Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пей неподвижной обойме блоков. Конец каната навит на запасной барабан 10.

На нож бульдозера при заглублении действует вертикальное усилие, равное весу отвала, а вес трактора не участвует.

Бульдозер Д-535 (рис. 57) на тракторе Т-74 с неповоротиым отвалом оснащен гидроприводом.

Бульдозер имеет неповоротный отвал 1 с ножом, лыжу, две толкающие балки с цапфами для шарнирного соединения с попе­ речной балкой. Бульдозер оборудован гидравлической системой управления. Положение лыжи по высоте регулируют стопорными болтами.

Рис. 57. Общий вид бульдозера Д-535:

/ — отвал; 2 — гндроцилиндр:

3 — кронштейн гндроцнлнндра; 4 — трубопровод; 5 — попе­

речная

балка; 6 —• толкающая балка; 7 — лыжа

Толкающие балки 6 передними концами приваривают к тыль­ ной стороне лобового листа и дополнительно укрепляют косын­ ками. К задним концам толкающих балок 6 приварены вильчатые опоры, с помощью которых толкающие балки соединяют с попе­ речной балкой 5. Для увеличения срока службы опоры оснащены сменными термообработанными вкладышами.

Гидроцилиндр 2 шарнирно крепят к раме трактора с помощью кронштейна 3, выполненного из двух продольных швеллерных балок, соединенных в передней части поперечиной и косынками. В средней части поперечины приварены две проушины с отвер­ стиями для шарнирного крепления гидроцилиндра.

Кронштейн гидроцилиндра крепят к раме тремя серьгами и болтами. Чтобы удержать отвал в поднятом положении при вклю­ ченном гидроприводе, к проушинам шарнирно прикреплена скоба

96

транспортной подвески, которая может быть отведена назад п надета на крюк. Гидроцилиндр укрепляют с помощью универсаль­ ного шарнира, поэтому шток освобождается от поперечного изгиба при перекосах отвала.

Гидравлическая система, используемая для управления отва­ лом, состоит из насоса, четырехпозиционного гидрораспределителя, бака для масла и маслопровода.

Привод насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя трактора через клиноременную передачу и зубчатую муфту. Насос соединен трубопроводами с баком через распределитель, который в свою очередь двумя трубами соединен с верхней и нижней полостями гидроцилнндра. Все эти агрегаты образуют замкнутую гидравлическую систему.

Рычаги гидрораспределителя выведены в кабину трактора.

При гидравлическом управлении гидроцилдндр заглубляет отвал и на отвал действует также вес передней части трактора. Это позволяет с помощью бульдозера с гидроприводом, оборудо­ ванного легким отвалом, разрабатывать более тяжелые грунты, чем'бульдозерами с канатным управлением.

Скрепер предназначен для разработки грунта и перемещения его на расстояние 50— 1500 м. Скреперы с быстроходными колес­ ными тягачами отвозят грунт на расстояние 3—5 км.

Скреперами можно последовательно выполнять весь цикл зем­ ляных работ: от послойной срезки грунта, его транспортировки и выгрузки в местах отсыпки с последующим разравниванием до частичного уплотнения грунта, производимого гусеницами трак­ тора-тягача и колесами скрепера.

Скрепер имеет ковш, впереди которого снизу укреплены ножи, срезающие стружку грунта. Ковш закрывается заслонкой, которая удерживает грунт в ковше во время транспортирования. Задняя разгружающая стенка выталкивает грунт из ковша во время раз­ грузки. Ковш установлен на ходовых колесах и имеет сзади буфер для работы с трактором-толкачом. С помощью механизма управт ления ковш опускается на грунт, одновременно заслонка подни­ мается. Когда скрепер движется вперед, ножи врезаются в грунт под действием силы тяжести ковша-и срезают стружку грунта, заполняющую ковш. После окончания загрузки ковш поднимают, а заслонку опускают, закрывая грунту выход из ковша, при этом разгружающая стенка выталкивает грунт из ковша, высыпая его на землю перед ножами.

Наиболее широко на дорожном строительстве применяют двух­ осный скрепер Д-374А (рис. 9) с канатно-блочным управлением, с полупринудительной разгрузкой.

Этот скрепер состоит из рамы 5, ковша 10, днища 17, заслон­ ки 20, передней оси, дышла 1, колесного хода и канатного управ­ ления.

Передняя рама 5 сварной конструкции, состоит из хобота, по­

перечной балки,

выполненной из

трубы,

и продольных рычагов.

К передней раме

приварены петли

обойм

приемных блоков для

4—75

97


канатов, идущих с лебедки. С помощью канатного управления поднимают ковш, переднюю заслонку и днище с задней стенкой.

Ковш является одновременно задней рамой скрепера и состоит из двух боковых стенок, выполненных из листовой стали и усилен­ ных внешними накладками из швеллеров. Боковые стенки соеди­ нены между собой поперечинами: передней балкой, ножевой пли­ той, балками (задними, нижней и верхней), к которым приварены

•кронштейны для крепления осей задних колес. Вверху боковые стенки соединены трубчатой балкой, на которой монтируют блоки полиспастов, поднимающих днище и переднюю стенку.

Днище ковша цельносварное и служит одновременно задней стенкой. С обеих сторон к днищу крепят болтами подвески. Днище помещается между боковыми стенками ковша, а подвески нахо­ дятся с внешней стороны боковых стенок и соединяются с ним шарниром. С помощью каната 8 и кронштейна 12 днище может быть повернуто в положение разгрузки. В транспортном положе­ нии днище лежит на задней нижней балке ковша.

Передняя заслонка ковша для жесткости изготовлена с двой­ ными стенками из листовой стали и посредством двух рычагов шарнирно прикреплена с внешней стороны ковша к его боковым стенкам шарниром 9.

Управление рабочими операциями скрепера осуществляется с помощью двухбарабанной лебедки Д-323 или Д-1148В.

Самоходный скрепер Д-367М (рис. 10) предназначен для раз­ работки грунта, транспортирования его на расстояние 300—5000 м, отсыпки слоем заданной толщины и для планировочных работ. Он работает вместе с одноосным тягачом МАЗ-529В.

Скрепер состоит из задней рамы, выполненной заодно с ков­ шом, передней рамы, задней стенки и передней заслонки. Эти узлы скрепера выполнены сварными из листовой стали 6—8 мм и уси­ лены стальными штампованными накладками. Колесо в сборе со ступицей, полуосью, тормозом и креплением выполнено так же, как п колесо одноосного тягача. Однако оно не является ведущим, и поэтому в нем нет редуктора.

Ковш 9 скрепера присоединяется к тягачу 1 хоботом тяговой

.рамы и сцепным устройством 3. Рулевое управление осуществ­ ляется поворотом всего тягача относительно скрепера с помощью гидроцилиндров 4 механизма поворота. На ковше скрепера име­ ются ножи 13, которые опираются на задние колеса 11,- оси их прикреплены к заднему буферу 12. Заслонка 8 закрывает ковш

спереди. На задней раме

сделан буфер 12 для работы

скрепера

с толкачом.

 

 

Принудительная разгрузка скрепера осуществляется выдвиже­

нием вперед задней стенки 10.

Подъем и

Управление рабочими

органами гидравлическое.

опускание ковша, движение задней стенки, подъем и опускание передней заслонки выполняют с помощью шести цилиндров, рабо­ тающих попарно и соединенных параллельно.

98


Гидроуправленне скрепера питается от трех насосов НШ-46Д, связанных жесткими трубопроводами с масляным баком и распре­ делителем, который в свою очередь соединен с исполнительными цилиндрами, системой трубопроводов и гибкими рукавами.

Гидронасосы установлены на тягаче и приводятся в действие от основного двигателя через коробку отбора мощности.

Рис. 58. Автогрендер Д-144А:

/ — двигатель,

закрытый

кожухом; 2 — муфта

сцепления;

3 — коробка

управления; 4 — ре­

дуктор

подъема и опускания

отвала;

5 — редуктор выноса

отвала

в сторону; 6 — редуктор

подъема

кнрковщнка;

7

— редуктор

рулевого

механизма;

8 — редуктор

наклона

передних

колес;

9

и 23 — колеса;

10 — передний мост;

11 — рулевая

трапеция;

12 — кнрковщнк;

13

тяговая

 

рама;

/4 — редуктор

поворотного

круга;

15 — поворотный

круг;

16 — отвал

с но­

жами;

17 — основная

рама; 18 — мультипликатор;

19 — коробка перемены

передач;

20 — кар­

 

 

 

данная

передача; 21 — задний

мост;

22 — балансирные

тележки

 

 

Грейдеры предназначены для профилирования земляного по­ лотна, устройства канав и кюветов, возведения небольших насы­ пей из боковых резервов, устройства корыта в дорожном полотне, срезки и планировки откосов выемок и насыпей, общей плани­ ровки участка, перемешивания гравия с вяжущими материалами на строительстве дорог с усовершенствованным покрытием, для очистки снега и т. д.'

Основным рабочим органом грейдера является отвал с ножом, размещаемый между передними и задними колесами, что позво­ ляет выполнять планировку с большей точностью по сравнению с бульдозером.

Грейдеры подразделяются на прицепные и самоходные, или автогрейдеры. Автогрейдер отличается большими транспортными скоростями, является высокопроизводительной машиной и управ­ ляется одним человеком.

Автогрейдер Д-144А (рис. 58) применяется для сооружения землявого полотна при постройке автомобильных дорог, киркова- |Ния тяжелого грунта и изношенного твердого дорожного покры­ тия. Он состоит из следующих основных узлов: основной рамы, рабочего оборудования, двигателя, силовой передачи и механиз-

4*

99


мо® управления. Рама 17, служащая для размещения на ней дви­ гателя и всех рабочих органов, опирается одним концом на перед­ нюю ось, а другим — на ось балансирных тележек.

В состав рабочего оборудований входят отвал с поворотным кругом и тяговой рамой, кнрковщнк и съемныйнож уширителя. Отвал укреплен на кронштейнах поворотного круга.

Поворотный круг подвешен на тяговой раме. Передний конец

тяговой

рамы соединен шаровым шарниром с основной рамой,

а задний

конец

ее подвешен на

вертикальных тягах механизма

подъема

отвала.

Тяга механизма

выноса отвала в сторону при­

креплена к поперечине тяговой рамы. Съемный нож отвала состоит

из двух частей. Для предварительного

рыхления твердых

грунтов

•служит кнрковщнк (рама с вставленными в нее зубьями),

который

используют

одновременно с отвалом

пли ранее его. Кнрковщнк

с помощью двух горизонтальных тяг

шарнирно

(в вертикальной

плоскости)

крепят к передней части

основной

рамы и на двух

вертикальных тягах подвешивают к рычагам механизма подъема, которые укреплены на основной раме. При челночной работе авто­ грейдером кнрковщнк следует снимать.

Управление рабочими органами снабжено механическим при­ водом от двигателя через коробку управления. Оно состоит из механизмов: для подъема и опускания концов ножа, поворота ножа в горизонтальной плоскости и его выноса в сторону, наклона передних колес и для подъема и опускания кирковщика.

Передача от коробки управления к механизмам осуществляется карданными валами. Движение механизма управления передается от верхнего вала коробки передач, выведенного за корпус коробки.

В состав рабочего оборудования автогрейдера Д-395 тяжелого типа входят отвал с поворотным кругом и тяговой рамой и кирковщик.

Его отвал 1 (рис. 59,а) представляет собой сварную коробча­ тую конструкцию. В нижней части отвала крепится болтами с по­ тайными головками нож 2 с двусторонней заточкой. Отвал изогнут по радиусу 450 мм. К тыльной стороне отвала приварена рейка 9,

.которая зацепляется с шестерней 6, обеспечивающей сдвиг отвала вручную в направляющих в обе стороны. В стенке отвала имеется пять отверстий для его фиксации в нужном положении при сдвиге в направляющих.

Отвал можно устанавливать под углом резания 35—90°. Фикса­ ция угла резания производится гайкой на секторе 7.

Кнрковщнк (рис. 59, б) состоит из литой стальной рамы 16 с приваренными к ней двумя кронштейнами 13 и двумя проуши­ нами 15. Рама имеет пять окон для зубьев 18, которые имеют сменные наконечники 19 и закрепляются на раме с помощью клиньев 17. С основной рамой кирковщик соединяется с помощью двух рычагов 11 и двух тяг 14. Рычаги И соединяются шарнирно пальцами 12 с кронштейнами 13. Расположение кирковщика впе-

100