Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 82. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Себестоимость автомобильных перевозок. Под себестоимостью пе­

ревозок понимают величину расходов автотранспортного предприятия, отнесенных на единицу выполненной им транспортной работы.

Расходы автотранспортного предприятия включают:

заработную плату водителей и кондукторов;

стоимость израсходованных топлива и смазочных материалов; затраты на ремонт и замену шин; затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомоби­

лей и прицепов, складывающиеся-из заработной платы рабочих, за­

нятых техническим обслуживанием и ремонтом, стоимости израсходо­ ванных запасных частей, материалов и электроэнергии;

амортизационные отчисления, соответствующие доле стоимости новых автомобилей и прицепов, потерянной в результате их износа

при эксплуатации за данный период. Из амортизационных отчислений составляют фонд средств, расходуемых на капитальный ремонт и при­

обретение нового подвижного состава взамен списанного после полного износа; і накладные расходы, включающие заработную плату администра­

тивно-технического персонала автотранспортного предприятия и за­ траты на содержание зданий и оборудования, охрану, освещение, отопление, водоснабжение и т. п.

Выполняемую автотранспортным предприятием работу измеряют:

в грузовых автотранспортных предприятиях — в тонно-километрах; в автобусных — в пассажпро-километрах; в таксомоторных — в плат­ ных километрах.

Чтобы определить величину себестоимости, сумму всех расходов автотранспортного предприятия за определенный период (месяц,

квартал, год) делят на объем выполненной им за этот период транс­

портной

работы.

грузовое

автотранспортное предприятие, израсходовав

в

Пример.

Если

руб.,

 

течение

года

500 000

выполнило за

это

время

транспортную работу

в

10 000 000 ткм, то себестоимость перевозок составит:

 

 

 

500000

n

 

,,.

там,

 

κ

κoιι,ι

мкя.

 

 

------------ = 0,05

руб

или

5

 

 

 

/1

 

 

 

 

 

10 000 000

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход и прибыль автотранспортного предприятия. Доход ав­

тотранспортного предприятия заключается в средствах, получаемых им от заказчиков за перевозки и другие транспортные услуги (экспе­ дирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы).

Оплата выполняемой автотранспортным предприятием транспорт­

ной работы производится в соответствии с утвержденными Едиными тарифами на перевозку пассажиров автомобильным транспортом и дру­

гими документами, определяющими размер оплаты за транспортные

услуги.

Прибыль представляет собой превышение доходов автотранс­ портного предприятия над его расходами,

278


При м е р.

Если автотранспортное предприятие израсходовало за год

500 тыс. руб., а

его доход за этот период был равен 600 тыс. руб., то прибыль со­

ставит 100 тыс.

руб.

r Прибыль образуется за счет того, что себестоимость единицы вы­ полняемой транспортной работы ниже тарифа. Следовательно, для по­ вышения размера прибыли важно снизить себестоимость перевозок путем уменьшения расходовавтотранспортного предприятия.

Расходы автотранспортного предприятия (в процентах) по статьям себестоимости перевозок по отношению к общей сумме расходов рас­

пределяются примерно следующим. . ,образом:

32—44

Заработная плата

водителей

.........................................................................

Топливо

и

смазочные материалы .

12

Замена

и

ремонт

шин...................

текущий

.....................................

3-8

Техническое облужнвание и

ремонт автомобилей 10—18

Амортизационные

отчисления

, . .

....................................... 10—14

Накладные

расходы........................

 

........................................11—15

Приведенное распределение показывает, что себестоимость пере­ возок может быть снижена за счет экономии топлива и смазочных ма­ териалов, увеличения пробега шин, длительного поддержания авто­ мобиля в исправном состоянии, что позволит уменьшить расходы на

его ремонт,

§ 83. ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

«

Оплата труда водителей слагается из тарифных ставок и надбавок.

Тарифные ставки устанавливают в соответствии с грузоподъем­

ностью автомобиля или пассажировместимостью автобуса. Надбавки к тарифам дают за сложность условий работы, при повы­

шении квалификации и т. д.

Тарифные ставки и надбавки. Тарифные ставки

водителей автобусов и автомобилей-такси

приведены в табл. 8.

 

 

Таблица 8

Номинальная вместимость автобусов

Тарифная ставка, руб.—коп

одиночные

автобусы о

 

автобусы

прицепом

До 40 мест включительно

80—00

92—50

От 41 до 60 мест включительно

Э0—00

105—00

Свыше 60 мест

100—00

117—50 ■

От 101 до 180 мест : ключительно

125—00

Свыше 180 месі

140—00

Двухэтажные автобусы

117—00

Примечания. I. Для водителей междугородных автобусов типа Икарус тарифные ставки установлены на уровне ставок водителей автобусов вместимостью свыше 60 мест.

2. Тарифные ставки водителям автобусов вместимостью от 101 до 180 и свыше 180 мест установлены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 3 июля

1968 г.

279


В последние годы внесены некоторые изменения, связанные с по­ явлением автобусов большой и особо большой вместимости, а также

повышением минимума заработной платы до 70 руб.

Для водителей, работающих в Москве и Ленинграде, тарифные став­

ки повышаются на 10%. Водителям автобусов и легковых автомобилей-

такси ежемесячно выплачивают надбавку за классность в следующих размерах: водителям первого класса, работающим на автобусах, — 15% тарифной ставки водителя второго класса; водителям второго класса, работающим на легковых автомобилях, — 10% и водителям первого класса — 25% тарифной ставки водителя третьего класса.

При неполном месяце работы сумму надбавки определяют пропор­ ционально отработанному времени, оплаченному по тарифным став­ кам водителей.

Водителям-бригадирам, не освобожденным от основной работы, осуществляют доплату за руководство бригадой в следующих размерах:

при составе бригады от 5 до 10 чел. — 10%, свыше 10 чел. — 15% тарифной ставки. Указанную доплату водителям-бригадирам произ­ водят при условии выполнения всей бригадой норм выработки (за­ даний) в среднем за месяц.

Система оплаты труда водителе й. Положением об условиях оплаты труда для водителей, работающих на автобусах, легковых автомобилях-такси и легковых автомобилях, установлена повременная или повременно-премиальная система оплаты труда.

Во многих автотранспортных, предприятиях водители легковых автомобилей-такси перебедены на сдельную оплату труда.

Водитель при централизованных перевозках грузов наряду со своей основной работой выполняет работу агента (экспедитора) по приему и сдаче ценных грузов и почты, а также грузов, требующих

при перевозке особого внимания; за это он получает дополнительную оплату в зависимости от характера груза в размерах от 10 до 20% к фактической заработной плате по сдельным расценкам (для сдельщи­ ков) и к ставкам заработной платы за проработанное время (для по­

временщиков.) Правильное оформление и своевременная сдача товарно­

транспортных документов, а также сохранность груза — обязательное условие такой дополнительной оплаты.

Труд водителей, участвующих в ТО-2, оплачивается по тарифным ставкам водителей (при условии выполнения установленных объемов работ). Другие виды работ по техническому обслуживанию и текущему

ремонту автомобилей должны выполняться в межсменное время без участия водителей. -

При временном переводе водителей на ремонт автомобилей им при­ сваивают квалификационный разряд слесаря-авторемонтника и их

труд оплачивают как труд ремонтных рабочих. Надбавка за классность в этом случае_не начисляется.

Система премирования водителей на ав­

тобусном транспорте. Основное внимание при разработ­

ке вопросов премирования водителей уделяют следующим вопросам:

обеспечению регулярности движения и высокой культуре обслужива­

ния пассажиров; увеличению денежной выручки и обеспечению ее

280



сохранности; бережному отношению к автобусу и обеспечению его хорошего технического состояния при минимальных затратах на ре­ монт и техническое обслуживание.

Как правило, установлен более повышенный размер премий за соблюдение регулярности движения автобусов на городских маршру­ тах. Размеры премирования за соблюдение регулярности движения и выполнение установленного плана денежной выручки (дохода) уста­ навливают руководители автотранспортных предприятий по согласо­

ванию с местной профсоюзной организацией.

На автомобильном транспорте применяют и другие премиальные

системы: за увеличение пробега автомобильных шин: за экономию топ­ лива; за экономию средств на текущем ремонте и техническом обслужи­ вании автомобилей против нормативов, предусмотренных планом,

Водителям начисляют премии за увеличение пробега новых серий­

ных автомобильных шин в размере 30% по шинам легковых автомоби­ лей и 40 % — по шинам остальных автомобилей от суммы экономии эксплуатационных расходов, а за увеличение пробега автомобильных шин, восстановленных методом наложения протектора, — в разме­

ре 25% от суммы экономии эксплуатационных расходов.

За экономию топлива против установленных норм водителям на­ числяют премию в размере до 25% стоимости сэкономленного топлива. В то же время за перерасход топлива сверх установленных норм по

вине водителей с них удерживают 60% стоимости

перерасходованного

топлива.

 

 

 

 

100

км

_ Эксплуатационные нормы расхода топлива установлены на

 

пробега:

 

 

 

 

 

 

Для автобусов ЛиАЗ-677 ....................................................

. 54,5

л

 

 

»

»

ЛАЗ-695М . . ;.......................................................

43,5

»

 

 

»

»

Икарус................................................................

41,0

»

 

 

»

грузовых автомобилей МАЗ-500А...................................

25,5

л*

 

 

(для пробе­ га без

ж груза)

Нормы расхода смазочных материалов установлены в про­ центах от расхода топлива. Процент расхода масел выражается в ли­

трах, а смазок — в килограммах.

Расход масла установлен для карбюраторных двигателей, не про­ шедших капитального ремонта, -3,.5%; прошедших капитальный ре­ монт— 4,2%; для дизельных четырехтактных двигателей — 6%.

Расход трансмиссионных масел для автомобилей с одним ведущим мостом равен 0,8%, с двумя ведущими мостами — 1,1%.

Расход консистентных смазок для автомобилей всех типов равен

0,6%.

На автобусном транспорте из года в год увеличивается количество автобусов, работающих без кондуктора, что имеет очень важное зна­ чение с точки зрения повышения производительности труда, В связи

* За каждую тонну перевезенного груза добавляют 1,5 л.

281