Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Пр л включении стартера слышен скрежет
шестерни привода. Причины: забоины на зубьях маховика;
неправильно отрегулирован ход шестерни привода и момент замыка ния контактов; стартер установлен с перекосом.
После нажатия на копку включателя или
при повороте ключа зажигания стартер вклю чается, а затем останавливается. Причины: износ щеток; выпадание щеток из щеткодержателей; «разнос» коллектора (выпадание миканитовых и медных пластин).
При включении стартера слышны щелчки
тягового реле, но реле не срабатывает, пли ре
ле срабатывает, но не вращается коленчатый
вал двигателя. Причины: отсутствует надежный контакт в це пи стартера, разряжена аккумуляторная батарея; неисправна удер живающая обмотка тягового реле, изношены или зависают щетки, загрязнился или подгорел коллектор.'
Основныем |
неисправности |
мприборов освещения и сигнализации. |
|
Фары |
не |
отрегулированы пли освещают дорогу менее |
|
чем на |
100 |
дальним, и 30 |
ближним светом. Неотрегулированные |
фары не обеспечивают необходимое освещение проезжей части дороги или могут вызвать ослепление водителей встречных транспортных
средств.
Неисправен переключатель света фар. При
неисправном переключателе света фар водитель не сможет своевремен но, в нужный момент перейти с дальнего света на ближний, при пере ключении центральным переключателем водитель отвлекается от уп равления автобусом.
Освещение номерного знака не обеспечи вает его видимости з а 20 я. Категорически запрещается
выезд из гаража в темное время, если номерной знак не освещается
на расстоянии 20 м.
Не работает стоп-сигнал или указательно-
воротов. Не горит задний и л и п е р е д и и й га
баритный огонь.Неисправно внутреннее ос
вещен и есало на автобуса.
Все вышеперечисленные неисправности могут вызвать аварии и не счастные случаи при эксплуатации автобусов.
Основными причинами неисправностей приборов освещения и сиг нализации являются перегорание нити накаливания лампочки прибора,
отсутствие надежного контакта в цепи, обрыв или короткое замы
кание.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании стартера, системы освещения и сигнализации
Регулировка момента включения стартера
СТ130 и СТ103 (автомобиля МАЗ-500). Стартер должен быть отрегули рован так, чтобы момент сцепления шестерен совпадал с замыканием
контактов реле. Для регулировки снимают стартер с автобуса, провод,
88 '
Рис. 68. Схема включения стартера для регулировки
соединяющий стартер с реле, отсоединяют от реле. К выводным бол
там реле присоединяют лампудля контроля замыкания контактов
(рис. 68).
Для регулировки берут две прокладки: одну толщиной 16 мм, дру
гую 11,7 мм. При установке прокладки 2 толщиной 16 мм между шес терней 1 привода' и упорной втулкой 3 контакты 9 и 10 реле не должны замыкаться, т. е. лампочка 11 не должна гореть при включении реле.
Если установлена прокладка 2 толщиной 11,7 мм, контакты долж
ны замкнуться и лампочка должна загореться. Если контакты замы каются поздно (лампа не загорается при установке прокладки толщи ной 11,7 мм), необходимо нёмного вывернуть винт 7 из якоря 8 реле,
отсоединив серьгу 6-от рычага 5 при помощи соединительного пальца 4. При раннем замыкании контактов (лампа горит при установке проклад ки толщиной 16 мм) следует глубже завернуть регулировочный винт 7.
Стартер автобуса Икарус при эксплуатаций технического обслужи вания не требует. Только при ремонте двигателя или стартера следует
заполнить подшипники стартера свежей смазкой. Два раза в год очис тить и смазать шестерню стартера и зубчатый венец маховика.
Регулировка направлен и я-света фар авто*-
б у с о в |
(рис. |
69). Для регули |
|
||||||
ровки необходимо: установить1 |
|
||||||||
негруженый автобус на гори |
|
||||||||
зонтальной |
площадкем; |
перпен |
|
||||||
дикулярно стене или экрану на2 |
\ |
||||||||
расстоянии |
10 |
|
ммпровести |
на |
|
||||
экране горизонтальную линию |
|
||||||||
на расстоянии |
100 |
|
ниже ли |
|
|||||
нии высоты центра фар от уровня |
|
||||||||
пола; провести |
на4экране вертіь |
|
|||||||
кальную |
линию |
в |
плоскости3 |
|
|||||
осевой |
линии |
автобуса, |
а |
по |
Рис. 69. Схема разметки экрана для ре |
||||
обеим |
сторонам •— две линии |
гулировки направления света фар |
|||||||
напротив |
центров |
фар; |
вклю- |
|
89
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чить дальний свет фар |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
при |
закрытой пра |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вой фаре отрегулиро |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вать дальний свет ле |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вой фары так, |
чтобы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
центр светового пятна |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
совпадал |
с |
|
пересече |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нием |
горизонтальной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
линии |
и |
правой вер |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тикальной линии; от |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
регулировав |
|
правую |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фару, перейти к регу |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лировке |
левой. |
|
|
|||||
Рис. |
70. Регулировка |
звукового |
сигнала: |
|
|
Для |
регулировки |
||||||||||||
Г —нижняя |
|
|
|
— верхняя гайка; |
|
|
пружина |
яко |
служат винты |
10 |
(см. |
||||||||
|
4 — |
|
|
|
|||||||||||||||
r(iilκa; |
2 |
3 — |
рис. 61), |
находящие |
|||||||||||||||
|
|
ря; |
|
|
гайка; |
5 — контргайка |
|
ся |
под |
|
наружным |
||||||||
Регулировка |
звукового |
|
ободком фары, |
|
|
|
|||||||||||||
сиг нала. |
В |
|
сигналах |
||||||||||||||||
регулируют тон и силу звука (рис. 70). |
|
|
|
|
2, |
|
|
|
|
3. |
|||||||||
Тон1 |
звука регулируют изменением упругости стальной пружины |
|
|||||||||||||||||
При низком или слишком высоком тоне ослабляют гайку |
|
а нижнюю2 |
|||||||||||||||||
гайку |
вращают по часовой стрелке для повышения тона и против ча |
||||||||||||||||||
совой ‘— для |
понижения. После |
|
регулировки |
законтривают |
гайку |
|
и проверяют звучание сигнала. Силу звука сигнала регулируют изме
нением силы сжатия контактов прерывателя. При регулировке, при держивая одним ключом гайку 4, другим отпускаютконтргайку 5. После этого включают сигнал и вращают регулировочную гайку 4 до
получения необходимой силы звука, после чего затягивают контр гайку 5.
Проверка исправности контрольных прибо
ров. Большинство контрольных приборов не требует особого обслу живания. При эксплуатации необходимо следить за надежностью кон тактов указателей и датчиков, за исправностью предохранителей и пе риодически подтягивать соединения.
Ремонт приборов и датчиков в условиях автотранспортных пред приятий невозможен.
Правильность показаний контрольно-измерительных приборов проверяют на приборе ГАРО модели 531. Неисправные приборы заме няют новыми.
Глава IV, ТРАНСМИССИЯ
Трансмиссия автомобиля служит для изменения и передачи крутя
щего момента от двигателя на ведущие колеса.
К ней относятся: сцепление, коробка передач, или гидромехани
ческая передача, карданная и главная передачи.
90
§ 24. СЦЕПЛЕНИЕ
На автобусах ЛАЗ установлено однодисковое сухое сцепление авто мобиля ЗИЛ-130 с дистанционным гидравлическим приводом (рис. 71).
Кожух сцепления 2 закреплен на маховике 1 коленчатого вала двигателя восемью центрирующими болтами. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами 7, установленными меж ду кожухом сцепления и нажимным чугунным диском 5. Под пружи
ны со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные кольца.
Крутящий момент от κoM<yxa сцепления передается на нажимный ведущий диск 5 четырьмя парами пластинных пружин 3. Пла
стины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления
в окружном и радиальном направлениях, обеспечивая в то же время
з2 і
Рис. 71. Сцепление автобуса ЛАЗ-695М
91
возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха сцеп
ления в осевом направлении за счет гибкости, что необходимо для бо лее плавного включения и выключения сцепления. Пластины одной сто роной крепятся к кожуху, а другой специальными втулками 4 и~ бол тами — к нажимному диску 5.
Выключающее устройство состоит из четырех рычагов
17, |
которые пальцами |
13 |
соединяются с ведущим диском, |
а вилкой |
14 |
|||
с кожухом сцепления. |
Между пальцами |
13 |
и рычагами |
17 |
поставлены |
|||
|
|
игольчатые ролики. Точками опоры рычагов на кожухе служат регу лировочные сферические гайки 15, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху упругими пластинами 16, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами. Вследствие упру
гости пластин и сферической поверхности гаек вилки могут совершать
небольшие качательные движения при включении и выключении сцеп
ления.
После регулировки выжимных рычагов в одной плоскости гайки 15 закернпвают, и в процессе эксплуатации рычаги не регулируют.
Все перечисленные части сцепления, вращаясь вместе с маховиком,
являются ведущими. Между нажимным диском и маховиком установлен
стальной ведомый диск 6 с фрикционными накладками, кото рый усилием нажимных пружин зажат между маховиком и нажимным диском с силой 1320 кГ. Ведомый диск через шлицы ступицы 10 пере дает крутящий момент на ведущий вал 19 коробки передач.
В момент включения сцепления возникают крутильные колебания
валов силовой передачи, увеличивающие нагрузку на шлицы ступицы
ведомого диска, на зубья шестерен коробки передач, на подшипники карданов.
Для гашения крутильныхколебаний служит д е м п ф е р н ы й гаситель. Упругой муфтой гасителя служат восемь равномерно
расположенных по окружности пружин 11. Каждая пружина вместе
с двумя опорными пластинами 12 помещается в отверстиях ведомого диска 6 и дисках 8 гасителя. Ступица 10 ведомого диска вместе с при клепанными дисками гасителя 8 и маслоотражателями может повора чиваться относительно ведомого диска.
При включении сцепления усилие от диска 6 на ступицу 10 пере дается через пружины 11. Пружины сжимаются и диск несколько сме щается относительно ступицы, что обеспечивает плавное включение сцепления. Кроме того, крутильные колебания гасятся трением стали о сталь между дисками 8 гасителя и пластинами 9 ведомого диска сцеп
ления. Привод выключения сцепления гидравлический.
В качестве главного цилиндра использован гидравлический ци линдр привода тормозов автомобиля ГАЗ-51.
Привод выключения сцепления состоит из педа
ли 1 (рис. 72), которая установлена на оси 6 с подшипником 7 и через
рычаг соединяется с толкателем 15 главного цилиндра 5, который через
трубку 14 соединяется с рабочим цилиндром 13. Рабочий цилиндр через шток 8 соединен с рычагом 9, а рычаг, в свою очередь, соединен с вилкой 20 (см. рис. 71). Вилка своими выступами охватывает муфту 18 выклю чения сцепления.
92