Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механический привод тормозов представляет собой

систему

тяг н рычагов, соединяющую ножную педаль или ручной

рычаг

с тормозами.

Гидравлическим приводом называют такой привод, в котором усилие от педали к тормозу передается через жидкость.

Пневматическим приводом называют такой привод, в котором для приведения в действие тормозов используется давление сжа­

того воздуха.

Устройство и действие тормозов можно рассмотреть на примере автогрейдера Д-И44А.

3 4 5 6

Рис. 50. Схема действия гидравлического ножного тормоза

автогреидера Д-144А:

 

/ — пружина;

2 — тормозной

барабан;

3 — тормозная колодка;

4

*

поршень тормозного цилиндра; 5 — тормозной цилиндр колеса;

в

трубопровод;

7 — главный

тормозной

цилиндр; 8 — поршень;

9 —

 

 

 

педаль

 

 

Ножной тормоз автогрейдера гидравлический и состоит из тор­ мозной педали, рабочего цилиндра, исполнительных гидроцилинд­ ров и тормозных колодок.

При нажатии на педаль 9 тормоза (рис. 50) поршень вытес­ няет жидкость из гидроцилиндра 7 в маслопровод. Далее масло поступает в гидроцилиндр 5, расположенный у тормозных колодок, и перемещает поршень 4 и тормозные колодки 3. Гидравлическое устройство только передает усилие ноги к тормозу.

Рабочий цилиндр (рис. 51) имеет резервный бачок 4 для запас­ ной жидкости, который сообщается с цилиндром 12 двумя отвер1 стиями — более широким перепускным 6 и узким компенсацион­ ным 7. Поршень 16 из бронзового сплава имеет две уплотнитель­ ные манжеты 14 и 18. В головке поршня имеется шесть отверстий 15. закрытых пластинчатым клапаном 20, выполненным в виде звез­ дочки. В отверстии* обратного клапана 10 установлен нагнетатель­ ный клапан 9, прижимаемый к своему гнезду небольшой пружи­ ной 11.

Исполнительный гидравлический цилиндр 30 состоит из непод­ вижного корпуса, внутри которого под действием жидкости пере­ мещаются два поршня 29 с резиновыми манжетами. Поршни упи­ раются в тормозные колодки. В середине корпуса, в верхней части его, ввернут воздушный клапан с пробкой, который служит для удаления воздуха из тормозной системы.

84


4

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 51. Ножной тормоз автогрейдера Д-144А:

 

 

 

а — рабочий

цилиндр; б —тормозной

барабан;

1 — шарнир;

2 — шток;

3 — замок:

4 — ре­

зервный

бачок; 5 — коробка; 6 и

7 — перепускное

и компенсационное

отверстия;

8 — кон­

трольное

отверстие;

9 — нагнетательный

клапан;

10 — обратный клапан;

И п

/3 —пружины;

12 — цилиндр;

14 н

18 — манжеты;

15 — отверстие

головки

поршня;

16 и

29 — поршни;

17 — кольцевое

пространство;

19 — защитный

колпак; 20 — пластинчатый

клапан; 21 и

22 —

маслопроводы;

23 — стяжная

пружина; 24 н

26 — колодки; 25 — гайка;

27 — накладка;

28 —

 

тормозной барабан;

30 — гндроцнлнндр

 

 

85


При отпуске педали поршень рабочего цилиндра возвращается пружиной 13 обратного клапана в исходное положение, а жидкость из исполнительных цилиндров под действием стяжных пружин колодок вытесняется обратно в трубопроводы и в рабочий ци­ линдр.

В целях предотвращения попадания воздуха в систему упру­ гость пружины 13 подобрана такой, чтобы в гидросистеме поддер­ живалось давление на 0,5— 1 кгс/см2 выше атмосферного.

Заполнение полости рабочего Цилиндра жидкостью при резком отпуске педали отстает от перемещения поршня. Происходит это вследствие слабого напора, создаваемого пружинами колодок, и малого сечения трубопроводов. Под действием разрежения жид­ кость из кольцевого пространства 17 за головкой поршня прохо­ дит через отверстия 15 в его головке, огибает лепестки пластинча­ того клапана 20, края резиновой манжеты и перетекает в разре­ женное пространство. Кольцевая полость вокруг поршня попол­ няется жидкостью из резервуара через перепускное отверстие. Этим предупреждается подсос воздуха и обеспечивается быстрое возвращение поршня в исходное положение для повторного тор­ можения.

Жидкость, продолжающая поступать из исполнительных ци­ линдров под действием стяжных пружин, протекает за 1—3 сек через компенсационное отверстие в резервуар. Чтобы компенса­ ционное отверстие всегда было открыто и колеса полностью оттормаживались при отпущенной педали, между поршнем и штоком необходим зазор 1,5—2,5 мм. Такому зазору соответствует свобод­ ный ход педали тормоза 8—14 мм. Зазор между тормозными на­ кладками 27 и барабаном 28 регулируют гайкой 25.

Дисковый ручной тормоз автогрейдера Д-144А, установленный на выступающем конце верхнего вала мультипликатора, состоит из диска, укрепленного на шлицах вала, и двух невращающихся дисков. При торможении один из невращающихся дисков под действием рычага и системы тяг перемещается в сторону муль­ типликатора и диск, вращающийся с валом, оказывается зажатым между двумя невращающимнся поверхностями.

На автогрейдере Д-395, самоходном скрепере Д-357М установ­ лен ножной тормоз колодочного типа с пневматическим приводом. Он состоит из стальных колодок с тормозными фрикционными накладками, разжимного кулака, стяжных пружин. Пневматиче­ ский тормозной привод состоит из компрессора с регулятором давления, ресивера для воздуха, тормозного крана, колесных тор­ мозных камер, предохранительного клапана.

Торможение выполняется тормозными камерами после нажа­ тия на тормозную педаль и включения тормозного крана путем поворота разжимного кулака, прижимающего тормозные колодки к барабану колеса.

На дорожных машинах на базе гусеничных тракторов устанав­ ливаются ленточные тормоза. В этих тормозах тормозные бара­ баны охватываются стальными лентами, к которым приклепаны

86


асбофрикционные накладки. Торможение осуществляется затяж­ кой ленты. Приводы механические от двух независимых педалей — каждый к своему тормозу.

§ 4. НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Основной неисправностью рулевого управления является уве­ личенный люфт рулевого колеса. Признаки увеличенного люфта рулевого колеса: затрудненное управление дорожной машиной, плохая устойчивость движения машины. Причинами увеличенного люфта рулевого колеса могут быть нарушение регулировки руле­ вого управления, износ его деталей, ослабление крепления кар­ тера рулевого механизма, рычагов и пальцев привода.

Для устранения неиоправности необходимо произвести крепле-/ ние деталей рулевого управления, подтянуть подшипники его, заменить изношенные детали или произвести регулировку руле­ вого механизма в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Если рулевое колесо поворачивается с трудом в результате чрезмерной затяжки сочленений рулевого управления, необходимо отрегулировать зазоры в них.

По мере износа дисков муфты поворота гусеничных дорожных машин нарушается свободный ход рычагов управления и для устранения этого необходимо произвести регулировочные работы.

К числу основных неисправностей тормозной системы отно­ сятся слабое торможение, неравномерность торможения левых и правых колес и заедание тормозов (самопроизвольное заклинива­ ние). Признаком слабого торможения является большая величина тормозного пути.

Причинами слабого торможения могут быть замасливание и износ фрикционных накладок тормозных колодок и барабанов, вследствие чего изменяется величина свободного хода педали тор­ моза; неисправность компрессора пневматического привода; попа­ дание воздуха в систему гидравлического привода; утечка жид­ кости в результате неплотностей в соединениях.

Необходимо промыть накладки, отрегулировать тормоз, заме­ нить уплотнения и подтянуть соединения. Если педаль гидротор­ моза не срабатывает за один ход, значит, в гидросистему попал воздух и его надо удалить путем прокачивания тормозов.

Признаком неравномерности торможения левых и правых ко­ лес является занос машины. Причинами могут быть неправильная регулировка зазоров между тормозными барабанами и наклад­ ками, разное давление- в шинах. Иногда сильно нагревается тор­ мозной барабан ввиду отсутствия зазора между колодками и бара­ баном. Необходимо установить между колодками и барабаном нормальный зазор.

Признаком заедания тормозов является притормаживание ко­ лес при отпущенной педали. Причинами заедания тормозов при

87.


гидравлическом приводе могут быть разбухание манжет главного или колесных цилиндров в результате применения некачественной тормозной жидкости; неправильная величина свободного хода педали тормоза. Причинами заедания тормозов при пневматиче­ ском приводе могут быть отсутствие пли недостаточная величина свободного хода педали тормоза, неисправность крана управления.

Разбухшие манжеты тормозных цилиндров и некачественную тормозную жидкость заменяют, а свободный ход педали тормоза регулируют.

При нарушении нормального хода тормозных педалей гусенич­ ных дорожных машин необходимо отрегулировать зазор между тормозными лентами и наружными поверхностями ведомых бара­ банов муфты поворота.

Указанные неисправности рулевого управления и тормозной системы можно предупредить, если своевременно проводить тех­ ническое обслуживание их и устранять возникающие непо­ ладки.

Уход за рулевым управлением состоит в проверке и регули­ ровке свободного хода (люфта) рулевого колеса, подшипников пальцев сектора рулевого механизма, проверке креплений дета­ лей рулевого управления и смазке рулевого управления.

Величина свободного

хода

рулевого

колеса устанавливается

по люфтомеру и, должна быть в пределах 25—30°, считая по углу

поворота рулевого колеса.

Если

она не

соответствует указанному

пределу, необходимо произвести регулировку рулевого механизма в соответствии с инструкцией завода-изготовнтеля.

Величина свободного хода рычагов муфт поворота должна быть в пределах 60—90 мм.

Необходимо систематически проверять и проводить подтяжку креплений всех болтовых соединений, производить смазку руле­ вого механизма и шарнирных соединений.

Уход за тормозной системой состоит в проверке и регулиррвке свободного хода педали тормоза и зазоров между тормозными барабанами и накладками (нормальный зазор 0,2—0,6 мм), под­ держании в чистоте трущихся поверхностей, систематической про­ верке наружных сочленений тормозного привода и проверке гер­ метичности тормозного привода.

Вгидравлических приводах необходимо проверять плотность всех соединений, доливать жидкость в резервуар главного тормоз­ ного цилиндра, удалять воздух из системы.

Впневматических приводах необходимо постоянно наблюдать' за давлением воздуха в тормозной системе; устранять утечки воз­ духа; проверять состояние и работу компрессора, тормозного крана, клапанов; спускать конденсат из ресиверов; регулировать длину тяг и ход коромысла.