Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Г Л А В А 6
РАБОЧИЕ ОРГАНЫ ДОРОЖНЫХ МАШИН. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО РАБОЧИХ ОРГАНОВ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Рабочие органы дорожных машин предназначены для произ водства подготовительных работ при строительстве автомобиль ных дорог, заключающихся в удалении с полосы отвода древес ной и кустарниковой растительности, корней, дернового покроя, рыхления тяжелых и каменистых грунтов, а также для возведе ния земляного полотна, разработки выемок, планировки и про филировки земляного полотна, планирования откосов и устройства кюветов, устройства корыта для дорожного покрытия и дорожной одежды, уплотнения грунтов и разработки карьеров дорожно строительных материалов, для различных погрузочно-разгрузоч ных работ и содержания автомобильных дорог.
Рабочие органы дорожных машин выполняются в виде навес ного и прицепного оборудования на базе тракторов и колес ных тягачей, а также конструктивно являются составной частью дорожных машин, выполняющих определенный вид дорожных работ.
К основным рабочим органам дорожных машин относятся кусторезы, корчеватели, рыхлители, бульдозеры, скреперы, отвал и кирковщик автогр.ейдера, а такжег вспомогательное рабочее оборудование автогрейдера: бульдозер, плужный снегоочиститель, откосник, удлинитель отвала, прямая и обратная лопаты и драг лайн одноковшового экскаватора,и др.
Кусторезы предназначены для расчистки площадей от кустар ника и мелколесья. Их выполняют в виде сменного навесного оборудования к трактору.
Навесной кусторез Д-174В (рис. 52) состоит из отвала 1 с но жами 2, прикрепленными к нему болтами трубчатого ограждения 3, толкающей рамы 4, передающей усилие трактора рабочему органу, однобарабанной лебедки 5 для установки отвала в рабочее или транспортное положение. Толкающая рама кустореза универсаль-
89
май, поэтому на ней может быть смонтировано бульдозерное обо
рудование.
Во время срезания кустарника рабочий орган должен все время
скользить по земле, копируя профиль поверхности. |
оборудованием |
||
Кусторез Д-514 является |
сменным |
навесным |
|
к трактору Т-100М.ГП. Этот |
кусторез |
отличается |
от описанного |
тем, что в нем применен универсальный гидропривод.
1 — отвал: 2 — пож; |
3 — трубчатое ограждение; |
4 — толкающая рама; |
|
б — лебедка |
|
Отвал поднимают |
и опускают двумя |
гидроцилиндрами. На |
кусторез установлено приспособление для заточки ножей, которое приводится в движение от переднего конца коленчатого вала дви гателя.
Корчеватели предназначены для извлечения крупных валун ных камней из почвы, корчевания пней, очистки лесных площадок от сучьев, валежника и транспортирования их на небольшое рас стояние. Корчеватели могут быть использованы на валке деревьев и рыхлении почвы.
Корчеватель-собиратель Д-210Г (рис. 53) монтируют на трак торе С-100; он состоит из решетчатого отвала с зубьями, универ сальной рамы и лебедки .Д-269 с подъемным устройством.
Корчевальная машина К-йА (рис. 54) смонтирована на трак торе Т-100 и предназначена для корчевки пней диаметром до 700 мм и извлечения камней диаметром до 1500 мм.
90
Она состоит из двухбарабанной лебедки и навесного корчеваль ного устройства.
Рабочий орган машины состоит из двух двуплечих рычагов 13 и двух клыков-собирателей 12. Двуплечие рычаги жестко связаны
Рис. 53. Корчеватель-собиратель Д-210Г;
а — общий |
вид; б — навесное |
оборудование |
корчевателя; |
/ — отвал; 2 — боковые |
||||
балки; 3 —толкающая |
рама; |
4 — проушина; |
5 — лебедка; б — направляющий |
блок; |
||||
7 —труба; |
8 — рукоятка |
управления |
лебедкой; |
9 — раскос; |
10 —• подъемник; |
И — |
||
|
|
подъемный |
полиспаст; |
12 ~ зубья |
|
|
между собой распорками. Рычаги свободно надеты на неподвиж ную ось, установленную на раме корчевального устройства, и могут быть повернуты вокруг этой оси на 90°.
Клыки-собиратели установлены неподвижно, каждый на своей оси. Они увеличивают ширину захвата рабочей части, что позво ляет отвозить выкорчеванные пни и камни волоком. Кроме того, клыки-собиратели в процессе извлечения пня двуплечими рыча-
91
гамм заглубляются в грунт и являются как бы почвозацепами рамы корчевального устройства.
Клыки-собнратели закреплены на осях 11 и задней гранью упи-. раются в поперечные балки. Рама корчевателя шарнирно при креплена задним концом к прицепному устройству трактора.
Механизм поворота рабочего органа состоит из шестикратного полиспаста, приводимого в действие от левого барабана лебедки.
Нижний конец стойки 2 неподвижных обойм полиспаста при креплен болтом к прицепному устройству рамы, а верхний конец связан с трактором двумя растяжками и двумя кронштейнами,
Рис. 54. Корчевальная машина К-1А:
/ — лебедка; |
2 —стойка; |
3, |
4 и 7 — блоки; 5 — канат подъема кор |
|||
чевального |
устройства; |
6 — канат |
поворота |
клыков; |
8 — беговая |
|
дорожка; 9 |
и 14 — упорный |
ролик; |
10 — неподвижная |
ось клыка- |
||
корчевателя; |
11 — ось |
клыка-собнрателя; |
12 — клык-собнратель; |
13 ы 15 — двуплечий |
рычаг механизма возврата клыков; /6 — рама; |
|
17 — ось блока |
Механизм подъема |
и опускания корчевального устройства |
представляет собой пятикратный полиспаст с системой подвиж ных и неподвижных блоков. Корчевальное устройство поднимают и опускают правым барабаном лебедки.
Механизм возврата рабочего органа в исходное положение состоит из двуплечего рычага 15 и четырехкратного полиспаста. На двуплечем рычаге установлены ролики 9, которые при подъеме рамы корчевального устройства катятся по беговым дорожкам 8. Ролики, нажимая на двуплечий рычаг рабочего органа, приводят его в требуемое, положение.
На оси 17 смонтированы четыре блока полиспаста механизма возврата. Блоки охвачены канатом 5 механизма подъема и опуска ния рамы корчевального устройства. При подъеме корчевального устройства автоматически включается в работу механизм возврата рабочего органа, приводя его в исходное положение.
92
Рыхлители предназначены для рыхления плотных и тяжелых грунтов н расчистки трассы от кустарника, мелких пней и корней.
Прицепной рыхлитель Д-162А (рис. 55) состоит из основной рамы, рабочего оборудования, подъемной рамы, механизма управ ления и ходовой части.
Основная рама 8 сварной конструкции коробчатого сечения состоит из двух частей. Передняя часть представляет собой балку, на конце которой шарнирно закреплена серьга 9 для соединения с трактором. Хвостовая часть прямоугольной формы. В ней сде лано пять гнезд для закрепления рабочего оборудования.
Рис. 55. Прицепной рыхлитель Д-162А:
а — в рабочем положении; б — в |
транспортном |
положении; / — |
лебедка; 2 — канат; 3 — полиспаст; |
4 — подъемная |
рама; 5 — зуб; |
6 — стойка; 7 — колесо; 8 — основная рама; |
9 — серьга |
Рабочее оборудование состоит из пяти съемных стоек 6 с зубь ями 5. Стойки жестко укреплены в коробчатых гнездах основной рамы. При работе в тяжелых грунтах две стойки обычно снимают. Подъемная рама 4 шарнирно соединена с хвостовой частью основ ной рамы; впереди к подъемной раме жестко прикреплены откосьц образующие две треугольные фермы, опирающиеся на полу оси ходовых колес.
Механизм управления состоит из лебедки 1 и полиспаста 3, неподвижная обойма которого закреплена на основной раме, а подвижная^ на верхней поперечной балке подъемной рамы..
При сближении блоков полиспаста подъемная рама, поворачи ваясь относительно вала, связывающего его с основной рамой, поднимает основную раму, выглубляет зубья и устанавливает рабочий орган в транспортное положение. Для перевода его в ра бочее положение следует ослабить канат, основная рама под действием собственного веса опустится, а зубья заглубятся в грунт.
93
Ходовая часть состоит из двух сварных колес 7 с универсаль ными ступицами на шарикоподшипниках, сидящих на полуосях.
Бульдозеры предназначены для планировочных работ, возведе ния земляного полотна с перемещением грунта из боковых резер вов на расстояние не более 100—120 м. Кроме того, их используют
Рис. 56. Бульдозер Д-271А на тракторе Т-100М с канатным управлением:
/ — лебедка; |
2, 5 и 9 — блоки; 3 — труба; -/ — раскос; б — стойка; |
7 — шарнирное соедине |
|||||
ние обоймы; |
5 — верхняя |
обойма; |
/0 — барабан; |
// — подвижная |
нижняя |
обойма; |
12 и |
/5 — пальцы; |
/3 — отвал; |
14 — нож; |
/5 — цапфа; |
17 — подкос; 18 — палец; |
19 — балка |
тол |
|
|
|
кающей рамы; 20 — шарнир |
|
|
|
для засыпки рвов, траншей, ям; расчистки трассы от кустарника, пней, камней; разработки карьеров и очистки дороги от снега.
Бульдозер является навесным оборудованием трактора. Буль дозер (рис. 56) состоит из отвала 13 с ножом 14, толкающей рамы и однобарабанной лебедки 1 с полиспастом при канатном управ лении или масляного насоса с гидроцилиндромдля подъема и опускания отвала при гидравлическом управлении.
Бульдозер Д-271А — с неповоротным отвалом — оснащен канат ным управлением.
Отвал бульдозера представляет собой сварную конструкцию, нижняя часть которой выполнена в виде трехгранной призмы. Передний лист отвала состоит из двух листов: верхнего, или перед
него, изогнутого листа толщиной 8 мм |
и нижнего, или |
прямого, |
|
листа толщиной 10 мм, расположенного |
наклонно под углом 60°. |
||
Боковые стенки отвала толщиной 16 |
мм, выдвинутые несколько |
||
вперед, препятствуют потере грунта |
и способствуют увеличению |
||
его объема при транспортировании. |
К тыльной стороне |
отвала, |
в нижней части, приварен кронштейн для крепления подвижной обоймы 11 полиспаста подъема отвала.
94
Ножи 14 бульдозера прикреплены к отвалу. Они имеют дву стороннюю заточку, что позволяет по мере износа переворачивать лх или менять местами. Для увеличения износостойкости лезвие среднего ножа наплавляют отбеленным чугуном, лезвия крайних ножей — сталинитом.
Толкающая рама состоит из двух продольных балок коробча того сечения, расположенных по обе стороны трактора. Каждый брус одним концом с помощью пальца 15 связан с отвалом 13, а вторым — с опорой, приваренной к раме ходовой тележки. Опора представляет ..собой литую стальную коробку, на которой сделано отверстие для оси шарнира 20\ ось удерживается в опоре штифтом.
На балке имеются три проушины, в которых с помощью паль ца 18 закрепляют подкос. Это позволяет устанавливать различ ный угол резания.
Лебедка Д-499 установлена на задней стенке заднего моста и приводится в движение от вала отбора мощности тракторе.
Канат сходит с барабана лебедки и через систему блоков про ходит к полиспасту подъема отвала. Блоки размещены позади
трактора на корпусе лебедки и впереди «а |
передней стойке. |
|
Передняя стойка бульдозера сварная. |
Две боковые стойки 6 . |
|
из швеллера связаны вверху поперечной |
квадратной балкой |
из |
уголков, дополнительно укреплены щитом, предохраняющим |
ра |
|
диатор трактора от повреждений. |
|
|
К нижним концам стоек приварены косынки, с помощью кото рых стойки шарнирно закреплены на цапфах 16. Цапфы в свою очередь приварены к лонжеронам рамы трактора. Раскосы 4 из уголковой стали обеспечивают вертикальное положение передней стойки. К поперечной балке стоек, в средней ее части, привари вают кронштейны для крепления верхней двухблочной обоймы 8 полиспаста.
В верхнем правом углу (по ходу трактора) передней стойки приварена обойма углового направляющего блока. К правой стойке приварена обойма бокового блока 5, а на скобе, соединяю щей щеки обоймы блока, приварено гнездо направляющей трубы <3.
Задний кронштейн литой, один конец его приваривают к кор пусу лебедки, а на другом имеются два отверстия. На этом конце закреплены обойма заднего направляющего блока 2 и кронштейн, соединяющий обойму с картером заднего моста трактора. К обойме заднего направляющего блока с помощью планки и бол тов прикреплена труба 3, через которую протянут канат. Труба проходит через кабину трактора и одним концом свободно входит в гнездо на передней стойке.
Работа канатного управления заключается в следующем: с ба рабана лебедки / канат поступает на блок 2, проходит через защит ную трубу и попадает на боковой и угловой блоки стойки. С угло вого блока канат подходит к верхней подвижной обойме полиспа ста и последовательно огибает блоки верхней и нижней обойм, после чего укрепляется клином в коуше, расположенном на верх-
95