Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Для того чтобы таких случаев не было, необходимо, плавно увеличивая
обороты коленчатого вала двигателя, преодолевать силу сопротивления разгону и плавно осуществлять торможение автомобиля.
Центр тяжести. На автомобиль, как и на любое другое тело, действует сила тяжести, направленная вертикально вйиз. Центром тяжести автомобиля называют такую точку автомобиля, от ко торой вес автомобиля распределяется равномерно во всех направле
ниях. У автомобиля центр тяжести располагается между передней и задней осью на высоте около 0,6 м для легковых и 0,7—1,0 м для грузо вых. Чем ниже расположен центр тяжести, тем устойчивее автомобиль
против опрокидываниям. |
При загрузке автомобиля грузом центр тяже |
||||
сти |
поднимается |
у легковых автомобилей примерно на |
0,3—0,4 |
м, |
|
а у |
грузовых па |
0,5 |
и более, в зависимости от рода |
груза. При |
неравномерном укладывании груза центр тяжести может также смес
титься вперед, назад или в сторону, при этом будут нарушаться устой чивость автомобиля и легкость управления.
§ 89. УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Занос — боковое скольжение задних колес, при котором авто мобиль поворачивается вокруг вертикальной оси при одновременном поступательном движении. Заноса передних колес практически не
бывает, так как возникающая при этом центробежная сила направлена в сторону, противоположную заносу, и гасит его.
Занос происходит во всех случаях, когда величина боковых сил превосходит силу сцепления задних колес с дорогой. Наибольшая ве
роятность заноса возникает, когда сила сцепления колес с дорогой уменьшена, что происходит при скользкой дороге и при блокировке колес торможением. Занос может возникнуть при повороте, торможе
нии, наезде на неровность дороги и при попадании колес одной сторо ны автомобиля на участок с повышенным сопротивлением движению
(снег, песок и т. п.), а также при резком увеличении оборотов коленча
того вала двигателя на скользкой дороге, когда ведущие колеса прово
рачиваются и их сцепление с дорогой нарушается.
Опасность, создаваемая заносом задних колес, очень велика. Авто мобиль при заносе поворачивается вокруг вертикальной оси,, перегора живая дорогу. При этом создается угроза столкновения с другими
транспортными средствами, наезда на неподвижные препятствия и пешеходов, падения в канаву и т. п.
Если в процессе заноса задние колеса встретят сопротивление, ав томобиль может опрокинуться. В начальной стадии занос, как прави ло, управляем, т. е. водитель может своевременными действиями пре
кратить его. Малейшее запаздывание приводит к неуправляемости за
носа, тогда водитель превращается в наблюдателя й никакими дейст виями не может повлиять на исход события.
Для прекращения начавшегося заноса необходимо немедленно повернуть передние колеса в сторону заноса задних колес, чтобы не
допустить поворачивания автомобиля вокруг вертикальной оси. При этом автомобиль будет некоторое время двигаться под углом к оси
.292
дороги. Как только боковое перемещение автомобиля прекратится, нужно -плавно вывести передние колеса в исходное положение. Если
опоздать с этим маневром, может произойти новый занос, но уже в обратном направлении. В случаях, когда занос вызван резким тормо жением, необходимо немедленно разблокировать колеса, чтобы возоб новить сцепление их с дорогой.
Своевременное гашение начавшегося заноса требует быстрых и точ ных действий со стороны водителя, а это возможно только при наличии у него достаточных навыков.
Рассмотрим примеры. 1. Автомобиль приближался к перекрестку; перед которым стоял другой автомобиль в ожидании разрешающего сигнала. Дорога замощена брусчаткой из диабаза. Недавно начался дождь. Приближаясь к пере крестку, водитель резко затормозил, и немедленно возник занос задни"х колес вправо под уклон. Желая избежать столкновения со стоящим впереди грузовым автомобилем, водитель еще сильнее нажал на педаль тормоза и повернул рулевое колесо влево: занос резко ускорился, и задней частью кузова автомобиль ударил ся в грузовой автомобиль.
В данном случае водитель совершил несколько ошибок: во-первых, онне учел повышенной скользкости диабаза в начале дождя и не затормозил автомо биль заранее, чтобы скорость при подъезде к перекрестку была минимальной; во-вторых, в начале заноса ему следовало бы немедленно повернуть рулевое ко лесо вправо, прекратить торможение, а затем снова затормозить, но с меньшей-
силой.
В этом примере водитель невнимательным отношением к окружающей об становке сам создал'аварийную ситуацию, возможность благополучного выхода из которой очень сомнительна.
2. Автомобиль двигался со скоростью около 50 км!ч по дороге, поверхность которой была покрыта укатанным снегом. Заднее колесо скользнуло по ледя-ному выступу па дороге, н немедленно задние колеса начало заносить влево. Водитель повернул рулевое колесо в сторону заноса и погасил его, как вдруг начался занос вправо, и автомобиль, сделав полтора оборота, остановился на обочине.
В этом случае также не обошлось без ошибки водителя: погасив занос поворо том рулебого колеса влево, он своевременно не поставил передние колеса в ис ходное положение. Автомобиль как бы начал совершать уже левый поворот, и возник новый занос, но в противоположную сторону. Очевидно, что скорость движения по скользкой дороге не соответствовала квалификации водителя.
Опрокидывание автомобиля может произойти как в про
дольной, так и в поперечной плоскости.
Опрокидывание в продольной плоскости относительно задней оси происходит в момент, когда сила давления передних колес на дорогу уменьшается до нуля. Практически до начала опрокидывания насту пает буксование колес на подъеме, и автомобиль сползает назад вслед
ствие недостаточного сцепления колес с дорогой.
Возможно переворачивание автомобиля вперед при резком тормо жении на крутом спуске, если автомобиль имеет короткую базу н вы соко расположенный центр тяжести (рис. 191). В данном примере возникшая сила инерции, складываясь с горизонтальной составля
ющей силы веса, дает результирующую силу (см. черную стрелку), которая выходит за пределы опорной площади передней осіРавто-
мобиля. Известны случаи опрокидывания автомобня назад, когда при движении задним ходом автомобиль съезжает в овраг, реку и т. п.
Опрокидывание автомобиля в поперечной плоскости, т. е. вбок, может произойти под действием центробежной силы наповороте, при
293
|
|
резком повороте рулево |
||||
|
|
го |
колеса |
|
на |
большой |
|
|
скорости, |
при |
сильном |
||
|
|
боковом наклоне и вслед |
||||
|
|
ствие неправильного за |
||||
|
|
крепления груза в ку |
||||
|
|
зове. |
|
|
|
|
|
|
При движении авто |
||||
|
|
мобиля по дороге, имею |
||||
|
|
щей |
поперечный уклон |
|||
|
|
(рис. 192), возникает |
||||
|
|
боковая |
сила, |
равная |
||
|
|
поперечной |
составляю |
|||
|
|
щей от веса автомобиля. |
||||
Рис. 191.на спуске во |
время торможения |
опрокидывание |
автомо |
|||
Продольное |
опрокидывание автомобиля |
биля или его скольже |
||||
Эта. сила может |
вызвать |
|||||
|
|
ние |
вбок. |
Устойчивость |
||
|
|
автомобиля |
по |
опроки |
дыванию в этом случае зависит от колеи автомобиля, высоты рас
положения центра тяжести и угла поперечного наклона дороги. Чем выше расположен груз, тем больше высота расположения
центра тяжести, следовательно, тем вероятнее опрокидывание гру
зового автомобиля. Чем шире колея автомобиля, тем более устойчив
автомобиль как при движении на повороте, так и при движении по дороге, имеющей поперечный уклон.
Неправильная укладка груза в кузове может значительно изменить положение центра тяжести, сместив его как вбок, так и вверх. Харак терным примером может служить цистерна, не заполненная целиком
жидким грузом (рис. |
193). Под влиянием центробежной силы жидкий |
||
Составляющая веса, |
Поперечная составляющая |
||
направленная пер- |
|||
— r |
веса |
||
пендикулярно |
|
|
|
дороге |
|
|
|
|
Bec |
автомобиля |
Высота расположения центра тяжести
Колея автомобиля
∙<
Угол поперечного наклона дороги
Рис. 192. Схема сил. действующих на ггЙ'томобиль при движении на дороге, имеющей .поперечный уклон
294
груз смешается к одной стороне |
|
||||||
цистерны, |
центр тяжести |
сме |
|
||||
щается вверх и в сторону, а |
|
||||||
сила тяжести, ’ удерживающая |
|
||||||
автомобиль |
от |
опрокидывания, |
|
||||
действует уже не по оси автомо |
|
||||||
биля, а смещается в сторону |
|
||||||
перемещения |
центра |
тяжести. |
|
||||
Для |
предупреждения |
опро |
|
||||
кидывания |
автомобиля |
необхо |
|
||||
димо правильно размещать груз |
|
||||||
в кузове |
и |
хорошо его закреп |
Рис. 193. Смещение центра тяжести жид |
||||
лять, |
правильно выбирать ско |
кого груза под действием центробежной |
|||||
рость при движении по неровной |
силы |
||||||
дороге и на поворотах, избегать |
|
||||||
резких |
поворотов рулевого ко |
|
леса и резких торможений.
Управляемость автомобиля. Во время движения автомобиля обстановка на улицах и дорогах непрерывно меняется, что требует от водителя повышенного внимания и постоянной готовности изменить характер движения автомобиля для предотвращения дорож
но-транспортного происшествия. Поэтому, кроме устойчивости автомо биля, должна быть обеспечена также возможность легкого и быстрого
изменения его положения на дороге.
Большое влияние на управляемость автомобиля оказывают руле вое управление, подвеска и шины. Кроме того, существенно ухудша ют управляемость автомобиля различное давление воздуха в шинах,
неправильная установка управляемых колес, наличие зазоров в Нуле вом механизме и приводе, перекосы осей переднего и заднего мостов.
Вследствие того, что пневматическая шина обладает значительной эластичностью в боковом направлении, под действием боковой сили происходит ее боковая деформация (прогиб), т. е. средняя плоскость обода О — О (рис. 194) смещается в сторону от средней линии а — а от печатка контакта шины с дорогой. В результате колесо автомобиля при
действии боковой силы катится под некоторым углом относительно
своей продольной’ оси. Такое качение называют уводом колеса. Увод колеса может вызывать боковой ветер, центробежная сила, действу ющая на автомобиль на закруглениях дорог. Чтобы уменьшить действие увода колес, водителю приходится все время понемногу поворачивать рулевое колесо.
§ 90. ТОРМОЗНЫЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЯ <
Тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля, быстрой остановки и для его затормаживания при сто
янке.
Торможение автомобиля можно выполнять несколькими способами: тормозной системой, тормозной системой совместно с двигателем, дви
гателем, периодическим действием тормозной системы.
895
! r ^^∏ |
Боковая сила |
Крутящий |
Вйсовая |
|
|
момент |
,нагрузка |
|
|
Hanp |
|
|
|
ABiix |
|
|
|
авто |
|
|
|
|
,Тормозной |
|
|
|
L момент |
|
|
|
TopMMH⅛h сила |
|
|
|
Реакция дороги |
Рис. 19-1. Деформация тины |
Рис. 195. Cxenia сил, действую |
||
под действием |
боковой силы- |
щих иа колесо’ при торможении |
Значительное снижение скорости автомобиля достигается тормо
жением колес, при котором энергия в результате трения колес о дорогу преобразуется в тепло, которое рассеивается в окружающей атмосфе
ре. При обычном торможении основная часть тепла выделяется в тор мозных механизмах (например, между фрикционными накладками и барабанами), а при экстренном торможении — в том случае, когда
колеса блокированы, т. е. доведены до юза между шинами и дорогой.
Внешними силами, способствующими торможению, являются силы сопротивления качению, воздуха и подъему. Но сопротивление возду ха проявляется только при торможении с очень высокой скорости или при сильном встречном ветре; сопротивление качению на хороших дорогах невелико, а сопротивление подъему способствует торможению только при движении на подъем.
Поэтому основными силами, останавливающими автомобиль при торможении, являются тормозные силы, возникающие между дорогой и затормаживаемыми колесами и направленные в сторону, противопо
ложную движению-
На рис. 195 показана схема сил, действующих на колесо при тор можении. На тормозном барабане возникает момент трения или тор мозной момент, противодействующий вращению колеса, а между коле сом и дорогой появляется реакция, противодействующая движению автомобиля. Эта реакция и называется тормозной силой.
Тормозная сила не' должна быть больше силы сцепления колес с дорогой, в противном случае при торможении колеса начнут сколь зить но дороге (начнется юз). Если юз возник, необходимо немедленно
прекратить торможение, чтобы дать колесу повернуться, а затем по вторить торможение, но с меньшей силой. Подобный прием «много кратного» торможения позволяет на скользкой дороге быстро остано
вить автомобиль и избежать заноса. Торможение на скользкой дороге рекомендуется начинать, не выключая сцепления, при этом двигатель препятствует блокировке колес и само торможение получается более плавным. Когда скорость движения значительно снизится, сцепле ние необходимо выключить, иначе двигатель остановится.
296