Кроме экономии на зарплате применение роботов позволяет получить следующие технико-экономические преимущества по сравнению с ручным обслуживанием оборудования.
1. Значительно повышается производительность работы обо рудования, так как производительность самих роботов постоянна в течение всего времени их использования (в то время как у ра бочего производительность труда непостоянна во времени и зави сит от его физического п морального состояния).
2.Резко повышается коэффициент сменности работы обору дования: с 1,4 до 1,8— 1,9 (при двухсменной работе) и до 2,8—2,9 (при трехсменной работе).
3.Равномерное во времени н точное выполнение работы робо том позволяет повысить качество выпускаемых изделий и снизить
брак.
Данные о технико-экономической эффективности применения промышленных роботов за рубежом приведены в табл. 15.
38. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОВ
Расширение производства промышленных роботов
Роботостроение, начавшееся недавно (первые промышленные роботы выпущены в продажу в 1960— 1961 гг. в США и 1968 г. в Японии), развивается быстрыми темпами. По данным печати, в 1971 г. в промышленности во всем мире применялось несколько сот промышленных роботов; к 1975 г. ожидается применение 5000
роботов, к 1980 г. — 8000—9000 роботов и к 2000 г. — 50 000 ро ботов.
В 1971 г. во всем мире роботы выпускало более 90 фирм, в том числе около 45 фирм — японских, и число их продолжает расти. Некоторые фирмы открывают филиалы в других странах. Так, например, американская фирма AMF уже создала свое предприя тие, в Японии и приступила к созданию предприятия в Англии.
Промышленные роботы начинает выпускать ряд крупных фирм США, которые ранее не занимались их производством, на пример «IBM Согр.», «Sundstrand».
В эту область производства вступают и небольшие фирмы. Примером может служить «Wickl. Machine Tool Div.» (Мичиган, США). Эта фирма начала с изготовления роботов стоимостью по 12 000 долл, и через полтора года выпустила новую модель стоимостью 28 000 долл, с грузоподъемностью 54,4 кг.
На кузовных заводах фирмы «Fisher's Lordstown and Nordwood» в конце 1970 г. началось монтирование участка, где уста новили 80 роботов Unimate (включая запасные) для сборки автомобильных кузовов с минимальным участием или вовсе без участия рабочих. Ожидается высвобождение. 250—280 рабочих, 15 мастеров и пяти старших мастеров, которые будут заменены