Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Механический привод тормозов представляет собой |
систему |
тяг н рычагов, соединяющую ножную педаль или ручной |
рычаг |
с тормозами.
Гидравлическим приводом называют такой привод, в котором усилие от педали к тормозу передается через жидкость.
Пневматическим приводом называют такой привод, в котором для приведения в действие тормозов используется давление сжа
того воздуха.
Устройство и действие тормозов можно рассмотреть на примере автогрейдера Д-И44А.
3 4 5 6
Рис. 50. Схема действия гидравлического ножного тормоза
автогреидера Д-144А:
|
/ — пружина; |
2 — тормозной |
барабан; |
3 — тормозная колодка; |
4 — |
* |
поршень тормозного цилиндра; 5 — тормозной цилиндр колеса; |
в— |
|||
трубопровод; |
7 — главный |
тормозной |
цилиндр; 8 — поршень; |
9 — |
|
|
|
|
педаль |
|
|
Ножной тормоз автогрейдера гидравлический и состоит из тор мозной педали, рабочего цилиндра, исполнительных гидроцилинд ров и тормозных колодок.
При нажатии на педаль 9 тормоза (рис. 50) поршень вытес няет жидкость из гидроцилиндра 7 в маслопровод. Далее масло поступает в гидроцилиндр 5, расположенный у тормозных колодок, и перемещает поршень 4 и тормозные колодки 3. Гидравлическое устройство только передает усилие ноги к тормозу.
Рабочий цилиндр (рис. 51) имеет резервный бачок 4 для запас ной жидкости, который сообщается с цилиндром 12 двумя отвер1 стиями — более широким перепускным 6 и узким компенсацион ным 7. Поршень 16 из бронзового сплава имеет две уплотнитель ные манжеты 14 и 18. В головке поршня имеется шесть отверстий 15. закрытых пластинчатым клапаном 20, выполненным в виде звез дочки. В отверстии* обратного клапана 10 установлен нагнетатель ный клапан 9, прижимаемый к своему гнезду небольшой пружи ной 11.
Исполнительный гидравлический цилиндр 30 состоит из непод вижного корпуса, внутри которого под действием жидкости пере мещаются два поршня 29 с резиновыми манжетами. Поршни упи раются в тормозные колодки. В середине корпуса, в верхней части его, ввернут воздушный клапан с пробкой, который служит для удаления воздуха из тормозной системы.
84
4
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 51. Ножной тормоз автогрейдера Д-144А: |
|
|
|
|||||
а — рабочий |
цилиндр; б —тормозной |
барабан; |
1 — шарнир; |
2 — шток; |
3 — замок: |
4 — ре |
|||||
зервный |
бачок; 5 — коробка; 6 и |
7 — перепускное |
и компенсационное |
отверстия; |
8 — кон |
||||||
трольное |
отверстие; |
9 — нагнетательный |
клапан; |
10 — обратный клапан; |
И п |
/3 —пружины; |
|||||
12 — цилиндр; |
14 н |
18 — манжеты; |
15 — отверстие |
головки |
поршня; |
16 и |
29 — поршни; |
17 — кольцевое |
пространство; |
19 — защитный |
колпак; 20 — пластинчатый |
клапан; 21 и |
22 — |
маслопроводы; |
23 — стяжная |
пружина; 24 н |
26 — колодки; 25 — гайка; |
27 — накладка; |
28 — |
|
тормозной барабан; |
30 — гндроцнлнндр |
|
|
85
При отпуске педали поршень рабочего цилиндра возвращается пружиной 13 обратного клапана в исходное положение, а жидкость из исполнительных цилиндров под действием стяжных пружин колодок вытесняется обратно в трубопроводы и в рабочий ци линдр.
В целях предотвращения попадания воздуха в систему упру гость пружины 13 подобрана такой, чтобы в гидросистеме поддер живалось давление на 0,5— 1 кгс/см2 выше атмосферного.
Заполнение полости рабочего Цилиндра жидкостью при резком отпуске педали отстает от перемещения поршня. Происходит это вследствие слабого напора, создаваемого пружинами колодок, и малого сечения трубопроводов. Под действием разрежения жид кость из кольцевого пространства 17 за головкой поршня прохо дит через отверстия 15 в его головке, огибает лепестки пластинча того клапана 20, края резиновой манжеты и перетекает в разре женное пространство. Кольцевая полость вокруг поршня попол няется жидкостью из резервуара через перепускное отверстие. Этим предупреждается подсос воздуха и обеспечивается быстрое возвращение поршня в исходное положение для повторного тор можения.
Жидкость, продолжающая поступать из исполнительных ци линдров под действием стяжных пружин, протекает за 1—3 сек через компенсационное отверстие в резервуар. Чтобы компенса ционное отверстие всегда было открыто и колеса полностью оттормаживались при отпущенной педали, между поршнем и штоком необходим зазор 1,5—2,5 мм. Такому зазору соответствует свобод ный ход педали тормоза 8—14 мм. Зазор между тормозными на кладками 27 и барабаном 28 регулируют гайкой 25.
Дисковый ручной тормоз автогрейдера Д-144А, установленный на выступающем конце верхнего вала мультипликатора, состоит из диска, укрепленного на шлицах вала, и двух невращающихся дисков. При торможении один из невращающихся дисков под действием рычага и системы тяг перемещается в сторону муль типликатора и диск, вращающийся с валом, оказывается зажатым между двумя невращающимнся поверхностями.
На автогрейдере Д-395, самоходном скрепере Д-357М установ лен ножной тормоз колодочного типа с пневматическим приводом. Он состоит из стальных колодок с тормозными фрикционными накладками, разжимного кулака, стяжных пружин. Пневматиче ский тормозной привод состоит из компрессора с регулятором давления, ресивера для воздуха, тормозного крана, колесных тор мозных камер, предохранительного клапана.
Торможение выполняется тормозными камерами после нажа тия на тормозную педаль и включения тормозного крана путем поворота разжимного кулака, прижимающего тормозные колодки к барабану колеса.
На дорожных машинах на базе гусеничных тракторов устанав ливаются ленточные тормоза. В этих тормозах тормозные бара баны охватываются стальными лентами, к которым приклепаны
86
асбофрикционные накладки. Торможение осуществляется затяж кой ленты. Приводы механические от двух независимых педалей — каждый к своему тормозу.
§ 4. НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Основной неисправностью рулевого управления является уве личенный люфт рулевого колеса. Признаки увеличенного люфта рулевого колеса: затрудненное управление дорожной машиной, плохая устойчивость движения машины. Причинами увеличенного люфта рулевого колеса могут быть нарушение регулировки руле вого управления, износ его деталей, ослабление крепления кар тера рулевого механизма, рычагов и пальцев привода.
Для устранения неиоправности необходимо произвести крепле-/ ние деталей рулевого управления, подтянуть подшипники его, заменить изношенные детали или произвести регулировку руле вого механизма в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Если рулевое колесо поворачивается с трудом в результате чрезмерной затяжки сочленений рулевого управления, необходимо отрегулировать зазоры в них.
По мере износа дисков муфты поворота гусеничных дорожных машин нарушается свободный ход рычагов управления и для устранения этого необходимо произвести регулировочные работы.
К числу основных неисправностей тормозной системы отно сятся слабое торможение, неравномерность торможения левых и правых колес и заедание тормозов (самопроизвольное заклинива ние). Признаком слабого торможения является большая величина тормозного пути.
Причинами слабого торможения могут быть замасливание и износ фрикционных накладок тормозных колодок и барабанов, вследствие чего изменяется величина свободного хода педали тор моза; неисправность компрессора пневматического привода; попа дание воздуха в систему гидравлического привода; утечка жид кости в результате неплотностей в соединениях.
Необходимо промыть накладки, отрегулировать тормоз, заме нить уплотнения и подтянуть соединения. Если педаль гидротор моза не срабатывает за один ход, значит, в гидросистему попал воздух и его надо удалить путем прокачивания тормозов.
Признаком неравномерности торможения левых и правых ко лес является занос машины. Причинами могут быть неправильная регулировка зазоров между тормозными барабанами и наклад ками, разное давление- в шинах. Иногда сильно нагревается тор мозной барабан ввиду отсутствия зазора между колодками и бара баном. Необходимо установить между колодками и барабаном нормальный зазор.
Признаком заедания тормозов является притормаживание ко лес при отпущенной педали. Причинами заедания тормозов при
87.
гидравлическом приводе могут быть разбухание манжет главного или колесных цилиндров в результате применения некачественной тормозной жидкости; неправильная величина свободного хода педали тормоза. Причинами заедания тормозов при пневматиче ском приводе могут быть отсутствие пли недостаточная величина свободного хода педали тормоза, неисправность крана управления.
Разбухшие манжеты тормозных цилиндров и некачественную тормозную жидкость заменяют, а свободный ход педали тормоза регулируют.
При нарушении нормального хода тормозных педалей гусенич ных дорожных машин необходимо отрегулировать зазор между тормозными лентами и наружными поверхностями ведомых бара банов муфты поворота.
Указанные неисправности рулевого управления и тормозной системы можно предупредить, если своевременно проводить тех ническое обслуживание их и устранять возникающие непо ладки.
Уход за рулевым управлением состоит в проверке и регули ровке свободного хода (люфта) рулевого колеса, подшипников пальцев сектора рулевого механизма, проверке креплений дета лей рулевого управления и смазке рулевого управления.
Величина свободного |
хода |
рулевого |
колеса устанавливается |
по люфтомеру и, должна быть в пределах 25—30°, считая по углу |
|||
поворота рулевого колеса. |
Если |
она не |
соответствует указанному |
пределу, необходимо произвести регулировку рулевого механизма в соответствии с инструкцией завода-изготовнтеля.
Величина свободного хода рычагов муфт поворота должна быть в пределах 60—90 мм.
Необходимо систематически проверять и проводить подтяжку креплений всех болтовых соединений, производить смазку руле вого механизма и шарнирных соединений.
Уход за тормозной системой состоит в проверке и регулиррвке свободного хода педали тормоза и зазоров между тормозными барабанами и накладками (нормальный зазор 0,2—0,6 мм), под держании в чистоте трущихся поверхностей, систематической про верке наружных сочленений тормозного привода и проверке гер метичности тормозного привода.
Вгидравлических приводах необходимо проверять плотность всех соединений, доливать жидкость в резервуар главного тормоз ного цилиндра, удалять воздух из системы.
Впневматических приводах необходимо постоянно наблюдать' за давлением воздуха в тормозной системе; устранять утечки воз духа; проверять состояние и работу компрессора, тормозного крана, клапанов; спускать конденсат из ресиверов; регулировать длину тяг и ход коромысла.