минуя сопротивления 6 и 7 через контакты 8\ лампы начинают гореть полным накалом. За время замкнутого состояния контактов струна остывает,

длина ее уменьшается и кон­

такты

вновь

размыкаются.

При

торможении

автомо­

билей

правая

лампа

будет

гореть

вполнакала, так как

ее цепь будет замкнута датчи­ ком стоп-сигнала.. При пово­ роте автомобиля направо пре­ рыватель аналогично обеспе­ чивает работу передней и зад­

Рис. 59. Схема указателя поворота с элек­ тромагнитным прерывателем

ней ламп автомобиля с пра­ вой стороны.

Работа указателя поворота контролируется сигнальной лампой 15

на щитке приборов, подключенной к клемме 14 указателя.

При замкнутых контактах 8 увеличивается сила тока электромаг­ нита 12, пластина подвижного контакта 9 притягивается к сердечнику, контакты 9 замыкаются, лампочка 15 загорается. При размыкании

контактов 8 под действием упругой пластины 11 контакты 9 размыка­ ются, выключая цепь лампы.

Мигание ламп происходит 60—80 раз в минуту. Регулировка часто­ ты мигания производится винтом 5.

Стоп-сигналом служат лампы заднего фонаря, которые

включаются пневматическим или гидравлическим включателем. Одно­

временно со стоп-сигналом через реле РС505 или РС504 включается контрольная лампа на щитке приборов. При неисправности ламп стопсигнала по катушке реле идет ток меньшей силы, при котором реле не включается, а следовательно, не включается и контрольная лампа на щитке приборов, сигнализирующая водителю о неисправности стоп-

сигнала.

К внутренней сигнализации относится звуковой сигнал с места кондуктора и световые сигналы щитка приборов. Звуковой сигнал кон­ дуктора представляет собой электромагнитный зуммер РС508. Сигнал

расположен под щитком приборов. От места кондуктора он включается выключателями кнопочного типа, которые установлены с правой сто­ роны на внутренней продольной панели крыши кузова автобуса около передней и задней дверей.

79