Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Рис. 18. Расположение приборов и приводных ремней системы охлаж дений двигателя ЗИЛ-375 автобуса ЛиАЗ
Рис. 19. Схема цирку ляции жидкости в систе ме охлаждения двига теля ЗИЛ-375
приборов, входящих в систему охлаждения двигателя ЗИЛ-375, пока
зано на рис. 18. В передней части автобуса, с правой стороны, в кожухе установлен радиатор 4 с трубопроводом 3 заливной горловины. Перед ним установлен вентилятор 2, который приводится в движение двумя ремнямй через промежуточную опору 8. В систему охлаждения вклю чен водомасляный теплообменник /, который нагревает масло, отбирая тепло охлаждающей жидкости, когда оно холодное, и охлаждает масло, когда его температура выше температуры охлаждающей жидкости си стемы охлаждения. Жидкость из радиатора 4 через теплообменник 1
26
по трубопроводу 6 поступает к водяному насосу и по другому трубо проводу 5 возвращается в радиатор для охлаждения.
Для слива воды из системы охлаждения надрубопроводе б установ лен сливной шариковый краник 7.
Водяной насос 3 (рис. 19) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух ша риковых подшипниках, имеющих уплотнения. Место выхода заднего конца вала из корпуса насоса уплотнено самоподжимным сальником.
На переднем конце вала установлена ступица шкива водяного насоса.
Радиатор 2 — трубчато-пластинчатый, имеет четыре ряда тру бок. Радиатор закрывается пробкой 1, в которой имеются два клапана
— паровой и воздушный. Паровой клапан открывается при избыточном
давлении 0,28—0,38 .кПсм* Этотклапан не допускает убыли воды в си стеме охлаждения при повышении температуры охлаждающей жидкости до 108° С. Воздушный клапан открывается при разряжении, равном
0,01—0,13 кПсм2, предотвращая сплющивание трубок радиатора. На
личие этих клапанов делает систему охлаждения закрытой. Для боль шей теплоотдачи радиатора к его рамке прикреплен кожух вентилятора,
внутрикоторого вращается вентилятор 2 (см. рис. 18). Интенсивность обдува регулируется при помощи шторки, наматываемой на барабан,
управление которой осуществляется из кабины водителя при помощи тросового привода. При вытягивании троса шторка закрывается.
Для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его
от переохлаждения служит термостат 4 (см. рис. 19) с твердым наполни
телем, который начинает перепускать жидкость при нагреве ее до тем пературы 70° С. Клапан полностью открывается при температуре 83° С.
Во впускном трубопроводе установлен электротепловой датчик тем пературы, который работает совместно с указателем-термометром, рас
положенным на щитке приборов. Для слива воды в системе охлажде
ния установлены три краника 5.
Особенностью системы охлаждения двигателей автобусов ЛАЗ всех
•моделей является расположение радиатора в задней части автобуса
в отдельном отсеке с левой стороны. Натяжение первого ремня вентиля тора производится перемещением натяжного ролика, а второго ремня — сближением дисков шкивов. Привод вентилятора осуществляется двумя
ремнями через промежуточную опору и карданный вал.
Особенности системы охлаждения автобусов Икарус-556. В систему
охлаждения автобуса Икарус-556 входят те же приборы, что и в систе мы охлаждения отечественных автобусов.
Отличительной особенностью системы охлаждения двигателя MAH
является наличие системы автоматического регулирования температу ры охлаждающей жидкости.'
В систему автоматического регулирования температуры охлажда
ющей жидкости (рис. 20) входят пневматический цилиндр 17 управле ния краном и пневматический цилиндр 14 управления жалюзи.
Работа системы регулирования температуры охлаждающей жид кости двигателя происходит следующим образом. До тех пор, пока температура воды двигателя 1 не достигнет 80° С, вентилятор не рабо тает, а жалюзи 15 радиатора закрыты под действием пневматического
27
Рис. 20. |
Схема |
системы охлаждения |
|
и |
отопления кузова |
|
автобуса Икарус-556í |
|||||||||||||||||||||||||
/ — |
двигатель: |
|
2 — |
|
гидравлический насос; |
|
3 |
— водяной |
|
насос; |
|
4 — |
сливные |
краны |
(четыре? |
|||||||||||||||||
крана); |
5 — |
|
краны |
|
закрытия |
ответвлений |
отопления; |
|
ó'— термостат; |
/ — автоматический |
pe-'t |
|||||||||||||||||||||
гу.чятор |
температуры; |
S — гидравлический |
двигатель |
|
привода, |
вентилятора; |
9 — обогреватель |
|||||||||||||||||||||||||
ветрового |
стекла; |
IO — |
трубопровод для отсасывания |
|
воздуха; // — распределительный |
ба-, |
||||||||||||||||||||||||||
чок; |
12 — |
масляный |
бачок; |
13 |
— отопительный трубопровод; |
14 — |
пневматический |
цилиндр?’ |
||||||||||||||||||||||||
/5 — жалюзи |
|
радиатора; |
16— |
радиатор |
двигателя; |
17 |
— пневматический цилиндр |
управле |
||||||||||||||||||||||||
|
20 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
ния |
краном; |
|
18 |
— оттяжная |
пружина; |
19 — |
короткозапорный кран гидравлической |
системы; |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
отопительное |
устройство |
|
салона |
|
|
|
|
|
||||||||||
2цилиндра— |
|
14. |
При этом гидравлический |
|
насос |
2 |
перегоняет масло из |
|||||||||||||||||||||||||
|
12. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
бачка |
12 |
через |
|
короткозапорный кран |
19 |
по замкнутому кругу в насос |
||||||||||||||||||||||||||
|
бачок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автоматический |
регулятор |
7 |
||||||||||||
|
При температуре 85o C срабатывает |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
температуры и пневматический цилиндр |
|
8 |
|
При этом масло от насоса |
||||||||||||||||||||||||||||
поступает к гидравлическому14 |
|
|
|
|
|
|
17. |
привода |
вентилятора, ко |
|||||||||||||||||||||||
двигателю15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
торый приводит в действие вентилятор; одновременно через пневмати |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ческий цилиндр |
|
|
открывается жалюзи |
|
|
|
радиатора. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
та |
ВκΠCMхолодноеi, |
время года на автобусе Икарус нельзя трогаться с мес14 |
||||||||||||||||||||||||||||||
до |
создания |
давления воздуха в пневматической системе не менее |
||||||||||||||||||||||||||||||
4,8 |
|
|
|
|
|
так |
как в |
противном случае пневматический цилиндр |
|
не сработает на закрытие створок жалюзи, что может привести к раз мораживанию радиатора 16. Охлаждающую жидкость в систему за правляют через расширительный бачок 11.
Для слива воды из системы охлаждения предусмотрены четыре слив ных крана 4.
Водоспускной кран радиатора расположен на лобовой стороне пе редней подножки, доступ к нему — через отверстие, закрываемое крышкой. Кран трубопровода обогрева ветровых стекол находится сни зу передней части автобуса, кран радиатора отопления салона — под передней правой ступицей колеса, и кран слива воды из двигателя— рядом с заливной горловиной масла со стороны головок цилиндров с левой стороны автобуса.
28
§ 9. |
ПРИВОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ |
|
|
|
|
|
||||||||
|
АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Для |
приведения |
в действие |
|
|
|
|
|
|||||||
вспомогательных агрегатов (во |
|
|
|
|
||||||||||
дяного насоса, генератора, комп |
|
|
|
|
||||||||||
рессора, насоса гидроусилите |
|
|
|
|
||||||||||
ля, вентилятора и других) дви2, |
|
|
|
|
|
|||||||||
гатели ЗИЛ-375 оборудованы |
|
|
|
|
|
|||||||||
системой |
ременных |
передач |
|
|
|
|
|
|
||||||
3, 5, 9, |
11 |
(рис. 21) |
|
На переднем |
|
|
|
|
|
|||||
конце коленчатого вала установ |
Рис. |
21. Привод вспомогательных |
||||||||||||
лен |
трехручейный |
шкив |
1, |
от |
агрегатов двигателя ЗИЛ-375 автобуса |
|||||||||
которого |
приводятся |
вспомога |
|
|
ЛиАЗ-677 |
|||||||||
тельные |
агрегаты |
|
двигателя. |
|
|
|
|
|
||||||
От первого ручья6 |
получает при |
|
|
|
1 |
|
||||||||
вод4 |
через |
промежуточную опо |
|
|
10 |
|
коленчатого вала |
|||||||
ру |
н шкив вентилятор. От второго ручья шкива |
|
||||||||||||
вращение |
передается на первый |
ручей |
шкива |
12 |
водяного насоса, и |
|||||||||
этим же ремнем_ |
11 |
|
приводится в |
движение шкив |
генератора. |
|||||||||
|
|
|
От третьего ручья шкива коленчатого вала вращение передается на второй ручей шкива 10 водяного насоса и одновременно на шкив 7 насо са гидроусилителя рулевого управления. От третьего ручья шкива 10 водяного насоса осуществляется привод шкива 8 компрессора ремнем 9.
На коленчатом валу двигателя ЗИЛ-130 автобуса ЛАЗ-695М уста новлен четырехручейный шкив 1 (рис. 22). От него через клиновидные
ремни приводятся в действие вспомогательные агрегаты двигателя.
fO |
9 |
8 |
/-•стартер; 2 — трубопровод вентиляции картера; 3 — генератор; √ — натяжной ролик ремня
генератора; |
5 |
— шкив водяного |
насоса; |
6 — |
шкив коленчатого |
вала двигателя; 7 —натяж |
||
нойролик |
насоса гидроусилителя рулевого |
управления; |
8— |
уравнительный всасывающий |
||||
|
|
трубопровод; |
P — масляный радиатор; |
10 |
— |
компрессор |
||
|
|
|
Через шкив 3 натяжного устройства и опору 2 привода вентилятора приводится шкив 4 вентилятора. Через шкивы 6 и 3 приводится водя ной насос. От шкива 6 вращение передается на шкив 5 компрессора.
Через шкив 7 приводится генератор.
Расположение ремней привода вспомогательных агрегатов двигате
ля MAH показано на рис. 23.
На коленчатом валу закреплены три шкива 6 разного диаметра, име
ющие семь ручьев. При помощи двойной ременной передачи через на тяжной ролик 4 и шкив приводится генератор 3, через другую двойную передачу — компрессор 10; через шкив 6 и натяжной ролик 7 приво дится насос гидроусилителя рулевого управления, а через третий ре мень от шкива 6 через шкив 5 — водяной насос.
§ 10. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ-375 И ЗИЛ-130
Нормальное горение рабочей смеси и детонация. В систему питания и выпуска газов двигателя входят: топливный бак, фильтр-отстойник, фильтр тонкой очистки топлива, топливный насос, карбюратор, огра ничитель числа оборотов, впускные и выпускные трубопроводы, глу шитель, воздушный фильтр.
30