Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
При повороте тягача вправо центральный распределитель ме няет направление потока масла на обратное, т. е. по магистрали слива масло подается от центрального распределителя к распре-
Рис. 47. |
Схема |
работы |
механизма поворота |
самоход |
|||
|
|
|
ного |
скрепера: |
|
|
|
а — тягач |
повернут |
на |
45е влево; |
б — тягач и |
скрепер — на од |
||
ной ли^ни; в —тягач |
повернут на |
45° вправо; |
г — то |
же, на 90° |
делительной золотниковой коробке, а магистраль, бывшая ранее напорной, становится сливной.
Следящее устройство рулевого управления поворотом тягачи состоит из системы рычагов и тяг, соединяющих рулевую сошку
79
с шаровым пальцем, закрепленным на шкворне прицепного агре гата.
Следящее устройство (рис. 44) работает следующим образом. При перемещении золотника центрального распределителя масло поступает к цилиндрам поворота и тягач делает поворот. При этом шаровой палец, закрепленный на шкворне прицепа, через систему тяг и рычагов перемещает рулевой вал, а следовательно,
и золотник в исходное |
положение. Если перемещение |
золотника |
(т. е. поворот рулевого |
колеса) прекращено, золотник |
устанавли |
вается в плавающее положение. В этом случае все каналы в рас пределителе соединены между собой.
Таким образом, угол поворота тягача всегда соответствует опре деленному углу поворота рулевого колеса.
§ 2. МЕХАНИЗМЫ ПОВОРОТА ДОРОЖНЫХ МАШИН НА БАЗЕ ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ
Механизм поворота предназначен для изменения направления движения машины путем отключения от силовой передачи одной из гусениц, в сторону которой следует повернуть машину. На гу сеничных дорожных машинах большое распространение получили фрикционные и планетарные механизмы поворота.
Фрикционный механизм поворота состоит из двух многодиско вых муфт сцепления, называемых бортовыми фрикционами. Бор товыми фрикционами оборудованы дорожные машины' на базе тракторов Т-74, Т-75, T-flOO и др.
Бортовой фрикцион (рис. 48) состоит из ведущих и ведомых частей, силового элемента и механизма управления. Он установ лен на полуоси 1, соединенной с фланцем 7, который расположен на шлицевом конце вала 9 конической ведомой шестерни 8 глав ной передачи.
Ведущими частями фрикциона являются полуось 1, ведущий • барабан 14, ведущие диски 13 и нажимной диск 3. Ведущий ба рабан 14 установлен на конусный шлицевой хвостовик полуоси 1. На наружной поверхности барабана 14 имеются зубья, на кото рые надеты десять ведущих стальных дисков 13 с внутренними зубьями. Нажимной диск 3 свободно посажен на полуось 1. В на жимном диске жестко закреплены шпильки 15, которые свободно проходят в ведущем барабане 14.
Ведомыми частями фрикциона являются |
ведомый^ барабан 11 |
и ведомые диски 12. Ведомый барабан 11 |
крепится к боковому |
фланцу 2, надетому на вал шестерни конечной передачи. На внут ренней поверхности барабана 11 имеются зубья, на которые на деты десять ведомых стальных дисков 12 с наружными зубьями. Ведомый барабан охватывает тормозная лента. К каждому «ведо мому диску приклепаны с обеих сторон накладки из райбеста. Ведомые диски находятся между ведущими дисками и не имеют связи с ведущим барабаном.
80
Силовым элементом являются восемь двойных пружин 16, ко торые надеты на шпильки 15.
Механизм управления состоит из отводки 6, рычага 5 отводки,
системы рычагов и тяг. Рычаг 5 соединен |
с отводкой 6 пальцем 4. |
При движении трактора по прямой оба главных рычага управ |
|
ления отпущены. В этом случае рычаг 5 |
отводки под действием |
пружин 16 отклонен влево. Пружины 16 |
через шпильки 15 и на- |
Рис. 48. Бортовой фрикцион трактора Т-100:
/■—полуось; |
2 —фланец; 3 — нажимной диск; |
4 — палец; |
5 — рычаг; |
6 — отводка; 7 — фла |
нец; 8 — ведомая шестерня; 9 — вал; 10 — подшипник; 11 — ведомый |
барабан; 12 — ведомые |
|||
диски; |
/3 — ведущие диски; 14 — ведущий |
барабан; |
/5 —.шпилька; 16 пружина |
жимной диск 3 сжимают ведущие и ведомые диски, и фрикцион остается включенным. При сжатии дисков между ними возникает
сила трения и вращение ведущего 14 |
и ведомого 11 |
барабанов |
происходит с одинаковой .скоростью. |
налево, следует перемес |
|
При повороте трактора, например |
||
тить левый главный рычаг назад. При |
этом рычаг 5 |
через под |
шипник 10 отводит нажимной диск 3 от ведущего барабана 14, и фрикцион выключается.
У трактора Т-100 механизм управления имеет гидроусилитель, который облегчает выключение фрикционов.
81
Планетарный механизм поворота |
состоит |
из |
двух симметрич |
|
но расположенных |
одинаковых планетарных |
механизмов; один |
||
предназначен для |
управления левой |
гусеницей, |
другой — правой. |
Планетарные механизмы поворота применены на дорожных маши нах на базе тракторов ДТ-7'5, Т-140 и др.
Планетарный механизм (рис. 49) собран в цилиндрической коробке 13, которая установлена на подшипниках в корпусе зад него моста. Внутри коробки 13 имеются две цилиндрические ко ронные шестерни 12, находящиеся в постоянном зацеплении с
Рис. 49. Планетарный механизм:
1 и 2 — тормозные |
ленты; |
3 и 6 — рычаги; |
4 — тяга; |
5 — педаль; |
7 — пру |
||
жина; |
3 — сателлит; |
9 — солнечная шестерня; |
10 — ось; |
/ / — водило; |
12 — ко |
||
ронная |
шестерня; /3 — коробка: 14 — ведомая |
шестерня; |
15 и 17 — тормозные |
||||
|
|
|
барабаны; |
16 — полуось |
|
|
|
сателлитами 8, которые |
в свою |
очередь находятся в зацеплении |
с солнечной шестерней 9. Сателлиты 8 свободно сидят на осях 10, закрепленных на водиле 11. Солнечная шестерня 9 соединена с тормозным барабаном 15. Водило И связано с полуосью 16, на которой установлены тормозной барабан 17 и ведущая шестерня конечной передачи. К коробке 13 прикреплена ведомая шестерня 14 главной передачи.
Работа планетарного механизма управляется ленточными тор мозами, привод которых осуществляется педалями 5 и рыча гами 6.
При движении трактора по прямой педали 5 и рычаги 6 отпу щены. В этом случае тормозные барабаны 17 полуосей свободны, а тормозные барабаны 15 затянуты лентами 1 с помощью стяж ных пружин 7 и вместе с солнечными шестернями неподвижны.
62
Шестерня 14 главной передачи вращает коробку 13, которая ко ронными шестернями 12 приводит во вращение сателлиты 8. Са теллиты 8, вращаясь вокруг своих осей 10 и обкатываясь вокруг неподвижной солнечной шестерни 9, передают вращение води лам 11. Водила передают вращение полуосям 16 и от них через
конечную передачу — ведущим звездочкам. |
|
необходимо рычаг 6 |
|||
При повороте трактора, например налево, |
|||||
управления левым тормозом |
переместить |
на |
себя, что |
приведет |
|
к растормаживанию тормоза, |
и солнечная шестерня 9 освобо |
||||
дится. При этом сателлиты 8 |
начинают вращать |
солнечную' ше |
|||
стерню 9 в сторону, противоположную |
направлению |
вращения |
|||
водила 11. Усилие на водило |
не передается, и оно |
вместе с полу |
осью 16 останавливается (левая гусеница отключается). Правая гусеница продолжает движение и поворачивает трактор. Чтобы круто повернуть трактор, нужно нажать на педаль 5 левого тор моза. В этом случае тяга 4 повернет рычаг 3 и тормозной бара бан 17 будет затянут лентой 2, в результате чего полуось 16 оста новится.
§ 3. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Тормозная система предназначена для замедления движения и быстрой остановки дорожной машины,, движущейся по инерции или под уклон, а также для удержания ее на месте. У дорожных машин на гусеничной базе тракторов, кроме того, тормозная си стема обеспечивает крутой поворот машины.
На дорожных машинах устанавливают две тормозные систе мы— основную и вспомогательную. Основная (рабочая) система используется при движении машины и приводится в действие пе далью (ножной тормоз). Вспомогательная (стояночная) система
используется |
на стоянке или |
в |
случае отказа основной |
системы |
и приводится в действие рычагом |
(ручной тормоз). |
для за |
||
Тормозная |
система состоит |
из тормозов^ служащих |
медления вращения колес или одного из валов силовой передачи, и тормозного привода, приводящего в действие тормоза.
Тормоза по конструкции деталей, производящих торможение, подразделяются на колодочные, дисковые и ленточные, а по прин ципу действия — на одно- и двусторонние.
Тормозной привод служит для приведения в действие тормоза, расположенного на колесе или на одном из валов силовой пере дачи. Тормозные приводы разделяются на механические, гидрав лические и пневматические.
Колодочные тормоза барабанного типа двустороннего действия применяются на дорожных машинах в качестве колесных тор мозов.
Дисковые тормоза устанавливаются в качестве ручного тормоза. Ленточные тормоза одностороннего или двустороннего дейст вия устанавливаются на дорожных машинах на базе гусеничных
тракторов.
83