Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А 6

РАБОЧИЕ ОРГАНЫ ДОРОЖНЫХ МАШИН. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО РАБОЧИХ ОРГАНОВ ДОРОЖНЫХ МАШИН

Рабочие органы дорожных машин предназначены для произ­ водства подготовительных работ при строительстве автомобиль­ ных дорог, заключающихся в удалении с полосы отвода древес­ ной и кустарниковой растительности, корней, дернового покроя, рыхления тяжелых и каменистых грунтов, а также для возведе­ ния земляного полотна, разработки выемок, планировки и про­ филировки земляного полотна, планирования откосов и устройства кюветов, устройства корыта для дорожного покрытия и дорожной одежды, уплотнения грунтов и разработки карьеров дорожно­ строительных материалов, для различных погрузочно-разгрузоч­ ных работ и содержания автомобильных дорог.

Рабочие органы дорожных машин выполняются в виде навес­ ного и прицепного оборудования на базе тракторов и колес­ ных тягачей, а также конструктивно являются составной частью дорожных машин, выполняющих определенный вид дорожных работ.

К основным рабочим органам дорожных машин относятся кусторезы, корчеватели, рыхлители, бульдозеры, скреперы, отвал и кирковщик автогр.ейдера, а такжег вспомогательное рабочее оборудование автогрейдера: бульдозер, плужный снегоочиститель, откосник, удлинитель отвала, прямая и обратная лопаты и драг­ лайн одноковшового экскаватора,и др.

Кусторезы предназначены для расчистки площадей от кустар­ ника и мелколесья. Их выполняют в виде сменного навесного оборудования к трактору.

Навесной кусторез Д-174В (рис. 52) состоит из отвала 1 с но­ жами 2, прикрепленными к нему болтами трубчатого ограждения 3, толкающей рамы 4, передающей усилие трактора рабочему органу, однобарабанной лебедки 5 для установки отвала в рабочее или транспортное положение. Толкающая рама кустореза универсаль-

89

май, поэтому на ней может быть смонтировано бульдозерное обо­

рудование.

Во время срезания кустарника рабочий орган должен все время

скользить по земле, копируя профиль поверхности.

оборудованием

Кусторез Д-514 является

сменным

навесным

к трактору Т-100М.ГП. Этот

кусторез

отличается

от описанного

тем, что в нем применен универсальный гидропривод.

1 — отвал: 2 — пож;

3 — трубчатое ограждение;

4 — толкающая рама;

 

б — лебедка

 

Отвал поднимают

и опускают двумя

гидроцилиндрами. На

кусторез установлено приспособление для заточки ножей, которое приводится в движение от переднего конца коленчатого вала дви­ гателя.

Корчеватели предназначены для извлечения крупных валун­ ных камней из почвы, корчевания пней, очистки лесных площадок от сучьев, валежника и транспортирования их на небольшое рас­ стояние. Корчеватели могут быть использованы на валке деревьев и рыхлении почвы.

Корчеватель-собиратель Д-210Г (рис. 53) монтируют на трак­ торе С-100; он состоит из решетчатого отвала с зубьями, универ­ сальной рамы и лебедки .Д-269 с подъемным устройством.

Корчевальная машина К-йА (рис. 54) смонтирована на трак­ торе Т-100 и предназначена для корчевки пней диаметром до 700 мм и извлечения камней диаметром до 1500 мм.

90



Она состоит из двухбарабанной лебедки и навесного корчеваль­ ного устройства.

Рабочий орган машины состоит из двух двуплечих рычагов 13 и двух клыков-собирателей 12. Двуплечие рычаги жестко связаны

Рис. 53. Корчеватель-собиратель Д-210Г;

а — общий

вид; б — навесное

оборудование

корчевателя;

/ — отвал; 2 — боковые

балки; 3 —толкающая

рама;

4 — проушина;

5 — лебедка; б — направляющий

блок;

7 —труба;

8 — рукоятка

управления

лебедкой;

9 — раскос;

10 —• подъемник;

И

 

 

подъемный

полиспаст;

12 ~ зубья

 

 

между собой распорками. Рычаги свободно надеты на неподвиж­ ную ось, установленную на раме корчевального устройства, и могут быть повернуты вокруг этой оси на 90°.

Клыки-собиратели установлены неподвижно, каждый на своей оси. Они увеличивают ширину захвата рабочей части, что позво­ ляет отвозить выкорчеванные пни и камни волоком. Кроме того, клыки-собиратели в процессе извлечения пня двуплечими рыча-

91

гамм заглубляются в грунт и являются как бы почвозацепами рамы корчевального устройства.

Клыки-собнратели закреплены на осях 11 и задней гранью упи-. раются в поперечные балки. Рама корчевателя шарнирно при­ креплена задним концом к прицепному устройству трактора.

Механизм поворота рабочего органа состоит из шестикратного полиспаста, приводимого в действие от левого барабана лебедки.

Нижний конец стойки 2 неподвижных обойм полиспаста при­ креплен болтом к прицепному устройству рамы, а верхний конец связан с трактором двумя растяжками и двумя кронштейнами,

Рис. 54. Корчевальная машина К-1А:

/ — лебедка;

2 —стойка;

3,

4 и 7 — блоки; 5 — канат подъема кор­

чевального

устройства;

6 — канат

поворота

клыков;

8 — беговая

дорожка; 9

и 14 — упорный

ролик;

10 — неподвижная

ось клыка-

корчевателя;

11 — ось

клыка-собнрателя;

12 — клык-собнратель;

13 ы 15 — двуплечий

рычаг механизма возврата клыков; /6 — рама;

 

17 — ось блока

Механизм подъема

и опускания корчевального устройства

представляет собой пятикратный полиспаст с системой подвиж­ ных и неподвижных блоков. Корчевальное устройство поднимают и опускают правым барабаном лебедки.

Механизм возврата рабочего органа в исходное положение состоит из двуплечего рычага 15 и четырехкратного полиспаста. На двуплечем рычаге установлены ролики 9, которые при подъеме рамы корчевального устройства катятся по беговым дорожкам 8. Ролики, нажимая на двуплечий рычаг рабочего органа, приводят его в требуемое, положение.

На оси 17 смонтированы четыре блока полиспаста механизма возврата. Блоки охвачены канатом 5 механизма подъема и опуска­ ния рамы корчевального устройства. При подъеме корчевального устройства автоматически включается в работу механизм возврата рабочего органа, приводя его в исходное положение.

92


Рыхлители предназначены для рыхления плотных и тяжелых грунтов н расчистки трассы от кустарника, мелких пней и корней.

Прицепной рыхлитель Д-162А (рис. 55) состоит из основной рамы, рабочего оборудования, подъемной рамы, механизма управ­ ления и ходовой части.

Основная рама 8 сварной конструкции коробчатого сечения состоит из двух частей. Передняя часть представляет собой балку, на конце которой шарнирно закреплена серьга 9 для соединения с трактором. Хвостовая часть прямоугольной формы. В ней сде­ лано пять гнезд для закрепления рабочего оборудования.

Рис. 55. Прицепной рыхлитель Д-162А:

а — в рабочем положении; б — в

транспортном

положении; / —

лебедка; 2 — канат; 3 — полиспаст;

4 — подъемная

рама; 5 — зуб;

6 — стойка; 7 — колесо; 8 — основная рама;

9 — серьга

Рабочее оборудование состоит из пяти съемных стоек 6 с зубь­ ями 5. Стойки жестко укреплены в коробчатых гнездах основной рамы. При работе в тяжелых грунтах две стойки обычно снимают. Подъемная рама 4 шарнирно соединена с хвостовой частью основ­ ной рамы; впереди к подъемной раме жестко прикреплены откосьц образующие две треугольные фермы, опирающиеся на полу­ оси ходовых колес.

Механизм управления состоит из лебедки 1 и полиспаста 3, неподвижная обойма которого закреплена на основной раме, а подвижная^ на верхней поперечной балке подъемной рамы..

При сближении блоков полиспаста подъемная рама, поворачи­ ваясь относительно вала, связывающего его с основной рамой, поднимает основную раму, выглубляет зубья и устанавливает рабочий орган в транспортное положение. Для перевода его в ра­ бочее положение следует ослабить канат, основная рама под действием собственного веса опустится, а зубья заглубятся в грунт.

93

Ходовая часть состоит из двух сварных колес 7 с универсаль­ ными ступицами на шарикоподшипниках, сидящих на полуосях.

Бульдозеры предназначены для планировочных работ, возведе­ ния земляного полотна с перемещением грунта из боковых резер­ вов на расстояние не более 100—120 м. Кроме того, их используют

Рис. 56. Бульдозер Д-271А на тракторе Т-100М с канатным управлением:

/ — лебедка;

2, 5 и 9 — блоки; 3 — труба; -/ — раскос; б — стойка;

7 — шарнирное соедине­

ние обоймы;

5 — верхняя

обойма;

/0 — барабан;

// — подвижная

нижняя

обойма;

12 и

/5 — пальцы;

/3 — отвал;

14 — нож;

/5 — цапфа;

17 — подкос; 18 — палец;

19 — балка

тол­

 

 

кающей рамы; 20 — шарнир

 

 

 

для засыпки рвов, траншей, ям; расчистки трассы от кустарника, пней, камней; разработки карьеров и очистки дороги от снега.

Бульдозер является навесным оборудованием трактора. Буль­ дозер (рис. 56) состоит из отвала 13 с ножом 14, толкающей рамы и однобарабанной лебедки 1 с полиспастом при канатном управ­ лении или масляного насоса с гидроцилиндромдля подъема и опускания отвала при гидравлическом управлении.

Бульдозер Д-271А — с неповоротным отвалом — оснащен канат­ ным управлением.

Отвал бульдозера представляет собой сварную конструкцию, нижняя часть которой выполнена в виде трехгранной призмы. Передний лист отвала состоит из двух листов: верхнего, или перед­

него, изогнутого листа толщиной 8 мм

и нижнего, или

прямого,

листа толщиной 10 мм, расположенного

наклонно под углом 60°.

Боковые стенки отвала толщиной 16

мм, выдвинутые несколько

вперед, препятствуют потере грунта

и способствуют увеличению

его объема при транспортировании.

К тыльной стороне

отвала,

в нижней части, приварен кронштейн для крепления подвижной обоймы 11 полиспаста подъема отвала.

94


Ножи 14 бульдозера прикреплены к отвалу. Они имеют дву­ стороннюю заточку, что позволяет по мере износа переворачивать лх или менять местами. Для увеличения износостойкости лезвие среднего ножа наплавляют отбеленным чугуном, лезвия крайних ножей — сталинитом.

Толкающая рама состоит из двух продольных балок коробча­ того сечения, расположенных по обе стороны трактора. Каждый брус одним концом с помощью пальца 15 связан с отвалом 13, а вторым — с опорой, приваренной к раме ходовой тележки. Опора представляет ..собой литую стальную коробку, на которой сделано отверстие для оси шарнира 20\ ось удерживается в опоре штифтом.

На балке имеются три проушины, в которых с помощью паль­ ца 18 закрепляют подкос. Это позволяет устанавливать различ­ ный угол резания.

Лебедка Д-499 установлена на задней стенке заднего моста и приводится в движение от вала отбора мощности тракторе.

Канат сходит с барабана лебедки и через систему блоков про­ ходит к полиспасту подъема отвала. Блоки размещены позади

трактора на корпусе лебедки и впереди «а

передней стойке.

 

Передняя стойка бульдозера сварная.

Две боковые стойки 6 .

из швеллера связаны вверху поперечной

квадратной балкой

из

уголков, дополнительно укреплены щитом, предохраняющим

ра­

диатор трактора от повреждений.

 

 

К нижним концам стоек приварены косынки, с помощью кото­ рых стойки шарнирно закреплены на цапфах 16. Цапфы в свою очередь приварены к лонжеронам рамы трактора. Раскосы 4 из уголковой стали обеспечивают вертикальное положение передней стойки. К поперечной балке стоек, в средней ее части, привари­ вают кронштейны для крепления верхней двухблочной обоймы 8 полиспаста.

В верхнем правом углу (по ходу трактора) передней стойки приварена обойма углового направляющего блока. К правой стойке приварена обойма бокового блока 5, а на скобе, соединяю­ щей щеки обоймы блока, приварено гнездо направляющей трубы <3.

Задний кронштейн литой, один конец его приваривают к кор­ пусу лебедки, а на другом имеются два отверстия. На этом конце закреплены обойма заднего направляющего блока 2 и кронштейн, соединяющий обойму с картером заднего моста трактора. К обойме заднего направляющего блока с помощью планки и бол­ тов прикреплена труба 3, через которую протянут канат. Труба проходит через кабину трактора и одним концом свободно входит в гнездо на передней стойке.

Работа канатного управления заключается в следующем: с ба­ рабана лебедки / канат поступает на блок 2, проходит через защит­ ную трубу и попадает на боковой и угловой блоки стойки. С угло­ вого блока канат подходит к верхней подвижной обойме полиспа­ ста и последовательно огибает блоки верхней и нижней обойм, после чего укрепляется клином в коуше, расположенном на верх-

95