Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 18. Расположение приборов и приводных ремней системы охлаж­ дений двигателя ЗИЛ-375 автобуса ЛиАЗ

Рис. 19. Схема цирку­ ляции жидкости в систе­ ме охлаждения двига­ теля ЗИЛ-375

приборов, входящих в систему охлаждения двигателя ЗИЛ-375, пока­

зано на рис. 18. В передней части автобуса, с правой стороны, в кожухе установлен радиатор 4 с трубопроводом 3 заливной горловины. Перед ним установлен вентилятор 2, который приводится в движение двумя ремнямй через промежуточную опору 8. В систему охлаждения вклю­ чен водомасляный теплообменник /, который нагревает масло, отбирая тепло охлаждающей жидкости, когда оно холодное, и охлаждает масло, когда его температура выше температуры охлаждающей жидкости си­ стемы охлаждения. Жидкость из радиатора 4 через теплообменник 1

26

по трубопроводу 6 поступает к водяному насосу и по другому трубо­ проводу 5 возвращается в радиатор для охлаждения.

Для слива воды из системы охлаждения надрубопроводе б установ­ лен сливной шариковый краник 7.

Водяной насос 3 (рис. 19) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух ша­ риковых подшипниках, имеющих уплотнения. Место выхода заднего конца вала из корпуса насоса уплотнено самоподжимным сальником.

На переднем конце вала установлена ступица шкива водяного насоса.

Радиатор 2 — трубчато-пластинчатый, имеет четыре ряда тру­ бок. Радиатор закрывается пробкой 1, в которой имеются два клапана

— паровой и воздушный. Паровой клапан открывается при избыточном

давлении 0,28—0,38 .кПсм* Этотклапан не допускает убыли воды в си­ стеме охлаждения при повышении температуры охлаждающей жидкости до 108° С. Воздушный клапан открывается при разряжении, равном

0,01—0,13 кПсм2, предотвращая сплющивание трубок радиатора. На­

личие этих клапанов делает систему охлаждения закрытой. Для боль­ шей теплоотдачи радиатора к его рамке прикреплен кожух вентилятора,

внутрикоторого вращается вентилятор 2 (см. рис. 18). Интенсивность обдува регулируется при помощи шторки, наматываемой на барабан,

управление которой осуществляется из кабины водителя при помощи тросового привода. При вытягивании троса шторка закрывается.

Для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его

от переохлаждения служит термостат 4 (см. рис. 19) с твердым наполни­

телем, который начинает перепускать жидкость при нагреве ее до тем­ пературы 70° С. Клапан полностью открывается при температуре 83° С.

Во впускном трубопроводе установлен электротепловой датчик тем­ пературы, который работает совместно с указателем-термометром, рас­

положенным на щитке приборов. Для слива воды в системе охлажде­

ния установлены три краника 5.

Особенностью системы охлаждения двигателей автобусов ЛАЗ всех

•моделей является расположение радиатора в задней части автобуса

в отдельном отсеке с левой стороны. Натяжение первого ремня вентиля­ тора производится перемещением натяжного ролика, а второго ремня — сближением дисков шкивов. Привод вентилятора осуществляется двумя

ремнями через промежуточную опору и карданный вал.

Особенности системы охлаждения автобусов Икарус-556. В систему

охлаждения автобуса Икарус-556 входят те же приборы, что и в систе­ мы охлаждения отечественных автобусов.

Отличительной особенностью системы охлаждения двигателя MAH

является наличие системы автоматического регулирования температу­ ры охлаждающей жидкости.'

В систему автоматического регулирования температуры охлажда­

ющей жидкости (рис. 20) входят пневматический цилиндр 17 управле­ ния краном и пневматический цилиндр 14 управления жалюзи.

Работа системы регулирования температуры охлаждающей жид­ кости двигателя происходит следующим образом. До тех пор, пока температура воды двигателя 1 не достигнет 80° С, вентилятор не рабо­ тает, а жалюзи 15 радиатора закрыты под действием пневматического

27


Рис. 20.

Схема

системы охлаждения

 

и

отопления кузова

 

автобуса Икарус-556í

/ —

двигатель:

 

2 —

 

гидравлический насос;

 

3

— водяной

 

насос;

 

4 —

сливные

краны

(четыре?

крана);

5 —

 

краны

 

закрытия

ответвлений

отопления;

 

ó'— термостат;

/ — автоматический

pe-'t

гу.чятор

температуры;

S — гидравлический

двигатель

 

привода,

вентилятора;

9 — обогреватель

ветрового

стекла;

IO —

трубопровод для отсасывания

 

воздуха; // — распределительный

ба-,

чок;

12 —

масляный

бачок;

13

— отопительный трубопровод;

14 —

пневматический

цилиндр?’

/5 — жалюзи

 

радиатора;

16—

радиатор

двигателя;

17

— пневматический цилиндр

управле­

 

20

 

 

ния

краном;

 

18

— оттяжная

пружина;

19 —

короткозапорный кран гидравлической

системы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отопительное

устройство

 

салона

 

 

 

 

 

2цилиндра

 

14.

При этом гидравлический

 

насос

2

перегоняет масло из

 

12.

 

 

бачка

12

через

 

короткозапорный кран

19

по замкнутому кругу в насос

 

бачок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автоматический

регулятор

7

 

При температуре 85o C срабатывает

 

 

температуры и пневматический цилиндр

 

8

 

При этом масло от насоса

поступает к гидравлическому14

 

 

 

 

 

 

17.

привода

вентилятора, ко­

двигателю15

 

торый приводит в действие вентилятор; одновременно через пневмати­

ческий цилиндр

 

 

открывается жалюзи

 

 

 

радиатора.

 

 

 

та

ВκΠCMхолодноеi,

время года на автобусе Икарус нельзя трогаться с мес14­

до

создания

давления воздуха в пневматической системе не менее

4,8

 

 

 

 

 

так

как в

противном случае пневматический цилиндр

 

не сработает на закрытие створок жалюзи, что может привести к раз­ мораживанию радиатора 16. Охлаждающую жидкость в систему за­ правляют через расширительный бачок 11.

Для слива воды из системы охлаждения предусмотрены четыре слив­ ных крана 4.

Водоспускной кран радиатора расположен на лобовой стороне пе­ редней подножки, доступ к нему — через отверстие, закрываемое крышкой. Кран трубопровода обогрева ветровых стекол находится сни­ зу передней части автобуса, кран радиатора отопления салона — под передней правой ступицей колеса, и кран слива воды из двигателя— рядом с заливной горловиной масла со стороны головок цилиндров с левой стороны автобуса.

28


§ 9.

ПРИВОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

 

 

 

 

 

 

АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

Для

приведения

в действие

 

 

 

 

 

вспомогательных агрегатов (во­

 

 

 

 

дяного насоса, генератора, комп­

 

 

 

 

рессора, насоса гидроусилите­

 

 

 

 

ля, вентилятора и других) дви2,­

 

 

 

 

 

гатели ЗИЛ-375 оборудованы

 

 

 

 

 

системой

ременных

передач

 

 

 

 

 

 

3, 5, 9,

11

(рис. 21)

 

На переднем

 

 

 

 

 

конце коленчатого вала установ­

Рис.

21. Привод вспомогательных

лен

трехручейный

шкив

1,

от

агрегатов двигателя ЗИЛ-375 автобуса

которого

приводятся

вспомога­

 

 

ЛиАЗ-677

тельные

агрегаты

 

двигателя.

 

 

 

 

 

От первого ручья6

получает при­

 

 

 

1

 

вод4

через

промежуточную опо­

 

 

10

 

коленчатого вала

ру

н шкив вентилятор. От второго ручья шкива

 

вращение

передается на первый

ручей

шкива

12

водяного насоса, и

этим же ремнем_

11

 

приводится в

движение шкив

генератора.

 

 

 

От третьего ручья шкива коленчатого вала вращение передается на второй ручей шкива 10 водяного насоса и одновременно на шкив 7 насо­ са гидроусилителя рулевого управления. От третьего ручья шкива 10 водяного насоса осуществляется привод шкива 8 компрессора ремнем 9.

На коленчатом валу двигателя ЗИЛ-130 автобуса ЛАЗ-695М уста­ новлен четырехручейный шкив 1 (рис. 22). От него через клиновидные

ремни приводятся в действие вспомогательные агрегаты двигателя.



fO

9

8

/-•стартер; 2 — трубопровод вентиляции картера; 3 — генератор; √ — натяжной ролик ремня

генератора;

5

— шкив водяного

насоса;

6 —

шкив коленчатого

вала двигателя; 7 —натяж­

нойролик

насоса гидроусилителя рулевого

управления;

8—

уравнительный всасывающий

 

 

трубопровод;

P — масляный радиатор;

10

компрессор

 

 

 

Через шкив 3 натяжного устройства и опору 2 привода вентилятора приводится шкив 4 вентилятора. Через шкивы 6 и 3 приводится водя­ ной насос. От шкива 6 вращение передается на шкив 5 компрессора.

Через шкив 7 приводится генератор.

Расположение ремней привода вспомогательных агрегатов двигате­

ля MAH показано на рис. 23.

На коленчатом валу закреплены три шкива 6 разного диаметра, име­

ющие семь ручьев. При помощи двойной ременной передачи через на­ тяжной ролик 4 и шкив приводится генератор 3, через другую двойную передачу — компрессор 10; через шкив 6 и натяжной ролик 7 приво­ дится насос гидроусилителя рулевого управления, а через третий ре­ мень от шкива 6 через шкив 5 — водяной насос.

§ 10. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ-375 И ЗИЛ-130

Нормальное горение рабочей смеси и детонация. В систему питания и выпуска газов двигателя входят: топливный бак, фильтр-отстойник, фильтр тонкой очистки топлива, топливный насос, карбюратор, огра­ ничитель числа оборотов, впускные и выпускные трубопроводы, глу­ шитель, воздушный фильтр.

30