Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка эффективности торможения. Дейст­ вие тормозов автомобиля проверяют пробным торможением. Эффек­ тивность тормоза оценивают по величине тормозного пути или по ве­

личине замедления.

Тормозным путем называется расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной его остановки.

Тормозной путь определяют на прямом горизонтальном участке дороги с асфальтобетонным или цементно-бетонным покрытием от

момента нажатия водителя на педаль тормоза при скорости 30 км/ч

до полной остановки автомобиля. Максимальное замедление при тор­

можении

определяют переносными приборами — десселерометрами.

В табл.

10 приведены нормативные данные по тормозному пути и по

величине замедления. Автомобили, имеющие больший тормозной путь

или меньшее замедление, чем

указано в табл. 10,

к эксплуатации не

допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

 

 

Автомобили

 

 

 

Наибольший

 

Наименьшее допу­

 

 

 

 

 

л

стимое замедление» ^

 

 

 

 

 

 

 

 

тормозной путь,

M ceκ2

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легковые

автомобили

 

и

автомобили,

7,2

 

5,8

сконструированные на

их

базе

 

 

 

 

 

 

Грузовые

автомобили

с

 

разрешенным

9,5

 

5,0

максимальным весом до 8 т, а

также

 

 

 

 

автопоезда,

сконструированные на

их

 

 

 

 

базе; автобусы длиной до 7,5 м

 

 

 

 

 

 

Грузовые-

автомобили

с

 

разрешенным

11,0

 

4,2

максимальным весом

 

более 8

т,

а

 

 

 

 

также автопоезда, сконструированные

 

 

 

 

на'их базе;

автобусы

длиной

более

 

 

 

 

7,5 лі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для стояночного ручного тормоза имеется другой способ проверки его эффективности — затормаживание автомобиля на уклоне. По Пра­ вилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать трйнспортнос средство независимо от условий его загрузки на подъеме или спуске с уклоном 16%. ■

Естественно, что рукоятка ручного тормоза автомобиля должна

надежно удерживаться в заторможенном положении запирающим устройством.

Стремление автомобиля при торможении отклониться от прямоли­ нейного направления называется уводом автомобиля и указывает на неодинаковую силу торможения колес правой и левой сторон авто­ мобиля. Увод всегда происходит в сторону более сильно действую­ щего тормоза.

Остановочный путь — это путь, который необходим

для остановки автомобиля с момента, когда водитель заметил препят-

297


cτBiιe. Остановочный путь складывается из двух элементов: пути,

пройденного автомобилем за время реакции водителя, и тормозного пути. .

Временем реакции водителя называется отрезок времени, которвій проходит с момента обнаружения препятствия до начала действий во­ дителя. Время реакции зависит от опытности водителя, его внима­

тельности, физического состояния

и обстоятельств появления препят­

ствия. Время реакций водителя

составляет в среднем 0,8—1,0

сек.

За время реакции водителя

автомобиль продолжает движение.

После того как водитель применил торможение, начинается тормозной путь, который также состоит из двух элементов:

пути, пройденного автомобилем за время срабатывания тормоз­ ного привода;

пути, пройденного автомобилем с заторможенными колесами.

Тормозной привод не срабатывает мгновенно, иначе говоря, тор­ можение несколько запаздывает, так как на выбирание зазоров в тор­ мозной системе и создание необходимого давления затрачивается неко­ торый промежуток времени. Время запаздывания торможения зависит

от типа привода и величины зазоров. Для исправного гидравлического

привода время запаздывания торможения равно примерно 0,2 сек, а для пневматического — 0,6 сек. Для автопоездов с пневматическим приво­ дом время запаздывания составляет 0,8 сек. Увеличение свободного хода педали и зазоров между колодками и барабаном вызывает увеличе­ ние времени запаздывания и, следовательно, увеличение тормозного пути.

Совершенно недопустима эксплуатация автомобиля, у которого тор­ можение происходит только при повторном нажатии на педаль, так как при этом время запаздывания значительно возрастает, что может повлечь за собой создание аварийной обстановки. /

Утечка жидкости или воздуха из тормозного привода снижает

эффективность действия тормозов и может привести к полному их от­ казу. Правила дорожного движения запрещают эксплуатировать ав­

томобили при нарушении герметичности тормозного привода-, непра­ вильной величине свободного хода педали тормоза и если торможение не происходит при однократном нажатии на педаль тормоза.

Тормозной путь зависит от квадрата скорости движения автомо­

биля и коэффициента сцепления шин с дорогой, т. е. увеличение ско­ рости в 2 раза увеличивает тормозной путь в 4 раза, уменьшение ко­ эффициента сцепления в 2 раза увеличивает путь в 2 раза.

Вес автомобиля теоретически не должен влиять на путь торможе­ ния, однако практически неравномерное давление на колеса не поз­ воляет полностью использовать силу сцепления и тормозной путь гру­ женого автомобиля несколько возрастает.

Уклон дороги может увеличить или уменьшить путь торможения в зависимости от того, происходит торможение на спуске или на подъе­ ме. На крутых и длинных спусках перед началом епуска необходимо

включить низшую передачу, прекратить нажатие на педаль подачи топлива и притормаживать попеременно ножным и ручным тор­ мозами,

298


Глава XIX. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Знание психологии помогает человеку управлять' своими действия­

ми, выявлять слабые и сильные стороны своего характера. Интенсив­ ность движения предъявляет к водителям в настоящее время большие требования.

Это объясняется тем, что водитель автомобиля ,в условиях интен­

сивного движения за 1 се/с совершает около 10 взаимодействий с другими водителями транспортных средств, делает около двух наблюдений и

принимает около трех решений. Через каждые 2 с водитель попадает в критическую ситуацию.

Поэтому знание психологии водителя представляет большой интерес с точки зрения обеспечения безопасности движения.

§ 91. ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КАЧЕСТВА ВОДИТЕЛЯ

По данным Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта определены следующие профессиональ­

ные качества водителя автомобиля: быстрота и постоянство реакции;

видение в сумерках и нечувствительность к ослеплению; оценка ско­ рости движения; способность к различению силы нажатия на рычаги

ипедали, а также точность движений; различение цветов; техническая сообразительность; зрительно-слуховая координация; интерес к работе

иотношение к товарищам.

Рассмотрим понятия этих качеств и их формирование более под­ робно.

Реакция — это действие, возникающее в ответ на то или иное воз­

действие, раздражение.

Реакция бывает простая и сложная. Простая реакция — это реак­

ция на одиночный сигнал одним каким-либо действием. При этом вни­ мание человека ничем другим не занято, кроме данного сигнала, и он заранее знает место появления этого сигнала. Когда мы реагируем на какой-либо внешний предмет, нам кажется, что мы это делаем мгновен­ но, а на самом деле это не так.

Например, в ответ на зажигающуюся электрическую лампочку испытуемый должен нажать на кнопку. Промежуток времени между моментом загорания лампочки и моментом нажатия пальца на кнопку

в среднем равен 0,2 сек.

Сложная реакция — это реакция, предполагающая выбор одного сигнала из нескольких; этот выбор, в..свою очередь, определяет ответ­ ные действия. Управляя автомобилем, водитель одновременно наблю­ дает за несколькими объектами; движущимися транспортными средст­

вами, движущимися пешеходами, состоянием дороги, расположением

неподвижных предметов на дороге и т. д.

Водитель всегда должен правильно реагировать и координировать свои действия с множеством факторов; значит, действия водителя отно­

сятся к сложным реакциям,

299


Степень сложности реакции водителя зависит от скорости автомо­ биля и скорости других автомобилей, находящихся рядом, от плотности

транспортного потока, погодных условий и многого другого. Время реакции зависит от степени сложности реакции, от тренировки, психо­ физиологического состояния водителя, от его утомления, состояния здоровья или действия алкоголя.

Определение времени реакции было дано в § 90. По мере усложне­ ния обстановки время реакции увеличивается. Так, при подъезде к ре­ гулируемому перекрестку на улице, свободной от движения, время реакции торможения на красный сигнал в среднем составляет около

0,5 сек. Торможение на тот же сигнал на улице с интенсивным движе­

нием транспортных средств и пешеходов, за которыми водителю при­ ходится вести наблюдение, увеличивается до 1,2—1,5 сек.

По имеющимся опытным данным, при движении в потоке средней

интенсивности время реакции торможения на красный сигнал светофо­ ра равно Oz,8—0,9 сек, а на другие опасности — 1,0--1,2 сек.

Время реакции при управлении автомобилем, у различных водителе!"!

разное, так как оно зависит от индивидуальных особенностей водителя, его возраста, опыта работы.

Водители одного возраста, стажа работы, но с разными индиви­ дуальными особенностями обладают разными свойствами реаіпровать на внешние предметы по времени. Поэтому каждый водитель должен знать свое индивидуальное время реакции.

Время реакции изменяется у одного и того же человека с возрастом. Начиная с сорокалетнего возраста время реакции плавно нарастает, к пятидесяти годам увеличивается на 25% от средней величины, а после пятидесяти начинает значительно увеличиваться. Однако увеличение реакции в этом возрасте компенсируется повышенной острожностыо

и большим опытом вождения.

Почему водитель должен считать время реакции в долях секунды?

На этот вопрос можно легко ответить, переведя скорость движения автомобиля из километров в час в метры в секунду.

При .скорости движения автомобиля 50 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 14 м, при скорости 60 км/ч — 17 м,и если время реакции увеличить на 0,2 сек, то автомобиль продвинется при экстренном тор­

можении на лишних 2,8—3,4 м. Анализ, дорожно-транспортных про­ исшествии в крупных городах Советского Союза показывает, что в боль­ шинстве случаев водителю не хватало от 20 см до 1 м для предотвраще­ ния 'наезда или столкновения с препятствием.

Под реакцией следует понимать не только быстрые, но и правиль­

ные действия водителя, т. е. водитель не имеет права, избегая наезда, принимать быстрые, неосмотритёльные решения, которые могут по­ влечь за собой более тяжелые последствия.

В условиях интенсивного городского движения выбор наименьшей опасности из множества других, правильная, хладнокровная, но бы­ страя реакция является необходимым качеством водителя.

Внимание — основной показатель, по которому оценивают психи­ ческое состояние водителя во время управления автомобилем. Водителю важно не только видеть, но и понимать то, что он видит. Невииматель-

300