Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Оценка эффективности торможения. Дейст вие тормозов автомобиля проверяют пробным торможением. Эффек тивность тормоза оценивают по величине тормозного пути или по ве
личине замедления.
Тормозным путем называется расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной его остановки.
Тормозной путь определяют на прямом горизонтальном участке дороги с асфальтобетонным или цементно-бетонным покрытием от
момента нажатия водителя на педаль тормоза при скорости 30 км/ч
до полной остановки автомобиля. Максимальное замедление при тор
можении |
определяют переносными приборами — десселерометрами. |
В табл. |
10 приведены нормативные данные по тормозному пути и по |
величине замедления. Автомобили, имеющие больший тормозной путь
или меньшее замедление, чем |
указано в табл. 10, |
к эксплуатации не |
|||||||||
допускаются. |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
|||
|
|
Автомобили |
|
|
|
Наибольший |
|
Наименьшее допу |
|||
|
|
|
|
|
л |
стимое замедление» ^ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
тормозной путь, |
M ceκ2 |
не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легковые |
автомобили |
|
и |
автомобили, |
7,2 |
|
5,8 |
||||
сконструированные на |
их |
базе |
|
|
|
|
|
|
|||
Грузовые |
автомобили |
с |
|
разрешенным |
9,5 |
|
5,0 |
||||
максимальным весом до 8 т, а |
также |
|
|
|
|
||||||
автопоезда, |
сконструированные на |
их |
|
|
|
|
|||||
базе; автобусы длиной до 7,5 м |
|
|
|
|
|
|
|||||
Грузовые- |
автомобили |
с |
|
разрешенным |
11,0 |
|
4,2 |
||||
максимальным весом |
|
более 8 |
т, |
а |
|
|
|
|
|||
также автопоезда, сконструированные |
|
|
|
|
|||||||
на'их базе; |
автобусы |
длиной |
более |
|
|
|
|
||||
7,5 лі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для стояночного ручного тормоза имеется другой способ проверки его эффективности — затормаживание автомобиля на уклоне. По Пра вилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать трйнспортнос средство независимо от условий его загрузки на подъеме или спуске с уклоном 16%. ■
Естественно, что рукоятка ручного тормоза автомобиля должна
надежно удерживаться в заторможенном положении запирающим устройством.
Стремление автомобиля при торможении отклониться от прямоли нейного направления называется уводом автомобиля и указывает на неодинаковую силу торможения колес правой и левой сторон авто мобиля. Увод всегда происходит в сторону более сильно действую щего тормоза.
Остановочный путь — это путь, который необходим
для остановки автомобиля с момента, когда водитель заметил препят-
297
cτBiιe. Остановочный путь складывается из двух элементов: пути,
пройденного автомобилем за время реакции водителя, и тормозного пути. .
Временем реакции водителя называется отрезок времени, которвій проходит с момента обнаружения препятствия до начала действий во дителя. Время реакции зависит от опытности водителя, его внима
тельности, физического состояния |
и обстоятельств появления препят |
|
ствия. Время реакций водителя |
составляет в среднем 0,8—1,0 |
сек. |
За время реакции водителя |
автомобиль продолжает движение. |
После того как водитель применил торможение, начинается тормозной путь, который также состоит из двух элементов:
пути, пройденного автомобилем за время срабатывания тормоз ного привода;
пути, пройденного автомобилем с заторможенными колесами.
Тормозной привод не срабатывает мгновенно, иначе говоря, тор можение несколько запаздывает, так как на выбирание зазоров в тор мозной системе и создание необходимого давления затрачивается неко торый промежуток времени. Время запаздывания торможения зависит
от типа привода и величины зазоров. Для исправного гидравлического
привода время запаздывания торможения равно примерно 0,2 сек, а для пневматического — 0,6 сек. Для автопоездов с пневматическим приво дом время запаздывания составляет 0,8 сек. Увеличение свободного хода педали и зазоров между колодками и барабаном вызывает увеличе ние времени запаздывания и, следовательно, увеличение тормозного пути.
Совершенно недопустима эксплуатация автомобиля, у которого тор можение происходит только при повторном нажатии на педаль, так как при этом время запаздывания значительно возрастает, что может повлечь за собой создание аварийной обстановки. /
Утечка жидкости или воздуха из тормозного привода снижает
эффективность действия тормозов и может привести к полному их от казу. Правила дорожного движения запрещают эксплуатировать ав
томобили при нарушении герметичности тормозного привода-, непра вильной величине свободного хода педали тормоза и если торможение не происходит при однократном нажатии на педаль тормоза.
Тормозной путь зависит от квадрата скорости движения автомо
биля и коэффициента сцепления шин с дорогой, т. е. увеличение ско рости в 2 раза увеличивает тормозной путь в 4 раза, уменьшение ко эффициента сцепления в 2 раза увеличивает путь в 2 раза.
Вес автомобиля теоретически не должен влиять на путь торможе ния, однако практически неравномерное давление на колеса не поз воляет полностью использовать силу сцепления и тормозной путь гру женого автомобиля несколько возрастает.
Уклон дороги может увеличить или уменьшить путь торможения в зависимости от того, происходит торможение на спуске или на подъе ме. На крутых и длинных спусках перед началом епуска необходимо
включить низшую передачу, прекратить нажатие на педаль подачи топлива и притормаживать попеременно ножным и ручным тор мозами,
298
Глава XIX. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ
Знание психологии помогает человеку управлять' своими действия
ми, выявлять слабые и сильные стороны своего характера. Интенсив ность движения предъявляет к водителям в настоящее время большие требования.
Это объясняется тем, что водитель автомобиля ,в условиях интен
сивного движения за 1 се/с совершает около 10 взаимодействий с другими водителями транспортных средств, делает около двух наблюдений и
принимает около трех решений. Через каждые 2 с водитель попадает в критическую ситуацию.
Поэтому знание психологии водителя представляет большой интерес с точки зрения обеспечения безопасности движения.
§ 91. ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КАЧЕСТВА ВОДИТЕЛЯ
По данным Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта определены следующие профессиональ
ные качества водителя автомобиля: быстрота и постоянство реакции;
видение в сумерках и нечувствительность к ослеплению; оценка ско рости движения; способность к различению силы нажатия на рычаги
ипедали, а также точность движений; различение цветов; техническая сообразительность; зрительно-слуховая координация; интерес к работе
иотношение к товарищам.
Рассмотрим понятия этих качеств и их формирование более под робно.
Реакция — это действие, возникающее в ответ на то или иное воз
действие, раздражение.
Реакция бывает простая и сложная. Простая реакция — это реак
ция на одиночный сигнал одним каким-либо действием. При этом вни мание человека ничем другим не занято, кроме данного сигнала, и он заранее знает место появления этого сигнала. Когда мы реагируем на какой-либо внешний предмет, нам кажется, что мы это делаем мгновен но, а на самом деле это не так.
Например, в ответ на зажигающуюся электрическую лампочку испытуемый должен нажать на кнопку. Промежуток времени между моментом загорания лампочки и моментом нажатия пальца на кнопку
в среднем равен 0,2 сек.
Сложная реакция — это реакция, предполагающая выбор одного сигнала из нескольких; этот выбор, в..свою очередь, определяет ответ ные действия. Управляя автомобилем, водитель одновременно наблю дает за несколькими объектами; движущимися транспортными средст
вами, движущимися пешеходами, состоянием дороги, расположением
неподвижных предметов на дороге и т. д.
Водитель всегда должен правильно реагировать и координировать свои действия с множеством факторов; значит, действия водителя отно
сятся к сложным реакциям,
299
Степень сложности реакции водителя зависит от скорости автомо биля и скорости других автомобилей, находящихся рядом, от плотности
транспортного потока, погодных условий и многого другого. Время реакции зависит от степени сложности реакции, от тренировки, психо физиологического состояния водителя, от его утомления, состояния здоровья или действия алкоголя.
Определение времени реакции было дано в § 90. По мере усложне ния обстановки время реакции увеличивается. Так, при подъезде к ре гулируемому перекрестку на улице, свободной от движения, время реакции торможения на красный сигнал в среднем составляет около
0,5 сек. Торможение на тот же сигнал на улице с интенсивным движе
нием транспортных средств и пешеходов, за которыми водителю при ходится вести наблюдение, увеличивается до 1,2—1,5 сек.
По имеющимся опытным данным, при движении в потоке средней
интенсивности время реакции торможения на красный сигнал светофо ра равно Oz,8—0,9 сек, а на другие опасности — 1,0--1,2 сек.
Время реакции при управлении автомобилем, у различных водителе!"!
разное, так как оно зависит от индивидуальных особенностей водителя, его возраста, опыта работы.
Водители одного возраста, стажа работы, но с разными индиви дуальными особенностями обладают разными свойствами реаіпровать на внешние предметы по времени. Поэтому каждый водитель должен знать свое индивидуальное время реакции.
Время реакции изменяется у одного и того же человека с возрастом. Начиная с сорокалетнего возраста время реакции плавно нарастает, к пятидесяти годам увеличивается на 25% от средней величины, а после пятидесяти начинает значительно увеличиваться. Однако увеличение реакции в этом возрасте компенсируется повышенной острожностыо
и большим опытом вождения.
Почему водитель должен считать время реакции в долях секунды?
На этот вопрос можно легко ответить, переведя скорость движения автомобиля из километров в час в метры в секунду.
При .скорости движения автомобиля 50 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 14 м, при скорости 60 км/ч — 17 м,и если время реакции увеличить на 0,2 сек, то автомобиль продвинется при экстренном тор
можении на лишних 2,8—3,4 м. Анализ, дорожно-транспортных про исшествии в крупных городах Советского Союза показывает, что в боль шинстве случаев водителю не хватало от 20 см до 1 м для предотвраще ния 'наезда или столкновения с препятствием.
Под реакцией следует понимать не только быстрые, но и правиль
ные действия водителя, т. е. водитель не имеет права, избегая наезда, принимать быстрые, неосмотритёльные решения, которые могут по влечь за собой более тяжелые последствия.
В условиях интенсивного городского движения выбор наименьшей опасности из множества других, правильная, хладнокровная, но бы страя реакция является необходимым качеством водителя.
Внимание — основной показатель, по которому оценивают психи ческое состояние водителя во время управления автомобилем. Водителю важно не только видеть, но и понимать то, что он видит. Невииматель-
300