Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При повороте тягача вправо центральный распределитель ме­ няет направление потока масла на обратное, т. е. по магистрали слива масло подается от центрального распределителя к распре-

Рис. 47.

Схема

работы

механизма поворота

самоход­

 

 

 

ного

скрепера:

 

 

а — тягач

повернут

на

45е влево;

б — тягач и

скрепер — на од­

ной ли^ни; в —тягач

повернут на

45° вправо;

г — то

же, на 90°

делительной золотниковой коробке, а магистраль, бывшая ранее напорной, становится сливной.

Следящее устройство рулевого управления поворотом тягачи состоит из системы рычагов и тяг, соединяющих рулевую сошку

79

с шаровым пальцем, закрепленным на шкворне прицепного агре­ гата.

Следящее устройство (рис. 44) работает следующим образом. При перемещении золотника центрального распределителя масло поступает к цилиндрам поворота и тягач делает поворот. При этом шаровой палец, закрепленный на шкворне прицепа, через систему тяг и рычагов перемещает рулевой вал, а следовательно,

и золотник в исходное

положение. Если перемещение

золотника

(т. е. поворот рулевого

колеса) прекращено, золотник

устанавли­

вается в плавающее положение. В этом случае все каналы в рас­ пределителе соединены между собой.

Таким образом, угол поворота тягача всегда соответствует опре­ деленному углу поворота рулевого колеса.

§ 2. МЕХАНИЗМЫ ПОВОРОТА ДОРОЖНЫХ МАШИН НА БАЗЕ ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ

Механизм поворота предназначен для изменения направления движения машины путем отключения от силовой передачи одной из гусениц, в сторону которой следует повернуть машину. На гу­ сеничных дорожных машинах большое распространение получили фрикционные и планетарные механизмы поворота.

Фрикционный механизм поворота состоит из двух многодиско­ вых муфт сцепления, называемых бортовыми фрикционами. Бор­ товыми фрикционами оборудованы дорожные машины' на базе тракторов Т-74, Т-75, T-flOO и др.

Бортовой фрикцион (рис. 48) состоит из ведущих и ведомых частей, силового элемента и механизма управления. Он установ­ лен на полуоси 1, соединенной с фланцем 7, который расположен на шлицевом конце вала 9 конической ведомой шестерни 8 глав­ ной передачи.

Ведущими частями фрикциона являются полуось 1, ведущий • барабан 14, ведущие диски 13 и нажимной диск 3. Ведущий ба­ рабан 14 установлен на конусный шлицевой хвостовик полуоси 1. На наружной поверхности барабана 14 имеются зубья, на кото­ рые надеты десять ведущих стальных дисков 13 с внутренними зубьями. Нажимной диск 3 свободно посажен на полуось 1. В на­ жимном диске жестко закреплены шпильки 15, которые свободно проходят в ведущем барабане 14.

Ведомыми частями фрикциона являются

ведомый^ барабан 11

и ведомые диски 12. Ведомый барабан 11

крепится к боковому

фланцу 2, надетому на вал шестерни конечной передачи. На внут­ ренней поверхности барабана 11 имеются зубья, на которые на­ деты десять ведомых стальных дисков 12 с наружными зубьями. Ведомый барабан охватывает тормозная лента. К каждому «ведо­ мому диску приклепаны с обеих сторон накладки из райбеста. Ведомые диски находятся между ведущими дисками и не имеют связи с ведущим барабаном.

80



Силовым элементом являются восемь двойных пружин 16, ко­ торые надеты на шпильки 15.

Механизм управления состоит из отводки 6, рычага 5 отводки,

системы рычагов и тяг. Рычаг 5 соединен

с отводкой 6 пальцем 4.

При движении трактора по прямой оба главных рычага управ­

ления отпущены. В этом случае рычаг 5

отводки под действием

пружин 16 отклонен влево. Пружины 16

через шпильки 15 и на-

Рис. 48. Бортовой фрикцион трактора Т-100:

/■—полуось;

2 —фланец; 3 — нажимной диск;

4 — палец;

5 — рычаг;

6 — отводка; 7 — фла­

нец; 8 — ведомая шестерня; 9 — вал; 10 — подшипник; 11 — ведомый

барабан; 12 — ведомые

диски;

/3 — ведущие диски; 14 — ведущий

барабан;

/5 —.шпилька; 16 пружина

жимной диск 3 сжимают ведущие и ведомые диски, и фрикцион остается включенным. При сжатии дисков между ними возникает

сила трения и вращение ведущего 14

и ведомого 11

барабанов

происходит с одинаковой .скоростью.

налево, следует перемес­

При повороте трактора, например

тить левый главный рычаг назад. При

этом рычаг 5

через под­

шипник 10 отводит нажимной диск 3 от ведущего барабана 14, и фрикцион выключается.

У трактора Т-100 механизм управления имеет гидроусилитель, который облегчает выключение фрикционов.

81


Планетарный механизм поворота

состоит

из

двух симметрич­

но расположенных

одинаковых планетарных

механизмов; один

предназначен для

управления левой

гусеницей,

другой — правой.

Планетарные механизмы поворота применены на дорожных маши­ нах на базе тракторов ДТ-7'5, Т-140 и др.

Планетарный механизм (рис. 49) собран в цилиндрической коробке 13, которая установлена на подшипниках в корпусе зад­ него моста. Внутри коробки 13 имеются две цилиндрические ко­ ронные шестерни 12, находящиеся в постоянном зацеплении с

Рис. 49. Планетарный механизм:

1 и 2 — тормозные

ленты;

3 и 6 — рычаги;

4 — тяга;

5 — педаль;

7 — пру­

жина;

3 сателлит;

9 — солнечная шестерня;

10 — ось;

/ / — водило;

12 — ко­

ронная

шестерня; /3 — коробка: 14 — ведомая

шестерня;

15 и 17 — тормозные

 

 

 

барабаны;

16 — полуось

 

 

сателлитами 8, которые

в свою

очередь находятся в зацеплении

с солнечной шестерней 9. Сателлиты 8 свободно сидят на осях 10, закрепленных на водиле 11. Солнечная шестерня 9 соединена с тормозным барабаном 15. Водило И связано с полуосью 16, на которой установлены тормозной барабан 17 и ведущая шестерня конечной передачи. К коробке 13 прикреплена ведомая шестерня 14 главной передачи.

Работа планетарного механизма управляется ленточными тор­ мозами, привод которых осуществляется педалями 5 и рыча­ гами 6.

При движении трактора по прямой педали 5 и рычаги 6 отпу­ щены. В этом случае тормозные барабаны 17 полуосей свободны, а тормозные барабаны 15 затянуты лентами 1 с помощью стяж­ ных пружин 7 и вместе с солнечными шестернями неподвижны.

62


Шестерня 14 главной передачи вращает коробку 13, которая ко­ ронными шестернями 12 приводит во вращение сателлиты 8. Са­ теллиты 8, вращаясь вокруг своих осей 10 и обкатываясь вокруг неподвижной солнечной шестерни 9, передают вращение води­ лам 11. Водила передают вращение полуосям 16 и от них через

конечную передачу — ведущим звездочкам.

 

необходимо рычаг 6

При повороте трактора, например налево,

управления левым тормозом

переместить

на

себя, что

приведет

к растормаживанию тормоза,

и солнечная шестерня 9 освобо­

дится. При этом сателлиты 8

начинают вращать

солнечную' ше­

стерню 9 в сторону, противоположную

направлению

вращения

водила 11. Усилие на водило

не передается, и оно

вместе с полу­

осью 16 останавливается (левая гусеница отключается). Правая гусеница продолжает движение и поворачивает трактор. Чтобы круто повернуть трактор, нужно нажать на педаль 5 левого тор­ моза. В этом случае тяга 4 повернет рычаг 3 и тормозной бара­ бан 17 будет затянут лентой 2, в результате чего полуось 16 оста­ новится.

§ 3. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДОРОЖНЫХ МАШИН

Тормозная система предназначена для замедления движения и быстрой остановки дорожной машины,, движущейся по инерции или под уклон, а также для удержания ее на месте. У дорожных машин на гусеничной базе тракторов, кроме того, тормозная си­ стема обеспечивает крутой поворот машины.

На дорожных машинах устанавливают две тормозные систе­ мы— основную и вспомогательную. Основная (рабочая) система используется при движении машины и приводится в действие пе­ далью (ножной тормоз). Вспомогательная (стояночная) система

используется

на стоянке или

в

случае отказа основной

системы

и приводится в действие рычагом

(ручной тормоз).

для за­

Тормозная

система состоит

из тормозов^ служащих

медления вращения колес или одного из валов силовой передачи, и тормозного привода, приводящего в действие тормоза.

Тормоза по конструкции деталей, производящих торможение, подразделяются на колодочные, дисковые и ленточные, а по прин­ ципу действия — на одно- и двусторонние.

Тормозной привод служит для приведения в действие тормоза, расположенного на колесе или на одном из валов силовой пере­ дачи. Тормозные приводы разделяются на механические, гидрав­ лические и пневматические.

Колодочные тормоза барабанного типа двустороннего действия применяются на дорожных машинах в качестве колесных тор­ мозов.

Дисковые тормоза устанавливаются в качестве ручного тормоза. Ленточные тормоза одностороннего или двустороннего дейст­ вия устанавливаются на дорожных машинах на базе гусеничных

тракторов.

83